Научная статья на тему 'О статусе и распространении кроншнепов в Кемеровской области'

О статусе и распространении кроншнепов в Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О статусе и распространении кроншнепов в Кемеровской области»

Российская Академия наук Уральское отделение Институт экологии растений и животных Уральское орнитологическое общество

МАТЕРИАЛЫ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ

ПТИЦ

НА УРАЛЕ, В ПРИУРАЛЬЕ И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Сборник статей

Издательство «Академкнига» Екатеринбург 2002

Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Сборник статей и кратких сообщений. Екатеринбург: Изд-во «Академкнига», 2002. — 272 с.

15ВЫ 5-93472-105-4

Седьмой выпуск сообщений с новыми данными о местах гнездования, зимовки, путях миграций и залетах птиц, статьи с полным обзором орнитофауны отдельных территорий.

Сборник предназначен для орнитологов, биогеографов, преподавателей биологических факультетов, любителей птиц.

Ответственный редактор: доктор биологических наук В.К.Рябицев

15ВЫ 5-93472-105-4 © Коллектив авторов, 2002

© Оформление. Издательство «Академкнига», 2002

22

Е. В. Барбазюк

ной конференции «Животный мир Южного Урала и Северного При-каспия». 18-19 апр. 2000 г. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000а. С. 11-12.

Барбазюк Е.В. К орнитофауне чайковых Восточного Оренбуржья // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург», 2000b. С. 5-7.

Барбазюк Е.В. Гнездование чайконосой крачки на крайнем востоке Оренбургской области // Там же, 2001. С. 16-17.

Давыгора А В. Орнитологическая фауна Оренбургской области. Оренбург' Изд-во ОГПУ, 2000. 84 с.

Зарудный Н.А. Дополнения к «Орнитологической фауне Оренбургского края» // Материалы к познанию фауны и флоры Рос. имп., отд. зоол. М., 1897. Вып. 3. С. 171-312.

Коршиков JI.B., Корнев С.В. Новости орнитологического сезона 1999 года в Оренбуржье // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург», 1999. С. 140-142.

О СТАТУСЕ И РАСПРОСТРАНЕНИИ КРОНШНЕПОВ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А. Ф. Белянкин

А/я 3048, Кемерово, 650033 E-mail' bios@kemsu.ru

В процессе исследований фауны, населения и миграций птиц в различных районах Кемеровской области в период с 1975 г по 2002 г. были собраны разнообразные данные о пребывании здесь всех трех встречающихся в Западной Сибири видов кроншнепов. Эти материалы, вместе с немногочисленными литературными данными, позволяют более точно определить статус отдельных видов на данной территории, а также выяснить некоторые особенности их распределения и изменения обилия на протяжении последней четверти XX столетия.

Тонкоклювый кроншнеп Numenius tenuirostris. В настоящее время этот вид является чрезвычайно редким и, возможно, уже вымершим, поэтому любая новая информация о нем представляет особый интерес. По имеющимся литературным данным (Красная книга СССР, 1984; Степанян, 1990; и др.), Кемеровская область находится за пределами известного ареала вида, но рядом с его восточной границей. Тем не менее, никем из исследователей птиц начала прошлого века он не отмечался на территории области даже в качестве пролетного или залетного и был известен только для соседних Новосибирской и Томской областей (Гынгазов, Миловцдов, 1977; и др.). Впервые он был включен в список птиц Кемеровской области Т.Н. Гагиной (1979) в качестве пролетного в долине Томи, вероятнее всего, на основании только самых общих соображений. Ранее автором уже сообщалось (Белянкин, 1999) о собранных у местного населения и различных специалистов (зоологи,

