Научная статья на тему 'О становлении и развитии государственной статистики в Новосибирской области'

О становлении и развитии государственной статистики в Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЪЕЗД СИБИРСКИХ СТАТИСТИКОВ / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЗЕМСКАЯ СТАТИСТИКА / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНЫ КООПЕРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА / СИБИРСКОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МАШИНОСЧЕТНАЯ СТАНЦИЯ / НОВОСИБИРСКСТАТ / SIBERIAN CONGRESS OF STATISTICIANS / MIGRATORY MANAGEMENT / TERRITORIAL STATISTICS / STATISTICAL BODIES OF COOPERATIVE ORGANIZATIONS / GOVERNMENT STATISTICS / SIBERIAN STATISTICAL OFFICE / MECHANIZED ACCOUNTING STATION / NOVOSIBIRSKSTAT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Симонова Ольга Васильевна

В работе отмечено, что на формирование органов государственной статистики Новосибирской области самое непосредственное влияние оказывали и административно-территориальные изменения, происходящие в государстве. В зависимости от конкретных задач хозяйственного и культурного строительства страны различались и формы организации государственной статистики. Анализируются первые попытки внедрения выборочного метода, вызванные растущими масштабами статистических работ и требованиями оперативности информации еще в конце 50-х начале 60-х годов. Автором рассматриваются современное состояние территориального органа федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (Новосибирскстата) и задачи, решаемые им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the formation and development of state statistics in Novosibirsk Region

The paper notes that the formation of bodies of state statistics of Novosibirsk Region was directly influenced by administrative and territorial changes in the state. Forms of organization of state statistics varied depending on the specific tasks of economic and cultural development of the country. The first attempts to introduce the method of sampling, due to the increasing range of statistical work and requirements for information operativeness in late 50's early 60's. The author considers the current state of the territorial authority of the Federal State Statistics Service of the Novosibirsk Region (Novosibirskstat) and the issues solved by it.

Текст научной работы на тему «О становлении и развитии государственной статистики в Новосибирской области»

УДК 331.31

О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

О.В. Симонова

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (Новосибирскстат) E-mail: oblstat@novosibstat.ru

В работе отмечено, что на формирование органов государственной статистики Новосибирской области самое непосредственное влияние оказывали и административно-территориальные изменения, происходящие в государстве. В зависимости от конкретных задач хозяйственного и культурного строительства страны различались и формы организации государственной статистики. Анализируются первые попытки внедрения выборочного метода, вызванные растущими масштабами статистических работ и требованиями оперативности информации еще в конце 50-х - начале 60-х годов. Автором рассматриваются современное состояние территориального органа федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (Новосибирскстата) и задачи, решаемые им.

Ключевые слова: Съезд сибирских статистиков, переселенческое управление, земская статистика, статистические органы кооперативных организаций, государственная статистика, Сибирское статистическое управление, машиносчетная станция, Новосибирскстат.

ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF STATE STATISTICS IN NOVOSIBIRSK REGION

O.V. Simonova

Territorial body of Federal State statistics service in Novosibirsk region (Novosibirskstat) E-mail: oblstat@novosibstat.ru

The paper notes that the formation of bodies of state statistics of Novosibirsk Region was directly influenced by administrative and territorial changes in the state. Forms of organization of state statistics varied depending on the specific tasks of economic and cultural development of the country. The first attempts to introduce the method of sampling, due to the increasing range of statistical work and requirements for information operativeness in late 50's - early 60's. The author considers the current state of the territorial authority of the Federal State Statistics Service of the Novosibirsk Region (Novosibirskstat) and the issues solved by it.

Key words: Siberian Congress of statisticians, migratory management, territorial statistics, statistical bodies of cooperative organizations, government statistics, Siberian Statistical Office, mechanized accounting station, Novosibirskstat.

На отдельных этапах государственного строительства формы организации статистики были обусловлены конкретными задачами хозяйственного и культурного строительства, совершенствования государственного аппарата. Самое непосредственное влияние на формирование органов государственной статистики оказывали и административно-территориальные изменения, происходившие в государстве. Это характерно и для Сибирского региона.

