Научная статья на тему 'О СТАНОВЛЕНИИ БОЛЬШОЙ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

О СТАНОВЛЕНИИ БОЛЬШОЙ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологии доступа / бизнес-алгоритмы / цифровые экосистемы / платформенные бизнесмодели / цифровая интеграция бизнес-систем / access technologies / business algorithms / digital ecosystems / platform business models / digital integration of business systems
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О СТАНОВЛЕНИИ БОЛЬШОЙ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Башмаков Д. В.

к.э.н., доцент, Институт технологий управления, РТУ-МИРЭА dv.bashmakov@mail.ru

О СТАНОВЛЕНИИ БОЛЬШОЙ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: технологии доступа, бизнес-алгоритмы, цифровые экосистемы, платформенные бизнес-модели, цифровая интеграция бизнес-систем.

Keywords: access technologies, business algorithms, digital ecosystems, platform business models, digital integration of business systems.

«Бизнес-система» представляет собой концептуальное понятие, раскрывающее суть предприятия как субъекта хозяйственной деятельности в совокупности связанных в достижении заданной цели бизнес-процессов. Следовательно, и социально-экономическую систему общества, представленную множеством предприятий, можно рассматривать как поток бизнес-процессов, протекающих внутри каждого из них, и обеспечивающих связь между ними. В современных условиях предприятия функционируют независимо друг от друга на основе рыночного механизма взаимодействия, образуя цепочки создания продуктов, один край которых обрамлен отношениями потребителей и розничных продавцов, другой - деятельностью добывающих компаний, использующих природные ресурсы. Смыслом функционирования таких цепочек является преобразование ресурсов в продукты, максимально полно отвечающие запросам потребителей, или на еще более абстрактном уровне понимания - преобразование естественного мира в «мир для человека», более комфортный и безопасный для него. Схематично модель такой социально-экономической системы представлена на рис. 1.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НА ОСНОВЕ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДА

Бизнес-система _ розничного продавца

Бизнес-система^ розничного продавца

Бизнес-система розничного продавца

Бизнес-система оптового продавца

Бизнес-система оптового продавца

Бизнес-система оптового продавца

Бизнес-система производственного предприятия

Бизнес-система производственного предприятия

Бизнес-система производственного предприятия

Бизнес-система поставщика

Бизнес-система поставщика

Бизнес-система поставщика

[ Продукт I

-U V р J

Потребительские^^ ч.

запросы / _ \

Продукт _

-I — V У

Потребительские ^ запросы / продукт \

Рисунок 1.

Концептуальная схема функционирования современной социально-экономической системы

на основе рыночного механизма взаимодействия

Предполагается, что развитие сквозных цифровых технологий способно привести к построению «больших бизнес-систем» на основе интеграции информационных потоков разных субъектов хозяйственной деятельности и их непрерывной аналитике для принятия управленческих решений. И хотя цифровые технологии непосредственно влияют лишь на характеристики информационных потоков, изменение последних преобразует бизнес-системы, что в свою очередь проявляется в новых способах взаимодействия людей. Следовательно, сквозная цифровая интеграция субъектов рынка заключает в себе источник кардинальных изменений как в методологии хозяйственной деятельности, так и в принципах социально-экономической жизни в целом. Концептуальная модель большой бизнес-системы с учетом ниже описываемых условий ее становления представлена на рис. 2.

Принципиальными для цифровизации параметрами современных технологий являются 1) вычислительная мощность и 2) доступность как в экономическом (или стоимостном), так и техническом аспектах. Как известно, с середины 1960-х годов общество наблюдает действие закона Гордона Мура, одного из основателей компании Intel, в содержании которого выражена тенденция о том, что плотность транзисторов на интегральной схеме удваивается с периодом 1,5-2 года, при этом размер компьютеров уменьшается, а их быстродействие повышается с экспоненциальной скоростью, в результате чего стоимость ежегодно снижается примерно на 30%. И, согласно последним заявлениям руководства компании, предел действия данного закона ещё не достигнут1. Кроме того, существуют и разрабатываются альтернативные технологии наращивания вычислительной мощности - квантовые компьютеры. В свою оче-

1 Intel CEO pledges to beat Moore's Law over the next decade. - https://www.pcworld.com/article/547802/intels-gelsinger-pledges-to-beat-moores-law-over-the-next-decade.html

редь параметры мощности и доступности вычислений воздействуют на такие характеристики информационного потока, как: 1) объём извлекаемых данных и 2) скорость их обработки и передачи.

Используемые в рис. 2 сокращения: BS - бизнес-система; BA - бизнес-алгоритмы; SW - программное обеспечение; P - продукт; i - входящая информация о потребительских запросах; IoT - технологии интернета вещей; AI - технологии искусственного интеллекта; Add - технологии аддитивного производства; R - технологии роботизированного производства; г - природные ресурсы.