охотоведы, лесники и т.д.) опросных данных, которые свидетельствуют о редких летних встречах еще в недавние десятилетия кроншнепов, похожих на этот вид. Их встречали обычно на больших болотных массивах в Чебулинском и Топкинском р-нах. Собранные в последние годы дополнительные д анные уже более определенно говорят о вероятном гнездовании в Кузнецкой степи именно этого вида. Возможно, гнездился он еще до конца 1980-х, а по некоторым данным — и в 1990-х гг. (вплоть до 1997-1998 гг.). Так, по сведениям орнитолога-любителя В.Ф. Шкуровс-кого (личное сообщение), этот вцд он ежегодно встречал в конце 1980-х гг. в сезоны миграций, а иногда — и в летнее время на заболоченных участках долины р. Ини в пределах Топкинского и Промышпенновского р-нов. Встречался он значительно реже среднего, а тем более большого кроншнепа — обычно было не более 2-3 встреч по 2-4 и, очень редко, по 5-6 особей в сезон как весенних (примерно с 25 апреля до середины мая), так и осенних (август-сентябрь) миграций. Токование наблюдалось им в окрестностях д. Катково Топкинского р-на в 1987 и 1988 гг. на одном и том же заболоченном участке поймы р. Ини. Происходило оно примерно 18-20 мая, после завершения весенних миграций, в наступивших вечерних сумерках.

В связи с тем, что в литературе совершенно отсутствуют сведения о токовании и токовой песне этого кроншнепа (Рябицев, 2001), которые могли бы помочь в поиске вида и его гнездовых территорий, то приведу их описание со слов упомянутого выше В.Ф. Шкуровско-го. Взлетевшая в воздух птица затем довольно круто планирует с высоты около 50 м, издавая при этом сравнительно низкую, глуховатую (несколько сходно с голосом самца глухой кукушки) и неторопливую трель, передаваемую как «уф-уф-уф...». Продолжительность трели зависит от высоты, с которой самец планирует.

Один раз, в начале 1970-х гг., этот вид был встречен на Сапаирс-ком кряже, в 7 км южнее г. Салаира (личное сообщение B.C. Куланова). Одиночная птица держалась на окраине небольшого болота у подножья горы Мохнатая в конце июня. На другой стороне болота гнездилась пара больших кроншнепов, и один из них несколько разделал попытки подлетать к одиночному кроншнепу, но тот каждый раз отлетал в сторону, стараясь держаться особняком. Такое соседство двух различных вцдов кроншнепов позволило их сравнить. При этом у одиночного кроншнепа была отмечена, наряду с небольшими размерами, и необычная светлосерая окраска. Среди предложенных рисунков определителя птиц (Рябицев, 2001) был указан именно тонкоклювый.

В 1980 г. 31 июля автором была встречена в Крапивинском р-не над р. Томью летящая в южном направлении стайка из трех кроншнепов, возможно, этого же вида. При этом в полевых записях была отмечена необычная «серая и блеклая» (светлая) окраска, а звучные и мелодичные позывы двух типов у летящих птиц были переданы как «то-уу» (одиночные протяжное звуки) и «то-то-...» (короткие трели).

24

А. Ф. Белянкин

Большой кроншнеп N. агциаТа. Наиболее обычный из кроншнепов. Спорадично распространен на гнездовании на разнообразных открытых пространствах по всей равнинной части области и по окраинам горных массивов. При этом даже в начале XX в. в Кузнецкой степи (где его, вероятно, более всего) он не считался даже обычным видом, поскольку его наблюдения были редкими и единичными (Хахлов, 1937; и др.). Старожилы отмечают, что еще в 1950-60-х гг. в Кузнецкой котловине он был распространен на гнездовании еще достаточно широко. На севере области отмечают заметное снижение его численности к началу 1980-х гг. Ранее он нередко гнездился даже на пашнях и лугах. В последней четверти XX в. на гнездовании он наблюдается в небольшом числе только на некоторых больших массивах болот (например, в Тонкинском, Промышленновском, Крапивинском р-нах), где в подходящих местах он иногда гнездится группами по 2-4 пары. Так, в наиболее крупном массиве низинных болот на севере области в Чебулин-ском р-не (Шестаковские болота) в начале июля 1999 г. большой кроншнеп оказался редким видом (0,2 пары/км2). Весенние миграции обычно продолжаются с середины апреля до середины мая. Гнезда с полными или неполными кладками из 2 яиц находили на болотах и на полях в Крапивинском и Анжеро-Судженском р-иахуже в конце мая. Осенний отлет проходит а августе-сентябре.

