Научная статья на тему 'О Стратегии развития строительной отрасли РФ (часть i)'

О Стратегии развития строительной отрасли РФ (часть i) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1479
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / СТРАТЕГИЯ / МИНСТРОЙ / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЖКХ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / CONSTRUCTION INDUSTRY / STRATEGY / MINISTRY OF CONSTRUCTION / HOUSING CONSTRUCTION / HOUSING ANDCOMMUNAL SERVICES / REGULATION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анпилов Сергей Михайлович, Сорочайкин Андрей Никонович

Представлено видение ряда составных моментов Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года, которое будет изложено в небольшом цикле статей. При написании использованы открытые данные с сайтов Министерства строительства и ЖКХ РФ, Федеральной службы государственной статистики и материалы выездного заседания трехстороннего Координационного совета РСС, ТПП, НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анпилов Сергей Михайлович, Сорочайкин Андрей Никонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGIES OF THE CONSTRUCTION INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION (part 1)

A vision of some integral aspects of the strategy for the construction industry development until 2030 has been presented. This vision will be explained in a small series of articles. The open-source data from the websites of Ministry of Construction, Housing and Communal Services of the Russian Federation, Federal State statistics service as well as the proceedings of the field session of Tripartite Coordination Council of Russian Union of builders, Chamber of Commerce and Industry, NOSTROI, NOPRIZ.

Текст научной работы на тему «О Стратегии развития строительной отрасли РФ (часть i)»

ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ

УДК 338.4;69.009

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОМ ОТРАСЛИ РФ

(часть I)

© 2019 С.М. Анпилов, А.Н. Сорочайкин*

Представлено видение ряда составных моментов Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года, которое будет изложено в небольшом цикле статей. При написании использованы открытые данные с сайтов Министерства строительства и ЖКХ РФ, Федеральной службы государственной статистики и материалы выездного заседания трехстороннего Координационного совета РСС, ТПП, НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

Ключевые слова: строительная отрасль, стратегия, минстрой, жилищное строительство, ЖКХ, регулирование, управление.

В соответствии с видениями Минстроя РФ Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года (далее Стратегия) должна охватить сферы жилищного, промышленного, транспортного и инфраструктурного строительства, производство строительных материалов и строительной техники, предусмотреть внедрение инноваций. "Минстрой ждет от профессионального сообщества предложений по дальнейшему ускорению технологического развития строительной отрасли. Мы планируем разрабатывать Стратегию развития строительной отрасли на базе экспертных площадок и тех предложений, которые сделают представители строительной отрасли. Это будет наше с вами видение, куда дальше будет идти строительная отрасль, наши с вами приоритеты и стратегические задачи" - это программное заявление министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ В. Якушева из выступления на XVI Всероссийском съезде саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства [1].

Мы представим свое видение на ряд составных моментов Стратегии, которое будет

изложено в небольшом цикле статей. При написании данных работ использовались открытые данные с сайтов Министерства строительства и ЖКХ РФ [2], Федеральной службы государственной статистики [3] и материалы выездного заседания трехстороннего Координационного совета РСС, ТПП, НОСТРОЙ и НОПРИЗ [4], в первую очередь базовый доклад Вице-президента Российского союза строителей Анвара Шамухамедовича Шамузафарова.

Для начала опишем текущее состояние строительной отрасли, определим приоритеты, цели и задачи по направлениям развития, оказывающих влияние на достижение итоговых результатов.

Анализ макроэкономических факторов, влияющих на динамику ключевых показателей строительной отрасли, отрасли строительных материалов и строительной техники за 2018 год:

❖ доля строительной отрасли, промышленности стройматериалов и ЖКХ составляет примерно 14,6% ВВП (строительство -8,4 трлн. руб., ЖКХ - 5,1 трлн. руб., стройматериалы - 1,5 трлн. руб.; итого 15 трлн. руб.);

❖ общее число предприятий в отрасли -279,5 тыс., из них 276, 9 тыс. (99,1%) в частной собственности;

* Анпилов Сергей Михайлович (anpilovsm@gmail.com) - доктор технических наук, Заслуженный изобретатель РФ, Почетный строитель, советник РААСН; Сорочайкин Андрей Никонович (expert763@mail.ru) - кандидат экономических наук, доктор философских наук, Почетный строитель; оба - АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы, 445047 РФ, Самарская область, г. Тольятти, а/я 25.