Рисунок 2.

Концептуальная схема функционирования большой бизнес-системы

Под информационным потоком следует понимать движение информации, сопутствующее процессам, происходящим в бизнес-системах. Общей целью в управлении информационными потоками является получение максимально полных сведений о реализуемых процессах в кратчайшие сроки времени. В конечном пределе эти стремления и приводят к новым методологическим приоритетам, основанным на преодолении процессных сущностей как таковых, т.е. наилучший процесс - тот, которого нет, который даёт результат сразу, не требуя временных затрат. Такие приоритеты смещают акценты в развитии технологий от передачи информации к ее постоянному доступу, от организации информационного потока, соединяющего автономные бизнес-системы, к возникновению глобального интерфейса большой бизнес-системы, от настраиваемых бизнес-процессов к их заготовленным алгоритмам.

Большая бизнес-система оперирует множеством бизнес-процессов благодаря разработанным бизнес-алгоритмам. Под бизнес-алгоритмами в данном случае следует понимать «шаблоны», описывающие порядок действий в решении задач, определяемых на основе существующих потребительских запросов пользователей большой бизнес-системы. Наличие на серверах бизнес-системы библиотеки таких бизнес-алгоритмов способно существенно девальвировать ценность предпринимательских способностей как фактора производства, аналогично тому, как это происходило, например, в отношении земли при переходе от феодализма к капитализму. Очевидно, что роботизация вытесняет не только человеческий труд, но и предпринимательские способности, которые могут быть заменены возможностями искусственного интеллекта. Эти обстоятельства могут вернуть к идеям централизованной плановой экономики и переосмыслению марксистских идей на основе научно-технических достижений цифровой трансформации общества1.

Материально-технической основой реализации бизнес-алгоритмов в рамках становления большой бизнес-системы является аддитивное и роботизированное производство, а также Интернет вещей, обеспечивающие материализацию идей и выполнение потребительских запросов, исключая лишние движения и минимизируя перемещения ресурсов. Эффект такой организации производства уже был получен на примере интеллектуальной продукции, которая с распространением Интернета перестала нуждаться в материальных носителях (бумажных изданиях, компакт-дисках, видеокассетах и т.д.). Онлайн-кинотеатры, онлайн-библиотеки и музыкальные сетевые ресурсы являются примером интерфейса, т.е. средством взаимодействия, который предоставляет покупателю постоянный доступ к интеллектуальной продукции, не требуя свойственных традиционной розничной торговле логистических затрат. Роботизация, Интернет вещей и аддитивное производство могут иметь тот же вектор развития, чтобы обеспечить аналогичные возможности в сфере материального производства. В этом случае закономерным становится создание так называемого глобального интерфейса, способного выполнять роль рыночного механизма, по сути, комплекса приложений, с помощью которого возможна реализация потребительских запросов через большую бизнес-систему.

1 Покровская Н.Н. Цифровая экономика как модель глобального планирования или система креативной гуманизации // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости: XIX Международные Лихачевские научные чтения, 22-24 мая 2019 г. - СПб.: СПбГУП, 2019. - С. 519-520.

В конечном итоге, и содержание, и приоритетность решаемых задач управления такой большой бизнес-системой меняется от регулирования количественных показателей потоков к достижению согласованных требований открытости/конфиденциальности, к выполнению этических норм использования информации и обеспечению прав доступа к ней. Сегодня эти вопросы находятся на периферии развития бизнес-систем, и более того их игнорирование только способствует их росту, в том числе посредством разных форм интеграции. Казалось бы, что новые цифровые технологии должны способствовать росту общественного благосостояния, снижать стоимость благ и повышать степень удовлетворённости ими. Благодаря им теперь каждый потребитель может сформировать индивидуальный заказ напрямую производителю и получить в пределах требуемой им стоимости необходимый продукт. Но очевидно такой подход возможен только в рамках сети с равномерным распределением рыночной власти. В действительности, такое условие в «глобальной паутине» не выполняется, поскольку существуют провайдеры, способные формировать платформы, замыкающие на себе связи большого числа участников с последующей генерацией несанкционированной этими участниками информации о них, и за счет этого наращивать свою рыночную власть. Такими провайдерами являются поставщики финансовых услуг и программного обеспечения, операторы поисковых систем, почтовых сервисов, социальных сетей, маркетплейсов и т. д. В этих обстоятельствах неубедительными представляются заявления Билла Гейтса об идеальном рынке применительно к Интернету1, когда сам он на протяжении почти двух десятилетий (1996-2016) являлся самым богатым человеком планеты по версии Forbes. Его компания Microsoft получила первые обвинения в монополизации рынка ещё в 1997 году в отношении продвижения браузера Internet Explorer и его интеграции с операционной системой Windows2. В 2004-2013 гг. Европейский Союз неоднократно предписывал крупные штрафы Microsoft из-за препятствий европейским разработчикам программного обеспечения создавать продукты совместимые с Windows3. Рынок контекстной рекламы вполне мог бы претендовать на роль «идеального» рынка, но Google контролирует почти 90% его глобального масштаба4! И в отношении Google европейские антимонопольные службы предписывали штрафы за использование монопольного положения на рынке поисковых систем при продвижении своего сервиса для шопинга, а также сервиса контекстной рекламы AdSense5.

