Научная статья на тему 'О стратегии развития строительной отрасли РФ (часть II)'

О стратегии развития строительной отрасли РФ (часть II) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / МИНСТРОЙ / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЖКХ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / CONSTRUCTION INDUSTRY / STRATEGY / MINISTRY OF CONSTRUCTION / HOUSING CONSTRUCTION / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / REGULATION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анпилов С.М., Сорочайкин А.Н.

Данная статья продолжает исследование ряда составных моментов Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года [1]. При написании использованы открытые данные с сайтов Министерства строительства и ЖКХ РФ, Федеральной службы государственной статистики и материалвыездного заседания трехстороннего Координационного совета РСС, ТПП, НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGIES OF THE CONSTRUCTION INDUSTRYOF THE RUSSIAN FEDERATION (part 2)

This article continues to study a number of components of strategy development of the building industryup to 2030 has [1]. The open-source data from the websites of Ministry of Construction, Housing andCommunal Services of the Russian Federation, Federal State statistics service as well as the proceedingsof the field session of Tripartite Coordination Council of Russian Union of builders, Chamber of Commerce and Industry, NOSTROI, NOPRIZ.

Текст научной работы на тему «О стратегии развития строительной отрасли РФ (часть II)»

ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ

УДК 338.4;69.009

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РФ

(часть II)

© 2019 С.М. Анпилов, А.Н. Сорочайкин*

Данная статья продолжает исследование ряда составных моментов Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года [1]. При написании использованы открытые данные с сайтов Министерства строительства и ЖКХ РФ, Федеральной службы государственной статистики и материалы выездного заседания трехстороннего Координационного совета РСС, ТПП, НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

Ключевые слова: строительная отрасль, стратегия, минстрой, жилищное строительство, ЖКХ, регулирование, управление.

Рассмотрим стратегические задачи по направлениям развития. Жилищное строительство при всех редакциях общественного устройства будет локомотивом развития экономики государства. Поэтому наиболее интересно, с профессиональной точки зрения, направление "Городская среда и жилищное строительство".

Наиболее оптимальными, экспертному сообществу, видятся такие целевые результаты [2-4]:

❖ достигнуть ввода жилья к 2024 году до 120 млн. кв. м. общей площади в год;

❖ увеличить объем жилого фонда к 2030 году до 4,5-4,7 млрд. кв. м. общей площади;

❖ создание оптимальных механизмов переселения граждан из аварийного, ветхого жилья.

Направления, к которым необходимо пристальное внимание всех участников строительного сектора, государственных и муниципальных структур, экспертов:

❖ демонополизация рынка застройщиков жилищного строительства;

❖ сбалансированный контроль за банковским сектором в части использования механизма эскроу-счетов;

❖ совершенствование защиты прав участников долевого строительства (застройщиков, подрядчиков, дольщиков);

❖ расширение доли участия в жилищном строительстве через жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

❖ снижение этажности строительства и развитие комплексной малоэтажной застройки.

Также важен комплекс мер по стимулированию спроса и предложения на рынке жилищного строительства. Здесь наряду с вышеуказанным, мы считаем необходимо выделить:

❖ развитие кредитования на строительство жилья застройщиков и ЖСК (в первую очередь под залог застраиваемых земельных участков);

❖ упрощение порядка и условий подключения к инженерной инфраструктуре, придания прозрачности и информационной открытости этому, весьма ресурсоёмкому, сегменту строительства;

❖ выделение (продажа на льготных условиях) земельных участков в районах перспективного развития для индивидуального жилищного строительства и ЖСК.

Необходимо отметить, что в текущий период в РФ недостаточно развита системная градостроительная политика для оптимального формирования безопасной и комфортной среды проживания в городах и иных

* Анпилов Сергей Михайлович (anpilovsm@gmail.com) - доктор технических наук, Заслуженный изобретатель РФ, Почётный строитель, советник РААСН; Сорочайкин Андрей Никонович (expert763@mail.ru) - кандидат экономических наук, доктор философских наук, Почётный строитель; оба - АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы, 445047 РФ, Самарская область, г. Тольятти, а/я 25.

Экономика, организация и управление организациями, отраслями, комплексами

fl

поселениях. Здесь экспертным сообществом обозначены следующие болевые точки [2-4]:

❖ чрезмерное увеличение Московской агломерационной зоны, непропорциональное развитие городов-миллионников при наглядной неразвитости иных мегаполисов страны;

❖ низкий уровень транспортной связанности поселений всех типов;

❖ усугубляющиеся проблемы с вывозом и утилизацией отходов.

Минстроем РФ обозначен ряд целевых результатов [3] (увеличение территории поселений до 24 млн. га; реализации Стратегии пространственного развития РФ, содействие деятельности публично-правовой компании «Российский экологический оператор» и др.) которые будут способствовать направлениям застройки городов и иных поселений:

❖ преимущественному развитию малоэтажной застройки в пригородных и агломерационных зонах расселения;

❖ нивелирование межрегиональных диспропорций городов и поселений;

❖ опережающие развитие системы транспортной и инженерной инфраструктуры;

❖ комплексный подход к разрешению проблемы вывоза и утилизации отходов с учетом интересов всех территорий.