❖ из общего числа в СРО в целом состоят около 130 тыс. предприятий, в том числе: в строительных СРО состоит около 90 тыс. предприятий, в проектных и изыскательских СРО около 55 тыс. предприятий (часть предприятий одновременно состоят в СРО различных видов);

❖ доля государственных инвестиций в основные фонды - 16,3%, негосударственных -83,7%;

❖ объем работ по виду деятельности "Строительство" - 8,4 трлн. руб., доля государственных капвложений - 1,5 трлн. руб.;

❖ распределение инвестиций в жилищное строительство: частные - 94,4%, государственные - 2,6%, прочие - 3% (годовой объем инвестиций (включая ИЖС и отделочные работы) около 4 трлн. руб., из них 2,2 трлн. руб. идет по виду деятельности "Строительство");

строительства - это субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам в 20152016 гг. Данный инструмент не только дал возможность сдержать и предотвратить обвал рынка жилищного строительства, но и вызвал положительный импульс для работы на ближайшие 3-5 лет.

Ипотечное кредитование стало основным источником финансирования сделок по купле-продаже недвижимости в России. По данным ДОМ.РФ в 2018 году доля сделок в новостройках с ипотечным кредитованием составила 56%, на вторичном рынке - 49% [5].

Жилищное строительство обеспечивает наиболее высокий мультипликативный эффект в экономике государства, способствует: росту финансирования жилищно-коммунального хозяйства; росту объемов производства строительных материалов, изделий

Динамика ипотечного кредитования, млрд. руб. [2; 4]

Год 2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018

Всего кредитов 284 656 380 1032 1764 1473 3013

Первичный рынок 56,8 157,4 106,4 309,6 564,5 568,6 870,8

❖ годовой оборот ЖКХ свыше 5,1 трлн.

руб.

На динамику строительной отрасли негативное влияние оказали резкое снижение нефтяных цен в 2014-2016 гг. и введение антироссийских санкций, что привело к значительному ослаблению российской валюты. Рентабельность строительных предприятий в 2010-2018 гг. стабильно фиксируется ниже средних по экономике - 4,8-7% против 7,712,3%. На снижение инвестиционной активности и, как следствие, спроса на строительные услуги в промышленном и коммерческом сегментах повлиял рост неопределенности и ухудшения не только доходности, но и общей стабильности финансового положения российских предприятий.

Жилищное строительство является одним из локомотивов российской экономики. Данный сектор строительного рынка в наименьшей степени затронут негативным влиянием макроэкономических тенденций. Главный механизм реализации мер государственной поддержки в секторе жилищного 8 © 1Ш "^ШиУ

и конструкций; развитию сети внутримуни-ципальных дорог; росту продаж инженерных систем и оборудования, мебели, бытовой техники, текстиля, домашней утвари и др. Отдельно хочется подчеркнуть, что рост начинается, в первую очередь, в экономической составляющей муниципальных образований и регионов.

По данным Росстата [3] общий объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" в 2017 году составил 7,54 трлн. руб. Из них по жилым зданиям -36,1%; нежилые здания - 11,02%; автодороги и ж/д - 17,22%; инженерные сооружения -18,43%; строительные работы - 17, 23%.

Ввод жилья в 2017 году составил 79,2 млн. кв.м. (из них за счет бюджетных средств - 2,6%); в 2018 году - 75,3 млн. кв. м. Ввод жилищного фонда, в основном, осуществляется за счет частных инвестиций, в т.ч. индивидуального жилищного строительства. Как видим, произошло снижение объемов сдаваемого жилья и, как мы предполагаем, этот процесс будет продолжаться ближайшие 2-3 года.

И такой болезненный момент для общества и государства, как совокупный портфель незавершенных проектов: на январь 2019 г. равен 139,7 млн. кв. м.; размер задолженности застройщиков - 49,4 млн. кв. м. или 35% совокупного портфеля.

Вот так выглядит привлечение застройщиками денежных средств (на декабрь 2018 года), которые впоследствии пошли на финансирование долевого строительства: средства застройщиков - 0,5 трлн. руб. (8,7%); кредиты - 0,76 трлн. руб. (13,2%); средства дольщиков 4,5 трлн. руб. (78,1%). Как видим, подавляющее большинство привлеченных ресурсов - это денежные средства, поступившие по гражданско-правовым договорам о долевом участии в строительстве.

