https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-7-3-13-17 Оригинальные статьи / Original Articles
О СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 796.011
Борис Ф. Вашляев Ирина Р. Вашляева
Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК Екатеринбург, Россия Федор Б. Вашляев
Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия Аннотация
Актуальность. Спортивная деятельность становится всё более разнообразной и более интенсивной. В неё вовлечены как спортсмены и тренеры, так, и представители различных наук, изучающих человека, и его двигательную деятельность. В этом многообразии факторов спортивной деятельности и различных аспектов, высказываемых специалистами, тренер зачастую не находит оптимального решения в постановке двигательного задания спортсмену. Для оптимизации спортивной подготовки целесообразно выявить и проанализировать причины методических ошибок.
Цель исследования: Выявление причин научно-методических проблем спортивной деятельности.
Методы и организация исследования: Анализ литературы. Анализ практической спортивной деятельности
Ключевые слова: спортивная деятельность, проблемы, результативность, адаптивные реакции, двигательное задание, методы.
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов Для цитирования Вашляев Б.Ф., Вашляев Ф.Б., Вашляева И.Р. О спортивной деятельности // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2022. №3. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-7-3-13-17
Статья поступила: 11.05.2022 г. Статья принята в печать: 15.06.2022 г. Статья опубликована: 25.10.2022 г.
Информация для связи с автором: laboratory@sport-ural.ru, zhir4ik@mail.ru, zhir4ik@mail.ru
ABOUT SPORTS ACTIVITIES
Boris F. Vashlyaev Irina R. Vashlyaeva
Ekaterinburg Institute of Physical Culture, Ekaterinburg, Russia Fedor B. Vashlyaev
Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia Abstract
Relevance. Sports activities are becoming more diverse and more intense. It involves both athletes and coaches, as well as representatives of various sciences studying man and his motor activity. In this variety of factors of sports activity and various aspects expressed by specialists, the coach often does not find the optimal solution in setting a motor task for an athlete. To optimize sports training, it is advisable to identify and analyze the causes of methodological errors
The purpose of the study: Identification of the causes of scientific and methodological problems of sports activity.
Methods and organization of research: Literature analysis. Analysis of practical sports activities. Key words: sports activity, problems, effectiveness, adaptive reactions, motor training, methods. Conflict of interest: Author declares absence of conflict of interest
For citation: Vashlyaev B.F., Vashlyaev F.B., Vashlyaeva I.R. About sports activity // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2022. №3. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-7-3-13-17
Введение. Спорт прекрасен и привлекателен величием человека в преодолении себя, соперников, сил природы. Рекорды (в том числе и личные) и новые достижения украшают спортивный путь каждого, регулярно занимающегося спортом. Однако при этом всё более обостряется конкуренция в соревновательной деятельности. Состязательность, являясь отличительной чертой спорта, пронизывая все аспекты деятельности спортсмена и тренера, требует постоянного обновления тренировочных программ. Л.М. Куликов отмечает, что на фоне постоянно возрастающих психических и физических нагрузок при генетически ограниченных природных возможностях человека происходит замедление темпов прироста спортивных результатов, несмотря на значительное увеличение затрат времени и средств на обеспечение постоянного их повышения [4].
Популярность спорта и его общественное значение трудно переоценить. В настоящее время специалисты разных наук существенно продвинулись в изучении человека и его спортивной деятельности. Однако здесь налицо противоречие: с углублением познаний всё проблематичнее становится их применение в практике спорта. Доказательством этому является внезапные кадровые перестановки тренеров из-за неудовлетворительных результатов, несмотря на то, что во многих командах имеются комплексные научные группы, да и источников научной информации предостаточно и в литературе, и в интернете. Очевиден разрыв, к тому же всевозрастающий между теорией и методикой спортивной тренировки. Для его преодоления необходима объединительная деятельность по «наведению мостов».
Цель исследования. Выявление причин научно-методических проблем спортивной деятельности.
