Научная статья на тему 'О способах сохранения эффективности обучения практической грамматике английского языка в современных условиях'

О способах сохранения эффективности обучения практической грамматике английского языка в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дескриптивная грамматика / исследовательский процесс / чувство языка / грамматика выбора / коммуникативный подход. / descriptive grammar / exploration process / sense of the language / grammar of choice / communicative approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воропаева Вера Васильевна

В статье рассматриваются способы сохранения и повышения эффективности обучения практической грамматике английского языка в условиях сокращения количества академических часов на данную дисциплину. Основная роль в процессе обучения отводится активному самостоятельному освоению языка студентами на основе взаимосвязанных ключевых принципов и понятий дескриптивной грамматики, таких как отход от общепринятых правил и возможность выбора той или иной конструкции, а также понимание неразрывной связи лексики и грамматики, без чего невозможно освоение сложных грамматических тем. В статье говорится о важности развития чувства языка, необходимого для подсознательного усвоения многих грамматических явлений, особенно тех, которые не всегда можно объяснить с помощью правил (например, систему видовременных форм глагола). Особое внимание уделяется коммуникативному подходу как средству повышения мотивации при обучении грамматике с интеграцией различных языковых дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON WAYS TO MAINTAIN THE EFFECTIVENESS OF TEACHING ENGLISH GRAMMAR UNDER MODERN CONDITIONS

The article focuses on the ways to maintain and improve the effectiveness of teaching practical English grammar in terms of reducing the number of academic hours for this discipline. The main role in the learning process is given to mastering the language by students through active exploration process on the basis of interrelated principles and concepts of descriptive grammar, such as the right to “break the rules” and make personal choice of grammar structures depending on a number of factors, as well as understanding the inextricable link between grammar and lexis, without which it is impossible to master complicated grammar topics. The article highlights the importance of developing a sense of the language, necessary for the subconscious acquisition of many grammar phenomena, especially those that cannot always be explained using rules (for example, tense-aspect forms of the verb). Special attention is paid to the communicative approach as a means of increasing motivation in teaching grammar with the integration of various language disciplines.

Текст научной работы на тему «О способах сохранения эффективности обучения практической грамматике английского языка в современных условиях»

О способах сохранения эффективности обучения практической грамматике английского языка в современных условиях

Воропаева Вера Васильевна,

старший преподаватель кафедры лингвистики и перевода ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» E-mail: vera_voropaeva_76@ mail.ru

В статье рассматриваются способы сохранения и повышения эффективности обучения практической грамматике английского языка в условиях сокращения количества академических часов на данную дисциплину. Основная роль в процессе обучения отводится активному самостоятельному освоению языка студентами на основе взаимосвязанных ключевых принципов и понятий дескриптивной грамматики, таких как отход от общепринятых правил и возможность выбора той или иной конструкции, а также понимание неразрывной связи лексики и грамматики, без чего невозможно освоение сложных грамматических тем. В статье говорится о важности развития чувства языка, необходимого для подсознательного усвоения многих грамматических явлений, особенно тех, которые не всегда можно объяснить с помощью правил (например, систему видовременных форм глагола). Особое внимание уделяется коммуникативному подходу как средству повышения мотивации при обучении грамматике с интеграцией различных языковых дисциплин.

Ключевые слова: дескриптивная грамматика, исследовательский процесс, чувство языка, грамматика выбора, коммуникативный подход.

Проблема сохранения и повышения эффективности образовательного процесса актуальна всегда, особенно в настоящее время, когда в рамках оптимизации работы Вуза происходит значительное сокращение количества аудиторных часов на те или иные дисциплины. Практическая грамматика - одна из основополагающих дисциплин на факультете иностранных языков, при этом далеко не все студенты относятся к предмету серьёзно, считают его скучным и неинтересным. Ситуация усугубляется резким сокращением количества часов на дисциплину в каждом из пяти семестров. Встаёт вопрос о том, как если не повысить, то хотя бы сохранить эффективность процесса обучения на должном уровне. Проблема актуальна для всех групп студентов независимо от уровня их языковой подготовки. Очевидно, преподавателю нужно определить некоторые ключевые моменты, касающиеся преподавания практической грамматики, и обращать внимание студентов прежде всего на них как на отправные точки или ориентиры в обширном и разнообразном языковом материале. О некоторых важных аспектах обучения грамматике, которые, на наш взгляд, могут способствовать сохранению или повышению уровня эффективности образовательного процесса, пойдёт речь в данной статье.

При небольшом количестве аудиторных часов преподаватель сталкивается с проблемой того, как успеть освоить материал программы. Несмотря на желание выдать основные правила, «пройтись по верхам», что создаёт иллюзию пройденного материала, нужно отказаться от этой идеи, так как понятно, что в итоге у студентов останутся отрывочные сведения о языке. Более того, подобные методы не способствуют появлению и поддержанию интереса к языку, а это самое важное условие успешного овладения предметом. На наш взгляд, сегодня как никогда важно научить студента учиться самостоятельно, чтобы он мог под руководством преподавателя с помощью ключевых подсказок сам формулировать правила, отыскивать закономерности, а также понимать, в каких случаях можно правила нарушать.

