Научная статья на тему 'О статусе количественных методов в лингвистике'

О статусе количественных методов в лингвистике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7190
1159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА / КВАНТИТАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ / ВЕРОЯТНОСТНО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / MATHEMATICAL LINGUISTICS / QUANTITATIVE LINGUISTICS / QUANTITATIVE METHODS / STATISTICALLY DISTRIBUTED METHODS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Верхозин Степан Сергеевич

В статье рассматривается проблематика количественной методологии в рамках лингвистических исследований, их применимость, успешность и обусловленность в деле изучения языка, языковых единиц и явлений. Кроме того, приводятся некоторые теоретические основания математизации лингвистики, а также факты из истории становления квантитативных методов лингвистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON QUANTITATIVE METHODS IN LINGUISTICS

This article describes the problem of quantitative approach in the sphere of linguistic researches including its adaptability, range of application and effectiveness. Moreover, some theoretical basics of ‘mathematization’ of linguistics and the formation of the quantitative methods are discussed.

Текст научной работы на тему «О статусе количественных методов в лингвистике»

па : http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul_

content.htm (дата обращения : 15.04.2013).

8. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.

9. Купина, Н.А. Тоталитарные идеологемы и мифологемы на страницах районных газет Урала [Текст] /

Н.А. Купина. - Режим доступа : http://ИbraIy.krasu.m/ft/ ft/_artides/0Ш889.pdf (дата обращения : 10.04.2013).

10. Клушина, Н.И. Интернациональные категории на материале публицистического текста [Текст] : автореферат дис... д-ра филол. наук : 10.01.10 / Н.И . Клушина. - М., 2008. - 62 с.

11. Малышева, Е.Г. Идеологема как лингвокогнитивный феномен: определение и классификация [Текст] / Е.Г. Малышева // Политическая лингвистика.

- Вып. 4(30). - Омск, 2011. - С. 32-41.

12. Мартинович, Г.А. Терминологический словарь русского языка [Электронный ресурс] / Г.А. Мартино-

вич, П.А. Семенов. - 2006. - Режим доступа : http://lit. lib.ru (дата обращения : 18.05.2013).

13. Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика [Текст] / B.A. Маслова. - Минск : ТетраСистемс, 2008.

- 272 с.

14. Нахимова, Е.А. Идеологема «Сталин» в современной массовой коммуникации [Текст] / Е.А. Нахимова // Политическая лингвистика. - Bbm. 2(36). - Екатеринбург, 2011. - С. 152-156.

15. Пименов, Е.А. Объективация концепта ЖИЗНЬ в русской языковой картине мира [Текст] / Е.А. Пименов, М^. Пименова // Vita In Lingua К юбилею профессора Сергея Григорьевича Bоркачева : сб. статей / B.K Карасик. - Краснодар, 2007. - С. 142-158.

16. Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика [Текст] / И.А. Стернин, З.Д. Попова. - АСТ; Bосток-За-пад, 2007 . - 315 с.

УДК 81’32 ББК 81.1

С.С. Верхозин

о статусе количественных МЕТОДОВ В ЛИНГВИСТИКЕ

В статье рассматривается проблематика количественной методологии в рамках лингвистических исследований, их применимость, успешность и обусловленность в деле изучения языка, языковых единиц и явлений. Кроме того, приводятся некоторые теоретические основания математизации лингвистики, а также факты из истории становления квантитативных методов лингвистики.

Ключевые слова: математическая лингвистика; квантитативная лингвистика; количественные методы; вероятностно-статистические методы

S.S. Verkhozin

on quantitative methods in linguistics

This article describes the problem of quantitative approach in the sphere of linguistic researches including its adaptability, range of application and effectiveness. Moreover, some theoretical basics of ‘mathematization’ of linguistics and the formation of the quantitative methods are discussed.

Key words: mathematical linguistics; quantitative linguistics; quantitative methods; statistically distributed methods

На математизацию языковедения в свое время указывали еще Ф. де Соссюр и И.А. Бодуэн де Куртенэ, однако фактом она стала лишь в 1950-х гг. [Гладкий, 1973, с. 95]. Исходной же точкой появления в лингвистике количественных методов в современном понимании принято считать начало XX в., связанное с появлением структурной лингвистики. Свое название это направление получило благодаря особому вниманию к структуре языка, а последняя всегда была приоритетной

областью применения количественных критериев [БСЭ, 1978].