© Симонова О.В., 2010

На огромной территории Сибири, мало изученной в отношении возможностей ее хозяйственного и культурного развития, процесс формирования новых административных единиц, органов власти и управления, в том числе и статистических органов, был продолжительным и сложным.

Начальный период становления Новосибирской области связан с основанием в 1893 г. Новониколаевского поселка. 28 декабря 1903 г. поселок Новониколаевск был возведен в степень безуездного города, в 1907 г. он получил права городского самоуправления. В 1907 г. общественное самоуправление Новониколаевска возбудило ходатайство о введении в городе полного городового положения. С 1 января 1909 г. город получил права полного городового положения и стал полноправным в системе российских городов [2]. Местная верхушка приступила к избранию городских органов власти: городской думы и ее исполнительного органа - городской управы; расширившийся состав городского управления стал более буржуазным, чем прежде. Городская управа состояла из городского старосты (головы) и членов управы.

В 1913 г. городская управа Новониколаевска состояла из трех членов управы и секретаря. Городской голова возглавлял и думу, и управу, координируя работу этих органов. Новониколаевская городская управа имела постоянную канцелярию, включающую отделы:

1) воинский и медицинский;

2) счетный;

3) арендный;

4) исполнительный;

5) земельный;

6) регистратуру.

Дореволюционная статистика была раздроблена между министерствами и ведомствами. Ее развитие, структура и задачи отражали политику самодержавия, преследовавшего налоговые и полицейско-административные цели. Главный статистический орган (с 1858 г. Центральный статистический комитет) активно участвовал в подготовке крестьянской реформы [8, с. 157].

В результате дальнейших преобразований к ЦСК существовавшему до 1917 г., но не проведшему ни одной сельскохозяйственной переписи, с 1894 г. добавился отдел сельской экономики и сельскохозяйственной статистики Министерства земледелия и государственных имуществ [8, с. 248-249].

В 1905 г. с целью сбора материалов к аграрной реформе и регулирования землепользования в условиях революционной ситуации Министерство земледелия было преобразовано в Главное управление землеустройства и земледелия, где сохранился под прежним названием статистический отдел [8, с. 337-338]. В Главное управление землеустройства было передано из Министерства внутренних дел переселенческое управление, которому подчинялись губернские переселенческие управления, имевшие статистические отделы, собиравшие данные по сельскому хозяйству. Этим же занимались Ветеринарное управление и Министерство финансов. Сведения, косвенно отражавшие экономическое положение деревни, собирали Министерство путей сообщения и даже местная полиция - становые приставы [3; 8, с. 338].

Следовательно, не существовало единого государственного органа не только по сбору, но и по обработке статистических данных.

Некоторое разделение труда было: ЦСК и Министерство земледелия обслуживали в основном европейскую часть России, а переселенческое управление -азиатскую. Они собирали в основном данные о размерах посевных площадей, урожая и поголовье скота, т.е. преследовали фискальные цели.

Для развития экономики этого было недостаточно. Кроме того, правительство стремилось контролировать содержание публикаций по статистике, поэтому в большинстве губерний европейской части России сельскохозяйственную статистику разрабатывали земские учреждения, деятельность которых отличалась широтой программы исследования, использованием новых статистических методов. Земская статистика возникла главным образом из потребности сбора материалов о ценности и доходности земель и других недвижимостей, служивших главным объектом земского обложения.

Новониколаевск развивался очень быстрыми темпами. Об этом свидетельствует состояние его бюджета. С 1908 по 1914 г. городские денежные обороты увеличились с 835 до 1899 тыс. руб. Две трети доходов городской думы в 1912 г. составляли сборы с торговых и промышленных заведений, с недвижимого имущества. Расходная часть бюджета опережала доход. В 1912 г. город Ново-николаевск занимал второе место среди городов Западной Сибири по затратам на управление, воинскую квартирную повинность, содержание городских предприятий и недвижимого имущества, четвертое место - по расходам на образование и медицинское обслуживание населения.

При земствах имелись оценочно-статистические бюро. Первые из них возникли в 1874-1875 гг., но в Сибири до 1917 г. земств не было.

Октябрьская революция привела к слому старого государственного аппарата. В 1917 г. земства появились в Сибири. По образцу земств европейской части России в них создавались статистические бюро. Часть работников переселенческой статистики с образованием земств переходила туда на службу.

