Научная статья на тему 'О стратегии продвижения российского образования на Международный рынок'

О стратегии продвижения российского образования на Международный рынок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
439
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пименова Н. Ю.

В статье рассматривается проблема интеграции российской высшей школы в международное образовательное пространство, которая в значительной мере определяется ее способностью следовать нормам или стандартам, сложившимся в мире. Анализируются изменения в глобальных условиях, которые значительно влияют на роль, функции, форму и способы функционирования систем высшего образования во всем мире. Рассматриваются международные рынки образовательных услуг и место российского образования в этой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the strategy for Russian education advancement into the international market system

The following article examines problems of Russian higher school integration into international educational area. Russian higher school's competitive advantages and barriers are also under the consideration.

Текст научной работы на тему «О стратегии продвижения российского образования на Международный рынок»

Н. Ю. Пименова

О СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК

N. Y. Pimenova

About the strategy for Russian education advancement into the international market system

The following article examines problems of Russian higher school integration into international educational area. Russian higher school's competitive advantages and barriers are also under the consideration.

Т| роблема интеграции российской высшей с) школы в международное образовательное пространство в значительной степени определяется ее способностью следовать нормам или стандартам, сложившимся в мире. Это тем более важно в ситуации, когда российские вузы, длительное время бывшие лидерами в области международного образования, утратили эти позиции [1]. В то

общества и составляет суть мирового кризиса образования [2].

К основным факторам мирового кризиса в сфере высшего образования исследователи относят следующие:

— территориальность — неспособность предоставить всем желающим возможность получения необходимого образования;

— консерватизм — отставание получаемых знаний от уровня развития информатизации и тех-

же время сама система высшего образования, по

мнению многих исследователей, испытывает ми-

ровой кризис. нологии;

Парадокс состоит в том, что этот кризис ши- — инерционность — низкая адаптивность си-

рится и укрепляется на фоне небывалого роста мас- стем образования к различным социально-эконо-

штабов данной системы. За 30 лет (с 1965 по мическим условиям;

1995 г.) число лиц, охваченных средним образова- — локальность — специфичность образованием, увеличилось в 4 раза (с 91 до 372 млн. чело- ния, получаемого в отдельном учебном заведении;

л лг к

век). Количество студентов, обучающихся в выс- — ограниченность — невозможность регио-

ших учебных заведениях, во всех странах мира уве- нальных вузов обучать желающих всему спектру

личилась более чем в шесть раз (с 13 до 82 млн.). специальностей на отдельной территории [3];

Инвестиции в эту сферу стали признаваться самой — трансформация целей и ценностей высше-

экономически выгодной формой капиталовложе- го образования;

ний. За последние сорок лет они в большинстве — неопределенность места высшей школы в

стран возросли в абсолютных и относительных общественной структуре и социальных отноше-

объемах в несколько раз. Однако несмотря на все ниях;

усилия ни одной из стран мира, даже наиболее бла- — изменяющаяся роль государства, опасность

гополучной в этом отношении Японии, преодолеть снижения доли ответственности государства за

образовательный кризис не удалось. сферу высшего образования;

Этот кризис, по мнению экспертов, имеет не — внедрение в область высшего образования

количественный, а качественный характер и его рыночных отношений;

сущность состоит в том, что научно-техническая — высокая степень неравенства среди учреж-

революция вызвала беспрецедентный скачок в раз- дений высшего образования [4]; витии и изменении социальных условий. Системы образования также развивались и изменялись быстрее, чем когда-либо, но все же отставали по темпам изменений. Возникший в результате этого разрыв между образованием и условиями жизни

© Н. Ю. Пименова, 2006

— меняющиеся глобальные условия.

ЯшЯШ^ШЯШШш ^^

Меняющиеся глобальные условия

Последнее десятилетие XX в. ознаменовалось серьезными изменениями в глобальных условиях,

ДшМ ¡ШтИИВИяМ

которые так или иначе значительно влияют на роль, функции, форму и способы функционирования систем высшего образования во всем мире. Некоторые из них (изменений) создают новые возможности для образования, тогда как другие представляют потенциальную опасность. В докладе Всемирного банка они представлены в виде таблицы (табл. 1).

Процесс глобализации ускоряет эти тенденции, поскольку при формировании конкурентных преимуществ той или иной страны во главу угла все в большей степени ставятся знания. Сравнительные преимущества стран все меньше определяются богатством природных ресурсов или дешевой рабочей силой и все больше — техническими инновациями и конкурентным применением знаний или тем и другим в сочетании. Экономический рост сегодня является в такой же мере процессом накопления знаний, как и процессом накопления капитала.

По мнению экспертов Всемирного банка, «знания сами по себе не трансформируют экономику, одновременно нет гарантии и того, что инвестирование в научные исследования и разработки или в иные продукты высшего образования принесет положительную отдачу. ...научно -технические знания приносят наибольшую выгоду в том случае, когда они используются в рамках комплексной системы учреждений, организаций и процессов...» [5. С. 8]. Вместе с тем обладание знаниями

в области информационных, ядерных технологий и других областях, определяющих здоровье и безопасность человека и общества, не только усиливает неравенство между государствами, но и создает реальную угрозу для цивилизаций и мира в целом.

Поэтому в современных условиях концепция глобализации — наиболее адекватный инструмент анализа и отражения динамики социальных процессов.

Концепцияглобализации в современном мире

Понятием «глобализация» обозначается широкий спектр событий и тенденций: развитие мировых идеологий, интенсивная борьба за установление мирового порядка; скачкообразный рост числа и влияния международных организаций, ослабление суверенитета национальных государств; проявление и развитие транснациональных корпораций (ТНК), рост международной торговли; интенсивные массовые миграции, формирование мультикультурных сообществ; создание планетарных средств массовой информации и экспансия западной культуры во все регионы мира и др. [7, 8].