Однако наличие тесной связи между естественным языком и математикой вовсе не было в то время открытием [Гладкий, 2007, с. 22]. Так, Л.С. Выготский в книге «Мышление и речь» (1934) писал: «Первым, кто увидел в математике мышление, происходящее из языка, но преодолевающее его, был, по-видимому, Декарт... Наш обычный разговорный язык из-за присущих ему колебаний и не-

соответствий грамматического и психологического находится в состоянии подвижного равновесия между идеалами математической и фантастической гармонии и в непрестанном движении, которое мы называем эволюцией» (цит. по: [Гладкий, 2007, с. 22]).

Следует упомянуть и о других ученых, которые первыми на рубеже XIX и XX вв. стали использовать математические и, в частности, количественные методы для лингвистического описания. К ним можно отнести немецкого ученого Э. Форстеманна, русских математиков В.Я. Буняковского и А.А. Маркова, британца Дж. Юла и т. д. Языковые элементы они рассматривали как подходящий иллюстративный материал для построения квантитативных методов, или для статистических теорем, совершенно не задаваясь вопросом, представляют ли интерес результаты такого исследования для лингвистов [Звегинцев, 1962, с. 115]. В противоположность к ним, А. Росс [Ross, 1950] видел теорию вероятностей и математическую статистику, которые представляют инструмент или, как ныне предпочитают говорить, математическую модель для проверки и подтверждения тех лингвистических выводов, которые допускают числовую трактовку. Таким образом, можно заметить, что среди ученых того времени, занимавшихся данной проблематикой, не было единства во мнении относительно целей и задачи математического направления в лингвистике [Звегинцев, 1962, с. 115].

Среди более поздних работ в этой области можно отметить труды немецкого ученого Дж. Ципфа [Zipf, 1935; 1949] о соотношениях между рангом и частотой слова, американцев К. Шэннона и У Уивера [Shannon, 1949], начавших применять понятия теории информации для лингвистического описания, Г. Хер-дана [Herdan, 1956], изучавшего квантитативную лингвистику, труды по математической лингвистике Р.Г. Пиотровского [Пиотровский, 1977; 1979] и В. Фукса [Fucks, 1955].

Дальнейшее развитие квантитативная лингвистика и количественные методы изучения языка получили в работах отечественных ученых Б.В. Сухотина [Сухотин, 1990], В.Г. Адмони [Адмони, 1963], ратовавших за статистическо-вероятностный подход к описанию языковых явлений, РМ. Фрумкиной [Фрумкина, 1964], Б.Н. Головина [Головин, 1971] и др.

Все более широкое применение количественных и неколичественных математических методов - одно из характерных свойств современной лингвистики. Такая ситуация обусловлена рядом причин [Шубин, 1980]: 1) более глубоким пониманием многих явлений языка и речи; 2) бурным развитием лингвистических дисциплин, которые испытывают повышенную потребность в соответствующих методах (функциональная стилистика, социолингвистика, психолингвистика и т. д.); 3) появление прикладных задач, связанных с автоматической переработкой текстов (автоматический перевод, автоматическое реферирование и т. д.); 4) усиленными поисками путей увеличения объективности и точности исследований.

Основные характеристики количественных методов - «формализм» и «массовость». Исследуемые переменные заданы разработчиком заранее, отступление от них в процессе сбора данных уже невозможно. К основным достоинствам количественных методов можно отнести [Лысенко, 2001, с. 6-7]: 1) сравнительно объективный характер процедуры исследования и возможность перепроверки полученных результатов; 2) возможность изучить большее количество объектов и обобщить полученные данные на основе вполне надежных критериев; 3) выявление устойчивых и объективных характеристик объекта исследования позволяет сравнить полученные индивидуальные результаты с обобщенными данными больших выборок; 4) результаты применения количественных методов дают возможность построения математической модели исследуемого объекта.

