ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
УДК 1:001 И.С. ЛУКЬЯНОВ
ББК 87 зав. кафедрой теоретической механики
Дальневосточного государственного технического университета, доктор технических наук, профессор, г. Владивосток
e-mail: pmm-fentu@mail.ru
О СПРАВЕДЛИВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ
Показано, что какие бы партии народы не создавали и какие бы революции не совершали, все их усилия закончатся тем, что построят они государственное образование на базисе либо частной, либо общественной собственности. Подчеркнуто, что рядовому обывателю, прежде чем проявлять социальную активность, необходимо разобраться, при каком государственном устройстве его интересы будут защищены.
Ключевые слова: государство, базис, собственность, частная собственность, общественная собственность.
I.S. LUKYANOV
Chairholder, Chair of Engineering Mechanics, Far-Eastern National Technical University, Doctor of Technical Sciences, Professor, Vladivostok
e-mail: pmm-fentu@mail.ru
ABOUT JUST STATE SYSTEM
It is shown that it is no matter which parties are created and which revolutions are made by nations, all their efforts will end up «creating» a state entity based on either private or public property. For ordinary people before becoming socially active it is necessary to understand under which state system their interests will be protected.
Keywords: state, basis, property, private property, public property.
Отношения Права и Власти в любом обществе складываются в силу объективных требований отношений собственности, которые изначально были в нем утверждены. Законы в обществе пишут не люди — законы пишет собственность. От людей зависит только одно — утвердить функционирование в обществе одной из двух возможных форм собственности: частной или общественной. Соответствующая форма собственности в своем диалектическом развитии «руками людей» напишет и выстроит отношения Идеологии, отношения Права, отношения Власти, все отношения в обществе.
Собственность — это «живой», развивающийся организм общества. В каждом случае: в случае частной или общественной
собственности — организм этот развивается по своим законам.
Все годы после первобытнообщинного строя в человеческом обществе царствовала частная собственность со всеми ее атрибутами и отношениями. Имманентными, сущностными атрибутами частной собственности являются отношения отчуждения и отношения присвоения. Менялись общественно-экономические формации, но базис — общественные отношения частной собственности — сохранялся.
По мере развития интеллекта людей разрабатывалась и приобретала статус «материальной силы» теория, вобравшая в себя опыт борьбы за построение общества справедливых отношений.
Человеческая цивилизация в диалектическом развитии подошла к пониманию необходимости изменения базиса государственного устройства общественных отношений: замены частной собственности общественной; изменения мировоззрения с кардинальной переоценкой всех ценностей общественного бытия. Нынешние поколения являются непосредственными участниками глобальных процессов, реально происходящих сегодня в человеческом обществе.
Если принять во внимание, что процесс кардинального изменения отношений собственности — базиса государственного устройства, отношений Идеологии, мировоззрения, общественного бытия — и вообще всей модели и картины мира происходит впервые за 7-9 тыс. лет цивилизационного периода (по Л.Г. Моргану), станут понятны исключительность происходящих процессов и ответственность нынешних поколений за построение на их основе жизненного процесса социума. При этом следует помнить, что смены социально-экономических формаций рабовладельчества, феодализма, капитализма даже при сохранении базиса (отношений собственности) происходили через несколько сотен лет.
Одновременно следует иметь в виду, что человеческое бытие по большому счету делится на два абсолютно несоизмеримых временных отрезка:
- бытие неосознанное в научном понимании государственного устройства: отношений собственности, Идеологии, Права, Власти, отношений классов и политической организации. Только за время существования цивилизации данный временной отрезок составляет приблизительно 7-9 тыс. лет. Сюда же может быть причислен весь период дикости и варварства, измеряемый миллионами лет;
- бытие осознанное в научном понимании государственного устройства: отношений собственности, Идеологии, Права, Власти, отношений классов и политической организации. Данный временной отрезок за все годы жизни человека на Земле насчитывает немногим более 150 лет.
Если исходить из столь несоизмеримых отрезков времени, становится ясно, что отношения частной собственности превратились в своего рода религию, от которой с трудом избавляется человек: «Страх перед
слепой силой капитала... которая... приносит "внезапное", "неожиданное", "случайное" разорение, гибель, превращение в нищего, в паупера, в проститутку, голодную смерть, — вот... корень современной религии. Никакая просветительная книжка не вытравит религии из забитых. масс, зависящих от слепых разрушительных сил капитализма.» [3, с. 419].
