№12(39), 2004
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
создав впечатление о том, что «Аспект-Мо-торс» является официальным дилером «Фольксвагена».
Таким образом, суды неправомерно отказали в удовлетворении требования фирмы «Фольксваген АГ» о признании недействительным решения антимонопольного органа в части, касающейся использования товарных знаков в наружной рекламе.
Действия ООО «Аспект-Моторс» по распространению в печатных изданиях рекламы с использованием товарных знаков, принадлежащих фирме «Фольксваген АГ», наоборот признаны не нарушающими Федеральный закон «О рекламе» по следующим основаниям.
Используя товарные знаки «Фольксвагена» в рекламе, представленной в печатных
изданиях, ООО «Аспект-Моторс» указывало, что оно является автоцентром и занимается продажей, сервисным обслуживанием, поставкой запасных частей, кредитованием и страхованием автомобилей марки «Фольксваген». Указаний на то, что «Аспект-Моторс» является официальным дилером фирмы «Фольксваген АГ», в этой рекламе не содержалось. Кроме того, реклама «Ас-пект-Моторс» отличалась от рекламы фирмы - производителя автомобилей цветовым и объемным решениями. В этом случае возможность смешения, как в наружной рекламе, не возникает, и потребитель воспринимает данную рекламу как рекламу автоцентра. Такое применение товарных знаков «Фольксвагена» соответствует Федеральному закону «О рекламе».
* * *
О ставках земельного налога
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принял постановление от 23.03.2004 № 5063/03, которым отменил решение и постановление нижестоящих судебных инстанций по иску ОАО «Сургутнефтегаз» к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району Тюменской области и отказал в иске.
Истец требовал признать незаконным бездействие инспекции, выразившееся в непринятии дополнительных уточненных налоговых деклараций по земельному налогу, в непроведении зачета излишне уплаченного земельного налога, сумма которого, по его мнению, составила более 60 млн. рублей, и обязать произвести такой зачет в счет будущих платежей.
«Сургутнефтегаз» считает, что в течение 1999-2001 годов уплачивал земельный налог с учетом повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете на 1999, 2000 и 2001 годы, тогда как эти законы, по его мнению, не могут применяться в сфере налоговых правоотношений.
Решением суда первой инстанции, оставленным в силе постановлением федераль-
ного арбитражного суда округа, требования истца удовлетворены частично: признано незаконным бездействие инспекции в части непринятия уточненных деклараций и непроведения зачета земельного налога за 2000 и 2001 годы; в остальной части иска отказано.
Суды мотивировали свои решения тем, что федеральные законы «О федеральном бюджете на 2000 год» и «О федеральном бюджете на 2001 год», устанавливающие поправочные коэффициенты к ставке земельного налога, выходили за рамки периода, на который был рассчитан поправочный коэффициент. Кроме того, при исчислении налога истец, увеличивая ставку налога на поправочный коэффициент текущего года, ошибочно, по мнению суда, включал в расчет и коэффициент предыдущего года, что повлекло переплату налога.
С заявлениями в ВАС РФ о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора обратились оба участника процесса -ОАО «Сургутнефтегаз» и налоговая инспекция.
Отменяя предыдущие судебные акты, Президиум ВАС РФ дал свою оценку правовой ситуации.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Ставки земельного налога устанавливаются и индексируются в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О плате за землю» и внесшим в него изменения Федеральным законом от 09.08.1994 № 22-ФЗ. Первая индексация ставок была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 № 562 «Об индексации ставок земельного налога в 1995 году». В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2; Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год» установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты
предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Президиум ВАС РФ считает необоснованными выводы судов о том, что поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога не могли применяться в 2000 и 2001 годах, поскольку федеральные законы «О федеральном бюджете на 2000 год» и «О федеральном бюджете на 2001 год», вводившие эти коэффициенты в момент их вступления в силу, выходили за рамки налогового периода, на который были установлены поправочные коэффициенты.
Эти Законы являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
Президиум ВАС РФ сослался также на определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 № 186-О и от 06.02.2004 № 48-О по делам аналогичной тематики, указавшими на необходимость, в частности при установлении новых ставок земельного налога, соблюдения определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, и на то обстоятельство, что «Сургутнефтегаз» требования по указанному сроку не заявлял.
Вопросы подписки по тел. (095) 129-0001 1 05