Основания применения количественных методов изучения языка определяет Б.Н. Головин [Головин, 1941, с. 11-14]. К ним, по мнению ученого, относятся: 1) объективная присущность языку количественных признаков, количественных характеристик; 2) внутренняя зависимость, существующая между качественными и количественными характеристиками языковой структуры; 3) частоты различных элементов языка в речевом потоке подчиняются, по-видимому, тем или иным статистическим законам.

Кроме того, существуют критерий успешного применения количественных методов в лингвистике [Головин, 1971, с. 17-18]: 1) союз статистики с традиционными методами ка-

чественного анализа языка; 2) понимание ученым типов лингвистических задач, решаемых на базе статистики, понимание возможностей статистик и в разных областях языковой структуры и на разных ступенях исследовательской абстракции от конкретного языкового или речевого материала; 3) знакомство филолога с минимально необходимыми для этого статистическими инструментами.

Количественные методы, применяемые в лингвистических исследованиях, имеют довольно сложную соотнесенность с теми или иными отраслями языкознания. Является ли количественная лингвистика синонимом лингвистики математической; является ли статистическая лингвистика разделом количественного/математического направления или же имеет обособленный характер - эти и связанные с ними вопросы имеют большое значение при изучении конкретной проблематики.

Прежде всего, следует условиться, что количественные методы используются в рамках лингвистических дисциплин, относящихся к внешней лингвистике. Внешняя лингвистика отличается от внутренней тем, что в первой язык изучается в связи с другими, неязыковыми, объектами, а во второй он исследуется как таковой [Даниленко, 2005, с. 6]. Рассматриваемые внешнелингвистические дисциплины исследуются относительно количественных неязыковых объектов, а последние изучаются математикой и смежными дисциплинами других наук (хотя, математика, безусловно, первична). Таким образом, при всех возможных вариантах, связанных о особенностями материала и подходов к его изучению, базовое направление лингвистики, в рамках которого применяются количественные методы,

- математическая лингвистика.

Математическая лингвистика - математическая дисциплина, предметом которой является разработка формального аппарата для описания строения естественных и некоторых искусственных языков. Она возникла в 1950-х гг., одним из главных стимулов появления математической лингвистики послужила назревшая в языкознании потребность уточнения его основных понятий. Методы математической лингвистики имеют много общего с методами математической логики - математической дисциплины, занимающейся изучением строения математических рассуждений, -

и в особенности таких ее разделов, как теория алгоритмов и теория автоматов. Иногда термин «математическая лингвистика» используется также для обозначения любых лингвистических исследований, в которых применяется какой-либо математический аппарат [ЛЭС, 2008].

Однако не все методы математической лингвистики носят количественный характер. На основе применения «качественного» математического аппарата в теоретическом языкознании сформировалось направление, условно называемое «комбинаторной лингвистикой», в русле которой разрабатывались, например, теории порождающих грамматик Н. Хомского и теоретико-множественные модели Маркуса [Пиотровский, 1977, с. 8]. Комбинаторной лингвистике противопоставляется лингвистика квантитативная, ориентированная на использование «количественного» математического аппарата. Исходя из этого, уместно полагать, что квантитативная лингвистика является частью математического языкознания.

Количественные методы применительно к рассматриваемой области, в первую очередь,

- математические методы, опирающиеся на «количественные» методы математики (математическая статистика, теория множеств, теория информации, математический анализ) [Пиотровский, 1977, с. 8], но используемые в языкознании и адаптированные для этой науки. Некоторые из количественных методов основаны на применении математической статистики и, следовательно, могут быть названы статистическими или вероятностно-статистическими.

Вероятностно-статистические методы относятся к так называемой статистической лингвистике. Статистическая лингвистика -дисциплина, изучающая количественные закономерности естественного языка, проявляющиеся в текстах. В основе статистической лингвистике лежит предположение, что некоторые численные характеристики и функциональные зависимости между ними, полученные для ограниченной совокупности текстов, характеризуют язык в целом или его функциональные стили (публицистический, научный, художественный и т. п.) [БСЭ, 1978]. В этом направлении лингвистические объекты изучаются с помощью традиционных статистических методов для исследования произведений речи и системы языка, способствуя выяв-

лению общих статистических законов приме-ненительно к языку в его статике и динамике [Нелюбин, 2003, с. 210-211]. Зачастую статистическую лингвистику определяют как раздел компьютерной лингвистики.