Обращаясь к началу статьи и памятуя о том, что базисом любого государственного образования является собственность, можем заключить: сколько и какие бы партии народы мира не создавали, какие бы революции не совершали. все их усилия закончатся тем, что они построят государственное образование на базисе либо частной, либо общественной собственности. От людей, участвующих в процессах построения государственного образования, зависит только одно — «заложить» в основу государственного образования («привести к власти») частную или общественную собственность.
Поскольку с приведением к власти частной или общественной собственности одновременно «приходят» отношения Идеологии, оправдывающие и защищающие собственность, которая эту Идеологию породила, отношения Права и отношения Власти, призванные узаконивать и защищать отношения либо частной, либо общественной собственности, то от людей уже ничего не зависит. С данного момента собственность (отношения собственности) оправдывается Идеологией, приведенной этой собственностью вместе с собой как одной из форм своего существования, узаконивается Правом и охраняется и защищается Законом.
Любые деяния людей, вступающие в противоречие с приведенными ими же к власти отношениями собственности, одновременно вступают в противоречие с отношениями Идеологии, оправдывающими породившую их собственность и, более того, уже являются противоправными и преследуются по Закону, привнесенному в отношения людей этой же самой собственностью. Круг замкнулся.
У людей остается единственный выход: сменить базис государственного образования, т.е. заменить действующие общественные отношения собственности такими, которые будут устраивать людей, отображая и защищая их интересы.
И вновь мы вынуждены констатировать: роль людей этим ограничивается. Приведенная к власти новая собственность приводит свою, оправдывающую и защищающую ее Идеологию, свои отношения Права и свои отношения Власти, которые, в свою очередь, узаконивают и защищают новые общественные отношения собственности. Новая собственность начинает жить по своим, только ей присущим, законам.
Круг замкнулся. Что делать добропорядочному обывателю?
Добропорядочному обывателю, прежде чем проявлять социальную активность, необходимо разобраться, в каком варианте государственного образования из упомянутых двух принципиально возможных его интересы реально будут учтены и защищены.
Прежде всего следует осознать, что государство как таковое — это всего лишь «политическая организация экономически господствующего класса для подавления сопротивления его классовых противников» [4, с. 395] или, как говорил Аристотель, «...всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага... Больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим» [1, с. 107].
Государство как «наиболее важное общение» обусловливается гражданским обществом, которое, в свою очередь, выстраивается на основе экономических отношений, базирующихся на отношениях частной или общественной собственности. В конечном счете государство может быть представлено, с одной стороны, «зданием», имеющим в качестве базиса собственность, с другой стороны, акционерной холдинг-компанией, учредителями которой являются либо избранные единицы, либо все члены общества (без какого-либо исключения), каждый из которых имеет конституционно закрепленную равную долю обобществленной собственности.
Таким образом, государство — это своего рода «акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний
с целью установления контроля над ними» [2, с. 1317].
Нисколько не умаляя сущности общественной организации подобного общества и, что самое главное, общественных процессов, происходящих в нем, мы понимаем, что государство — это самая большая на данной территории холдинг-компания, которая «обнимает собой все остальные общения», т.е. все остальные акционерные компании. Отсюда становятся понятными все проблемы социальных отношений в таком государстве. Ведь в каждой акционерной компании есть учредители и есть наемные работники. Наконец, у нее есть устав, который учитывает интересы только учредителей, предусматривая выплату им дивидендов по акциям. Подчеркнем особо: дивиденды выплачивают лишь учредителям. Ни в одной акционерной компании мира наемным работникам дивиденды не платят. Но ведь дивиденды и есть то, что называют социальной защищенностью. Это и есть то, что в государстве — холдинг-компании составляет так называемый социальный пакет.
Итак, социальная защищенность в любом государстве предопределяется базисом, т.е. собственностью, на основе которой построено государственное образование, и гарантирована она (социальная защищенность) только тем, чья собственность образует данный базис.
Таким образом, в государственном образовании, построенном на базисе общественных отношений частной собственности, экономическое и юридическое право на социальную защищенность имеют лишь те индивиды, собственность которых «заложена» в базис государства, т.е. учредители акционерной компании. Наемным работникам, не обладающим долей собственности в базисе государственного образования и, следовательно, не имеющим никаких экономических и юридических оснований на получение дивидендов, в подобном государстве не предоставляется право и на социальную защищенность. Такова диалектика отношений частной собственности.
Следовательно, государство, построенное на базисе общественных отношений частной собственности, по определению не предусматривает и, соответственно, не гарантирует наемному работнику никакой социальной защищенности.