Количество квартир (жилых единиц) в РФ составляет 69,5 млн., количество домохо-зяйств (семей) - 55 млн., таким образом, наглядно видно, что количество жилых единиц на 15 млн. превышает количество семей. Более 50% российских семей состоит из 3-х и более человек, при этом фонд жилых единиц на 65% состоит из 1-2 комнатных квартир площадью 34-38 кв.м., что не в полной мере соответствует потребностям семей.

В общемировой практике развитых экономик большая доля домохозяйств (семей) проживает в индивидуальных жилых домах. Например, в Финляндии - 89%; в Германии -82%; в США - 72%; в Канаде - 65%. В России доля семей проживающих в индивидуальных жилых домах равна 32%. По данным закрытого опроса населения в августе 2017 года на вопрос ВЦИОМ [6] "А в каком доме Вы хотели бы жить?" от 53% до 85% российских граждан ответили, что хотели бы жить в малоэтажном частном доме.

Интересное сравнение и по размеру жилья в России и странах ЕС в кв. м.: в России -50,8 (на 2007 г.); в Финляндии - 77 (2002 г.); в Великобритании - 86,9 (2001 г.), в Германии - 89,7 (2002 г.); в Швеции - 91,5 (2001 г.). Но в показателях общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя РФ, ситуация намного хуже. В России по итогам 2018 года он равен 25,8 кв.м., что

выше показателей 2010 года на 14,2%, но значительно ниже от уровня стран СНГ и БРИКС: в Белоруссии - 27,3 кв.м., в Армении -31,9 кв.м., в КНР - 40,8 кв.м., в Бразилии -32,3 кв.м.

Динамика доходов населения, стоимость жилья, доступность ипотечных механизмов - это три базовых фактора от которых напрямую зависит спрос на жилищное строительство. Определенное влияние оказывают и государственные социальные программы поддержки отдельных категорий граждан: выделение земельных участков многодетным гражданам, расселение из аварийного и ветхого жилья и др.

Промышленное строительство, наряду с жилищным строительством, оказывает значимое влияние на деятельность строительного рынка. Инвестиционная деятельность трубопроводного и железнодорожного транспорта, в области связи и информации, промышленных предприятий, сектора коммерческой недвижимости составляет не менее половины бюджетов на проектное финансирование в основной капитал. В 2013 году объем инвестиций в нежилые здания и сооружения составил 2748 млрд. руб. (48,1% от общего объема инвестиций в строительный сектор), в сопоставимых ценах на 2018 год - 4288 млрд. руб. (50,52%). Собственные средства (40-50%) и бюджетные средства (15-20%) - базовые источники финансирования в основной капитал компаний по итогам 2016-2018 гг. [1; 4]. Этого явно недостаточно для развития сектора промышленного строительства. Только доступность финансовых ресурсов (в виде собственных средств, доступа на взаимовыгодных условиях к заемным ресурсам, иностранных инвестиций) позволит заказчикам промышленного строительства привлечь значительные объемы инвестиций в новые проекты.

Определяющую роль в промышленном строительстве (в первую очередь, в инфраструктурном) оказывают бюджетные расходы и расходы компаний с государственным участием. Объем контрактов на 2018 год в строительном секторе, предполагающих го-

сударственное финансирование, равен 70% общего объема стоимости работ (около 6 млрд. руб.), выполненных в деятельности "Строительство" [1].

Несомненно, требуется обратить внимание на проблемы развития типизации в строительстве. Данная проблематика поднимается в рамках разработки Стратегии только специалистами, имеющими практическим опыт типового строительства времен СССР и первого десятилетия современного периода развития российского общества [4].

Фонд типовой проектной документации (ТПД) в 80-е годы ХХ века составлял более 14600 единиц. Наиболее интенсивно этот фонд использовался для проектирования и строительства жилых домов, детских садов, школ, а также объектов инженерного и коммунального значения. Создание системы типового проектирования финансировалось за счет средств государственного бюджета СССР.

В середине 80-х гг. ХХ века в СССР работало более 3000 заводов ЖБИ и 545 предприятий полносборного домостроения, которые находились в государственной собственности и обеспечивали выпуск типовых объектов и их элементы. На территории РСФСР находилось около 50% таких предприятий [4].

При использовании новых индустриальных технологий домостроения, финансируемых за счет частных инвестиций, вопросы использования конкретных проектов, в том числе типовых, определяется заказчиком. Типизация для жилищного строительства, финансируемого за счет средств бюджетов, осуществляется путем установления социальных норм площади жилья, а также стоимости 1 кв. метра общей площади жилья ежеквартально. Типовая проектная документация для строительства жилых домов используется при индустриальном изготовлении на конкретных заводах конструкций жилых домов.