Однако некоторые старые органы существовали некоторое время: дольше других сохранялись земства и городские думы. В руках этих органов находились многие функции обслуживания населения, поэтому советская власть не сразу их ликвидировала. В первую очередь уничтожались те органы, которые боролись с советской властью. В ночь с 13 на 14 декабря 1917 г. вновь избранный Совет постановил о переходе власти в городе Новониколаевске и уезде к Советам. После установления советской власти городская дума на некоторое время сохранила самостоятельность в своих хозяйственных делах, но была подконтрольна Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов [9, с. 90-91].

В 1917-1918 гг. при городской думе существовали следующие комиссии: финансовая, продовольственная, рабочая, земельная, помощи семьям запасных и беженцам, квартирно-коммунальная, врачебно-санитарная, охраны города, юридическая по наказам. Каждая комиссия состояла из члена управы и одного-трех гласных. Обострение продовольственного и земельного вопросов определило необходимость и программу, а расширение сети статистических органов повысило возможность проведения второй Всероссийской сельзкохозяйственной переписи, которую провело летом-осенью 1917 г. Министерство земледелия с привлечением земств и переселенческого управления. Эта перепись была продовольственной и земельной.

Подготовке переписи 1917 г. уделялось значительное внимание. С этой целью в конце апреля 1917 г. в Петрограде был созван Всероссийский съезд статистиков, а ввиду особенностей Сибири, для объединения сибирской программы переписи, в начале июня того же года в Томске был организован съезд сибирских статистиков [7, с. 48-49].

Проведение переписи в Сибири также имело особенности. Здесь она проводилась в основном статистическими отделами переселенческого управления, которые были самыми авторитетными и опытными статистическими органами Сибири, и в меньшей степени - только что возникшими земствами. К участию в переписи привлекались сельские учителя, студенты, старшеклассники.

Падение самодержавия способствовало развитию общественных организаций, в том числе кооперативов, и оживлению экономической жизни. Это потребовало реорганизации статистических органов. Созванный в октябре 1917 г. сибирскими автономистами-областниками в городе Томске первый Сибирский областной съезд постановил созвать Сибирский экономический учредительный съезд, который должен был, в частности, выбрать экономический комитет и при нем исполнительное бюро, при котором будет статистический отдел.

Было также принято специальное постановление об организации статистики в Сибири, в котором говорилось: «Принимая во внимание, что успех деятельности Экономического съезда в значительной мере зависит от правильной организации статистического изучения не только экономики, но и других сторон жизни Сибири; а также ввиду того, что в настоящее время мы имеем в Сибири или полное отсутствие статистических органов или несовершенную постановку дела в органах существующих, - Первый Сибирский Областной Съезд постановил:

а) признать делом неотложной важности организацию статистического изучения всех сторон культурной и экономической жизни на всем пространстве Сибири и Степных областей по единообразной схеме;

б) возложить заботы об урегулировании и объединении статистики в ближайшее время, до созыва учредительного съезда статистиков и экономистов Сибири, на временный экономический совет и органы земского самоуправления» [1].

Органы статистики в Советской России были организованы в первый год существования советского государства. 25 августа 1918 г. В.И. Ленин подписал Декрет СНК РСФСР, утвердивший положение «О государственной статистике». В качестве центрального статистического органа при СНК РСФСР учреждалось Центральное статистическое управление.

Положением «О государственной статистике» было предусмотрено и создание местных статистических органов. Их система была установлена в сентябре 1918 г. специальным актом-положением «О местных статистических учреждениях», на основании которого на местах при исполкомах местных Советов учреждались губернские уездные и городские статистические бюро.

Таким образом, была создана стройная система органов государственной статистики во главе с ЦСУ.

На ЦСУ и его местные органы возлагалось: ведение статистики всех отраслей народного хозяйства, проведение и разработка материалов переписей, выпуск ежегодников, других периодических изданий.

В январе 1918 г. при Новониколаевской городской управе появились статистический и адресный стол [2].

В 1919 г. была сделана еще одна попытка объединить статистические органы Сибири. В июне при Совете Всесибирских кооперативных съездов проходило совещание статистиков и экономистов по вопросу об объединении статистических работ, производимых центральными кооперативными объединениями и союзами [4].