Анализ этих тенденций показывает, что они приобрели характер синхронных общественных изменений в начале — середине XX в., которые специалисты характеризуют как социокультурный сдвиг [7].

Таблица 1

Меняющиеся глобальные условия: возможности и опасности [5]

Фактор изменений Возможности Опасности (риски)

Растущая роль знаний Возможность скачкообразного («перепрыгивающего») роста в некоторых сферах экономического развития; решение социальных проблем (гарантированное обеспечение продовольствием, здравоохранение, водоснабжение, энергоресурсы, окружающая среда) Увеличение разрыва в уровне знаний между странами

Революция в ИКТ Облегчение доступа к знаниям и информации Увеличение цифрового барьера между странами и внутри отдельных стран

Глобальный рынок труда Облегчение доступа к опыту, навыкам и знаниям, накопленным профессионалами Рост темпов «утечки умов» и оттока передового человеческого капитала

Политические и социальные перемены Распространение демократии Насилие, коррупция, преступность, ВИЧ/СПИД Благоприятные условия для реформ Рост темпов «утечки умов» и политическая нестабильность; потери людских ресурсов

Глобализация — это не только новые технологии и масштабы торгово-экономических и финансовых связей, но и политика, которая обслуживает определенные интересы, а также соответствующая идеология. Поэтому сегодня анализ неизбежно смещается на глобальный уровень и практически любое исследование ведется с точки зрения мировой системы. Изучение мирового общества и его отношений с национальными и локальными реалиями становится центральной темой многих исследований. Чем выше степень взаимосвязи социальных отношений на мировом уровне, тем более необходим анализ связей между глобальной социальной реальностью и множеством локальных реальностей.

Глобализация — это многогранный процесс с далекоидущими последствиями для жизни всех людей, налагающий ограничения и открывающий возможности для индивидуального и коллективного действия.

Пространственная организация социальных отношений глубоко трансформирована, поскольку отношения становятся более растяжимыми и взаимосвязанными. Создаются трансконтинентальные и трансрегиональные потоки и сети действий, обменов и властных отношений с серьезными последствиями для процессов принятия решений. Новые образцы иерархии и неравенства, включения и исключения рассекают национальные границы. Возникают новые проблемы социальной интеграции, глобального уровня и демократической подотчетности, поскольку суверенная власть национальных государств эродирует, а их роль в мировой политике меняется [10].

В западных странах все более признают, что в современных условиях карьеру может обеспечить только система образования, учитывающая процессы глобализации: выпускникам вузов придется жить и работать в новом мире, в котором границы национальных экономик и культур становятся все более условными и в котором поэтому необходимо мыслить глобально, а действовать локально — на территории своих государств.

В обиход вошло новое понятие — «глобализация образования», обозначающее наступление качественно нового этапа международных отношений в данной сфере. Об этом свидетельствует как интенсификация традиционных международных связей (обмен студентами и учащимися), так и новые формы, возникшие на базе использования информационных технологий: дистанционное обучение в режиме on-line, виртуальные университе-

ты. И прежде всего — возникновение рынка названных услуг и международной конкуренции на нем [11].

шшННй»

>1нки образование

■ 1

ьсли в России и некоторых ев]:

ст

до

ного мира это не просто устойчивый р оборот, но и давно сложившийся бизнес

народного масштаба. С конца , 40-х гг. X]

д

образова

преследующей п ческие цели. И к

й

щие мировые державы начали рассматривать разование как часть своей внешней политики,

ровалась

ая отра

ические прошлого ь мировог

международный рынок образоват с ежегодным объеме

ардов долларов С в миллионы человек

и объемом i

< [5].

редел ектуа

Экономическая т шего образования к ированное простран родителей («покупате удовлетворяется ву гающими им уче

Рынок высшего образования у дежде на то, что конкуренция меж ным числом «покупателей» и «прод

« а г г г

ной области

е места.

спрос с ) на выс «продавца

полити-сформи-яйства — ых услуг ки милли-

ребителей

ii Н

ынок выс-сконстру-дентов и их разование предла-

ен в на-значитель-~~в» в дан-

они

удовлетворяя потребности частных предприятий и государства.

Понятия спроса и предложения взаимозаменяемы в зависимости от того, с какой точки зрения проводится анализ. Другими словами: если анализировать оба рынка с точки зрения вузов, можно сказать, что на рынке высшего образования им «требуются» студенты для того, чтобы заполнить учебные места, а на рынке труда им «требуются» рабочие места для выпускников.

Таким образом, рынки высшего образования и труда носят целостный характер, и не всегда удается учесть различные нюансы: так, например, в действительности рынок высшего образования подразделяется на много (под)рынков, соответствующих различным специальностям и различным уровням образования (получение диплома, аспирантура и докторантура) [12].

Конкуренция — основной принцип деятельноСтИ ■ западных университетов: за студентов, за лучших профессоров и преподавателей, за финансы, ■ за-; иностранных студентов и аспирантов.

ЩЩ маркетинговой точки зрения образование иМ|Г -три ■ вида потребителей,■■■ выступающих на разных уровнях системы: личности ( на рынке образования), ■ фирмы (на рынке ■ труда), общество в целом ■( на макроуровне). Регулирование взаимо-отвойенйймежду потребителями на разных уров-нях;системы зависит, прежде всего, от социально-экономической парадигмы, принятой государ-сШвоШй и ■ системы управления [12].

