Научная статья на тему 'О субъекте преступлений, нарушающих суверенитет Российской Федерации, с позиции конституционного права'

О субъекте преступлений, нарушающих суверенитет Российской Федерации, с позиции конституционного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ / СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ГРАЖДАНСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ландау Инга Леонидовна

Мерой по укреплению государственного суверенитета России является классификация субъектов преступлений, предусмотренных ст. 275, 276 УК РФ, на следующие виды: граждане РФ; лица без гражданства; лица, имеющие двойное гражданство; лица, имеющие иное гражданство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О субъекте преступлений, нарушающих суверенитет Российской Федерации, с позиции конституционного права»

УДК 343.9 ББК 67.51

И.Л. Ландау

О СУБЪЕКТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, С ПОЗИЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Аннотация: Мерой по укреплению государственного суверенитета России является классификация субъектов преступлений, предусмотренных ст. 275, 276 УК РФ, на следующие виды: граждане РФ; лица без гражданства; лица, имеющие двойное гражданство; лица, имеющие иное гражданство.

Ключевые слова: государственный суверенитет; криминологические меры; субъект преступления; гражданство.

I.L. Landau

ON THE SUBJECT OF CRIMES THAT VIOLATE THE SOVEREIGNTY OF THE RUSSIAN FEDERATION ACCORDING TO CONSTITUTIONAL LAW

Summary: A measure to strengthen the state sovereignty of Russia is the classification of the subjects of crimes under Art. 275, 276 of the Criminal Code of the Russian Federation into the following types: citizens of the Russian Federation; stateless persons; persons having dual citizenship; persons having a different nationality.

Key words: state sovereignty; criminological measures; subject of crime; citizenship.

Получив предложение от коллег по институту поучаствовать в беседе Санкт-Петербургского международного криминологического клуба, проведение которой было запланировано на базе родного БФУ им. И. Канта, я стала терзаться некоторыми сомнениями. С одной стороны, что может сказать интересного для специалистов в области криминологии и уголовного права конституционалист? С другой - тема беседы «Нарушение государственного суверенитета как криминологическая и уголовно-правовая проблема» притягивала, как магнит, поскольку суверенитет является одним из базовых институтов, изучаемых конституционным правом.

При подготовке доклада, знакомясь с криминологическими и уголовно-правовыми аспектами данного института, выяснилось, что и конституционалисты в силах внести свою лепту в решение некоторых проблем, возникающих в уголовно-правовой сфере. Многие современные правовые проблемы теории и практики нужно решать с позиций различных отраслей права. Это, по нашему мнению, наиболее эффективный путь для

совершенствования действующего законодательства.

В подтверждение этих слов можно привести и такой аргумент. Уважаемый мной Д.А. Шестаков, выступая на беседе с докладом «Преступное вмешательство в государственный суверенитет и правовые рычаги противодействия ему (ключевые положения по промежуточным итогам разработки вопроса в невско-волжской преступностивед-ческой школе)», начал своё выступление с глобальных криминологических проблем в этой области, а завершал его вопросами конституционного права, перекликающимися с преступностиведением.

Он предложил внести в Конституцию РФ ряд поправок, заслуживающих поддержки, способствующих укреплению государственного суверенитета России. В частности, по возвышению роли национального законодательства. В часть 3 статьи 46 Конституции РФ добавить: «Если решение межгосударственного органа по защите прав и свобод человека в отношении гражданина России противоречит Конституции РФ, то действу-

ют положения, установленные Конституцией» [11].

Также им обосновывается такая мера, защищающая суверенитет, как укрепление самосознания граждан России. Для этого, по его мнению, необходимо исключить из Конституции РФ положение части 2 статьи 13, согласно которому «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». В этой части записать: «Уважение к России, её истории, стремление к достойному её экономическому и политическому положению в мировом сообществе, равно как признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют основу государственной идеологии России» [11]. Здесь уместно вспомнить и о родолюби-вой антикриминогенной идеологии, предложенной А.П. Даниловым [9, с. 41].

В конституционном праве государственный суверенитет определяют как «верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти». Верховенство государственной власти состоит в том, что только она полномочна отражать (закреплять) в конституции и иных нормативных правовых актах весь строй общественных отношений, устанавливать правопорядок, правомочия физических и юридических лиц, порядок (процедуры) их реализации, меры юридической ответственности [1, с. 594].

О единстве государственной власти мы можем говорить, если на всех уровнях осуществления она обладает одинаковой сущностью, формами и методами деятельности. Самостоятельность и независимость государственной власти проявляются в том, что органы государственной власти действуют самостоятельно и независимо как от иных форм власти в данной стране, так и от иностранных государств и международных организаций. Таким образом, суверенитет государства распространяется на все его внутренние и внешние дела, а в пространственном отношении - на всю его территорию [1, с. 594].