Сетевые монополисты в перспективе склонны наращивать свою рыночную власть за счёт интеграции в свои платформы сервисов других компаний на основе масштабирования простых операций используемых ими бизнес-процессов, выстраивая тем самым так называемую цифровую экосистему. Например, масштабирование операции формирования заказа, как правило, лежит в основе развития экосистем браузерных компаний, а операция оплаты - в банковских экосистемах. Можно предположить, что эти платформенные экосистемы и служат прообразом описываемой здесь большой бизнес-системы с глобальным интерфейсом доступа к бизнес-алгоритмам, в направлении которой будут эволюционировать современные бизнес-системы.

Общность задач создания платформ для роста цифровых экосистем у сетевых провайдеров и финансовых организаций обусловлена ограниченной маржинальностью их бизнес-моделей. Отсутствие высокой прибыльности на каждой конкретной трансакции стимулирует эти компании наращивать объёмы своей деятельности, что на широких сегментах потребительского рынка означает - увеличивать клиентскую базу. Большее число трансакций генерирует больше данных о них и их участниках, что с помощью современных аналитических программных продуктов, поддерживаемых искусственным интеллектом, позволяет манипулировать рынком - адаптировать предложения, лишая потребителей возможности выбора, а потенциальных конкурентов - выхода на рынок. В последние десятилетия XX века экономисты построили многопериодные модели олигополистического рынка, которые свидетельствуют о том, что его участники могут выработать такие рациональные стратегии поведения, которые обеспечат им взаимную защиту их рыночной власти без каких-либо фактов сговора, обычно запрещённого антимонопольными органами правительств разных стран. Сегодня же благодаря алгоритмам искусственного интеллекта и технологиям больших данных разработка таких стратегий может стать повседневной, а их эффект более устойчивым. Актуальным примером этому является использование таких технологий в ценовой и кадровой политиках компаний. В частности, ценообразование в авиакомпаниях основано на алгоритмах обработки данных о спросе и поиске авиабилетов, в связи с чем цена на них может существенно меняться в течение дня, а также в зависимости от профиля клиента и используемых им поисковых систем. Таким образом, авиакомпании реализуют политику ценовой дискриминации, «выдавливая» с рынка максимально возможный доход. Аналогичный подход применяется и в службах такси, использующих Интернет-агрегаторы для обслуживания пассажиров. При этом такой подход здесь реализуется уже не только в отношении клиентов, но и применительно к условиям работы водителей.

Интеграция бизнес-систем на базе сквозных цифровых технологий кардинальным образом ставит вопрос о квалификации как уникальной личностной особенности, посредством которой реализуется право человека на занятость в обществе. Традиционно в экономике люди рассматривались как субъекты труда, изготавливаемые ими предметы предлагались на рынке и оценивались покупателями с точки зрения их качества и стоимости. Для человека важно было проявить талант в искусстве исполнения изделия и обеспечить высокую производительность, чтобы гарантировать покупателю удовлетворённость и доступность своей продукции. По мере развития фабричного производства мастер-

1 Gates B. Business @ the Speed of Thought. - New York: Warner Books, 1999. - P. 27.

2 Юсупова Г.Ф. ФАС против Google: экономический анализ для особых рынков // Экономическая политика. 2016. - Т. 11, № 6. - С. 94.

3 Еврокомиссия оштрафовала Microsoft на €561 млн за навязывание Internet Explorer // Forbes.ru. - https://www.forbes. ru/news/235287-evrokomissiya-oshtrafovala-microsoft-na-561-mln-za-nevypolnenie-trebovanii-po-internet-e

4 Шваб К. Технологии Четвертой промышленной революции / К. Шваб, Н. Дэвис. - М.: Эксмо, 2018. - С. 39.