Средний кроншнеп N. рЬаеориэ. Очень редкий вид, встречающийся на территории области только в периоды миграций. В прошлом был известен в области по единственной находке (Хахлов, 1937). В настоящее время удалось установить, что он сравнительно регулярно одиночно, парами или небольшими стайками встречается на пролете весной и осенью, примерно в те же сроки, что и большой кроншнеп, в долине р. Ини в Топкинском и Промышленновском р-нах (личное сообщение В.Ф. Шкуровского). Одиночную пролетную особь наблюдали в начале мая 2000 г. на севере области на Шестаковских болотах А.А. Васильченко и Н.В. Климова (личное сообщение).

ЛИТЕРАТУРА

Белянкин А.Ф. Птицы равнинной части Кемеровской области // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург, 1999. С. 14-43.

Гагина Т.Н. Птицы Салаиро-Кузнецкой горной страны (Кемеровская область) // Вопросы экологии и охраны природы. Кемерово, 1979. С. 5-17. Гынгазов А.М., Миловидов С.П. Орнитофауна Западно-Сибирской равнины. Томск, 1977. 351 с.

Степанян Л.С. Конспект орнитологической фауны СССР. М.: Наука, 1990. 728 с.

Красная книга СССР: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. Т. 1. М.: Лесн. пром-сть, 1984. 392 с. Рябицев В.К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-определитель. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. 608 с.

Хахлоь В.А. Кузнецкая степь и Салаир (Птицы): Ч. 1, 2. Ученые записки Пермского пединститута. Пермь, 1937. Вып. 1. 243 с.

НОВЫЕ ДАННЫЕ О РЕДКИХ И МАЛОИЗУЧЕННЫХ ВИДАХ ПТИЦ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ А.Ф. Белянкин

А/я 3048, Кемерово, 650033. E-mail: bios@kemsu.ru

Со времени опубликования работ, включающих различные сведения о редких и малоизученных видах птиц равнинных и горных районов области (Белянкин, 1983,1996, 1998, 1999, 2000, 2001; Белянкин, Сергеев, 1990; Белянкин, Ильяшенко, 1991; Белянкин, Алябьева, 1991; и др.) были сделаны находки новых видов или была получена дополнительная информация о распространении и численности видов, входящих в состав вышеназванных групп птиц.

Кудрявый пеликан Pelecanus crispus. По опросным данным, вероятно, пеликаны этого вида были несколько раз встречены в Горной Шории в долине р. Мрассу. Так, в 1999 г. 9 мая стаю из 20 особей встретили в устье р. Пызас; троих, вероятно, одних и тех же, пеликанов наблюдали на одном и том же месте на острове выше пос. Усть-Анзаса в начале июля и в сентябре. Стаю до 10 особей встретили 8 мая 2000 г. на берегу в устье р. Пезаса.

Серая цапля Ardea cinerea. В конце XX в. стала все чаще встречаться на реках Горной Шории и северо-восточных предгорий Сала-ирского кряжа. В Горной Шории во второй половине лета 1996 г. на старицах в пойме Мрассу, в 15 км выше пос. Усть-Кабырзы, наблюдали взрослую пару с летающими молодыми. На Салаире в окрестностях пос. Шанды Беловского р-на найдено гнездо, которое было построено среди болота прямо на кочках.

Черный аист Ciconia nigra. В ходе обследования летом 2000 и 2001 гг. долины Мрассу на протяжении 216 км в пределах Шорского национального парка было выявлено три участка вероятного гнездования черного аиста. По результатам учетов, его численность составила в среднем 0,1 особи на 10 км береговой линии. Если сравнить этот результат с аналогичными данными для Кузнецкого Алатау (Белянкин, Сергеев, 1990), то окажется, что он в 20 и более раз превосходит показатель численности аиста в населенной людьми долине Томи (0,003-0,005 особей на 10 км береговой линии или 0,6-1 особей на 10000 га) и в 5 раз выше, чем в долинах ее крупных притоков (соответственно, 0,02 и 6,4) в пределах западного макросклона.

Огарь Tadorna ferruginea. По опросным данным, в последние годы этот вид изредка встречали в летнее время на некоторых прудах в окрестностях поселков Горскино и Новопестерево Гурьевского р-на в северо-восточных предгорьях Сапаирс-кого кряжа. Пару ога-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.