Научная статья на тему 'О средствах массовой информации в формировании мировозрения современной российской молодежи'

О средствах массовой информации в формировании мировозрения современной российской молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
523
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / MASS INFORMATION / WORLD VIEW / YOUTH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Толмачева С.В.

В статье представлены результаты социологического исследования влияния средств массовой информации на формирование мировоззрения современной российской молодежи. Автором раскрыты наиболее актуальные аспекты оценки роли оперативной информации в современной научной литературе. Доказывается приоритетный характер влияния средств массовой информации на принятие решений и формировании мнений молодых людей. Аргументируется положение о возрастании роли средств массовой информации в формировании мировоззрения современной российской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Толмачева С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О средствах массовой информации в формировании мировозрения современной российской молодежи»

DOI 10.26105/SSPU.2019.59.2.019

YAK 316.774

ББК 60.524.224.026

C.B. ТОЛМАЧЕВА

S.V. TOLMACHYOVA

О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

ON THE MEANS OF MASS INFORMATION IN THE FORMATION OF THE WORLD VIEW OF MODERN RUSSIAN YOUTH

В статье представлены результаты социологического исследования влияния средств массовой информации на формирование мировоззрения современной российской молодежи. Автором раскрыты наиболее актуальные аспекты оценки роли оперативной информации в современной научной литературе. Доказывается приоритетный характер влияния средств массовой информации на принятие решений и формировании мнений молодых людей. Аргументируется положение о возрастании роли средств массовой информации в формировании мировоззрения современной российской молодежи.

The article presents the results of the sociological study of the influence of the media on the formation of the worldview of modern Russian youth. The author reveals the most relevant aspects of assessing the role of operational information in the modern scientific literature. It proves the priority nature of the influence of mass media on decision-making and the formation of the opinions of young people. The article argues about the increasing role of the media in shaping the outlook of modern Russian youth.

Ключевые слова: средства массовой информации, мировоззрение, молодежь.

Key words: mass information, world view, youth.

Введение. Формирование государственной молодежной политики, целью которой «является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи» [3], не может обойти молчанием такой вопрос, как проблемы формирования целостного мировоззрения молодежи в современном российском обществе.

При этом мировоззрение определяется как система представлений об общих принципах и основах существования, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний [4]. Мировоззрение можно считать не только содержанием, но и способом осознания действительности, который включает в себя одновременно принципы жизни, определяющие характер деятельности человека [4]. Основными компонентами, составляющими мировоззрение, являются не естественнонаучные знания, не картина мира, а социальные стороны взаимодействия личности и общества. Мировоззрение представляет собой определенное понимание людьми социальных отношений, осознание своей принадлежности к определенной социальной общности и на базе этого отношение к тому или иному общественному и государственному строю. На основе этого происходит самопознание и самоидентификация личности в обществе. Мировоззрение предполагает определенное понимание моральных норм и ценностей, утвердившихся в обществе, понимание человеком своего места в обществе, своих идеалов.

Особое внимание со стороны властных структур и усиление научного интереса к этой проблеме можно наблюдать в последнее время в связи с возрастанием политической активности со стороны молодых людей, которая актуализировалась под воздействием внешних сил при несформированных мировоззренческих установках у молодежи как социальной группы, находящейся в процессе формирования мировоззрения.

Одним из главных факторов формирования мировоззрения, можно сказать, основным фактором, являются средства массовой информации, и в настоящее время электронные средств массовой информации. Особое воздействие средств массовой информации на формирование ценностных ориентации отдельной личности, на массовое сознание изучается достаточно длительное время, первые научные исследования по этой проблематике появились в девятнадцатом веке. Однако до сих пор эта тема остается актуальной, так как постоянно возникают и развиваются новые средств массовой информации и коммуникации, новые способы воздействия на индивидуальное и массовое сознание людей и, следовательно, на формирование мировоззрения человека и общества в целом [1].

Возрастание роли информационного обмена между членами социума обусловлено ориентацией человека на внешний мир, увеличением конформизма, необходимости усвоения и присоединения к ценностям социума и, с другой стороны, принятия всего многообразия, многогранности современных сторон взаимодействия личности и общества. При этом для индивида главным становится получить не просто информацию из одного источника, а различную информацию об одном и том же явлении, обращаясь к множеству средств социальных коммуникаций. Именно данное устремление обусловило добровольное внимание людей к средствам массовой информации во все возрастающих объемах. Индивид готов тратить по нескольку часов в сутки своего свободного времени на потребление информации по массовым каналам коммуникации.