Методы исследования. Анализ литературы. Анализ практической спортивной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение. К спортивной деятельности относятся тренировочная и соревновательная деятельность. Тренер осуществляет свою профессиональную функцию через постановку, реализацию и отслеживание последействия двигательных заданий спортсмену. Безудержная коммерциализация
спорта привела к снижению культурологического уровня тренерской деятельности, что выразилось в недопонимании целостности и неделимости сущности человека, и его телесности в двигательной деятельности. Наблюдается подмена научно-методических обоснований спортивной деятельности административно-финансовыми решениями.
Специализация, возрастающая с ростом спортивного мастерства, обостряет проблему физической культуры человека. Мы констатируем снижение уровня спортивных достижений российских спортсменов в расширяющемся круге видов спорта и спортивных дисциплин, несмотря на методические инновации тренеров. Основы инноваций в синтезе практических и теоретических знаний. Однако попытки интеграции знаний в методике тренировки далеко не всегда увенчиваются успехом. Привлечение расширенного круга специалистов к подготовке спортсменов, как показывает практика, не только не решает методические проблемы, но и создаёт новые проблемы, ведущие к новым ошибкам. При этом методические неудачи часто приводят тренеров к скепсису в отношении теории, усугубляя разрыв между теорией и практикой. В.К. Бальсевич считает, что «главным резервом повышения эффективности спортивной подготовки является минимизация педагогических ошибок тренера» [1].
В тренировке - специализированном педагогическом процессе, построенном на основе системы упражнений и направленном на воспитание и совершенствование определённых способностей, обусловливающей готовность спортсменов к достижению наивысших результатов, - далеко не всегда однозначна и очевидна связь непосредственно двигательных действий с желаемыми изменениями в человеке. Зачастую проблема неоднозначности разрешается традиционным наращиванием тренировочных нагрузок, в расчёте на «переход количества в качество». Однако современные объёмы тренировочных нагрузок просто не оставляет спортсмену и тренеру времени и физической возможности для «стрельбы по площадям» в методике тренировки. Необходимы, по выражению В.К. Бальсевича, суперточечные и своевременные тренирующие воздействия [1].
Многие специалисты рассматривают спортивную тренировку, прежде всего в биологическом аспекте. В.Б. Коренберг определяет тренирующие воздействия как воздействия, вызывающие желательную адаптивную реакцию организма, приводящие к повышению спортивной подготовленности [3]. Однако выскажем мнение, что тренирующие воздействия не сводятся только к процессам адаптации (приспособления к чему-либо). В тренирующих воздействиях формируется человек.
«Современная система спортивной подготовки переживает серьезные трудности, прежде всего методического и нравственно-этического характера» [1]. Н.С. Романов, А.И. Пьянзин отмечают, что тренеры, не находя эффективных научно-методических решений, зачастую «совершенствуют спортсмена» необоснованным фармакологическим вмешательством, а не через рациональную двигательную деятельность, что «ведёт к полной дезорганизации процесса спортивной тренировки, подавляет исследовательскую мысль в направлении совершенствования путей оптимизации тренирующих воздействий» [6]. В итоге не только снижается результативность спортсменов, но ставится под угрозу их здоровье, не сбываются планы и надежды, подрывается престиж российского спорта, не оправдываются значительные материальные затраты.
По мнению В.К. Бальсевича, «теория спортивной тренировки, направленная на научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям, по целому ряду аспектов уже давно не соответствует современным требованиям спортивной практики» [1].
Г.Г. Наталов утверждает, что теория физической культуры, детерминирующая спортивную тренировку, является единственной наукой, рассматривающей человека в цельности и неделимости его сущности [5]. Однако исторически сложившееся дихотомическое разделение сущности человека привело к раздельному развитию наук о человеке, что отрицательно сказалось на теории физической культуры и спорта. Преобладают дифференцирующие методику подходы к спортивной тренировке. Теоретические разработки прежних лет построены преимущественно на обобщениях данных, полученных эмпирически в
педагогических наблюдениях, и их последующей систематизации. В настоящее время биологические науки подвели материальную базу под положения, изначально сформулированные в спортивной педагогике, что позволило значительно расширить представления о спортивной тренировке. Тем не менее, в ряде научных разработок не принимаются во внимание цельность и неделимость сущности человека, что лишает культурологической направленности теоретического обоснования методики, в результате чего проблема тренировки спортсмена сводится на организменный или даже клеточный уровень. При этом наблюдаются различия в понимании широко применяемых терминов разных наук, что усложняет их применение в теории спортивной тренировки.