Но до восстановления советской власти статистические органы оставались раздробленными. Среди них, кроме переселенческого управления, выделялись статистические органы кооперативных организаций, располагавших довольно значительными материальными средствами. При правлении Союза сибирских кооперативных союзов (Закупсбыт) имелось центральное статистическое бюро, руководившее статистико-экономическими отделами кооперативных объединений и занимавшееся обработкой материалов переписи 1917 г. и других данных по сельскому хозяйству, предоставлявшихся статистическими отделами кооперативных объединений и переселенческих статорганов [5]. Кооперативные статистические органы также обследовали деятельность и финансовое положение потребительских обществ, обслуживающих крестьянские хозяйства.

Развитие дореволюционной статистики в Сибири, несмотря на все недостатки, имело большое значение. Был собран богатый материал, использованный для изучения экономического положения деревни уже при советской власти, когда только статорганы были централизованными.

Организация статистики в Сибири относится к началу 1920 г. В основу создания органов сибирской советской статистики были положены бывшие органы государственной статистики: переселенческой и земской.

Нужно учесть, что в отличие от европейской части России, земства в Сибири существовали в период между Февральской и Октябрьской революциями. При земствах существовали оценочно-статистические бюро.

Переселенческая статистика по своей организации, способам и методам работы близка европейской земской статистике. Это были наиболее авторитетные статистические органы Сибири. Они занимались статистикой сельского хозяйства, переселения и деятельностью кооперативных организаций Сибири.

В феврале 1920 г. было выработано положение о Сибирском статистическом управлении. На местах появились губернские статистические бюро, в основном -путем слияния дореволюционных статистических организаций, преимущественно переселенческих и, в отличие от европейской части России, в меньшей степени земских. В процессе централизации дореволюционные статистические материалы были сосредоточены в Сибирском статистическом управлении.

25 февраля 1920 г. при экономическом отделе Сибревкома состоялось совещание по вопросу организации государственной статистики в Сибири. На совещании был принят проект положения об Управлении государственной статистики в Сибири, определены его задачи, намечены штаты и установлены отделы.

Положение, выработанное совещанием, было рассмотрено и принято Сибрев-комом на заседании 7 марта 1920 г. (Постановление № 164), после чего и началась организация работы Управления государственной статистики в Сибири.

Сибирское статистическое управление (ССУ) учреждалось на правах самостоятельного отдела при Сибревкоме и представляло собой центральный статистический орган в Сибири.

На основании Положения при ССУ учреждался Статистический совет, организуемый на основании особого положения о нем, по типу Высшего совета по делам статистики при ЦСУ. На ССУ возлагалось выполнение работ, охвативших все отрасли статистики, такие как:

• статистика населения;

• сельскохозяйственная и лесная;

• промышленная;

• транспортная и почтово-телеграфная;

• финансовая и оценочная;

• снабжения и распределения;

• торговли и продуктов обмена;

• народного образования, здравоохранения и санитарии, страхования, кооперативного и профессионального движения;

• военная;

• труда.

На ССУ возлагались и задачи административного порядка: совершенствование организации статистики в Сибири, контроль урегулирования деятельности всех статистических учреждений Сибири, увязывание программ общегосударственных исследований и планов разработки собранных материалов с местными условиями.

Во главе ССУ стоял управляющий, избираемый Сибревкомом и утверждаемый ЦСУ.

В течение 1920-1921 гг. проходило формирование организационной структуры ССУ, создавались его отделы (секции) в соответствии с отраслями государственной статистики. При формировании аппарата ССУ было проведено слияние статистических органов: в 1920 г. - Сибнаробразования, Сибздрава и Сибтруда, а в течение января 1921 г. - Сибопса, Центросоюза, Сибземотдела.

В губернских центрах Сибири для осуществления задач государственной статистики на местах были организованы губернские статистические бюро, которые действовали на основании положения о местных статистических учреждениях. Но ввиду обширности сибирских губерний, разбросанности уездов и удаленности их от губернских центров, для осуществления заданий губернского бюро на местах, для руководства работами низших исполнительных статистических органов (волостные и сельские сотрудники, добровольные корреспонденты) был учрежден институт уездных статистиков-инструкторов, подчиненных в своей деятельности губернским статистическим бюро. Также разрешалось, где есть возможность, губернским статистическим бюро открывать уездные статистические бюро.

