О СУБЪЕКТИВНЫХ И ОБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРАХ ПРИОБЩЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Ю.В. ОКУНЬКОВ, Э.А. ЗЮРИН, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; К.С. РОДИН, О.М. СКОРОДУМОВА, ВЦИОМ, г. Москва
Аннотация
В данной статье рассмотрены результаты фокус-групповых исследований, выявляющих отношение, восприятие, удовлетворенность всех групп и категорий населения Российской Федерации существующими условиями для занятий физической культурой и спортом, включая механизмы формирования индивидуальных потребностей (мотивации) всех категорий и групп населения в условиях для занятий физической культурой и спортом и оценку препятствующих им факторов. Выявлены условия, оказывающие стимулирующее воздействие на двигательную активность населения, от мотивационной составляющей до выбора форм и мест занятий.
Ключевые слова: мотивация, фокус-группы, физическая активность, систематические занятия, физическая
подготовленность.
ON SUBJECTIVE AND OBJECTIVE FACTORS INTRODUCTION TO PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Yu.V. OKUNKOV, E.A. ZYURIN, FSBIFSC VNIIFK; K.S. RODIN, O.M. SKORODUMOVA, All-Russian CPOR (VTsIOM), Moscow
Abstract
This article describes the results of focus group research reveals the attitude, perception, satisfaction of all groups and categories of the population of the Russian Federation existing conditions for physical culture and sport, individual needs (motivation) in all categories and groups of conditions for physical culture and sports and prevent them factors. The conditions that have a stimulating effect on the motor activity of the population, from the motivational component to the choice of forms and places
of employment.
Keywords: motivation, forum groups, physical activity, systematic training, physical fitness.
Актуальность
ных факторов, способствующих или препятствующих занятиям ФКС [1, 2].
Цель исследования: выявить субъективные и объективные факторы приобщения к занятиям физической культурой и спортом населения Российской Федерации. Задачи исследования:
- изучение отношения и восприятия среди всех изучаемых групп и категорий населения систематических занятий ФКС;
- определение мотивов и стимулов к систематическим занятиям ФКС, включая механизмы формирования индивидуальных потребностей к занятиям конкретными видами спорта среди всех изучаемых групп и категорий населения;
- оценка факторов, препятствующих занятиям ФКС, среди всех изучаемых групп и категорий населения.
Методы исследования: анкетирование, методы математической статистики.
В Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 предусматривается к 2024 г. необходимость увеличения до 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (далее - ФКС) [4]. Фактически речь идет о значительном дополнительном привлечении к систематическим занятиям ФКС - примерно на 15% населения (это более 20 млн чел.), поскольку на сегодня систематически занимающихся ФКС россиян примерно 40%, а население в возрасте 3-79 лет - более 136 млн чел. [3].
Выполнение этой важной и масштабной задачи усугубляется еще и тем, что речь идет о привлечении к систематическим занятиям ФКС тех групп населения, в отношении которых существующая в стране система организации и проведения физкультурно-спортивных занятий не проявила себя достаточно эффективно, что актуализирует необходимость изучения субъективных и объектив-
Результаты исследований и их обсуждение
ФГБУ ФНЦ ВНИИФК совместно с ВЦИОМ проводит всероссийский социологический опрос для определения индивидуальных потребностей (мотивации) всех категорий и групп населения в условиях для занятий физической культурой и спортом и препятствующих им факторов. В проводимом исследовании предусматривалось проведение фокус-групповых дискуссий, направленных на последующее уточнение методики исследования, определение системы показателей и индикаторов, анкеты и гайда, а на этой основе - проведение масштабных опросов всех категорий и групп населения страны.
Целевые аудитории фокус-групповых исследований:
- родители детей в возрасте от 3 до 5 лет. Общее число фокус-групп с целевой аудиторией - 4. Число участников каждой фокус-группы - 12 чел.;
- родители детей в возрасте от 6 до 12 лет. Общее число фокус-групп с целевой аудиторией - 2. Число участников каждой фокус-группы - 12 чел.;
- подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Общее число фокус-групп с целевой аудиторией - 2. Число участников каждой фокус-группы - 12 чел.;
- население молодого возраста от 18 до 29 лет. Общее число фокус-групп с целевой аудиторией - 2. Число участников каждой фокус-группы - 12 чел.;
- население среднего возраста от 30 до 59 лет. Общее число фокус-групп с целевой аудиторией - 3. Число участников каждой фокус-группы - 12 чел.;
- население старшего возраста от 60 лет и старше. Общее число фокус-групп с целевой аудиторией - 3. Число участников каждой фокус-группы - 12 чел.