Глобализация ■ образования? значительно расширяет ■колиЧёство. ■ игроков и ■■ выносит уровень и масштабы конкуренции за йр.едель1 одного государства, экономической, политической, социокультурной системы или системы образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-Международная образовательная карта выгля-дитсегодня ■■следующим образом. Есть два основных образовательных центра — североамериканский и европейский. США, где учится 600 тыс. студентов, совместно с соседней Канадой держат треть всего студенческого легиона. Суммарный образовательный оборот Европы и по числу студентов, и по деньгам вполне сравним с Америкой. Третий, в Австралии, существенно меньше. Там в сумме с соседней Новой Зеландией обучается около 200 тыс. иностранцев. На протяжении последних тридцати лет половину всех студентов на мировой рынок поставляют страны Азии. В лидерах — Китай, Корея, Малайзия, Индия, Гонконг. Устойчивый рост демонстрируют Таиланд, Индонезия, Сингапур и Пакистан. Второй крупный поставщик — арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки: Марокко, Иран, Иордания, Алжир, Палестина [13].

К центрам устремлено три потока образовательной миграции. Основной поток — «Восток — Запад», его главное русло пролегает от Юго-Восточной Азии в североамериканском направлении. Чуть меньший поток — в Европу. Другой трансконтинентальный поток — «Юг — Север», из Юго-Западной Азии и севера Африки. В основном он

тоже устремлен на Америку, меньше — на Европу. Наконец, есть поток, соединяющий Европу с Америкой, в отличие от первых двух он — двусторонний. Примерно 200-250 тыс. человек направляется в США, в Европу — раза в два меньше [13].

Фоновое состояние не лидирующих сегодня на рынке стран отнюдь не статично, а посему не безобидно. Многие уже поняли, что обучение иностранцев — выгодный бизнес, и пытаются в него прорваться. Новым экспортерам вполне под силу изменить как состав группы лидеров, так и мировую образовательную карту. В «знаниевую» коммерцию активно рвутся даже совсем маленькие страны. Новая Зеландия за пять лет в пять раз увеличила число студентов и сейчас учит более 30 тыс. Столько же обучает и Швеция, за два последних года она удвоила контингент иностранных студентов [13].

По мнению специалистов, все больший экспортный вес набирают восточные страны, темпы роста которых существенно выше, чем у старых игроков рынка. Китай с 1990 г. на порядок увеличил число обучающихся иностранцев: с 5 до 50 тыс. В Японии сейчас их почти 80 тыс. Многие миллионы долларов, вложенные национальным частным капиталом в экономику образования Сингапура, дают основания полагать, что и он в ближайшее время заявит о себе на экспортном направлении. Поэтому можно утверждать, что в мире формируется четвертый образовательный центр, и, судя по экономическим скоростям азиатов, появление его не за горами [13].

Таким образом, можно говорить о том, что глобальный рынок образования сегодня представлен тремя основными конкурирующими рынками (табл. 2):

• североамериканский рынок;

• европейский рынок;

• Австралия, Новая Зеландия, Япония [5, 13].

На этом глобальном рынке присутствуют две

основные конкурирующие модели образования. Условно их можно назвать американской (хотя исторически — это англосаксонская модель) и немецкой (табл. 3). Американская модель ориенти-

Таблица 2

Основные поставщики студентов на глобальные рынки [1, 5, 12]

Рынок Поставщики

Американский рынок Австралия, Новая Зеландия, Япония Европейский рынок Китай, Индия, Малайзия, Япония, Сингапур, Ближний Восток, Африка, страны — члены ЕЭС, в том числе и Россия

Таблица 3

Сравнительная характеристика конкурирующих на мировом рынке образовательных моделей

Модель образования Сходство Различие

Американская Немецкая Двухуровневая система подготовки: бакалавриат, магистратура Функциональность, прагматизм Фундаментальность, гуманизм

рована на очень сильные университеты, но довольно слабую школу. Французская и немецкая — ближе к российской, но для французов характерна относительно сильная средняя школа и менее развитые университеты. Советская модель в свое время была хороша своей сбалансированностью: достаточно качественное школьное и неплохое университетское образование. Но то, что тогда было плюсом, сейчас становится проблемой. И связано это, в первую очередь, с тем, что советская система готовила специалистов для работы в индустриальном обществе — с развитой наукой и высокотехнологичным производством. Сегодня российская экономика — это экономика сырьевая, поэтому мест, где используются высокие технологии, немного и готовить огромное количество людей с высшим образованием нецелесообразно ни с финансовой, ни с общественной точек зрения. Это еще одна причина, по которой российское образование нуждается в реформировании [14].

Система образования, принятая на Западе, от российской отличается, в первую очередь, тем, что там обучение ориентировано на достижение конкретного результата. Образование в капиталистическом мире — экономически выгодный процесс. Государство вкладывает средства в подготовку молодых специалистов и потом, с их трудоустройством, получает прибыль, покрывающую государственные расходы на обучение, повышая таким образом социально-экономическую эффективность образования как сферы своего влияния.

Экономические эффекты от обучения иностранных студентов:

• Образование — один из основных источников увеличения доходов. Так, в США оказание образовательных услуг иностранцам является пятой по значимости (размерам вклада в национальную экономику) статьей экспорта. Только Китай ежегодно платит 1 млрд. долл. США за подготовку за границей студентов, стажеров, и аспирантов [1].

• Оптимизация затрат на подготовку собственных национальных кадров, ибо иностранцы учатся у тех же преподавателей, пользуются тем же

учебным оборудованием, теми же библиотеками, живут в тех же общежитиях, что и местные студенты [12].

• Получение дополнительных доходов от проживания иностранных студентов в стране. Только в 1999 г. обучающиеся в США студенты принесли этой стране 13 млрд. долл. в виде оплаты за обучение и проживание [1].

