Строительство инновационных Вооруженных Сил, структура и содержание творческого потенциала военного
способных обеспечить военно-политическую безопасность специалиста способна обеспечить введение творческого
России в современных условиях ориентирует потенциала в число целей военного образования и
профессиональное военное образование на качественно новую профессиональной подготовки военнослужащих. подготовку военного специалиста. При этом, представленная
Библиографический список
Бехтерев, В.М. Объективная психология. - М.: Наука, 1991.
Акиндинова, И.А. Психология и педагогика в общественной практике: Психолого-педагогические проблемы развития личности в
современных условиях. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: «Альта-Принт, ООО Издательство «Дом.ХХ1 век», 2008.
Гилфорд, Д. Три стороны интеллекта. Психология мышления. - М: Прогресс, 1965.
Сорокин, Б.Ф. Философия и психология творчества. - Орел: Изд-во ОГУ, 2000.
Петросян, А.Э. В Саду расходящихся тропок: Ценностные основания научного творчества. - Тверь: Икар, 1994.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001.
Bibliography
Behterev, V.M. Objective psihologiya. - M.: Nauka,1991.
Akindinova, I.A. The Psychology and pedagogy in public practical person: Psihologo-pedagogical problems of the development to personalities in modern condition. - SPb.: Izd. RGPU im. A.I. Gercena, 2000.
Ushakov, D.N. The Big explanatory dictionary of modern russian language. - M.: "Alta-Print, OOO Publishers "Dom.XXI vek", 2008.
Gilford, D. Three sides of the intellect. The Psychology of thinking. - M: Progress, 1965.
Sorokin, B.F. Filosofiya and psychology of creative activity. - Orel: Izd. OGU, 2000.
Petrosyan, A. E. In Garden of dispersing ways: High-priced basis scientific of creative activity. - Tver: Ikar, 1994.
Iliin, E.P. Emotions and feelings. - SPb: Piter, 2001.
Article Submitted 04.02.11
УДК 512(072)
H.A. Шкильменская, зав.каф. педагогики и психологии Коряжемского филиалаГОУВПО «ПГУ имМ.В. Ломоносова», E-mail: [email protected]
О СТРУКТУРЕ ГУМАНИТАРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНОГО КУРСА АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ АНАЛИЗА
В работе обосновывается и определяется структура гуманитарного потенциала школьного курса алгебры и начал анализа, выделяется и описывается каждый ее компонент, а также характеризуется роль гуманитарного потенциала курса алгебры и начал анализа в современном образовании.
Ключевые слова: гуманитарный, гуманитарный потенциал школьного курса алгебры и начал анализа, гуманитаризация математического образования.
Борьба идей личностно-ориентированной и предметноориентированной парадигм образования отражает существо предлагаемых сегодня нововведений в математическое образование. Существующая профилизация образования, нацеливает на поиски путей обучения математике не только будущих математиков, физиков, инженеров, но и юристов, журналистов, музыкантов, спортсменов. Однако, отсутствие всеобъемлющего определения «гуманитарной математики», богатство её воплощений в различных сферах человеческой деятельности, разноплановость, создают определенные трудности для систематического описания всех тех ее проявлений, которые свойственны курсу математики гуманитарного направления. Всю совокупность таких проявлений мы будем называть в дальнейшем гуманитарным потенциалом курса математики, включая в него и то, что общепризнано гуманитарным в математике, и то, что должно быть таковым по канонам гуманитарных наук.
Как известно, алгебра — одна из самых древних наук, и знакомство с ее историей как с точки зрения развития математических идей, так и в связи с различными историческими аспектами развития общества, безусловно, является важным элементом гуманитарного образования школьников. При этом, нельзя не учитывать тот факт, что история математики есть часть истории культуры, и в этом смысле ее изучение преследует ту же цель, что и изучение истории культуры, т.е. знакомит человека с фактами культурной жизни человечества, показывает те ступени, по которым медленно, в течение тысячелетий поднимались люди, прежде чем дошли до своего теперешнего состояния. В некоторой степени история науки позволяет приблизиться к
пониманию ценности не только областей исследований прошлого, но и современных ветвей математики. Для учащихся весьма существенно знакомство с истоками творчества крупнейших представителей науки прошлого, со значением их открытий для общественного прогресса. О назначении истории науки прекрасно сказал Г. Лейбниц: «Весьма полезно познать истинное происхождение замечательных открытий, особенно таких, которые, были сделаны не случайно, а силою мысли. Эго приносит пользу не столько тем, что история воздает каждому свое и побуждает других добиваться таких же похвал, сколько тем, что познание метода на выдающихся примерах ведет к развитию искусства открытия» [1, с. 35].