При строительстве зданий для детских дошкольных организаций и общеобразовательных школ, медицинских учреждений и

объектов физкультуры и спорта, финансируемых из бюджета, используются проекты, включенные в реестр типовых проектов Минстроя России [1; 4].

Конечно же необходимо внести корректировки в систему подрядных торгов. Существующая система требований российского законодательства по проведению подрядных торгов в зависимости от типов объектов значительно отличается от передового международного опыта и не способствует повышению качества и экономической эффективности реализуемых проектов в течение всего жизненного цикла объектов.

Так для российских реалий основа для выигрыша любого государственного или муниципального контракта - это минимальная заявленная цена выполнения контракта, стартовая цена может минимизироваться экспертизой в силу приоритета заказчика над подрядчиком, состояние финансовой обеспеченности проекта и исполнителя не проверятся.

Контракт по системе эскроу счетов также далек от оптимального: все регулирует Его Величество Спрос! Для допуска застройщика к использованию системы эскроу счетов надо, чтобы объект строительства соответствовал двум математическим критериям: наличие 5% резерва от сметы и 10% резерв продаж. В части любого договорного соглашения приоритет остается за дольщиком.

Мировой опыт проведения подрядных торгов (МБРР, ЕБРР) ставит во главу угла экономику проекта, опыт исполнителя и проверку их финансового состояния, интересы сторон выравниваются условиями контракта.

Не менее важной является общепринятая оценка уровня комфортности многоэтажных жилых домов, особенно в городских поселениях [4]. В России с 2010 год наблюдается резкий рост МКД с этажностью выше 12 этажей. В первую очередь это относится к городам миллионникам. С одной стороны это новомодное веяние, с другой - желание инвесторов и заказчиков максимизировать прибыль с выделенных под строительство

земельных участков. Однако, общемировой тренд, особенно в странах с развитой экономикой, имеющих богатый опыт не только строительства, но и последующей многолетней практики по эксплуатации и содержанию высотных домов, свидетельствует об обратном - снижение интереса со стороны конечного потребителя и инвесторов к многоэтажному высотному строительству в границах городских поселений.

Рассмотрим основные претензии к потребительским качествам МКД, ведущие к снижению объемов или прекращению их строительства в большинстве стран мира, включая КНР [4]:

❖ для жителей верхних этажей - отсутствие технологий спасения в случае ЧС и по требованию ГО; пониженный уровень комфортности проживания в следствии полной зависимости от лифтов и возможных сбоев в системах инженерного оборудования;

❖ функциональные недостатки по условиям проветривания, воздухообмена (без систем принудительной вентиляции), технические последствия инфильтрации воздуха нижележащих этажей, психологический дискомфорт выходов на балконы и лоджии выше 7-8 этажей;

❖ недостижимость комфортности городской среды в следствии неразрешимости проблем автостоянок, условий выезда из кварталов и загрузки улично-дорожной среды, гипертрофия образовательных учреждений - школ на многие тысячи учащихся, дошкольных учреждений - на многие сотни детей при крайней ограниченности пространств их размещения;

❖ для недвижимости короткий жизненный цикл объекта при различии сроков службы элементов здания (лифтов, инженерного оборудования и др.), что приводит к необходимости периодических работ по капитальному ремонту; сложности проблем сноса и утилизации объекта (в том числе строительного мусора от сноса железобетонных конструкций зданий).

С учетом ментальности российского общества и достаточно высокого уровня соци-

альной нестабильности в его элите наиболее болезненной становится последняя из вышеуказанных претензий. Российские компании по эксплуатации и содержанию высотных домов все чаще сталкиваются с реальностью в виде невозможности собрать необходимые финансовые средства на текущее содержание высотных домов в силу либо нежелания собственников жилья оплачивать расходы по содержанию МКД, либо невозможности таковыми их оплачивать из-за банального отсутствия денежных средств. При этом растет количество неплательщиков именно 2-й категории - собственников жилья потерявших определенный уровень доходов в домохозяйстве, а объем финансирования на текущее содержание и обслуживание высотных МКД с каждым годом только возрастает.

Выливается в значительную проблему для развития общества и государства сложившаяся ситуация по использованию земельного фонда, действующая система расселения населения страны привели к опустыниванию одних территорий и сверхконцентрации населения на других территориях РФ (в пределах 1% территории) [1-2; 4].