В настоящее время среди прочих существуют и концепции массовой коммуникации, в которых изучаются проблемы взаимодействия личности и общества под воздействием средств массовой информации. Одну из концепций предлагает Л.Н. Федотова, утверждая, что оперативная информация, получаемая человеком с помощью средств массовой информации, имеет надстроечный характер относительно двух, определяемых как базисные для индивида и общечеловеческой культуры, слоев структурной и фундаментальной информации [3]. Структурную информацию формирующаяся личность получает на ранней стадии социализации с помощью традиционных типов общения в семье, малой группе, школе и т.д. Эта информация составляет своеобразное ядро структуры личности, формируя мировоззренческие убеждения, установки, ценностные ориентации. Фундаментальную информацию индивид получает, приобщаясь к профессии, науке, искусству. Такая информация поступает к человеку преимущественно по каналам социальных коммуникаций и формирует знания индивида более актуального, чем структурная информация, основания. Однако влияние такого фактора формирования мировоззрения личности как средства массовой информации на структурную и фундаментальную информацию до сих пор не определено. Л.Н. Федотова предполагает, что влияние массовой оперативной информации всегда будет иметь ограничения вследствие ее поверхностного положения относительно основной (структурной, фундаментальной) системы ценностей, установок, убеждений, базисных для отдельной личности и культуры сообщества [5, 6]. Данное положение можно сегодня подвергнуть сомнению. В двадцатом и двадцать первом веке активный рост появления и развития новых средств массовой информации перешел в новое качество: массовое производство информации стало сочетать индивидуализацию коммуникационного воздействия со стороны средств массовой информации. Можно отметить, что в настоящее время повышается роль оперативной информации для жизнедеятельности индивида, которая все больше и активнее будет воздействовать на так называемую «структурную» и «фундаментальную» информацию, вытесняя последние. При этом средства массовой информации, не просто предлагают информацию, а распространяют оперативную информацию в «готовом для потребления», наиболее привлекательном для человека виде, и активно влияют на базисные ценности, убеждения индивида.

Еще до появления сетевых электронных средств массовой коммуникации на основе исследований Л.С. Школьник и В.С. Хелемендик достаточно точно осветили особенности замены структурной информации оперативной информацией, полученной в результате телевизионной коммуникации на ранних этапах социализации индивида [2]. Соответственно, можно не просто предполагать, а обоснованно утверждать об увеличении роли оперативной информации и, конечно, средств массовой информации при формировании мировоззрения личности и социальных групп, в частности молодежи.

Цель статьи - определить значимость факторов формирования мировоззрения молодежи.

Материалы и методы. Основным методом является сравнительный анализ результатов интервьюирования. В 2004 году автором было проведено интервьюирование школьников с использованием методики исследования Л.С. Школьника и В.С. Хелемендик с целью выявления значимости факторов формирования мировоззрения молодежи. В исследовании приняли участие 50 человек в возрасте 14-16 лет в г. Тюмени. Респондентам предлагалось ответить на три вопроса: что необходимо сделать, чтобы разобраться в сложной жизненной ситуации; что/кто влияет на ваши самопознание и сравнения с другими людьми; что/кто влияет на ваши жизненные идеалы.

В 2016 году было проведено повторное исследование в виде интервьюирования школьников старших классов школ и лицеев г. Тюмени в количестве 51 человек.

Уже в 2018 году по этой методике было проведено интервьюирование среди студентов Тюменского индустриального университета технических специальностей в количестве 20 человек в возрасте 18-20 лет. Часть респондентов принимала участие в исследовании 2016 года, поэтому было интересно сравнить результаты интервьюированных.

Результаты и их обсуждение. Результаты исследования в 2004 г. выявили, что при необходимости разобраться в сложной жизненной ситуации респонденты обращаются за информацией, необходимой для принятия решения, формирования мнения, к: 1) друзьям, 2) семье, 3) сети Интернет, телевидению, газетам, журналам, 4) рекламе, 5) учителям, 6) книгам, справочной литературе. Ранжирование факторов проводилось по их убыванию значимости для интервьюируемых. Необходимо отметить, что обращение респондентов в сложной жизненной ситуации к друзьям, семье и средствам массовой информации лидирует по отношению к другим факторам формирования мировоззрения. Для сравнения с другими людьми и самопознания респондентам важна информация от: 1) друзей, 2) сети Интернет, телевидения, газет, журналов, 3) рекламы, 4) семьи, 5) книг, 6) учителей. При этом на жизненные идеалы школьников оказывают влияние (по убыванию значимости): 1) сеть Интернет, телевидение, газеты, журналы, 2) семья, 3) друзья, 4) реклама, 5) учителя, 6) книги, справочная литература. То есть на формирование мировоззрения, ценностных установок несомненное влияние оказывают средства массовой информации: эти источники входят в тройку лидеров по воздействию на респондентов.

Результаты исследования в 2016 г. (упорядочены по убыванию значимости фактора) показали, что при необходимости разобраться в сложной жизненной ситуации интервьюируемые обращаются за помощью к: 1) семье, 2) сети Интернет, телевидению, журналам, 3) друзьям, 4) рекламе, 5) учителям, 6) книгам, справочной литературе. На второй вопрос «что/кто влияет на Ваше самопознание и сравнение с другими людьми» респонденты отметили: 1) друзья, 2) сеть Интернет, телевидение, журналы, 3) реклама, 4) семья, 5) учителя, 6) книги. Старшеклассники отметили, что жизненные идеалы они определяют исходя из информации, получаемой из: 1) сети Интернет, телевидения, журналов 2) семьи, 3) друзей, 4) рекламы, 5) учителей, 6) книг, справочной литературы.