Статистические методы находят самое широкое применение в языкознании. В лексикографии статистику применяют для составления частотных словарей, помогающих отобрать самую употребительную лексику (так называемая статистическая лексикография). Статистические методы непосредственно связаны с составлением методик обучения иностранным языкам, оптимизацией обучения, определением параметров базового языка и осуществлением статистической оптимизации преподавания языков [Нелюбин, 2003, с. 211].

Кроме того, они играют важную роль в прикладной лингвистике (автоматическая обработка естественного языка и речи, создание систем машинного перевода, электронных словарей и т. д.), психолингвистике, социолингвистике, сравнительно-историческом языкознании, прагмалингвистике и т. д. С помощью статистической лингвистики решается весьма широкий круг и других задач: устанавливается семантическая близость слов и структура семантических полей, определяется стиль писатели и авторство литературного произведения, выделяется хронология языковых явлений и т. д. Таким образом, с точки зрения проблематики, рассматриваемой в данном исследовании, требуется применение именно вероятностно-статистического подхода анализа языковых явлений.

Наряду с вероятностно-статистическими методами математической лингвистики применяются методы и приемы математической теории множеств (моделирование множеств, исчисление множеств, взаимное наложение множеств с целью их сравнения и др.). Эти методы широко применяются при изучении семантических и формальных классов языковых единиц [Васильев, 1997, с. 66].

Несмотря на то, что количественные методы в лингвистике, как правило, соотносят с практической областью, они весьма широко применяются и для решения некоторых теоретических вопросов языкознания.

Способы применения количественных методов в языкознании мало чем отличаются от

их приложения в других науках. Так, например, в экспериментальной фонетике используют тот же математический аппарат, что в и физике, а в психолингвистике и социолингвистике, где обрабатываются мнения информантов, применяются те же методы конструирования шкал, что и в психологии и социологии. Вместе с тем в лингвистике возникают специфические аспекты применения количественных методов, связанные с противопоставлением языка и речи. Непосредственно к системе языка количественные методы применяются крайне редко и ограничиваются главным образом лексикой (количественное изучение этимологического состава словаря, процессов словообразования, распространенности разных типов полисемии). Основным же объектом применения данных методов обычно является речь, точнее, текст. Количественные показатели дают определенную информацию о самих текстах. На том факте, что различия между языковыми стилями и жанрами носят преимущественно статистический характер, основана так называемая статистическая стилистика [ЛЭС, 2008].

Так, одной из закономерностей языковых единиц в функциональных стилях с точки зрения статистики является положение о строгой количественной (вероятностно-статистической) зависимости между абстрактностью содержания текста (с проявляющимся в нем типом мышления) и абстрактностью речи, т. е. между частотой употребления слов и грамматических форм (с их лексико-грамматическими значениями) абстрактного же, отвлеченнообобщенного значения. Аналогичная зависимость обнаружена между конкретностью содержания и конкретностью речи. Например, в текстах абстрактного, отвлеченно-обобщенного содержания, представленных прежде всего научными публикациями (и их фрагментами), суммарный средний коэффициент абстрактности речи равен 0,76, или 76 % (стремится к 100), а конкретности - 0,24 или 24 % (стремится к 0). Для текстов конкретного содержания, например, художественных, также суммарно в среднем: коэффициент абстрактности речи равен 0,30 (30 %), а конкретности речи - 0,70 (70 %) [СЭСРЯ, 2006, с. 90-91].

Выделенные закономерности отражают специфические стилевые черты научного и художественного стиля, которые обусловлены

активизацией в процессе творчества отвлеченно-обобщенного либо образно-конкретного типа мышления субъекта речи. Они могут проявляться не только на лексическом, но и на морфологическом и синтаксическом уровнях [СЭСРЯ, 2006, с. 91].

Широкое применение количественные методы находят также при описании и классификации текстов, например, для авторизации или атрибуции текстов (определение авторства), потому что большинство двусторонних единиц и конструкций языка могут служить основой для различения текстов или для их квалификации [СЭСРЯ, 2006, с. 91].