Прежде всего, студентов нужно познакомить с понятием дескриптивной грамматики. В книге " Longman Student Grammar of Spoken and Written English" авторы так объясняют его смысл: " We focus on describing the actual patterns of use and the possible reasons for those patterns" [1, с. 7]. Следование принципам дескриптивной грамматики даёт студентам свободу действий, так как предполагает переход от соблюдения правил, данных в учеб-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см о см

никах, к активному самостоятельному исследованию того, как работает язык в реальной жизни в различных ситуациях. Так называемый " exploration process" способствует формированию столь важного чувства языка и, самое важное, пониманию того, что язык в общем и грамматика в частности не укладываются в рамки правил, что у нас зачастую есть выбор, зависящий от многих факторов, - речевого регистра, диалектных различий, личностного отношения и других. Исследовательский процесс, по мнению автора книги "The Lexical Approach" Майкла Льюиса, должен стать основополагающим в изучении языка: " Our underlying maxim should not be I know, therefore I am safe, but rather I wonder, therefore I see" [4, с. 150]. Так, исследовательский процесс и интерес - взаимодополняющие и усиливающие друг друга компоненты одного целого. В этой же книге М. Льюис неоднократно подчёркивает, что грамматические явления, особенно сложные, усваиваются подсознательно: " grammatical system is acquired not learned" [4, с. 154], что вновь напоминает о важности развития чувства языка.

Так называемая грамматика выбора (grammar of choice), о которой было упомянуто ранее, является неотъемлемой частью дескриптивной грамматики. Р. Клоуз в книге "A Teachers' Grammar" во главу угла ставит "subjective grammar as choice". Как говорит автор, "learning to make the right choice can come from hearing, seeing, imitating and practising well-chosen examples in meaningful contexts" [2, с. 4]. Может показаться, что наличие выбора той или иной конструкции упрощает студенту задачу, но на самом деле наоборот, так как выбор диктуется многими факторами. Но именно данное обстоятельство, как нам кажется, повышает мотивацию студента к поиску этих факторов и заставляет интенсивно и комплексно заниматься языком. Так или иначе, мы вновь приходим к дихотомии «интерес - исследовательский процесс».

Итак, применение принципов дескриптивной грамматики способствует, с одной стороны, осознанному освоению языка через наблюдение, анализ и сопоставление языковых явлений, а с другой стороны, развитию чувства языка как подсознательной составляющей процесса его усвоения (acquisition process).

Очень важно упомянуть один из ключевых принципов обучения иностранному языку, о котором говорят многие лингвисты. Этот принцип М. Льюис сформулировал так: "Language consists of grammaticalized lexis, not lexicalized grammar" [4]. Британский педагог Дейв Уиллис в книге "Rules, Patterns and Words" неоднократно повторяет, что лексика и грамматика идут рука об руку, и в этой связи основная роль отводится понятию класса слов. Класс, к которому относится лексическая единица, определяет характер её взаимодействия с другими лексическими единицами. Так строится синтаксическая модель (sentence pattern). Автор подчёркивает: "Much of the language is acquired in patterns" [5, с. 44]. Без принципа лекси-

кализованной грамматики не обойтись при изучении сложных тем, таких как система времён или отглагольные формы. Систему видовременных форм английского глагола Дейв Уиллис называет "notoriously difficult", в том смысле что студенту сложно эту систему постичь, а преподавателю сложно некоторые явления объяснить, так как они выходят за рамки правил, данных в учебниках. Поэтому Д. Уиллис считает, что успешному освоению системы времён способствует прежде всего интенсивное самостоятельное изучение языка, тот самый "exploration process". Наряду с анализом аутентичного языкового материала необходимо показать студентам, что, помимо контекста, личностного восприятия ситуации и других факторов на выбор видовременной формы влияет тип глагола, с которым мы имеем дело (здесь мы возвращаемся к понятию класса слов). Особенно важны две пары оппозиционных типов глаголов: статичные/динамичные (stative/dynamic), предельные/непредельные (terminative/durative). Понимание того, как влияет класс глагола на выбор аспекта (perfect, progressive) помогает снять многие трудности при изучении системы времён, которые как раз заключаются в выборе аспекта.

Так как в условиях сокращения аудиторных часов основной задачей является развитие и поддержание у студентов интереса к изучению языка, как никогда, на наш взгляд, актуально применение на занятиях коммуникативного подхода в обучении, который, в свою очередь, предполагает интеграцию различных языковых дисциплин при обучении практической грамматике.