Поскольку равные дивиденды, а следовательно и равная социальная защищенность каждого индивида, могут быть лишь на равную долю собственности, то в государственном образовании, базирующемся на принципах справедливости, последняя может быть реализована только в случае, если в его базисе за каждым индивидом конституционно будет закреплена равная доля собственности. При этом условии каждый индивид будет обладать равными правомочиями, дивидендами, социальной защищенностью и т.д. Это и есть общество справедливых отношений.
Только в государственном образовании, построенном на базисе общественных отношений обобществленной (общественной) собственности, интересы всех членов общества могут быть реально защищены наравне со всеми. Соответственно, в таком государстве все его члены являются учредителями акционерной компании, т.е. самого государства.
Таким образом, государство, построенное на базисе общественных отношений обобществленной (общественной) собственности — это акционерная компания, в которой каждый индивид — член общества — является его учредителем с конституционно закрепленной равной со всеми долей собственности, равными правомочиями и всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями.
Общность людей, обладающих равной долей собственности, обобществленной в единое целое, будучи объединена в единое государственное образование, желает вести единое «хозяйство», поэтому создает единый хозяйственный механизм с единой централизованной системой управления. Миллионы людей — учредителей данной акционерной компании не могут участвовать в ее управлении одновременно, в связи с чем они, создавая единую систему централизованного управления, назначают управляющего этой системой.
Поскольку проводить референдумы по каждому акту, касающемуся распоряжения той или иной составляющей обобществленной собственности, не представляется возможным ни по физическим, ни по финансовым соображениям, остается единственный вариант: от имени всего народа
(субъектов-собственников) препоручить «кому-нибудь» правомочия, наделив его титулом «субъекта» (но не субъекта-собственника) с правом управления производством от имени всего народа и учредив тем самым законное владение несобственника в лице «кого-нибудь».
В связи с изложенным напомним, что отношения владения имеют смысл только применительно к реальному собственнику.
Исходя из приведенного анализа общественных отношений собственности ясно, что в лице «кого-нибудь» обществу (всему народу) удобнее, лучше и надежнее всего иметь тот государственный аппарат, который это общество само и породило, т.е. государство, наделив его не только правомочиями диктатуры господствующего класса для подавления классовых противников, но и правомочиями управления хозяйством, основанным на обобществленной собственности, с целью обеспечения рационального использования общественных средств производства, земли, ее недр и т.д.
Таким образом реализуется модель законного владения несобственника — «управляющего» в лице государства собственностью народа, представляющей сумму равных долей собственности, принадлежащих персонально каждому члену общества, объединенных в рамках единого хозяйства в нечто целостное — обобществленную, или общественную, собственность. При этом субъектом-собственником остается персонально каждый индивид — член общества.
Следовательно, при государственном образовании, построенном на базисе обобществленной (общественной) собственности, каждый член общества получает равные со всеми правомочия и дивиденды на равную долю собственности, находящуюся в оперативном управлении управляющего — государства. Дивидендами являются: бесплатное предоставление жилья, медицинское обслуживание, получение образования всех уровней, предоставление по символическим ценам жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, транспорта всех видов и т.д.
В связи с изложенным уточним, что под обобществленной (общественной) собственностью понимается совокупная собственность, представляющая сумму равных долей
собственности, принадлежащих каждому члену общества (равная доля собственности закреплена конституционно за каждым членом общества пожизненно) и объединенных в целостную сущность для ведения единого хозяйства на основе использования единого хозяйственного механизма. Для ведения единого хозяйства совокупная собственность передается в оперативное управление управляющему в лице государства. Общество — это мы, отдельные индивиды, способные владеть и пользоваться, потребляя блага, извлекая выгоду для себя.
Только в таком понимании категория «общественная собственность» имеет смысл и, соответственно, имеет право на существование.
Итак, общественная собственность — это сумма равных долей персональной собственности каждого члена общества, объединенных в целостную сущность. А на равные доли — равные правомочия и равные дивиденды. В этом и заключается суть справедливых отношений и, следовательно, единственно возможный вариант справедливого государственного устройства.
Список использованной литературы
1. Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т. 1.
2. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. Изд. 2-е. М., 1998.
3. Ленин В.И. Полн. собр. соч. М., 1980. Т. 17.
4. Философская энциклопедия. М., 1960. Т. 1.
Bibliography (transliterated)
1. Antologiya mirovoi politicheskoi mysli. M., 1997. T. 1.
2. Bol'shoi entsiklopedicheskii slovar' / pod red. A.M. Prokhorova. Izd. 2-e. M., 1998.
3. Lenin V.I. Poln. sobr. soch. M., 1980. T. 17.
4. Filosofskaya entsiklopediya. M., 1960. T. 1.