Количественные методы, применяемые для изучения текста, открывают дорогу к постижению тонких особенностей языка, так как сегменты текстов, являющиеся объектами подсчетов, соотнесены с единицами языка. Эти методы позволяют количественно описывать поведение различных языковых единиц (фонем, букв, морфем, слов) в тексте: частоту употребления единиц, их распределение в текстах разного жанра, сочетаемость с другими единицами и т. п. Одновременно накапливается обобщенная количественная информация о классах единиц, о языковых конструкциях (например, данные о средней длине слова или предложения, о частоте употребления каких-либо грамматических форм в тех или иных синтаксических функциях и т. п.). Такая информация углубляет описание единиц языка [ЛЭС, 2008].

С теоретической точки зрения использование статистических методов в языкознании позволяет дополнить структурную модель языка вероятностным компонентом, т. е. создать структурно-вероятностную модель функционирования языка, обладающую значительным объяснительным потенциалом. Строительство этой модели является задачей именно теоретической лингвистики, оно входит в компетенцию теории языка [Баранов, 2001, с. 40].

Количественная методология лингвистики

- проблема, открытая для дискуссии. Тем не менее, как обоснованно полагает А.Н. Баранов, количественные методы, применяемые в лингвистических исследованиях для подсчета и измерения языковых реализаций, позволяют значительно расширить и модифицировать картину научную всей языковой системы

и возможностей ее функционирования [Баранов, 2001, с. 39]. Иными словами, квантитативная лингвистика оказывает существенное влияние на лингвистическую теорию в целом.

Библиографический список

1. Адмони, B.r. Качественный и количественный анализ грамматических явлений [Текст] / BX. Адмони // Bопросы языкознания. - 1963. - № 4. - С. 57-63.

2. Баранов, А.Н. Bведение в прикладную лингвистику [Текст] : учеб. пособие / А.Н. Баранов. - М. : Эди-ториал УРСС, 2001. - 360 с.

3. БСЭ - Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. - 1978. - Режим доступа : http:// dic.academic.ru/contents.nsf/bse/ (дата обращения : 15.05.2012).

4. Bасильев, Л.М. Методы современной лингвистики [Текст] / Л.М. Bасильев. - Уфа : Изд-во Баш-кирст. ун-та, 1997. - 182 с.

5. Гладкий, АЗ. Математические методы изучения естественных языков [Текст] / АЗ. Гладкий // Математическая логика, теория алгоритмов и теория множеств : сб. работ, 1973. - С. 95-108.

6. Гладкий, А.B. О точных и математических методах в лингвистике и других гуманитарных науках [Текст] / АЗ. Гладкий // Bопросы языкознания. - 2007.

- № 5. - С. 22-37.

7. Головин, Б.Н. Язык и статистика [Текст] / Б.Н. Головин. - М. : Просвещение, 1971. - 189 с.

8. Даниленко, B.П. Bведение в языкознание [Текст] : культурогенез, психогенез, биогенез, физиогенез : учеб. пособие / B.fr Даниленко. - 2-е изд. - Иркутск : ИГЛУ, 2005. - 95 с.

9. Звегинцев, B.A. Очерки по общему языкознанию [Текст] / BA. Звегинцев. - М. : МГУ, 1962. - 382 с.

10. ЛЭС - Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - М. : Директмедиа Па-блишинг, 2008. - 6000 с.

11. Лысенко, О.Ю. Качественные методы социально-психологических исследований [Текст] : учеб. пособие / О.Ю. Лысенко, И.М. Марковская. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2001. - 106 с.

12. Нелюбин, Л.Л. Толковый переводоведческий словарь [Текст] : учеб. пособие / Л.Л. Нелюбин. -3-е изд., перераб. - М. : Флинта, 2003. - 320 с.

13. Пиотровский, Р.Г. Математическая лингвистика [Текст] : учеб. пособие / Р.Г. Пиотровский. - М. : Bbrcm. шк., 1977. - 383 с.

14. Пиотровский, Р.Г. Инженерная лингвистика и теория языка [Текст] / Р.Г. Пиотровский. - Л. : Наука, 1979. - 111 с.