Каждая фокус-группа была сформирована таким образом, чтобы включать три целевые группы респондентов в равных долях: занимающиеся ФКС в настоящий момент, занимающиеся спортом ранее, планирующие начать занятия ФКС.
Анализ итогов проведения фокус-групповых исследований выявил как общие характеристики, свойственные всем целевым аудиториям, так и имеющиеся различия. Так, среди респондентов доминирует позитивное отношение к спорту и физической культуре, признается позитивное влияние спорта как на физическое состояние, так и на психосоциальное. Занятия ФКС прочно ассоциируются с развитием твердого характера, умением преодолевать трудности, дисциплиной и самоорганизацией. Родители детей отмечают также позитивное воздействие спортивных занятий на формирование дисциплинированности, умение работать в команде, поддержание коммуникаций со сверстниками; для детей более старшего возраста (от 6 до 12 лет) спорт воспринимается как положительная альтернатива занятиям с малой двигательной активностью (просмотр телевизора, компьютерные игры). Стоит отметить, что молодые люди в возрасте 18-29 лет разделяют любительский и профессиональный спорт, приписывая последнему большую физическую нагрузку и нацеленность на конкретный результат (победу в соревнованиях). Респонденты возрастной группы (от 30 до 59 лет) чаще
отмечали, что занятия спортом требуют финансовых затрат. При этом, высказываясь о тенденции относительно изменения отношения к физкультуре и спорту, респонденты демонстрируют полярные мнения. Часть респондентов говорит, что совсем не замечает никаких изменений отношения к физкультуре и спорту среди своих друзей и знакомых, другая часть замечает изменение отношения: больше их друзей стало уделять внимание своему здоровью, питанию и физической форме, посещают фитнес-залы и занимаются спортом. Некоторые респонденты отмечают строительство новых спортивных площадок, сооружений и появление новых возможностей для занятия ФКС.
Выбор конкретного вида спорта зависит от множества критериев. Так, для детей спорт чаще всего выбирается, исходя из гендерных ролевых представлений: силовые и командные виды спорта - для мальчиков, легкая атлетика и гимнастика - для девочек. Существует практика посещения нескольких спортивных секций перед тем как сделать окончательный выбор. Как правило, выбранным видом спорта продолжают заниматься и в более старшем возрасте, либо возвращаются к нему после перерыва. Респонденты в возрасте от 18 до 30 лет чаще говорили о привлекательности для них занятий фитнесом и занятий с использованием тренажеров в спортивном зале, а также занятий в бассейне - преимущественно плаванием и аквааэробикой. Занятия в тренажерном зале, йога, пилатес, бег, плавание, лыжи популярны в аудитории 30-59 лет. В возрастной группе (старше 60 лет) также популярны велосипедные прогулки и скандинавская ходьба. Выбор определенного вида спорта у представителей старшей возрастной группы связан исключительно с состоянием здоровья.
Интенсивность занятий у всех участников разная: по времени - от 30 минут до нескольких часов, по количеству занятий в неделю - от 2 до 5, в зависимости от типа активности и того, насколько профессионально человек увлекается тем или иным видом занятий. Чаще всего продолжительность одного занятия в фитнес-зале/бассей-не составляет около одного часа, а частота занятий -2-3 раза в неделю.
Среди участников дискуссий распространены представления о необходимости заниматься более интенсивно, чем в действительности получается. При этом многие идеальной видят очень высокую интенсивность занятий (практически каждый день) с чередованием типов активности (силовая тренировка, кардиотрени-ровка, игра, бег, плавание, йога и т.д.). Чуть меньше половины опрошенных посчитали идеальной для себя умеренную интенсивность: 3-4 или 2-3 раза в неделю, упоминая о необходимости организма восстанавливаться после занятий.
Что касается способа организации занятий - наиболее предпочтительны занятия в спортивном зале, расположенном рядом с домом или работой. Однако в выборе формата занятий (с группой или индивидуально, с тренером или без) предпочтения разнятся. Если для одних занятия более продуктивными кажутся в случае проведения их самостоятельно, то для других - наи-
более желательно присутствие тренера или любого подготовленного человека, который сможет контролировать выполнение упражнений и мотивировать заниматься. Роль тренера также отмечалась в части составления программы тренировок или ее обновления.