• Восполнение дефицита трудовых ресурсов в собственной стране за счет закрепления иност-

ранных студентов после получения образования [12].

ьоци*

ффекты от'обучения иност-

• Международное образование динамику с миграцией, являясь, в ной из ее форм. Некоторые стран систему международного образовании чения мигрантов с высоким научно-и ским потенциалом или поле ствами (США) [12]. Всего, г зовательными экспортными ся 70 % государс

• Гегемония финансовые, времен студентов, так и ряда а теров и на подгото ликтное пространс ремещение [12].

• Увеличение объе зования является как

Г ' V

мировой конвергенц одной страны в д живать контакт с разл циальными группами двух местах, идентичность, двунациональ дарственного характера.

• Воспроизводство в ино

бального рынка, утратившими культурным ареалом.

кращает раты как - экспор-бесконф-рное пего обра-дствием ентов из оддер-' и со-енно в шанную та-госу-

тудентах ным наци-жами гло-бственным

• Международное высшее образование позволяет людям быть задействованными в стратегических государственных структурах, таких как органы государственной власти и финансовые институты, а также получить географически мобильную профессию. В целом потенциал влияния на мир инноваций ограничен только возможностями самого государства, его правительства и задействованных институтов [12].

Объем международного глобального рынка образования, по мнению экспертов, оценивается примерно в 60 млрд. долл. в год, к 2005 г. он предположительно достигнет 90 млрд. долл. Доля Россия в нем — всего 1,5 % [1].

Конкуренция на глобальном рынке идет уже на геополитическом уровне — за сферы влияния над государствами и их политиками [9]. Если ранее основными поставщиками услуг в сфере международного образования традиционно считались США, Великобритания, Франция, Германия, Австралия, Япония, Канада [12] и, до 1990 г., Россия [1], а политика привлечения иностранных студентов регулировалась государствами, то сегодня глобализация образования все больше реализуется через политические каналы. В современном мире создана разветвленная сеть международных правительственных организаций (МПО). Они содействуют мировому управлению и интеграции, повышая внимание к коллективным проблемам политики в экономике, экологии, социальной защите и образовании. В этих процессах все большую роль играют Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития, Европейская комиссия, которые распространяют свою деятельность на многие области общественной жизни. Несмотря на видимые различия международных организаций, легко заметить немало схожего в их деятельности в силу повторяемости концепций и подобия аналитических выводов, которые циркулируют от одной организации к другой. Взять хотя бы наиболее распространенную лексику, которая легко узнаваема по ключевым словам: «человеческий капитал», «рентабельность инвестиций», «образовательный рынок», «децентрализация образования», «новый менеджмент», «образование через всю жизнь» и др.

Экспортно-импортные операции регулируются двумя типами механизмов: финансовыми и правовыми. Что касается финансовой политики, то, по мнению экспертов, все страны можно условно поделить на две группы — на жестких и мягких продавцов. Для жестких, к которым от-

носятся США, Канада, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, оплата услуг покупателем осуществляется в основном за счет домохозяйств (т. е. из семейного бюджета студентов), хотя имеется и незначительная часть бонусов (стипендии, гранты, льготы и пр.). И, как правило, весьма существенна разница стоимости обучения для своих студентов и иностранцев (в среднем в три-пять раз) [13].

У мягких продавцов затраты на обучение иностранцев во многом компенсируются за счет внутренних источников, как правило, бюджетных. Так, в Германии, Франции, Финляндии, Швеции в государственных вузах иностранные студенты учатся бесплатно. А экономический эффект от этих студентов заключается в деньгах, приходящих от их жизнеобеспечения. Кроме того, страны, предоставляющие льготы на образование, более заинтересованы в привлечении на свои рынки труда образованных эмигрантов.

При помощи финансовых механизмов страны-экспортеры регулируют еще и состав своих потребителей. В Великобритании, например, стоимость обучения для студентов из стран ЕС и для студентов из других стран различается, и весьма существенно — в пять-восемь раз (в зависимости от университета).

Особая тема — собственно образовательное законодательство. Речь идет, в первую очередь, о признании странами дипломов друг друга. Международные соглашения: Лиссабонская конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе» (1997 г.), «Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века» (1998 г.), Болонская конвенция (1999 г.) и множество других — регулируют этот вопрос, но нерешенных проблем очень много. Международное образовательное право само находится в стадии становления.

Отсутствие международного признания совсем не исключает вуз из системы продаж. К примеру, всего лишь 200 из 3500 американских вузов имеют международное признание, что не мешает остальным заниматься экспортом образования. Но такое признание само по себе является сильнейшим конкурентным преимущество перед остальными вузами.

Аналогично транснациональным корпорациям, успешно действующим в разных отраслях экономики, страны-лидеры давно уже создали свои образовательные ТНК, которые являются операторами рынка.

Сегодняшние образовательные ТНК — это в основном неправительственные организации с негосударственным финансированием, но с мощной государственной поддержкой. Представляя национальные интересы на международном рынке образовательных услуг, они создали свои представительства по всему миру. Сеть British Council, например, раскинулась на 117 государств. DAAD (Немецкая служба академических обменов), которая существует с 1925 г., объединяет 233 высших учебных заведения. В гораздо более молодое, всего шестой год существующее агентство EduFrance входит 175 французских университетов, высших школ и институтов. Только в России с 1992 г. открыто пятнадцать представительств Британского совета, шесть представительств и 25 пунктов EduFrance [13].

Таким образом, подводя итоги сказанному выше, можно сделать вывод, что основными проявлениями глобализации в образовании являются:

— возникновение глобального рынка образования (как традиционного, так и виртуального);

— появление образовательных транснациональных корпораций (ТНК);

— информатизация образования (как ресурс управления и как технология обучения);

—конвергенция (схождение, взаимопроникновение образовательных и общественных систем);

— интеграция (интернациональная кооперация как в системах образования, так и в обществе);

— стандартизация (как образовательных систем, так и культурных ценностей).