Возглавляли работу статистических органов Сибири люди с высшим образованием, имеющие большой опыт работы в земствах и переселенческой статистике. Так, ССУ возглавил М.П. Красильников - он окончил Казанский университет, долгое время работал в Пермском и Уфимском земствах как статистик. В Сибири он работал в статистическом бюро Союза Сибирских кооперативов, затем возглавил ССУ и через год был переведен в ЦСУ.

Заместителем М.П. Красильникова был И.В. Яровой, впоследствии руководитель ССУ, он имел большой опыт работы в сибирских статистических учреждениях.

В 1920 г. в ССУ работал H.H. Баранский, он руководил секцией демографической и моральной статистики. H.H. Баранский - профессиональный революционер, впоследствии известный ученый, географ. С 1921 г. работал в коллегии Наркомата РКИ.

Многие другие деятели ССУ губернских статистических организаций имели специальное образование, большой опыт, некоторые имели печатные труды в области статистики: И.Я. Рунге-Рунгис, И.П. Груздев, Д.И. Мерхалев, А.И. Петров и др.

Сибирской статистике пришлось решать во многом и те задачи, которые европейской статистикой были уже решены. Так, в 1920 г. было решено провести общероссийские переписи: демографическую и сельскохозяйственную. Кроме этого, стояла задача наладить статистическую отчетность.

После революции, в 1919-1922 гг., вся территория от Омска до Иркутска находилась в ведении Сибирского революционного комитета (Постановление ВЦИК от 27.08.1919 г.). На местах образовывались губернские, городские, уездные, волостные и сельские революционные комитеты. В конце 1919 г. на территории края были созданы статистические органы при Сибревкоме. Перед ними стояли очень сложные задачи по сбору, обработке и анализу данных, необходимых для планирования и руководства народным хозяйством на огромной территории Сибири. К этому времени в состав Сибирского края входили Омская, Томская, Алтайская, Красноярская и Иркутская губернии, в которых были созданы губернские статистические бюро.

В 1921 г. Новониколаевск был выделен из Томской губернии и стал в составе так называемой Сибревкомовской Сибири центром вновь созданной Новониколаевской губернии. В августе было создано Новониколаевское губернское статистическое бюро.

В октябре 1925 г. в связи с переходом на окружное деление образовалось 17 окружных статистических бюро вместо губстатбюро. С 1 ноября 1925 г. с упразднением Сибревкома и образованием крайисполкома ССУ было переименовано в краевое статистическое бюро; на местах были созданы окружные статистические бюро. Был создан Новониколаевский округ, в состав которого вошел 21 район. В этом же году был создан огромный Сибирский край, куда вошли бывшие Алтайская, Енисейская, Новониколаевская, Омская, Томская губернии и Ойротская автономная область. Новониколаевск был наделен правами краевого центра. 2 декабря 1925 г. было утверждено Положение о краевом и окружных статистических бюро.

В феврале 1926 г. Новониколаевск был переименован в Новосибирск. В Новосибирске действовал Сибирский краевой статистический отдел.

В соответствии с Постановлением СНК СССР от 23 января 1930 г. ЦСУ и его местные органы переданы в систему Госплана СССР, в ведении которого находились до 1948 г.

Сибирский краевой статистический отдел с 1 марта 1930 г. был преобразован в Экономико-статистическую секцию Сибирской краевой плановой комиссии, а с 12 мая - в Сибирскую краевую плановую комиссию по экономико-статистическому сектору.

В 1925-1930 гг. органы государственной статистики на территории области провели годовые обследования промышленных предприятий, обследования

производительности труда и ее факторов, перепись предприятий мелкой промышленности, всесоюзную перепись школьников, всеобщую перепись населения (1926 г.) и другие статистические работы.

Однако Сибирский край оказался чрезмерно громоздким и трудноуправляемым, поэтому в 1930 г. был разделен на Восточно-Сибирский и ЗападноСибирский края. Административным центром Западно-Сибирского края стал Новосибирск.