Барьеры относительно занятий ФКС также значительно дифференцированы среди исследуемых целевых аудиторий. Родители детей в возрасте от 3 до 5 лет отмечали среди основных барьеров для занятий спортом и физической активностью слишком малый возраст ребенка (вследствие чего выбор спортивных секций объективно ограничен), удаленность желаемых спортивных секций от текущего места жительства, индифферентное отношение ребенка к занятиям, а также наличие проблем со здоровьем. У детей старшего возраста (6-12 лет) выбор вида спорта осложняется процессом личностного самоопределения, а также высокой загруженностью по месту учебы, вследствие чего родители делают выбор в пользу успешной учебы, а не спортивных занятий. Предыдущие травмы, полученные во время занятий спортом, и перенесенные болезни приводят к ограничениям физических нагрузок и отказу от занятий ФКС по медицинским показаниям. Также барьерами в данной возрастной группе являются высокие финансовые затраты на некоторые виды спорта, а также удаленность желаемых спортивных секций от места проживания/ учебы. У возрастной группы 13-17 лет основными барьерами к занятиям ФКС являются низкая роль спорта в социальном окружении (в том числе и школе), высокая загруженность по месту учебы (подготовка к экзаменам, другие кружки, факультативы), финансовые затраты, предыдущие травмы, потеря интереса к тому виду спорта, которым занимался ранее. Также в данной возрастной группе барьерами выступают субъективные причины: лень, страх неудачи, отсутствие спортивных достижений, провоцирующее снижение самооценки. Что касается аудитории 30-59 лет, то основным барьером выступает финансовая составляющая, а также внутренние барьеры, связанные со стереотипами восприятия времени («уже поздно начинать», «надо было раньше»). Также были озвучены проблемы, связанные с бюрократическими сложностями (необходимость справки в бассейн) и собственной ленью.
Респондентами упоминалось, что Россия - неспортивная страна, занятия спортом не являются массовой практикой, а спрос на занятия в фитнес-центрах снижается, отчасти из-за высокой стоимости абонементов, в частности, в детских секциях. Плохое положение дел в сфере ФКС связывают с низким уровнем жизни и высокой загруженностью на работе, с недостатком и недоступностью спортивной инфраструктуры. Однако некоторые фиксировали обратную тенденцию, которая выражается в росте популярности занятий спортом, появлении больших возможностей для ведения спортивного образа жизни благодаря доступной информации о правильном питании, тренировках, фиксировался спрос на такую информацию. Жители некоторых городов отмечали позитивные изменения в наличии спортивной инфраструктуры. Другим индикатором позитивного
изменения отношения к спорту является проведение спортивных мероприятий, в том числе организованных «снизу». В целом участники фокус-групп отмечают, что в их социальном окружении присутствует интерес к занятиям ФКС. И если занятия профессиональным спортом имеют умеренную популярность, то здоровый образ жизни и спорт для поддержания собственной физической формы довольно актуализированы. Однако среди респондентов 18-29 лет есть мнения о том, что появление моды исказило смысл занятий спортом, люди стали подходить к этому, напротив, менее осмысленно, заниматься не ради здоровья, а для создания имиджа. Спорт и физическая активность воспринимается как позитивная имиджевая характеристика, транслируемая СМИ и референтной группой респондента. Старшая возрастная группа (старше 60 лет) придерживается мнения, что спортом стали заниматься меньше, чем в советское время. Также следует отметить, что в крупных городах чаще заметна поддержка государственных структур в сфере ФКС, чем в малых городах.
Несмотря на то что респонденты всех возрастных групп признают важность занятий ФКС, среди них есть как активные спортивные болельщики, так и те, чьё отношение к спорту индифферентно. Родители детей в возрасте от 3 до 5 лет в процессе приобщения ребенка к спорту отдают предпочтение экспертному мнению (врачи, тренеры), признавая его авторитет. Обязательным условием значимости такого мнения является его подкрепление конкретными результатами, личным примером, достижениями в спортивной области. Некоторые респонденты также обращаются к мнению известных блогеров, выпускающих видеоролики с занятиями или о спорте в целом. Подростки в возрасте 13-17 лет чаще говорили о том, что занятия спортом - это частичная дань современной моде, и называли в качестве авторитетов спортивных интернет-блогеров. Как таковых авторитетов в области спорта не имеют и респонденты более старшего возраста. Есть несколько спортсменов, за жизнью которых интересно следить в социальных сетях и СМИ: А. Загитова, А. Дзюба, О. Зайцева, А. Шипулин, Ф. Емельяненко. Среди спортивных мероприятий, которые больше всего запомнились участникам фокус-групп старше 60 лет, были названы Олимпийские игры и чемпионаты советского времени, известные баскетбольные матчи сборной СССР. Любимые российские спортсмены у старшей аудитории - А. Овечкин, В. Харламов, сестры Аверины, Е. Плющенко, Д. Черышев, В. Фетисов. Лидерами мнений в сфере спорта для данной целевой аудитории являются спортивные звезды, известные спортсмены, спортивные комментаторы (Н.Н. Озеров, Д. Губерниев, В. Гусев).