Два примера, ярко показывающие своими статистическими данными сложившуюся картину:

1) все населенные пункты страны занимают площадь в 19886,9 тыс. га, что составляет 1,2% от общей площади РФ, в т.ч. застройкой занято лишь 3470,0 тыс. га (0,215%); относительно к поселениям можно отнести промышленные и приравненные к ним земли - это еще 16898,9 тыс. га (1%);

2) Самарская область - на сегодня достаточно усредненный российский регион с административным центром в виде города-миллионника: территория области равна 53600 кв.км., населения на 2018 год было -3193514 чел.; административный центр Самара занимает площадь в 541 кв. км. (1,009% от площади области) и в нем проживает на 2019 год 1156644 чел. (36,22% от населения области); промышленный центр региона - город Тольятти расположен на площади в

314,8 кв.км. (0,58%) с населением на 2018 год в 707408 человек (22,15%).

Рассмотрим текущее состояние строительной отрасли в РФ с позиции стандартного SWOT анализа данных из вышеуказанных источников [1-5].

Сильные стороны:

❖ большой объем потребности в жилье;

❖ большой спрос на капремонт МКД;

❖ потребность в обновлении и строительстве инженерной инфраструктуры;

❖ развитый рынок строительных услуг и технологий;

❖ наличие институтов ипотечного и проектного финансирования;

❖ системная реализация государственных мегапроектов;

❖ сформировавшееся профессиональное сообщество.

Слабые стороны:

❖ постоянное падение доходов населения и его платежеспособности;

❖ неэффективность документов территориального планирования;

❖ нестабильность градостроительного законодательства;

❖ несовершенство контрольной системы;

❖ несовершенство системы технического регулирования;

❖ технологическая инертность отрасли.

Возможности:

❖ наличие больших объемов не вовлеченных в оборот территорий для жилищного строительства;

❖ потенциал развития рынка строительных материалов (профицит до 40%);

❖ наличие господдержки в виде нацп-роектов;

❖ привлечение современных технологий, материалов и механизмов;

❖ внедрение современных методов управления строительством и инвестициями.

Угрозы:

❖ стагнация спроса на жилье при существующих ценах предложения;

❖ паление инвестиций в основной капитал предприятий отрасли;

❖ снижение объемов государственного и муниципального финансирования подготовки территорий;

❖ отставание в развитии коммунальной и социальной инфраструктуры;

❖ потеря базовых технологий индустриального строительства жилья и социальных объектов

❖ снижение доходности застройщиков;

❖ недостаточное количество подготавливаемых специалистов для отрасли.

Целью государственной политики развития строительной отрасли, в том числе ее модернизации, является формирование безопасной и комфортной среды проживания населения, опережающая адаптация строительной отрасли к сигналам рынка и установкам национального проекта "Жилье и городская среда" по росту объемов ввода жилья, в том числе за счет массового малоэтажного жилищного строительства, совершенствование механизмов государственно-частного партнерства в строительной сфере, совершенствование нормативно-правовой базы и принципов регулирования, применение эффективных финансово-экономических, технических, организационных и правовых механизмов поддержания жилищного обеспечения населения, в том числе путем государственной поддержки отдельных категорий граждан, в рамках реализации программ социально-экономического развития, Стратегии пространственного развития Российской Федерации, эффективное использование земель для массового жилищного строительства, а также укрепления системы национальной безопасности Российской Федерации.

На основании рассмотренных объемов информации экспертного сообщества резюмируем базовые задачи Стратегии:

❖ корректировка мероприятий национального проекта "Жилье и городская среда" в соответствии с вызовами, связанными с падением объемов ввода жилья при введении системы проектного финансирования,

а также потребностями и пожеланиями населения Российской Федерации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

❖ устранение ограничений, сдерживающих расширение масштабов инновационной активности строительных предприятий и распространение в отрасли передовых технологий;

❖ усиление стимулов на уровне компаний к постоянной инновационной деятельности, использованию и разработке новых технологий для обеспечения конкурентоспособности строительного бизнеса;

❖ создание благоприятных условий для формирования новых высокотехнологичных компаний и развития новых рынков продукции (услуг);

❖ цифровизация строительной отрасли, включая использование информационных технологий в инженерных изысканиях, проектировании и строительстве, а также в системе управления отраслью, градорегули-ровании, применении стандарта "Умный город";

❖ совершенствование системы регулирования строительной деятельности, в том числе с использованием института саморегулирования.