Тенденции развития мировой высшей школы пронизывают своими «силовыми потоками» все национальные, региональные и межрегиональные (в смысле ЮНЕСКО) системы. Высшее образование все в большей степени (таковы, во всяком случае, амбиции ВТО) вовлекается в сферу действия Генерального соглашения о торговле услугами (GATS).

GATS — это набор правил, призванный регулировать международную торговлю в сфере услуг (вступил в силу с 1 мая 1995 г. под эгидой ВТО). По содержанию GATS сводится к трем основным разделам: общие правила и обязательства, правила для определенных секторов, специфические обязательства стран-участниц. Соглашение охватывает 12 секторов услуг, среди которых бизнес, телекоммуникации, строительство, здоровье, туризм... Образование стоит на пятом месте.

GATS определяет четыре способа торговли всеми услугами:

1. Международная поставка охватывает потоки услуг с территории одной страны на территорию любой другой (осуществление образовательных услуг путем открытого и дистанционного образования).

2. Потребление за границей относится к ситуации, когда потребитель перемещается на территорию другой страны, чтобы получить услуги, т. е. обслуживание на территории (прохождение обучения за границей).

3. Коммерческое присутствие подразумевает, что поставщик услуг одной страны устанавливает территориальное присутствие через приобретение в собственность или арендный договор помещения на территории другой, чтобы обеспечить обслуживание (открытие филиалов иностранных университетов).

4. Присутствие физических лиц состоит в поставке их услуг из одной страны в другую. В Приложении о движении физических лиц сказано, что члены свободны в выборе ограничительных мер относительно гражданства, места жительства или доступа на рынок труда (работа преподавателей и ученых вне своей родной страны) [4].

Положения этого соглашения, определяющего образование как предмет купли — продажи, вступают в противоречие с пониманием академическим сообществом многих стран образования как одной из ведущих человеческих потребностей и как общественного блага (хотя одновременно и личного), что порождает полярные оценки процессов глобализации в образовании участниками Бо-лонского процесса (табл. 4).

Болонский процесс выступает, с одной стороны, как «европейский ответ» на явления глобализации, а с другой — как способ сообщения высшему образованию «европейского измерения». Марик К. Ван дер Венде замечает, что «европейское образование столкнулось с угрозой, которая исходит от нетрадиционных и неевропейских провайдеров высшего образования, проникающих на европейский рынок через филиалы кампусов, виртуальные и другие организации» [14, 15].

Болонский процесс: перспективы для российского образования

Начало Болонскому процессу было положено, как уже было сказано выше, 19 июня 1999 г., когда представители 29 стран Европы приняли декларацию.

Таблица 4

Основные противоречия между сторонниками и противниками глобализации в образовании

[5, 6, 16, 18-20]

Факторы изменения Положительные тенденции Отрицательные тенденции Результаты

Глобализация Демократизация; стирание границ; повышение социальной и академической мобильности Поляризация западного мира от всего остального человечества; «утечка мозгов» из слаборазвитых и среднеразвитых стран в страны западного мира Международное разделение труда (в том числе и на межгосударственном и региональном уровне)

Вступление в Болонский процесс (как одно из проявлений глобализации) Появление второго полюса Создание напряжения между полюсами Интеграция в Европейское социально-экономическое сообщество

Унификация и стандартизация образования Признание российских дипломов; интенсификация образования; сокращение сроков обучеия; увеличение среднего слоя населения, как основы устойчивого развития нации Снижение стандартов российского образования до уровня общеевропейских; усиление социального неравенства Демократизация; повышение социальной и академической мобильности

Интеграция Информатизация Кооперация наций и развитие их руководителей Сокращение времени обновления знаний Потеря национальных особенностей образовательных систем Искажение гуманистических ценностей образования его прагматиза-ция; новая угроза национальной безопасности Создание единого европейского образовательного пространства Упрощение и удешевление технологии формирования сознания

Конвергенция Схождение, взаимопроникновение образовательных и общественных систем Размывание национальных и этнических идентичностей Повышение согласованности общества и снижение возможности возникновения конфликтов

В отечественном образовательном сообществе хорошо известны цели Болонской конвенции: сравнимость и признание дипломов и квалификаций, обеспечение мобильности студентов и персонала, рост автономии и конкурентоспособности европейских вузов за счет интеграции интеллектуального потенциала. В болонских документах перечислены принципы и методы достижения поставленных целей: внедрение двухступенчатой архитектуры академических степеней, прозрачность информационных потоков по всем учебным модулям, применение кредитной системы на базе зачетных единиц, создание адекватных процедур аккредитации, использование новых приложений к дипломам. Все названные мероприятия направлены на формирование единого европейского образовательного пространства и создание, по мнению участников, самой эффективной в мире системы

«опережающего» образования. Получение европейского образования должно стать надежной основой непрерывного развития личности и гарантом конкурентоспособности на международном рынке труда.

Сегодня конвенцию о взаимном признании дипломов, аттестатов и свидетельств об образовании (включая среднее) подписали 49 стран, в том числе все страны—члены Совета Европы, а также США, Канада, Австралия, азиатские государства СНГ. С сентября 2003 г. Российская Федерация является официальным участником Болонского процесса.

Вступление в Болонский процесс для России означает признание ее дипломов во всех странах — участницах договора. Российский выпускник сможет трудоустроиться за рубежом на общих основаниях. Кроме того, Болонское соглашение позволяет российским вузам более активно обменивать-

ся студентами с западными университетами. Способный студент сможет поехать на стажировку, скажем, в Сорбонну и прослушать там интересующий его курс, а затем вернуться и продолжить обучение в своем родном вузе.