Для популяризации занятий спортом и физической активностью респонденты отмечают важность нескольких аспектов:
> наличие и доступность (территориальная и финансовая) спортивной инфраструктуры для детей и взрослых (стадионы, тренажеры, велодорожки, секции, занятия с тренером и пр.);
> проведение регулярных массовых мероприятий (игр, соревнований, общественных зарядок, флешмобов и др.) с привлечением к ним внимания широкой общественности (информация по ТВ, в соцсетях, через афишу и другие каналы);
> проведение мероприятий для работающего населения в рамках трудового рабочего дня (обязательные зарядки на работе/в учебном заведении) и иные инициативы работодателя;
> проведение разовых акций для привлечения внимания - мастер-классы, где можно попробовать разные виды спорта, получить консультацию тренера, потренироваться вместе со спортсменами;
> освещение темы пользы физкультуры и спорта для здоровья в разных форматах, в том числе необычных и креативных;
> информирование об уже доступных секциях, проводимых соревнованиях.
Выводы
Обобщая первый этап исследования относительно популяризации занятий ФКС среди респондентов всех возрастных групп, следует выделить следующие моменты, отмеченные участниками:
• популяризация спорта в контексте осознанной заботы о здоровье. Стратегия популяризации спорта должна учитывать риски смещенного восприятия спорта как способа обрести желаемый результат;
• формирование привычки к занятиям физкультурой в аспекте проведения ежедневной физической активности;
• необходима популяризация занятий ФКС в малых социальных группах: двор, дом, микрорайон и т.п., при этом в проводимые спортивные мероприятия должны быть вовлечены по возможности участники всех возрастов;
• в отношении детей стоит ввести несколько бесплатных пробных занятий, чтобы определить способности ребенка и его интерес к конкретному виду спорта, необходима прогрессивная шкала поощрений детей, занимающихся спортом: дети, делающие успехи, частично или полностью освобождаются от оплаты занятий, либо им компенсируются затраты на покупку спортивной экипировки;
• строительство новых спортивных площадок и сооружений, которые были бы равномерно рассредоточены по всем районам города (а не только в новых микрорайонах);
• популяризация занятий спортом в контексте осознанной заботы о здоровье путем транслирования положительных примеров через популярные для каждой целевой аудитории источники: для более молодой целевой аудитории - через интернет-ресурсы (соцсети, бло-ги), для старшей целевой аудитории - через телевидение и печатные СМИ.
Литература
1. Зюрин, Э.А. Выявление условий стимулирования физической активности взрослого населения через формирование доступной физкультурно-спортивной среды / Э.А. Зюрин, Е.Н. Петрук // Вестник спортивной науки. -2019. - № 2. - С. 69-75.
2. Зюрин, Э.А. Факторы роста двигательной активности населения Российской Федерации / Э.А. Зюрин, В.А. Куренцов, Е.Н. Петрук, Е.Н. Бобкова // Российский человек и власть в контексте радикальных изменений в современном мире: материалы XXI российской научно-практической конференции Гуманитарного университета г. Екатеринбурга, 12-13 апреля 2019 года. - Екатеринбург, 2019. - С. 839-845.
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - URL https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/
4. Приказ Минспорта России от 19.04.2019 г. № 324 «Методика расчета показателя "Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом" национального проекта "Демография" и показателей федерального проекта "Спорт - норма жизни"» [Электронный ресурс]. - URL http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_326271/
References
1. Zyurin, E.A. and Petruk, E.N. (2019), Identification of conditions for stimulating the physical activity of the adult population through the formation of an accessible physical culture and sports environment, Vestnik sportivnoy nauki, no. 2, pp. 69-75.
2. Zyurin, E.A., Kurentsov, V.A., Petruk, E.N. and Bob-kova, E.N. (2019), Growth factors of motor activity of the population of the Russian Federation, In: Russian man and power in the context of radical changes in the modern world: materials of the XXI Russian scientific and practical conference of the Humanitarian University of Yekaterinburg, April 12-13, 2019, Yekaterinburg, pp. 839-845.
3. President of the Russian Federation (2018), Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024" [Online], URL https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/ doc / 71837200 /
4. Ministry of Sports of Russia (2019), Order of the Ministry of Sports of Russia dated April 19, 2019 No. 324 "Methodology for calculating the indicator 'Share of citizens systematically engaged in physical education and sports' of the national project 'Demography' and indicators of the federal project 'Sport is the standard of living'" [Online], URL http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326271/
C*)