5 Антимонопольные иски к Google. Обвинения и штрафы. - https://tass.ru/info/6238941

ство исполнения обесценилось, содержание человеческого труда обеднело до выполнения простейших операций, а творческие достоинства замысла оказались отделены от его воплощения и стали уделом отдельной группы специалистов - дизайнеров. При этом возросла потребность в людях, способных обслуживать и управлять машинным оборудованием, вытеснившим человека с утомлявших его производственных операций, - в механиках, инженерах, конструкторах, менеджерах. Фактически, происходило не полное замещение человека машиной, а в той или иной степени их сочетание, которое позволяло нарастить объёмы производства. Однако сегодня цифровые технологии устраняют людей не только из производственных систем, но и из систем продаж и обслуживания, где они заменяются виртуальными помощниками, чат-ботами и т.д., а в будущем эти системы могут оказаться полностью незаметными, благодаря успешному внедрению технологий Интернета вещей. Аналогичное замещение возможно и в интеллектуальных сферах деятельности посредством создания эффективных самообучающихся алгоритмов для моделирования бизнес-процессов, в т.ч. для проведения исследований рынка, проектирования продукции и т.д. В связи с этим востребованность человеческих способностей может быть ограничена постановкой задач и формированием запросов, развиваемых в таких областях, как программирование, политика, культура и массовые коммуникации, юриспруденция и психология. В качестве предмета экономической жизни целесообразно рассматривать уже не производственный процесс, а глобальную техническую инфраструктуру, включающую в себя энергетическую, ИТ, транспортную и другие составляющие, что также потребует компетенций по обеспечению ее работоспособности и пространственному расширению, используя ресурсы космоса, океана и недр Земли.

Становление большой бизнес-системы может сопровождаться также такими рисками, как увеличивающаяся зависимость от бизнес-алгоритмов в случаях отсутствия электроснабжения и дефицита энергоресурсов; возможные масштабные неблагоприятные экологические последствия из-за роста энергопотребления; экономическое неравенство в условиях роста безработицы и недостатка профессиональной квалификации населения; атомизация общества и рационализация индивидуальных действий, меняющих природу социальных отношений, в частности живого сопереживания друг другу, если межличностное взаимодействие будет преимущественно дистанционным и опосредованным машиной.

Выводы в данной работе сформулированы на допущении о достижении в долгосрочной перспективе технологического развития глобальной самофункционирующей технической системы воспроизводства, направляемой человеком и поддерживаемой его минимальными усилиями. В составе этих выводов следующие:

• рост вычислительных мощностей позволит обеспечить интеграцию информационных потоков и бизнес-процессов разных предприятий;

• сквозная цифровая интеграция может служить основой для централизации экономической деятельности общества;

• интеграция бизнес-систем приводит к становлению больших бизнес-систем, источниками которых являются концентрация рыночной власти крупных ИТ- и финансовых компаний за счет платформенной монополизации сетевых структур (создания условий выгодно-вынужденного подключения к платформам наибольшего числа участников, превращения одноранговой сети в цифровую экосистему вокруг одного участника с максимальной сетевой властью);

• общее стремление к сокращению цикла удовлетворения потребительских запросов, которое становится предпосылкой формирования глобального интерфейса, способного выполнить роль рыночного механизма;

• сокращение цикла удовлетворения потребительских запросов минимизирует запасы и лишние перемещения товаров, что потребует новых подходов к размещению производства и логистики;

• предпринимательские способности могут утратить свое значение уникального фактора производства, поскольку могут быть заменены системой бизнес-алгоритмов, поддерживаемой искусственным интеллектом, Интернетом вещей, роботизацией и аддитивным производством;

• «большая бизнес-система» концептуализирует идею организации социально-экономической жизни информационного общества, построенного на принципах и методах научного управления, включающего сбор сведений о потребительских запросах, инициацию бизнес-алгоритмов, мониторинг расхода ресурсов и оценку результатов выполнения бизнес-алгоритмов;

• автоматизация бизнес-процессов сокращает занятость людей в экономической деятельности общества, что предполагает пересмотр круга обязанностей и востребованных профессиональных способностей человека;

• становление большой бизнес-системы несет в себе риски дефицита энергоресурсов и неблагоприятных экологических последствий, а также риски экономического неравенства, в связи с чем приоритетными задачами социально-экономического развития становится политика обеспечения доступа и открытости/конфиденциальности.

В контексте представленных выводов целесообразно переосмыслить переход от исполнения человеком роли субъекта труда, создающего блага, к исполнению им роли субъекта социальных взаимодействий, способного повысить качество межличностных отношений, что можно рассматривать как переход от товарной ценности к человечности (ценности человека) в качестве объекта общественной деятельности. В этом случае большая бизнес-система станет не довлеющим над людьми следствием техногенеза, а инструментом успешного развития гуманистического общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.