Необходимо рассмотреть и внести существенные изменения в систему технического регулирования строительства, с целью:

❖ формирования обновлённой системы нормативно-технического регулирования в строительстве, обеспечивающей безопасность и качество строительной продукции, включая актуализацию технического регламента по безопасности зданий с учётом ин-тегральности жизненного цикла зданий и сооружений в застройке;

❖ совершенствования процедур внедрения инноваций в строительстве и промышленности строительных материалов;

❖ постепенной передачи профессиональному сообществу (например, СРО) части технического регулирования и уменьшения административных барьеров.

Влияние госорганов на процесс строительства происходит на всех стадиях, поэтому важно обозначить и стратегические задачи в части развития государственного регулирования данным сектором экономики [2;4]:

❖ прозрачность, высокий уровень информационной открытости государственных и муниципальных органов в сфере строительства;

❖ реальная передача части полномочий от государства к профессиональному сообществу (ценообразование, техническое регулирование, экспертиза, подготовка и переподготовка кадров, допуск на рынок новых операторов, строительный надзор) при сохранении за государством функций контроля и координации.

Соответственно встаёт блок вопросов по саморегулированию строительной отрасли. Институт саморегулирования создан относительно недавно, поэтому проблемных пунктов много, отметим основные:

❖ не урегулирован баланс прав и ответственности саморегулируемых организаций, необходима конкретизация системы обеспечения имущественной ответственности СРО;

❖ отсутствие стабильности в нормативно-правовом регулировании института СРО;

❖ недостаточная активность СРО, их явная местечковость в стратегии реализации своего функционала.

Общество и государство признают институт саморегулирования равноправным партнёром только в случае, когда эффективность СРО будет выше, чем эффективность государственного и муниципального управления, в том числе за счёт финансовой и профессиональной ответственности бизнес-сообщества.

Для достижения данной цели необходимо комплексное решение следующих задач:

❖ снижение административной нагрузки на государственные и муниципальные органы управления и финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней;

❖ снижение интегральной стоимости жизненного цикла объектов капитального

ф

строительства, особенно на стадии полного вывода из эксплуатации;

❖ обеспечение строительного сектора профессиональными кадрами путём активного участия СРО в системах аттестации и подготовки рабочих кадров, бакалавров и магистров;

❖ повышение безопасности и качества строительной продукции.

Еще раз акцентируем внимание на том, что саморегулирование - это эффективный метод управления строительной отраслью в условиях частной собственности, самофинансирования, самоуправления и самоконтроля.

На основе собранной информации, экспертное сообщество рассматривает два сценария развития строительного комплекса Российской Федерации - консервативный и инновационный [2-4].

Консервативный сценарий: национальный проект «Жильё и городская среда» реализован частично. Ежегодный ввод жилья стабилизировался на уровне 75-90 млн. кв. м. Сохранена предписывающая нормативно-правовая база, административные барьеры в жилищном строительстве не полностью снижены, сохраняются существующий порядок использования земель и инерционность внедрения инноваций, не произошла в полной мере адаптация к услови-

EXPERT: THEORY AND PRACTICE

ям использования эскроу-счетов в качестве механизмов проектного финансирования. Наблюдается монополизация рынка строящегося жилья крупными застройщиками.

Инновационный сценарий: реализован национальный проект «Жильё и городская среда» и включенные в него федеральные проекты. Ежегодный уровень ввода жилья достиг к 2024 году планового уровня в 120 млн. кв. м. Обновлена нормативно-правовая база, позволяющая быстро внедрять инновации, снижены административные барьеры в жилищном строительстве, пересмотрены градостроительные документы в целях эффективного использования земель, активно развивается малоэтажное индустриальное домостроение, в том числе за счёт использования местных строительных материалов. Осуществлена демонополизация рынка строящегося жилья.

Библиографический список

1. О стратегии развития строительной отрасли РФ (часть I) / Анпилов С.М., Сорочайкин А.Н. // Эксперт: теории и практика. 2019 № 1(1). С. 7-15.

2. Разрабатываем Стратегию развития строительной отрасли до 2030 года. URL: http:// stroystrategy.ru

3. Сайт министерства строительства и ЖКХ России. URL: http://www.minstroyrf.ru

4. Сайт ОМОР "Российский союз строителей" URL: https://omorrss.ru

Поступила в редакцию 19.10.2019 г.

ЭКСПЕРТ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2019. № 2 (2)

Экономика, организация и управление организациями, отраслями, комплексами

DEVELOPMENT STRATEGIES OF THE CONSTRUCTION INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION (part 2)

© 2019S.M. Anpilov, A.N. Sorochaikin*

This article continues to study a number of components of strategy development of the building industry up to 2030 has [1]. The open-source data from the websites of Ministry of Construction, Housing and Communal Services of the Russian Federation, Federal State statistics service as well as the proceedings of the field session of Tripartite Coordination Council of Russian Union of builders, Chamber of Commerce and Industry, NOSTROI, NOPRIZ.

Keywords: construction industry, strategy, Ministry of Construction, housing construction, housing and communal services, regulation, management.

* Anpilov Sergey Mihailovich (anpilovsm@gmail.com) - Doctor of Technical, Honored Inventor of the Russian Federation, Honorary Builder, Advisor RAABS; Sorochaikin Andrey Nikonovich (expert763@mail.ru) - Candidate of Economic, Doctor of Philosophy, Honorary Builder; INO "IFCTE".

Received for publication on 19.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.