Сравнивая результаты социологического исследования школьников старших классов г. Тюмени, можно отметить, что за двенадцать лет такие факторы влияния на формирование мировоззренческих установок, ценностных ориентаций молодежи как средства массовой информации (Интернет, телевидение, журналы) и семья усилили свои позиции. Однако можно отметить, что среди источников информации, необходимой для принятия решений и формирования мнения молодых людей, исчезли газеты. Респонденты их просто не упоминали при интервьюировании.

Целью исследования являлось определить значимость факторов формирования мировоззрения молодежи, поэтому уточняющие вопросы по конкретным средствам массовой информации не были заданы, и можно лишь констатировать изменение в источниках средств массовой информации для молодежи. Газеты повсеместно переходят в электронный формат и, возможно, поэтому воспринимаются и отнесены респондентами к сети Интернет.

По данным исследования 2018 года, в процессе поиска решения в сложной жизненной ситуации молодые люди чаще всего получают необходимую информацию из: 1) сети Интернет, телевидения 2) семьи, 3) друзей, 4) преподавателей, 5) рекламы, 6) книг, справочной литературы. Информацию, на основании которой формируется ответ на вопрос о самопознании и своем месте в социуме, респонденты чаще всего получают (ранжирование по убыванию полезности) от: 1) друзей, 2) сети Интернет, телевидении, журналов, 3) семья, 4) преподавателей, 5) рекламы, 6) книг. При этом студенты считают в большинстве ответов, что их жизненные идеалы «уже сформированы» и на их развитие повлияла информация, полученная: 1) от семьи, 2) из сети Интернет, телевидения, 3) от друзей, 4) книг, 5) учителей, преподавателей вуза /и средних профессиональных учебных заведений 6) рекламы.

Столь категоричная позиция по вопросу окончания формирования жизненных идеалов присуща молодежи в процессе формирования мировоззрения при достижении определенной ступени самостоятельности и самодостаточности, что и нашло отражение в ответах респондентов. При этом влияние данных источников признается отпрашиваемыми студентами как бы в прошлом, а не в настоящем времени, «постфактум».

Выводы. В целом можно выделить усиление роли средств массовой информации и, в частности, сети Интернет в процессе взросления молодежи: если для старшеклассников данный источник был существенным наряду с семьей и друзьями, то в настоящее время средства массовой информации (сеть Интернет, телевидение) лидируют в ответах студентов как источник формирования мировоззренческих установок.

Конечно, результаты данного пилотажного социологического исследования сложно считать репрезентативными, необходимо более масштабное исследование. Однако уже оно позволяет сделать предварительные выводы о возросшем влиянии оперативной информации на формирование мировоззрения индивида и социальных групп. Социологическое исследование показало, что на формирование мировоззрения молодежи оказывают все большее воздействие средства массовой информации и ближайшее окружение (семья, друзья). То есть можно утверждать, что современные средства массовой информации приобретают все больший контроль над социальными сферами общества и, следовательно, возрастает их роль в формировании мировоззрения молодежи.

Литература

1. Байканова А.О., Осипова Л.Б. Влияние СМИ на формирование мировоззрения человека // Водные ресурсы и ландшафтно-усадебная урбанизация территории России в XXI веке: сб. докладов XVII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. Тюмень, 2015. С. 157-160.

2. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи: сборник научных трудов / Л.С. Школьник [и др.]; отв. ред. Л.С. Школьник,

B.C. Хелемендик. М.: Изд-во АПН СССР, 1989.

3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"): распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134 (дата обращения: 09.01.2019).

4. Толмачева С.В. Реклама и молодежь: мировоззренческий аспект. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2015. 108 с.

5. Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика. М., 2016. 603 с.

6. Федотова Л.Н. Механизмы регуляции информационных потоков - метаморфозы концепций и понятий // Сравнительная политика. 2015. Т. 6. № 1 (18).

C. 16-31.

References

1. Baykanova A.O., Osipova L.B. The influence of the media on the formation of a person's world view. Water resources and landscape-estate urbanization of the territory of Russia in the XXI century: a collection of reports of the XVII International Scientific and Practical Conference: in 2 volumes. Tyumen, 2015, pp. 157-160.

2. The Influence of the Mass Media on the Interests of Children and Youth: Collection of Scientific Works / Ed. L.S. Shkol'nik, B.C. Helemendik. Moscow, ed. APS USSR, 1989.

3. On the Concept of the long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 (together with the" Concept of the long-term socio-economic development of the Russian Federation on period until 2020"): Decree of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008, N 1662-p (as amended on September 28, 2018). Consultant Plus [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134 (access date: 01.09.2019).

4. Tolmacheva S.V Advertising and youth: the world outlook. Tyumen: Tyumen State Oil and Gas University, 2015. 108 p.

5. Fedotova L.N. Sociology of mass communications. Theory and Practice. Moscow, 2016. 603 p.

6. Fedotova L.N. Mechanisms of information flow regulation - metamorphosis of concepts and concepts, Comparative politics [Comparative policy]. 2015, N 1 (18), T. 6, pp. 16-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.