Таким образом, процесс интеграции знаний, вызвавший бурные дискуссии в 90-х годах, до сих пор не завершён, и мы видим, что имеющиеся на сегодня научные разработки зачастую не позволяют в полной мере обосновать теорию спортивной тренировки. По-прежнему актуально высказывание Л.С. Хоменкова: «Приоритетной научной задачей является создание методами, присущими отдельным наукам, целостной, объективной картины подготовки спортсменов высокого класса» [7].
В связи с изменением парадигмы спортивной тренировки, обусловленным широким внедрением биологических понятий, тренеры испытывают затруднения в раз-работке тренировочных программ и их реализации. Наукоёмкие измерения детерминант спортивной деятельности и их взаимосвязей, предлагаемые сегодня биологами и медиками сами по себе не продвинут методику тренировки, если не найдут применения в обосновании двигательного задания спортсмену, которое может дать только лишь тренер.
Мы отмечаем, что научно-методическая деятельность комплексных научных групп в избранном виде спорта зачастую ограничивается или даже подменяется медико-биологическими обследованиями, а частные методики отдельных видов спорта или спортивных дисциплин противоречат фундаментальным теоретическим положениям, общим для всех видов спорта и отражающим законы природы.
В.К. Бальсевич подчёркивает «...необходимость построения такой дидактической
структуры, которая обеспечивала бы непрерывную коррекцию объёмов, интенсивности, формы биомеханической реализации, психологического обеспечения и прогнозирования результативности тренирующих воздействий, направленных на достижение актуальных и долгосрочных целей спортивной подготовки» [1]. Однако теоретические обоснования спортивной деятельности в аспектах разных наук о человеке могут создавать противоречия в методике тренировки.
На современном этапе тренер в процессе поиска методического решения находится меж двух полюсов. С одной стороны, абстрагированные в педагогике принципы спортивной тренировки, не вызывающие сомнений, но зачастую недостаточно отражающие современную практику, плюс обилие биологической информации о закономерностях и механизмах двигательной деятельности. С другой стороны, набор отдельных упражнений или тренировок, представляющих собой частный случай, без теоретического осмысления превращающийся в методический шаблон. В этом интервале тренер, предлагая двигательное задание спортсмену, часто не находит научно-методической опоры, далеко не в полной мере опирается на научные междисциплинарные взаимосвязи, интеграция которых означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
Причинами создавшегося методического вакуума мы считаем:
1) недостаточное культурологическое обоснование как теоретической, так и методической деятельности в спорте;
2) недостаточность выявления, углубления и интеграции, а зачастую и непредсказуемости научно-методических взаимосвязей между психологией, педагогикой и биологическими науками, доходящая до взаимного неприятия в теории спортивной тренировки идей, высказанных различными специалистами;
3) отсутствие процесса, связующего теорию и методику спортивной тренировки.
Все знания, наполняющие теорию спортивной тренировки, мало подвержены изменениям, разве, что за счёт дополнений. Методика тренировки - система методов, методических приёмов, упражнений, направ-
ленных на достижение наибольшего эффекта в процессе спортивного совершенствования - наоборот весьма изменчива, вплоть до революционных преобразований, вызванных, например, новыми условиями тренировок и соревнований или кардинальными идеями.
Очевидно, что в этих условиях тренировочный процесс должен определяться не только тренерами - педагогами и практиками, детализирующими двигательные задания, при этом, зачастую совершенно не опирающимися на теоретические знания, но и научными сотрудниками - теоретиками, изучающими человек и его двигательную деятельность в области естествознания и психологии, возможно вне технологий избранного вида спорта. Если те и другие не приходят к взаимопониманию, то неизбежно приведут спортсмена к неудачам.