В октябре 1930 г. создан Экономико-статистический сектор Западно-Сибирской краевой плановой комиссии, который 13 января 1931 г. был преобразован в Сектор народно-хозяйственного учета Зап. Сибкрайплана (СНХУ Зап. Сибкрай-плана), а в апреле 1932 г. в Управление народно-хозяйственного учета ЗападноСибирского края.

В 1934 г. из состава Западно-Сибирского края выделились Омская область и Красноярский край, а в 1937 г. произошло дальнейшее разделение территории: на Алтайский край и Новосибирскую область.

Таким образом, 1937 г. стал годом рождения Новосибирской области (Постановление ЦИК СССР от 28.09.1937 г.) и годом создания областного органа государственной статистики, так как в октябре 1937 г. было создано Областное управление народно-хозяйственного учета Аппарата уполномоченного Госплана при ЦИК СССР по Новосибирской области. Управление состояло из секторов статистики: промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, населения, культуры, здравоохранения, торговли, труда, сводных работ, материального снабжения, бюджетов рабочих и колхозников, транспорта и связи, жилищно-коммунального строительства. На территории области функционировали и его территориальные органы - инспектуры народно-хозяйственного учета.

Но и это деление области не было окончательным - ее нынешние границы определились почти в конце Великой Отечественной войны. Война повлекла за собой эвакуацию многих промышленных предприятий и населения в сибирский тыл. Произошли невиданные по своим размерам сдвиги в народном хозяйстве, ее новым мощным экономическим районом стала Западная Сибирь, отчетливо наметилась производственная специализация отдельных частей территории, обусловившая их административное деление. В это время от Новосибирской области, где в то время сложился мощный машиностроительный узел, отделились Кузнецкий комплекс каменноугольной промышленности, химии и металлургии (Кемеровская область - 26.01.1943 г.) и северная часть, где преобладало лесное хозяйство (Томская область - 13.08.1944 г.).

В 1941 г. было образовано Новосибирское областное статистическое управление (Приказ от 02.04.1941 г. на основании приказа ЦСУ Госплана СССР от 27.03.1941 г. № 77); в 1948 г. - Статистическое управление по Новосибирской области (Приказ от 07.09.1948 г. № 117).

Растущие масштабы статистических работ содействовали усилению роли выборочного метода исследования экономических явлений и процессов. Сплошной учет, порой, был громоздким, на него требовалось много средств и времени; при этом он не отвечал требованиям оперативности. Проводились обследования новых форм кооперирования и специализации в промышленности (1958 г. - о механизации и автоматизации производственных процессов, 1958-

1961 гг. - о модернизации оборудования, внедрении в промышленность новых технологических процессов и усовершенствований), выборочные обследования торговли фасованными товарами и работы магазинов без продавцов (1958, 1962, 1967 гг.), колхозов и совхозов по использованию минеральных удобрений и их влиянию на рост урожайности (1964, 1965 гг.). С 1960 г. было организовано наблюдение за бюджетами населения, итоги которого использовались для оценки уровня жизни населения, определения размеров продукции в личных подсобных хозяйствах. Ежегодно стали проходить переписи неустановленного оборудования, остатков сырья и материалов, произведена переоценка основных фондов по состоянию на 1 января 1961 г. Началось техническое оснащение статистических органов - создание машино-счетных станций (МСС).

Несколько позднее, в 1968 г., на Всесоюзном совещании статистиков В.Н. Ста-ровский отметил: «Необходимо создать машино-счетные станции во всех районах страны с тем, чтобы получить возможность полностью обрабатывать учетную и другую экономическую документацию централизованных бухгалтерий на вычислительных машинах, механизировать весь комплекс учетных работ колхозов, совхозов, промышленных предприятий и других организаций, а также отчетных материалов местных органов государственной статистики» [6, с. 22].

Созданные машино-счетные станции сыграли важную роль в деле механизации и улучшения учета на предприятиях.

Машино-счетная станция Статистического управления Новосибирской области была создана 1 июня 1957 г.

В конце 1973 г. в новом, еще недостроенном для Управления статистики здании, была установлена первая электронно-вычислительная машина, а в апреле 1974 г. все подразделения Управления статистики переселились в новое здание на улице Каинской.