Помимо этого Болонский процесс открывает страну для международной конкуренции в области образования — и в смысле достижения стандартов качества образования, и в смысле возможностей привлечения иностранных студентов.

По большому счету, привлечение иностранных студентов для российской системы образования в условиях рынка — вопрос выживания, поскольку это дает значительные финансы и, соответственно, рабочие места для профессорско-преподавательского состава, обслуживающего персонала.

К сожалению, если до 1990 г. Россия занимала второе место среди основных экспортеров образования в другие страны, то сегодня из продавца образовательных услуг, она превратилась в поставщика российских студентов на американский и европейский рынки образования и труда [1]. Доля РФ на международном рынке образования по числу иностранных студентов составляет 4-5 % — в стране учится около 100 тыс. иностранцев. Ежегодный доход от них— 150-200 млн. долл., т. е. мы контролируем всего полпроцента мирового рынка образовательных услуг. Эта двухсотая доля и есть реальный рыночный вес российского образования.

Означает ли это, что у нас плохое образование и что нам нечего предложить на рынке? Для того чтобы адекватно оценить реальные конкурентные преимущества или недостатки российского образования, необходимо, в первую очередь, понять, как они соотносятся с требованиями глобального рынка.

Экономисты оценивают объем потенциального экспорта российского высшего образования в 0,54 млрд. долл. [13]. Стало быть, с учетом студенческого жизнеобеспечения суммарный экономический эффект будет двукратен. Насколько реально привлечь в страну эти деньги?

Что касается имеющихся преимуществ, то их, по мнению экспертов, четыре. Во-первых, это опыт создания лучшего в мире образования (физтех), во-вторых, это солидный опыт обучения иностранных студентов, в-третьих — фундаментальность русского образования, которую ему удалось все-таки сохранить даже в последние крайне тяжелые пятнадцать лет и которая признана во всем мире. И наконец, четвертый — дешевизна нашего обра-

зования: обучение в наших вузах обходится иностранцам в 2-5 тыс. долл. в год, т. е. на порядок меньше, чем в других странах. Да и проживание в России куда дешевле, чем в той же Англии. Нужно, правда, понимать, что низкие цены прельстят совсем небольшое число европейцев и американцев, но абсолютно точно будут аргументом для студентов из стран «третьего мира» и СНГ.

Хотя это же обстоятельство может обернуться минусом для экономики. Например, в Австралии иностранных студентов всего в полтора раза больше, чем у нас, а доход от них свыше 2 млрд. долл., т. е. в десять раз больше нашего. Продавай мы свои услуги по австралийским ценам, кстати, не самым высоким на рынке, то даже при имеющемся количестве студентов получили бы почти 1,5 млрд. (а это, между прочим, годовой бюджет всей высшей школы). «И дело не в том, что мы демпингуем, дабы продать хоть что-то, а в том, что, выставляя цены, вынуждены учитывать состояние собственного образовательного сервиса (наличие компьютерного парка и свободного доступа в Интернет, износ лабораторного оборудования, оснащенность учебных аудиторий и пр.), равно как и состояние обслуживающего сервиса (число и состояние общежитий, отсутствие студенческих кампусов и пр.). То есть финансовые потери во многом обусловлены не столько качеством учебного содержания (вряд ли австралийское образование много лучше нашего), сколько качеством образовательной инфраструктуры» [13].

Проигрываем мы и по такому показателю конкурентоспособности, как время. Россия — единственная страна, в которой для получения высшего образования требуется 5, а в некоторых медицинских и инженерных вузах — 6 лет. Для получения степени бакалавра за границей учатся от 3,5 до 4,5 лет [18].

Есть для притока иностранных студентов и другие препоны: обучение, как правило, ведется только на русском языке; во время учебы студентам запрещается работать (во всех западноевропейских странах от 1/4 до 2/3 студентов, в том числе иностранных, работают) [1]; существуют визовые ограничения для граждан из ряда стран; регулярно вспыхивают национально-религиозные конфликты (недавние события в Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону), и вообще безопасность жизни оставляет желать лучшего (пожар в общежитии РУДН, теракты в Москве, Ставрополье и др.).

Однако самой серьезной проблемой остается непризнание дипломов большинства российских

вузов на международном уровне. Как было сказано выше, осенью прошлого года Россия вступила в Бо-лонский процесс. Это, конечно, шаг в сторону соотнесения наших стандартов с общеевропейскими, основание для международной аккредитации. Мы ратифицировали ряд международных конвенций об эквивалентности нашего и европейского образования. Но все это — рамочные соглашения, есть масса механизмов, тормозящих реальный процесс.

Помимо этого не все страны — покупатели образовательных услуг признают межправительственные конвенции. В Индии, к примеру, не признают дипломы ни одного зарубежного вуза. И вернувшись домой, выпускники всех заграничных университетов и колледжей вынуждены сдавать профессиональные экзамены. Но это не мешает Индии в огромном объеме импортировать образование [13]. Примерно то же самое наблюдается и в нашей стране: согласно российским образовательным стандартам, дипломы и сертификаты, полученные нашими студентами за границей, как правило, радуют глаз только самих студентов и их родителей. Ни работодатели, ни высшая школа эти документы не признают.

Кого же и чему мы все-таки можем обучать?

Ответ на этот вопрос можно найти, изучив показатели шкалы студенческих предпочтений, которые свидетельствуют о том, что выше всего на международном рынке ценится бизнес-образование. Его покупает четверть всех студентов. Это специализации, связанные с экономикой, менеджментом, маркетингом, системами деловой информации. Почти 20 % студентов изучают технические и инженерные науки, самые популярные из них — информационные технологии. Примерно столько же студентов выбирают естественные науки, причем половина — математику. Замыкают список профессий социальные специализации (78 %), искусство (5-6 %), медицина (4-5 %). Таким образом, предлагать сегодня мы можем как минимум два типа продукта.