История человечества — это история неустанного поиска истины и красоты. Еще на заре цивилизации люди стремились заглянуть в тайны прекрасного и найти в них математические начала. «Все прекрасно благодаря числу» — говорил Пифагор. Эго можно объяснить тем, что математическая деятельность подчиняется законам красоты. Ж. Адамар утверждал, что ученый, видя структурно несовершенную, несимметричную, «кривобокую» математическую конструкцию, начинает испытывать потребность в активной деятельности по ее гармоничному дополнению [2]. Однако, сходство между эстетическим восприятием действительности в математике и искусстве обусловлено не только важностью в нем эстетических мотивов. Оно заключено в тождественности внутренних структур восприятия, поэтому прекрасное в математике, можно подразделить на то, что вскрывается человеком непосредственно органами его чувств при пассивном участии мышления, и на то, что становится явным лишь в результате активной аналитико-синтетической деятельности
головного мозга по изучению, анализу и идентификации воспринимаемой или воспроизводимой информации. Тогда можно различать в математике эстетику внешнюю, доступную органам чувств, и эстетику внутреннюю, спрятанную от них.
Внешнюю эстетику можно отождествлять с эстетикой внешнего вида математических объектов, это могут быть красивые графические изображения, чертеж или рисунок, поясняющий идею рассуждения или аналитические записи. Ощущение этой красоты происходит независимо от осознания представленного содержания, а как наслаждение формой самой по себе. Красивые по форме математические записи привлекают своим внешним видом даже тогда, когда они воспринимаются как непонятные иероглифы.
Что касается внутренней красоты математических объектов, то она, также как и внешняя, многолика. Органы чувств человека становятся бессильными в эстетической оценке того, что скрыто от них, но все же доступно нашему пониманию. Красота содержания школьного курса алгебры и начал анализа может проявиться в сути математических выражений, в смысле математических формул. Красота логических построений во многом обусловлена спецификой специальных методов, употребляемых в математике, к ним, прежде всего, необходимо отнести дедуктивные правила вывода: правило заключения, правило отрицания, правило контрапозиции, правило расширения контрапозиции, правило силлогизма и др. - а также метод математической индукции. Проявления этого вида математической красоты довольно многообразны. Чаще всего они имеют место в следующих случаях: при доказательстве или опровержении математических утверждений; при решении задач; при нахождении корней уравнений и неравенств; при построении графиков функций; при нахождении области допустимых значений выражений с переменной; при сравнении чисел и т.д.
Не менее важную роль при обучении математики, играет ее прикладной аспект. Выпускнику школы, как всякому современному человеку, придется время от времени производить разнообразные вычислительные операции, не говоря уже о том, что идея числа как одного из основных элементов культуры должна укорениться в его сознании. В то же время ознакомление с методологией науки, с ее общими философскими вопросами помогает учащимся взглянуть на предмет с более широких позиций, определить его место в системе знаний, увидеть науку в развитии, движении, задуматься о движущих пружинах ее прогресса и, в частности, понять необходимость все большей абстракции изложения математики, увидеть, как абстрактность изложения помогает
человека, предохраняя его от незрелых суждений, помогая ему найти свое место в творчестве, раскрывая перспективы личного роста при обучении математике.
В современных исследованиях Г.В. Дорофеева, Б.В. Гнеденко, В. А. Далингера, Т. А. Ивановой, Г.И. Саранцева, М.И. Зайкина, В.А. Тестова, и др. отмечается, что математика уникальна как средство развития познавательных процессов (речи, памяти, воображения, внимания, восприятия и др.). Особую роль она играет при развитии мышления, поскольку оно, в отличие от других процессов, совершается в соответствии с определенной логикой. Специфика математики такова, что теоретический уровень мышления в его чистом виде, максимально удаленном от конкретной эмпирики, наиболее естественно формируется именно при изучении математики, хотя и остальные школьные предметы, безусловно, могут внести в его формирование определенный вклад. Прерогатива и обязанность математики — развитие абстрактного и логического мышления, то есть качеств личности, необходимых для освоения новых областей знаний, для облегчения адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни. Безусловно, ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, и воспитании умений действовать в соответствии с заданными алгоритмами, а также и конструировать новые, т.е. те умения, которые необходимы для свободной ориентации в мире, наполненном современными информационно-коммуникационными
технологиями [3].
Также при изучении математики в гуманитарных классах важно не упускать из виду формирование и развитие моральноэтических качеств личности учащихся. Работа над усвоением математических знаний неизбежно воспитывает — исподволь и весьма постепенно — у учеников целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике — это честность и правдивость; настойчивость и мужество; воспитание патриотизма. «Знакомство с математикой учит отличать правильное рассуждение от неправильного. А без этого умения человеческое сообщество превращается в легко управляемое демагогами стадо... Математическая безграмотность губительнее костров инквизиции»,— пишет В.И. Арнольд [4, с.14].