Конституционный Суд РФ в своём Постановлении также отметил, что «суверенитет представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий её конституционно-правовой статус [8]. Таким образом, понятие «суверенитет» довольно многогранно. Уголовное право, как и многие другие отрасли,

охраняет и развивает положения, закреплённые в Конституции РФ. Особой охраны требуют нормы её первой главы, определяющей конституционные основы нашего государства.

В науке уголовного права отсутствует единое понимание внешней безопасности государства как общественных отношений, которым причиняется или может быть причинён вред в результате совершения государственной измены или шпионажа [6, с. 69]. Однако практически все авторы сходятся в одном: обязательным элементом безопасности государства является его суверенитет [3, с. 19; 4, с. 40; 5, с. 27].

Как отмечает М.Г. Миненок, описывая криминологические факторы, влияющие на государственный суверенитет, военные способы вмешательства в дела нашей страны малопригодны. Однако остаются иные методы, например, санкционная политика. Авторитет государства напрямую связан с работой его исполнительных и иных органов. Они должны быть уважаемы гражданами. От этого зависит крепость страны [7, с. 50].

Суверенитет обеспечивается внешней и внутренней безопасностью государства. Поэтому в УК РФ достаточно много составов преступлений, стоящих на страже этой безопасности. Это преступления против государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества, многие другие.

Рассмотрим такие статьи УК РФ, обеспечивающих внешнюю и внутреннюю безопасность, как «Государственная измена» (ст. 275) и «Шпионаж» (ст. 276). Не вдаваясь в тонкости квалификации по этим статьям, остановимся на субъекте данных преступлений. Если противоправные действия совершил гражданин РФ, то его действия будут квалифицированы по ст. 275 УК РФ. Субъектом же ст. 276 УК РФ могут быть только иностранные граждане и лица без гражданства.

В научной литературе [6, с. 101] при определении понятия «иностранный гражданин», мы обнаружили ссылку на ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» [10]. В ней говорится, что «иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства». Ключевым признаком здесь выступает наличие гражданства.

Но существует и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граж-

дан в РФ». В ст. 2 данного закона иностранный гражданин определяется как физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; а лицо без гражданства -физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Поскольку второй закон является специальным по отношению к первому, то при определении понятия «иностранный гражданин» следует руководствоваться вторым. Таким образом, бремя доказывания, что лицо является иностранным гражданином (подданным), возлагается на него самого. Если же такое лицо не сможет представить доказательства своей гражданской принадлежности, его следует считать лицом без гражданства. В целом для квалификации деяния по ст. 276 УК РФ это, конечно, не имеет существенного значения, но всё-таки, по нашему мнению, должна присутствовать понятийная точность.

Вторая проблема, связанная с субъектом этих составов, - это лица, имеющие несколько гражданств. Как обстоит дело с их ответственностью? Во многих работах, посвящённых уголовно-правовой и криминологической характеристике данных состав, идёт ссылка на ч. 2 ст. 62 Конституции РФ. Она определяет, что «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Кроме этого, ссылаясь на ст. 6 Федерального закона «О гражданстве РФ», где говорится, что «гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации», практически все делают вывод о том, что если лицо, имеющее двойное гражданство, совершит соответствующие противоправные деяния, то они должны будут квалифицированны по ст. 275 УК РФ.

К сожалению, наш закон «О гражданстве РФ» очень витиевато раскрывает понятие «двойное гражданство». В конституционном праве существуют понятия «двойное граждан-

ство» и «второе гражданство». В ст. 6 вышеназванного закона есть ещё одно очень важное положение: «Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом». Это означает, что бывают случаи, когда лицо может рассматриваться не только как гражданин РФ.

Поскольку наш федеральный закон таких случаев не предусматривает, остаются только международные договоры. Поэтому, если гражданин РФ является также гражданином страны, с которой у нас нет соответствующего договора, то это будет второе гражданство. А если договор есть, то двойное.

За всю новейшую историю России было заключено всего два таких договора - с Туркменистаном и Таджикистаном. На сегодняшний день действует только с Таджикистаном [2]. Статья 6 этого договора гласит о том, что «лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон, вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из Сторон. Защита и покровительство для этих лиц в третьем государстве предоставляются Стороной, на территории которой они постоянно проживают, либо по их просьбе другой Стороной, гражданство которой они также имеют».

Таким образом, вопрос о выдаче этих лиц для привлечения к уголовной ответственности становится не таким простым. Если лицо совершало противоправные действия и в одной, и в другой стране, то мы не можем рассматривать его только как своего гражданина. Тогда кто он: «Изменник или шпион, или и то, и другое одновременно?». В договоре не прописан порядок разрешения уголовных и уголовно-процессуальных вопросов. Статья 8 данного договора предусматривает, что споры между Сторонами, возникающие в связи с применением или толкованием настоящего Договора, решаются путём консультаций и переговоров.

Подводя итог вышесказанному, предлагаем выделять следующие виды субъектов преступлений: граждане РФ; лица без гражданства; лица, имеющие двойное гражданство; лица, имеющие иное гражданство. Данная классификация является мерой по укреплению государственного суверенитета России.