Во-первых, обучать по тем специализациям, которые требуют фундаментальной подготовки. Это наукоемкие специализации, где важно целостное и системное понимание предмета изучения, — математики, физики, биологи. В мире такие специалисты востребованы. И это фирменный русский образовательный продукт, поскольку, как было показано выше, на Западе обучение отличается своей узкой специализацией и функциональностью. Помимо этого нам, как и всем странам, надо «продавать» массовые профессии — социо-

логов, менеджеров, врачей, обеспечивая оборот за счет невысоких цен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очередное решение приходит совершенно неожиданно, если в центре международной образовательной карты расположить Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). В таком положении более близкими к России, по сравнению с развитыми европейскими странами, становятся страны АТР.

С отделением от Советского Союза прибалтийских республик, Украины, Закавказья, Белоруссии, Казахстана и Средней Азии, Россия в целом как бы удалилась на 0,5-1,5 тыс. км от развитых и развивающихся стран Европы, Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока и стала более восточной, а точнее — более северо-восточной страной по сравнению с Советским Союзом. Европа в данном случае также как бы еще более отдалилась от стран АТР [21]. В этой связи и экономическая и геополитическая роль дальневосточных районов и южных районов России существенно возрастает.

Самый протяженный участок государственной границы России с крупнейшей страной мира — Китаем (около 4,5 тыс. км) остался в основном на Дальнем Востоке. Поэтому решение важнейшей геополитической проблемы — всестороннего развития и укрепления отношений России с КНР во многом будет концентрироваться на Дальнем Востоке [21].

Если вернуться к табл. 2, приведенной выше, то положение России при таком рассмотрении существенно меняется, так как из команды основных игроков «выпадает» Европа и на этом поле из европейских государств остается только Россия. Причем не вся Россия, а лишь Дальний Восток и Сибирь... И тогда, отвечая на вопрос «кто же будет основным поставщиком на этом рынке?», остается только решить простой логический силлогизм, ответ на который наглядно сформулирован в табл. 5. С другой стороны, и сам этот глобальный рынок приобретает другие очертания и становится, по большому счету, глобальным азиатско-тихоокеанским рынком.

Хотя понятно, что реально занять место продавца будет достаточно сложно из-за высокой и всевозрастающей конкуренции как между основными игроками, так и между самими азиатскими странами, о чем уже говорилось выше. В то же время остается ряд аргументов в пользу этого варианта развития.

Произошедший с распадом СССР разрыв экономических связей Дальнего Востока с западными районами России и СНГ, повышение транспортных

Таблица 5

Основные поставщики студентов на азиатско-тихоокеанский образовательный рынок

Рынок Поставщики

Американский рынок Австралия, Новая Зеландия, Япония Российский рынок Китай, Индия, Малайзия, Япония, Сингапур, Ближний Восток, страны — члены ЕЭС, включая СНГ и Балтию

тарифов, отмена льгот привели к достаточно резкой переориентации социально-экономических отношений дальневосточников на страны АТР. Торговать, отдыхать, учиться стало и ближе и выгоднее в этих странах. По экспертным оценкам, за пос-

стать конкурентным преимуществом в пользу укрепления позиций российского образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Представляется, что потенциальной сферой активности для России являются страны СНГ и

ледние десять лет только из Приморского края вые- ^ русскоговорящие эмигранты из России и их дети, хало на учебу за границу более 7 тыс. человек. 'СШ которые, собираются в будущем связать свой биз-этой точки зрения увеличивается интерес и самих нес с российской экономикой (скорее всего, это стран АТР к российскому Дальнему Востоку. Ближний Восток, США, Австралия).

иностранных студентов, обучающихся в вузах Ура-С другой стороны, географическая составляла, Сибири и Дальнего Востока, составляет 23 %—ющая здесь также может служить серьезным ог-это около 23 тыс. студентов [1]. Таким образом, -^ раничитёлем/ Реальной возможностью привлече-можно говорить о примерно равноценных образо- ния этойкатегории студентов может стать исполь-вательных потоках, а учитывая не проходящий эко- ./зование.дистанционных технологий обучения. номический интерес азиатских стран к российско- Есть и такой аргумент в пользу экспорта рос-

му сырью, научно-техническим достижениям в сфе- /'Арийского образования: если Россия займет пози-ре ВПК и фундаментальной науке, правомерно про-/ -: цию" стороннего наблюдателя, а не активного уча-гнозировать и повышение интереса к получению стника, то достаточно быстро может превратиться российского образования в дальневосточных вузах. в образовательную колонию. Планы мировых об-.

Это положение очень важно для дальневосточ- разовательных корпораций глобальны. А с вступ-ников и с точки зрения вступления России в Бо- лением ' России в ВТО в страну, быстро придут мощ-лонский процесс. Ни в коей мере не подвергая со- ные западные центры (вспомним перечень торго-мнению все то положительное, что может приоб- вых услуг Генерального договора ВТО). Если к рести российское образование от участия в Болон- ; этому моменту наше образование не станет конском процессе, следует напомнить, что все, что зШтаентоспособным, то нам останется только на-касается обучения и трудоустройства в Европе сту- блюдать за действиями других. дентов и преподавателей нашего региона, должно Тем не менее вероятность динамичного нара-

быть подвергнуто сомнению. Одна из причин уже щивания наших экспортных оборотов в ближай-была названа — удаленность и высокая стоимость ж шие годы, по мнению экспертов, не очень высока. транспорта, вторая — это проблема языка. ЖйС И основной барьер — позиция тех, кто , в этом, ка-Из семи стран, считающихся основными кон- залось бы, больше всего , заинтересован. ; Отсутствие внятной государственной политики и кор-поратийнойлозиции российской высшей школы не позволяет ; «знанйевым» деньгам ■ прийти ; в ; шоШ-

,. -и

мику страны [1-3].■ . . '

На рынке, охваченном действиями мощных

г, з&Ш

межвузовских консорциумов, Россия, сегодня представлена набором разрозненных;вузо'в>; Столь; мелкие действия в глобальном масштабе просто не заметны, что и цента.