Предлагаем интегрированные из вышеуказанных источников приоритетные направления Стратегии:

❖ создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды;

❖ обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства, в том числе малоэтажного, при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;

❖ модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установления ограничений на

использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства и эксплуатации стандартного жилья для отдельных категорий граждан;

❖ снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства;

❖ совершенствование контрактной системы и государственно-частного партнерства в гражданском, промышленном и транспортном строительстве;

❖ развитие рынков строительных материалов и строительной техники, включая поддержку ресурсосберегающих технологий и использования промышленных отходов;

❖ развитие экспорта строительных услуг;

❖ создание экономически эффективных механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством РФ;

❖ совершенствование системы государственного управления и регулирования строительства, включая совершенствование ценообразования, системы требований к объектам капитального строительства, циф-ровизацию системы управления, совершенствование системы надзора;

❖ пересмотр модели и состава работ строительной экспертизы на основе технологий информационного моделирования;

❖ дальнейшее развитие рынка строительных услуг путем совершенствования системы госзакупок, информационного обеспечения, допуска и подготовки кадров;

❖ формирование межведомственных требований к формированию отраслевой и академической науки, привлечению ее к решению проблем строительной отрасли;

❖ разработка комплексных мер по внедрению системы типизации проектных ре-

ф

шений на новой информационно-технологической базе проектирования;

❖ подготовка предложений по корректировке нормативной базы градостроительного и архитектурно-строительного проектирования для реализации стандарта "Умный город".

Все участники разработки Стратегии приняли деление стадии ее реализации на 2 этапа, предложенные Минстроем РФ [1-2]. С учетом анализа полученной информации нельзя не согласиться с данными временными рамками.

1-й этап реализации (2020-2024 гг.)

В ходе 1-го этапа реализации основных мероприятий, предусмотренных Стратегией, осуществляются реализация нацпроекта "Жилье и городская среда", а также включенных в него федеральных проектов. Кроме того осуществляются мероприятия по обновлению нормативно-правовой базы, снижению административных барьеров для массового жилищного строительства и внедрения инноваций, эффективному использованию земель. на данном этапе предполагается создание механизмов достижения целевых индикаторов развития строительной отрасли.

2-й этап реализации (2025-2030 гг.)

В ходе 2-го этапа реализации основных мероприятий, предусмотренных Стратегией,

предполагается стабильное развитие рынков недвижимости и ипотечного кредитования, достижение баланса между спросом и предложением на рынке жилья, в том числе за счет новых форм инвестирования жилищного строительства, развитие научно-технического и промышленного потенциала отрасли. Формирование инновационного центра строительной отрасли. В этот период должен быть обеспечен значительный рост объемов строительно-монтажных работ, в первую очередь, жилищного, транспортного, коммунального и социального строительства. Достижение установленных значений целевых показателей развития строительной отрасли в РФ на 2030 год.

Библиографический список

1. Разрабатываем Стратегию развития строительной отрасли до 2030 года. URL: http:// stroystrategy.ru.

2. Сайт министерства строительства и ЖКХ России. URL: http://www.minstroyrf.ru.

3. Сайт федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru.

4. Сайт ОМОР "Российский союз строителей" URL: https://omorrss.ru.

5. Сайт Банк Дом.РФ. URL: https://xn — dlaqf.xn — plai.

6. Сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru.

Поступила в редакцию 11.09.2019 г.

ЭКСПЕРТ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2019. № 1 (1)

DEVELOPMENT STRATEGIES OF THE CONSTRUCTION INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION (part 1)

© 2019S.M. Anpilov, A.N. Sorochaikin*

A vision of some integral aspects of the strategy for the construction industry development until 2030 has been presented. This vision will be explained in a small series of articles. The open-source data from the websites of Ministry of Construction, Housing and Communal Services of the Russian Federation, Federal State statistics service as well as the proceedings of the field session of Tripartite Coordination Council of Russian Union of builders, Chamber of Commerce and Industry, NOSTROI, NOPRIZ.

Keywords: construction industry, strategy, Ministry of Construction, housing construction, housing and communal services, regulation, management.

* Anpilov Sergey Mihailovich (anpilovsm@gmail.com) - Doctor of Technical, Honored Inventor of the Russian Federation, Honorary Builder, Advisor RAABS; Sorochaikin Andrey Nikonovich (expert763@mail.ru) - Candidate of Economic, Doctor of Philosophy, Honorary Builder; INO "IFCTE".

Received for publication on 11.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.