Как показывает практика, студенты разного уровня языковой подготовки с большим энтузиазмом относятся к использованию на занятиях по грамматике элементов практики речи, перевода, домашнего и аналитического чтения. Мы анализируем, как изучаемое грамматическое явление употребляется в тексте по домашнему чтению, насколько часто оно там встречается, а также обращаем внимание на те случаи, когда что-то употребляется «не по правилам». Например, статичный глагол "understand" в форме "progressive" в романе С. Кинга "The Shining": "Are you understanding me, Danny? It's desperately important that you understand." [3, с. 550]

Конечно, со студентами-переводчиками на занятиях по практической грамматике мы большое внимание уделяем переводу, причём не только с русского на английский, с чем ребята достаточно хорошо справляются, но и с английского на русский. Перевод на родной язык часто вызывает затруднения, студенты делают разного рода ошибки, и это, по нашему мнению, объясняется прежде всего тем, что студенты мало читают по-русски.

Интересный вид деятельности, который уже не первый год мы используем на парах по грамматике, - работа с цитатами. Такой вид работы позволяет совместить элементы грамматики, практики речи, перевода и литературы (культурологии). Количество способов работы с цитатами

ограничивается только фантазией преподавателя и студентов. Коммуникативный подход здесь реализуется в активном обсуждении вариантов перевода и перифраза цитаты, высказывании своей точки зрения. Обсуждаемые цитаты содержат активный грамматический материал. Можно подбирать цитаты, связанные со знаменательными датами и праздниками, временем года. Ещё один вариант - предлагать студентам цитату дня или недели в качестве домашнего задания, чтобы следующее занятие начать с её обсуждения.

Важно мотивировать ребят создавать свой банк цитат, это поможет им развить навык активного чтения и слушания и, кроме того, самим предлагать обсудить интересные с их точки зрения высказывания. Может показаться, что в условиях дефицита аудиторного времени подобная деятельность на занятиях по грамматике - непозволительная роскошь, однако опыт работы с цитатами показывает, что студенты проявляют неизменный интерес к этому виду деятельности, потребность высказать свою точку зрения, а это - ключ к успешному освоению языка, о чём говорилось ранее.

На основе всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: при недостаточном количестве академических часов нужно делать акцент на самостоятельное изучение языка (в частности, грамматики), с обсуждением проблемных моментов и интересных языковых находок в аудитории. Знакомство с ключевыми принципами дескриптивной грамматики позволяет студентам воспринимать язык как сложное целостное явление, в котором все аспекты взаимосвязаны, а правила условны. Свободное отношение к языку, понимание того, что такое "grammar of choice" помогает, на наш взгляд, создать основу для развития стойкого интереса к языку и тем самым способствует сохранению эффективности процесса обучения.

Литература

1. Biber, D., Conrad, S., Leech, G. Longman Student Grammar of Spoken and Written English. Longman, 2002. 487p.

2. Close, R. A. A Teachers' Grammar (The Central Problems of English). Language Teaching Publications, 1998. 168 p.

3. King, S. The Shining. Anchor Books, 2013. 659 p.

4. Lewis, M. The Lexical Approach (The State of ELT and a Way Forward). Language Teaching Publications, 1996. 200 p.

5. Willis, D. Rules, Patterns and Words. Grammar and Lexis in English Language Teaching. Cambridge University Press, 2003. 238 p.

ON WAYS TO MAINTAIN THE EFFECTIVENESS OF TEACHING ENGLISH GRAMMAR UNDER MODERN CONDITIONS

Voropaeva V.V.

Omsk State University named after F.M. Dostoevsky

The article focuses on the ways to maintain and improve the effectiveness of teaching practical English grammar in terms of reducing the number of academic hours for this discipline. The main role in the learning process is given to mastering the language by students through active exploration process on the basis of interrelated principles and concepts of descriptive grammar, such as the right to "break the rules" and make personal choice of grammar structures depending on a number of factors, as well as understanding the inextricable link between grammar and lexis, without which it is impossible to master complicated grammar topics. The article highlights the importance of developing a sense of the language, necessary for the subconscious acquisition of many grammar phenomena, especially those that cannot always be explained using rules (for example, tense-aspect forms of the verb). Special attention is paid to the communicative approach as a means of increasing motivation in teaching grammar with the integration of various language disciplines.

Keywords: descriptive grammar, exploration process, sense of the language, grammar of choice, communicative approach.

References

1. Biber, D., Conrad, S., Leech, G. Longman Student Grammar of Spoken and Written English. Longman, 2002. 487p.

2. Close, R. A. A Teachers' Grammar (The Central Problems of English). Language Teaching Publications, 1998. 168 p.

3. King, S. The Shining. Anchor Books, 2013. 659 p.

4. Lewis, M. The Lexical Approach (The State of ELT and a Way Forward). Language Teaching Publications, 1996. 200 p.

5. Willis, D. Rules, Patterns and Words. Grammar and Lexis in English Language Teaching. Cambridge University Press, 2003. 238 p.

С

о со "О m

m

О m

П m 1=1

m

сз

m О

от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.