В 1989 г. появились первые ПЭВМ и материалы Всесоюзной переписи населения обрабатывались на новых электронно-вычислительных машинах. 25 июня 1998 г. Новосибирский облкомстат подключен в глобальную сеть Интернет.

Происходящие экономические и политические изменения в стране отражались на различных преобразованиях, подчиненности и наименованиях органов государственной статистики, но территория, на которой они действовали, оставалась прежней:

• 10 октября 1972 г. машино-счетная станция Статистического управления Новосибирской области реорганизована в Вычислительный центр;

• 3 сентября 1984 г. Вычислительный центр переименован в Вычислительный центр областного Объединения «Новосибоблмашинформ» Статистического управления Новосибирской области;

• 1 октября 1987 г. на базе Статистического управления Новосибирской области и Объединения «Новосибоблмашинформ» организовано Новосибирское областное управление статистики;

• 27 сентября 1994 г. Новосибирское областное управление статистики преобразовано в Новосибирский областной комитет государственной статистики;

• 1 ноября 2004 г. Новосибирский областной комитет государственной статистики преобразован в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (Новосибирск-стат).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня деятельность Новосибирскстата направлена на обеспечение полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, органов исполнительной власти области, научной общественности, организаций и предпринимателей, средств массовой информации, граждан разнообразной, объективной и полной статистической информацией о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении области и округа. С этой целью:

• внедряется современная система сбора, обработки, хранения и представления статистической информации;

• осуществляется перевод на новую информационную базу, сочетающую периодическое проведение сплошных обследований важнейших экономических объектов и населения и на их основе - выборочных статистических обследований;

• создается новая информационная инфраструктура органов государственной статистики путем масштабного переоснащения современными техническими и программными средствами с автоматизацией рабочих мест специалистов на основе новых технологических решений.

В оперативном режиме статистическая служба имеет возможность за несколько суток получить и обработать информацию по огромной территории, вести еженедельные наблюдения за ценами на товары и услуги, ежемесячно проводить наблюдения и рассчитывать огромное количество показателей, что возможно только при очень хорошем уровне организации и дисциплины, высоком технологическом современном уровне выполняемых работ.

Чтобы обеспечить выполнение своих задач, необходимо выполняется большой объем работ. Ежегодно обрабатывается около 250 статистических форм разного объема - от 5 до 2538 показателей в одной форме и с разной периодичностью (единовременные, годовые, квартальные, ежемесячные, недельные). По представленным статистическим формам выполняется около 2050 статистических работ, которые создают выход информации объемом более 25 млн показателей в год.

Общая численность работающих в Новосибирскстате на 1 января 2010 г. 516 чел. (из них в районах и городах области - 171 чел.), 365 чел. находятся на государственной службе.

Литература

1. ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 227. Л. 8-9.

2. ГАНО. Ф. Д-97. Д. 241. Л. 6.

3. ГАНО. Ф. 97. Оп. 1. Д. 24Э. Л. 447.

4. Вестник «Закупсбыта». 1919. № 10.

5. Вестник «Закупсбыта». 1919. № 1-2.

6. Всесоюзное совещание статистиков. 22-26 апреля 1968 г. М.: Статистика, 1969.

7. Земская жизнь Приморья. 1918. № 3.

8. Ерошкин Н.П., Куликов Ю.В., Чернов A.B. История государственных учреждений России до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1965.

9. Новониколаевск. 1917 г. Хроника событий. Новосибирск, 1967.

Bibliography

1. GANO. F. D-97. Op. 1. D. 227. L. 8-9.

2. GANO. F. D-97. D. 241. L. 6.

3. GANO. F.97. Op. 1. D. 24 Je. L. 447.

4. Vestnik «Zakupsbyta». 1919. № 10.

5. Vestnik «Zakupsbyta». 1919. № 1-2.

6. Vsesojuznoe sovewanie statistikov. 22-26 aprelja 1968 g. M.: Statistika, 1969.

7. Zemskaja zhizn' Primor'ja. 1918. № 3.

8. Eroshkin N.P., Kulikov Ju.V., Chernov A.V. Istorija gosudarstvennyh uchrezhdenij Rossii do Velikoj Oktjabr'skoj socialisticheskoj revoljucii. M., 1965.

9. Novonikolaevsk. 1917 g. Hronika sobitij. Novosibirsk, 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.