Особую значимость в настоящее время при обучении математике приобретает ее коммуникативный аспект. Эго можно объяснить тем, что математика в определенном смысле является "кодом" современной математической культуры в ее общении с другими культурами. В этой связи обучение
Рис. 1
познанию явлений природы, процессов, протекающих в обществе. Эго приблизит учащихся к глубокому пониманию того, что одни и те же математические понятия и результаты применимы к самым разнообразным по своему конкретному содержанию явлениям. Как показывают современные исследования, понимание общей структуры предмета математики, общего процесса математической деятельности и сущности этапов математического моделирования оказывает весьма плодотворное влияние на общекультурное развитие
математическому языку как специфическому средству коммуникации вообще и в его сопоставлении с реальным языком является одним из важнейших требований в реализации гуманитарного потенциала курса алгебры и начал анализа профильной школы. С точки зрения коммуникативного аспекта обучения математике, самое главное состоит, однако, вовсе не в том, что выпускники школы плохо или неправильно понимают именно математические утверждения. Не обучившись "математическому стилю" восприятия информации из текста,
устного или письменного, человек часто оказывается не в состоянии проанализировать информацию, не имеющую отношения к математике, но важную для него лично, и становится жертвой демагогии, политических или юридических спекуляций, недобросовестной рекламы. Нельзя не сказать также о том, что математические идеи и методы постепенно проникают в самые что ни на есть традиционные гуманитарные науки, прививая им строгий стиль мышления. Так, невозможно представить себе без математического аппарата современную логику. Широкое применение находят математические методы в психологии, социологии, некоторых исторических
исследованиях. Очень существенны математические идеи и понятия для современной лингвистики.
Говоря о преподавании математики, нельзя и забывать о самой математике как науке, имеющей комплекс
математических знаний, умений и навыков, включающую в себя предмет и метод математики, ее ведущие идеи и понятия, процесс познания в математике.
Таким образом, резюмируя все выше сказанное, можно представить гуманитарный потенциал курса школьной математики следующим образом (рис.1).
Библиографический список
1. Лейбниц, Г.- В. // Соч.: в 4 т. - М: Мысль, 1982. - Т. 1.
2. Адамар, Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики / пер. с франц. - М.: Советское радио, 1970.
3. Шкильменская, Н.А. Гуманитарный потенциал курса алгебры и начал анализа профильной школы. Модель, принципы и особенности реализации. - Архангельск: Поморский университет, 2007.
4. Арнольд, В.И. «Жесткие и мягкие» математические модели. - М.: МЦНМО, 2000.
Bibliography
1. Leibnitz, G.V. Composition in four volumes. - M: Idea, 1982. - T. 1.
2. Hadamard, J. Research of psychology of process ofthe invention in the field of mathematics. - M.: Soviet wireless, 1970.
3. Shkilmenskaya, N.A. A humanitarian potential of a rate of algebra and beginnings of the analysis of profile school. A model, principles and features of realization. - Archangelsk: Pomor university, 2007.
4. Arnold, V.I. « Rigid and soft » mathematical models. - M.: MmHMO, 2000.
Article Submitted 04.02.11
УДК 378.147
А. А. Журавлева, acn. Магнитогорского государственного технического университета (МГТУ), г. Магнитогорск,
E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассматривается методика реализации педагогических условий развития креативной межкультурной коммуникации в процессе иноязычной подготовки специалистов в техническом вузе. В соответствии со структурой данного явления, рассмотрены реализуемые в практической деятельности основные методы, приемы, средства и формы реализации заявленных педагогических условий.
Ключевые слова: креативная межкультуриая коммуникация, когнитивный компонент, технологический компонент, эмоциональный компонент, поведенческий компонент, творческий компонент, педагогические условия, методы, приемы, средства, формы, будущий специалист.
В современных условиях интеграции государств и учащающихся международных контактов особенно важен поиск механизмов общения, способствующих конструктивному диалогу представителей разных лингвосоциумов для взаимного понимания и обогащения, творческого развития социально активной и самостоятельной личности, способной к успешному взаимодействию с представителями иных культур. Значимым механизмом, на наш взгляд, в данном контексте является креативная межкультурная коммуникация.
В науке существует понятие «межкультурная коммуникация», которое разрабатывалось такими учеными как В.Г. Костомаров [1], С.Г. Тер-Минасова [2], В.П. Фур-манова [3], Э. Холл [4], Т. Шибутани [5] и др. Мы обратились к исследованию креативной межкультурной коммуникации,
которая, как отмечают в своих исследованиях В.И. Андреев [6], А.А. Бодалев [7], С.Г. Тер-Минасова [2], У.В. Кала [8], Т.Ю. Осипова [9], Е.П. Желтова [10] позволяет коммуникантам оценивать сложившуюся ситуацию с точки зрения продуктивности, преодолевать формализм в общении, уходить от непродуктивных форм взаимодействия, изменяя собственное поведение в целях избегания конфликтных ситуаций, а также искать и пробовать новые способы решения данной коммуникативной задачи.
Исходя из анализа указанных работ и в соответствии с нашим видением, креативная межкультурная коммуникация включает в себя компоненты, содержание которых представлено нами в таблице.
Таблица 1
Структура креативной межкультурной коммуникации
Компоненты Содержание
Когнитивный Знание языка как средства общения, которое включает в себя знание грамматических и лексических правил; норм речевого общения; знание социальных, культурных и психологических особенностей народа своей страны и страны изучаемого язы-ка; наличие глубоких фоновых знаний; знание особенностей восприятия окружающего мира и национальных особенностей мышления представителей той или иной культуры; знания о повседневном поведении (привычки или принятые в некотором социуме нормы общения), а также связанные с этим стиль и особенности речи; знание стратегий и тактик бесконфликтного и эффективного речевого поведения, а также способов предотвращения конфликтных ситуаций; знание особенностей