В изменившихся условиях спортивной деятельности очевидно противоречие: -при современном уровне знаний расширение парадигмы спортивной тренировки не только не приводит к эффективным методическим решениям, но создаёт новые проблемы в подготовке спортсменов.
Выводы. Очевидна необходимость разработки методологии, устраняющей разрыв методики с теорией спортивной тренировки как учения, «об исходных основаниях и методах исследования и практического преобразования действительности, об основах построения теоретической и практической деятельности» [2].
В числе причин научно-методических проблем спортивной деятельности следующие:
- Искажение методики под влиянием субъективных представлений, организационно-финансовых условий.
- Дихотомия человека в физической культуре и спорте.
- Разобщенность научных подходов к пониманию сущности природы человека и её проекция на построение тренировки.
- Неоднозначность и неочевидность связи непосредственно двигательных действий с желаемыми сдвигами в спортивной подготовленности.
- Теоретическая и методологическая беззаботность в представлениях тренера о двигательном задании.
- Противоречие спортивной специализации физическому совершенствованию.
© Борис Федорович Вашляев, 2022 © Федор Борисович Вашляев, 2022 © Ирина Рафисовна Вашляева, 2022
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бальсевич В.К Естественно научные предпосылки разработки высоких технологий подготовки спортивной элиты /Моделирование управления движением человека / Под ред. М.П. Шестакова и А.Н. Аверкина. - М.: СпортАкадемПресс, 2003.- 360 с. С 203-222.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005
3. Коренберг В.Б. Спортивная метрология: Словарь-справочник : учеб.пособие / В.Б. Коренберг -М. : Советский спорт, 2004. - 340 с.
4. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. / Л.М. Куликов. - М. : ФОН, 1995. - 395 с.
5. Наталов Г.Г. Интеграция науки о физической культуре. // Теория и практика физической культуры, 8 - 2004. С 5-8.
6. Романов Н.С., Пьянзин А.И. // Моделирование управления движением человека под ред. М.П. Шестакова и А.Н. Аверкина. М.: «СпортАкадемПресс», 2003. - С. 45-48.
7. Хоменков Л.С. Актуальные проблемы в современном спорте высших достижений // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8. - С. 20 - 21.
REFERENCES
1. Balsevich V.K. Natural scientific prerequisites for the development of high-tech training of the sports elite / Modeling of human movement control / Edited by M.P. Shestakov and A.N. Averkin. - M.: SportA-kademPress, 2003.- 360 p. From 203-222.
2. Zagvyazinsky V.I., Atakhanov R. Methodology and methods of psychological and pedagogical research: Textbook for students. higher. ped. studies. establishments. -2nd ed., ster. — M.: Publishing Center "Academy", 2005
3. Korenberg V.B. Sports metrology: Dictionary-reference : textbook.manual / V.B. Korenberg - M. : Soviet sport, 2004. - 340 p.
4. Kulikov L.M. Sports training management: consistency, adaptation, health. / L.M. Kulikov. - M. : BACKGROUND, 1995. - 395 p.
5. Natalov G.G. Integration of the science of physical culture. // Theory and practice of Physical culture, 8 - 2004. From 5-8.
6. Romanov N.S., Pyanzin A.I. // Modeling of human movement control under the editorship of M.P. Shestakov and A.N. Averkin. M.: "SportAkademPress", 2003. - pp. 45-48.
7. Khomenkov L
ИНФОРMAЦИЯ ОБ AВТОРE / INFORMATION ABOUT AUTHOR
Вашляев Борис Федорович к.п.н., профессор, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК, г. Екатеринбург. Россия Vashlyaev Boris Fedorovich Cand.Sci., Professor, Ekaterinburg Institute of Physical education, Ekaterinburg. Russia
Вашляев Федор Борисович аспирант ФГАОУ ВО УрГПУ г. Челябинск. Россия Vashlyaev Fedor Borisovich postgraduate FGAOU IN USPU Chelyabinsk. Russia
Ирина Рафисовна Вашляева К.п.н., доцент Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК, г. Екатеринбург. Россия Irina Rafisovna Vashlyaeva Cand.Sci., associate professor Ekaterinburg Institute of Physical education, Ekaterinburg. Russia