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. М.: Юстицинформ, 2015. 640 с.

2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства // СЗ РФ. 2005. № 7. Ст. 495.

3. Дьяков С.В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование. СПб., 2009. 267 с.

4. Игнатьев А. Серьёзная угроза безопасности государства // Человек и закон. 2001. № 7. С. 38-43.

5. Кузнецов А.П. Преступления против государственной власти (комментарий раздела Х УК РФ). М. 2005. 360 с.

6. Кулев А.Г. Преступления против внешней безопасности государства. М., 2011. 192 с.

7. МиненокМ.Г. Криминологически значимые факторы, влияющие на суверенитет государства // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 4 (47). С. 49-53.

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.

9. Сухенко А.Д., Данилов А.П. Новая идеология как основа противодействия терроризму // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 4 (27). С. 35-41.

10. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

11. Шестаков Д.А. Преступное вмешательство в государственный суверенитет и правовые рычаги противодействия ему (Ключевые положения по промежуточным итогам разработки вопроса в не-вско-волжской преступностиведческой школе). URL: http://www.criminologyclub.ru/letopis/317-2017-.html (дата обращения: 31.12.2017).

REFERENCES

1. Avak'yan S.A. Konstitutsionniy leksikon: Gosudarstvenno-pravovoy terminologicheskiy slovar'. [The constitutional lexicon: State legal terminological dictionary]. M.: Yustitsinform, 2015. 640 p.

2. Dogovor mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Respublikoy Tadzhikistan ob uregulirovanii voprosov dvoynogo grazhdanstva. [The agreement between the Russian Federation and the Republic of Tajikistan on the regulation of issues of dual citizenship]. SZ RF. 2005, no. 7. St. 495.

3. D'yakov S.V Prestupleniya protiv osnov konstitutsionnogo stroya i bezopasnosti gosudarstva: ugolovno-pravovoe i kriminologicheskoe issledovanie. [Crimes against the fundamentals of the constitutional system and state security: criminal law and criminological research]. St.P., 2009. 267 p.

4. Ignat'ev A. Ser'eznaya ugroza bezopasnosti gosudarstva. [Serious threat to state security]. Chelovek i zakon - Man and Law. 2001, no. 7, pp. 38-43.

5. Kuznetsov A.P. Prestupleniya protiv gosudarstvennoy vlasti (kommentariy razdela Х UK RF). [Crimes against state power (the comment of section Х of the Criminal Code of the Russian Federation]. M., 2005. 360 p.

6. KulevA.G. Prestupleniya protiv vneshney bezopasnosti gosudarstva. [Crimes against the external security of the state]. M., 2011. 192 p.

7. Minenok M.G. Kriminologicheski znachimye faktory, vliyayushchie na suverenitet gosudarstva. [Criminologically significant factors affecting the sovereignty of the state]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2017, no. 4 (47), pp. 49-53.

8. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 07.06.2000 № 10-P «Po delu o proverke konstitutsionnosti otdel'nykh polozheniy Konstitutsii Respubliki Altay i Federal'nogo zakona «Ob obshchih printsipah organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti sub'ektov Rossiyskoy Federatsii»». [Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of June 7, 2000 no. 10-P "On the case of the verification of the constitutionality of certain provisions of the Constitution of the Republic of Altai and the Federal Law «On general principles of the organization of legislative (representative) and executive bodies of state power of the subjects of the Russian Federation»"]. SZ RF. 2000, no. 25. St. 2728.

9. Sukhenko A.D., DanilovA.P. Novaya ideologiya kak osnova protivodeystviya terrorizmu [New ideology as a basis of the fight against terrorism]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2012, no. 4 (27), pp. 35-41.

10. Federal'niy zakon ot 31.05.2002 № 62-FZ «O grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii». [The Federal Law no. 62-FZ of May 31, 2002 "On Citizenship of the Russian Federation"]. SZ RF. 2002, no. 22. St. 2031.

11. Shestakov D.A. Prestupnoe vmeshatel'stvo v gosudarstvenniy suverenitet i pravovye rychagi protivodeystviya emu (Klyuchevye polozheniya po promezhutochnym itogam razrabotki voprosa v nevsko-volzhskoy prestupnostivedcheskoy shkole). [Criminal interference in state sovereignty and legal levers to counteract it (Key provisions on the interim results of the development of the issue in the Nevsko-Volzhsky criminology school)]. URL: http://www.criminologyclub.ru/letopis/317-2017-.html (date of submission: 31.12.2017).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Инга Леонидовна Ландау - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного и европейского права Балтийского Федерального университета имени Иммануила Канта (Калининград, Россия); e-mail: ILandau@kantiana.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Inga Leonidovna Landau - PhD in Laws, associate professor, associate professor of the department of international and European law of the Baltic Federal University named after Immanuel Kant (Kaliningrad, Russia); e-mail: ILandau@kantiana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.