Если действительно ставить задачу освоения мирового рынка, удерживая геополитические, эко-

курентами на глобальном рынке образования, четыре являются англоговорящими [12]. Английский язык давно уже является рабочим языком общения и в азиатско-тихоокеанских странах (за исключением бывшего Индокитая), в том числе и на российском Дальнем Востоке (в школах, вузах Приморья, например, из иностранных языков преподаются в основном английский, а также восточные языки — китайский, японский, корейский).

На европейском же рынке образования языками общения являются, помимо английского, немецкий и французский. Это ограничение также может

номические и образовательные интересы страны, то тогда просто необходима разработка национальной образовательной политики.

Заключение

Подводя итоги сказанному выше, можно констатировать, что Россия является участником глобального рынка образования, но за последние десятилетия ее роль на этом рынке изменилась. Из продавца образовательных услуг, она превратилась в поставщика российских студентов на американский и европейский рынки образования и труда.

С вступлением в Болонский процесс у России появляется шанс повысить конкурентоспособность своего образования за счет достижения европейского качества. Вместе с тем сделать это будет достаточно сложно в силу ряда обстоятельств:

• Глобальный рынок образования и труда представлен, как было показано выше, очень сильными игроками, конкуренция между которыми все более усиливается и пробиться туда в качестве основного игрока будет невероятно сложно;

• В то же время российское высшее образование имеет ряд конкурентных преимуществ, среди которых: опыт создания лучшего в мире образования; опыт обучения иностранных студентов; фундаментальность русского образования; невысокая стоимость образовательных услуг.

• С распадом Советского Союза значительно возрастает роль российского Дальнего Востока в экономике и геополитике России, усиливается интерес азиатских партнеров к российскому сырью, научно-техническим достижениям в сфере ВПК и фундаментальной науке. В связи с этим правомерно прогнозировать и повышение интереса к получению российского образования в дальневосточных и сибирских вузах.

• Потенциальной сферой активности в области экспорта образовательных услуг могут стать также страны СНГ и Балтии, русскоговорящие эмигранты из России и их дети, которые собираются в будущем связать свой бизнес с российской экономикой (скорее всего, это Ближний Восток, США, Австралия).

• Реальной возможностью привлечения этой категории студентов может стать использование дистанционных технологий обучения. Этот рынок сегодня пока не занят. Единственным ограничением для обучения студентов через Интернет могут стать технические возможности студентов и вузов.

• Для представления интересов страны на ми-

ровом рынке образования и успешного его освоения необходима взвешенная и обоснованная государственная политика, основанная на знаниях требований и законов глобального рынка, объединенных усилиях государственных и частных организаций, способных это образование продвигать.

Литература

1. См.:ДмитриевН. М. Экспортный потенциал российских вузов. М., 2003. 336 с.

2. Колесников В. Н., Турченко В. Н. // Введение в современную теорию социологии образования. Новосибирск, 2003. С. 81.

3. Основы открытого образования / Отв. ред. В. И. Сол-даткин. М., 2002. Т. 1. С. 7.

4. Никольский В. Глобальное образование: пределы либерализации // Высшее образование в России. 2004. № 8. С. 17.

5. Формирование общества, основанного на знаниях // Новые задачи высшей школы: Докл. Всемир. банка. М., 2003. С. 8.

6. См.: Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2003. С. 49-68.

7. См.: Делягин М. Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. М., 2003.

8. См.: Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития / Предисл. и послесл. М. С. Горбачева. М., 2003. 592 с.

9. Жуковский И. В. Международные проекты в области образования. С. 32-36 // Высшее образование сегодня. 2004. № 7. С. 33.

10. Мартинелли А. Рынки, правительства и глобальное управление // Социол. исслед. 2002. № 12. С. 6.

11. Кольчугина М. «Новой экономике» — новое образование // Мировая экономика и международные отношения.

2003. № 12. С. 42-43.

12. См.: Marginson Simon. Markets in Education. Sidney, 1997. Р. 59.

13. Цит по: Галушкина М. Экспорт образования // Эксперт. 2004. № 28.

14. Кагарлицкий Б. Вызовы // Платное образование.

2004. № 4.

15. Ван дер Венде М. Болонская декларация: расширение доступности и усиление конкурентоспособности высшего образования в Европе // Высшее образование в Европе. 2000. № 3.

16. Хюфнер К. Высшее образование как общественное благо: методы и формы его представления // Высшее образование в Европе. 2003. Т. 28, № 3.

17. Байденко В. И. Российский университет в европейском пейзаже // Высшее образование сегодня. 2004. № 8.

18. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (Документы междунар. форумов и мнений европейских экспертов) / Под ред. В. А. Байденко. М., 2002. 408 с.

19. Удовик C. Л. Глобализация: семиотические подходы. М., 2002. 461 с.

20. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект / Под общ. ред. Ю. Б. Рубина. М., 2004. 540 с. (Академич. сер.).

21. Бакланов П. Я. Дальневосточный регион России: проблемы и перспективы устойчивого развития. Владивосток, 2001. С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.