15. СЭСРЯ - Стилистический энциклопедический

словарь русского языка [Текст] : словарь / ред. М.Н. Кожина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта, Наука, 2006.

- 696 с.

16. Сухотин, Б.B. Исследование грамматики числовыми методами [Текст] : монография / БЗ. Сухотин.

- М. : Наука, 1990. - 176 с.

17. Фрумкина, Р.М. Статистические методы изучения лексики [Текст] / Р.М. Фрумкина М. : Наука, 1964.

- 115 с.

18. Шубин, С.А. Статистические методы в лингвистике [Текст] / С.А. Шубин // Статистика речи и автоматический анализ / под ред. Р.Г. Пиотровского. - Л. : Наука, 1980. - С. 52-64.

19. Fucks, W. Mathematische Analyse von Sprachele-menten, Sprachstil und Sprachen [Text] / W. Fucks. - Koln und Oplade, 1955. - 110 p.

20. Herdan, G. Language as Choice and Chance [Text] / G. Herdan. - Noordhoff : Groningen, 1956. - 356 p.

21. Ross, A. Philological Probability Problems [Text] / A. Ross. - «Statist. Soc.», Ser. B, vol. XII, 1950. - P. 1959.

22. Shannon, C. Weaver, W. The Mathematical Theory of Communication [Text] / C. Shannon, W. Weaver. -Univ of Illinois Press, 1949. - 117 p.

23. Zipf, G.K. The Psychobiology of Language [Text] / G.K. Zipf. - Houghton-Mifflin, 1935. - 336 p.

24. Zipf, G.K. Human Behavior and the Principle of Least Effort [Text] / G.K. Zipf. - Addison-Wesley, 1949. -573 p.

УДК 81.00 ББК 81.001.3

Е.В. Мартынова

СЕМАНТИКА СИНТАКСИчЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ С ПРЕДИКАТОМ PRETEND

Статья посвящена описанию языковой репрезентации ситуаций притворного поведения. Анализируются семантические особенности синтаксических конструкций с предикатом pretend в современном английском языке. Bыявляются когнитивные основания синтаксических конструкций с предикатом pretend.

Ключевые слова: притворное поведение; ситуация; валентность; актант; семантика, синтаксическая конструкция

E.V. Martynova

on the meaning of syntactic constructions with the predicate PRETEND

The article considers different situations of make-belief behavior. I focus on analysis of specific semantic features of the syntactic constructions with the verb ‘pretend’ in modern English. Reasons for their semantic heterogeneity are also discussed.

Key words: pretend behavior; situation; valency; actant; semantics, syntactic construction

В языковой картине мира находит отражение вся область когнитивного взаимодействия человека с миром, в том числе и эмоциональные, ментальные состояния человека, одно из которых направлено на то, чтобы создать ложное впечатление о действии, субъектом которого он является. Языковую репрезентацию получают ситуации, участники которых лишь делают вид, что совершают действия, которые на самом деле не происходят, симулируют состояния, которые не испытывают. Несовпадение фактического положения дел с тем, что представляется наблюдателю, лежит в основе важного для языка противопоставления реального и мнимого (воображаемого или обманного) миров [Апресян, 2004]. «Миропо-рождающим» потенциалом обладают многие языковые единицы, среди которых модаль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ные операторы, переводящие высказывание в план других возможных положений дел, показатели контрфактичности; средства, используемые для идентификации и распознавания темпорально различных миров, грамматическое время, наречия времени, а также глаголы пропозициональной установки [Бабушкин, 2001; Семенова, 2007; Шмелев, 2003; Fauconnier, 1994]. Вышеназванные типы языковых единиц задают мир, в рамках которого мыслится описываемая ситуация [Раисопшег, 1994; Семенова, 2007]. В семантическом пространстве мнимого мира определенное место занимают ситуации притворного поведения, сокрытия истинных намерений или маскировка их альтернативными, более предпочтительными [Семенова, 2010]. Дж. Остин указывает, что суть ситуации притворства состоит в том,

Вестник ИГЛУ, 2013

© Мартынова E.B., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.