Научная статья на тему 'Тренировочное задание как первичная единица микроструктуры спортивной тренировки'

Тренировочное задание как первичная единица микроструктуры спортивной тренировки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1006
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ СПОРТА / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / ТРЕНИРОВОЧНОЕ (ДВИГАТЕЛЬНОЕ) ЗАДАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА / УПРАЖНЕНИЕ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / TRAINING (MOTOR) TASK / THEORY OF SPORT / SPORTS TRAINING / MOTOR ASSIGNMENT / EXERCISE / TRAINING LOAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Цуканова Екатерина Геннадьевна

В настоящем исследовании осуществлен анализ научных взглядов ведущих авторитетных теоретиков и практиков спорта в вопросах построения микроформ спортивно-педагогического процесса, а также представлено авторское видение данной проблемы, где «тренировочное (двигательное) задание» утверждается структурно-функциональной единицей спортивно-педагогического процесса. В теоретических изысканиях прослежен генезис развития понятийных категорий, дающих представление о первичных микроформах организации спортивно-педагогического процесса, дано определение понятию «задание», выявлено его строение, организация, целевые задачные ориентиры в условиях проблемной ситуации определяющего выбора условий и требований для его выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Цуканова Екатерина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training task as the primary unit of microstructure of sports training

In the present research the analysis of scientific views of leading authoritative theorists and sports experts in questions of construction of microforms of sports-pedagogical process is carried out, and also author's vision of the given problem where «the training (impellent) task» is affirmed by structurally functional unit of sports-pedagogical process is presented. The genesis of development of the conceptual categories providing the guidance on primary microforms of the organization of sports-pedagogical process has been tracked in theoretical researches; definition of the concept "task" has been given. Its structure has been revealed together with the organization, target task reference points in the conditions of problem situation of defining choice of conditions and requirements for its emplementation.

Текст научной работы на тему «Тренировочное задание как первичная единица микроструктуры спортивной тренировки»

УДК 796.015

ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ КАК ПЕРВИЧНАЯ ЕДИНИЦА МИКРОСТРУКТУРЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Геннадий Николаевич Германов, кандидат педагогических наук, профессор, Екатерина Геннадьевна Цуканова, преподаватель, мастер спорта, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет (ВГАСУ)

Аннотация

В настоящем исследовании осуществлен анализ научных взглядов ведущих авторитетных теоретиков и практиков спорта в вопросах построения микроформ спортивно-педагогического процесса, а также представлено авторское видение данной проблемы, где «тренировочное (двигательное) задание» утверждается структурно-функциональной единицей спортивно-педагогического процесса. В теоретических изысканиях прослежен генезис развития понятийных категорий, дающих представление о первичных микроформах организации спортивно-педагогического процесса, дано определение понятию «задание», выявлено его строение, организация, целевые задачные ориентиры в условиях проблемной ситуации определяющего выбора условий и требований для его выполнения.

Ключевые слова: теория спорта, спортивная тренировка, тренировочное (двигательное) задание, двигательная задача, упражнение, тренировочная нагрузка.

TRAINING TASK AS THE PRIMARY UNIT OF MICROSTRUCTURE OF SPORTS

TRAINING

Gennady Nikolaevich Germanov, the candidate of pedagogical science, professor, Ekaterina Gennadievna Tsukanova, the teacher, master of sport,

The Voronezh State Architecture and Constructional University

Annotation

In the present research the analysis of scientific views of leading authoritative theorists and sports experts in questions of construction of microforms of sports-pedagogical process is carried out, and also author's vision of the given problem where «the training (impellent) task» is affirmed by structurally functional unit of sports-pedagogical process is presented. The genesis of development of the conceptual categories providing the guidance on primary microforms of the organization of sports-pedagogical process has been tracked in theoretical researches; definition of the concept "task" has been given. Its structure has been revealed together with the organization, target task reference points in the conditions of problem situation of defining choice of conditions and requirements for its emplementation.

Keywords: theory of sport, sports training, training (motor) task, motor assignment, exercise, training load.

ВВЕДЕНИЕ

В ряду проблем теории спорта одно из центральных мест занимают вопросы структуры спортивной тренировки. Современные представления о структуре тренировки не могут рассматриваться как неизменные, они постоянно трансформируются, дополняются новыми научными знаниями и теоретическими положениями, расширяющими наше понимание основ построения тренировочного процесса юных и квалифицированных спортсменов. Приоритет системно-интегративного рассмотрения структурных основ спортивной тренировки принадлежит Л.П. Матвееву [15]. В своих работах он детально анализирует крупные формы организации спортивно-педагогического процесса, выделяет в качестве структурно-целостных, относительно элементарных звеньев «урок», «занятие», «тренировку», и недостаточно определенно рассуждает о микроформах (малых, первичных формах) спортивной и физкультурной деятельности.

В теории физической культуры и спорта структурно-функциональная организация двигательной деятельности признается как основополагающая закономерность системно-

го построения процесса упражнений, выделяются микроформы этой деятельности и в различных терминах представляются исходные основы спортивно-педагогического процесса. Так, у Л.П. Матвеева [14] мы находим «микросеансы тренировочных упражнений» как малую форму занятий, у Ю.В. Верхошанского [6] - «тренировочный сеанс». А.П. Бондарчук [4] указывает на первичность упражнений в функциональной организации двигательной деятельности. В.Б. Иссурин [12] главным элементом содержания тренировки выделяет «ключевое упражнение (или ключевое задание)», отождествляя эти понятия.

А.Н. Воробьев [7] в качестве функциональной единицы выделяет «элементарную нагрузку», а на более высоком уровне организации «комплекс нагрузок». С.С. Гордон [10] такой структурно-функциональный комплекс называет «параметрической тренировкой, программой». В.К. Бальсевич [3] в качестве первичной организационной формы тренировочного процесса выделяет «пуловые занятия», состоящие из «минимизированных комплексов однонаправленных, структурно организованных тренировочных воздействий», где планирование тренировочных нагрузок идет «от состояния спортсмена», осуществляется «в связи с данными перманентного развития подготовленности спортсмена». Такие разнообразные и противоречивые теоретические взгляды не способствуют становлению единой методологии в построении исходных основ спортивнопедагогического процесса. Возникает противоречие между старыми, уже усвоенными знаниями, и новыми знаниями оперативно-текущего управления двигательной деятельностью занимающихся, полученными в ходе решения задач построения спортивной тренировки, где исходной структурно-функциональной единицей спортивно-

педагогического процесса рассматривается «тренировочное/двигательное задание -ТЗ/ДЗ».

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Современные научно-теоретические представления о сущности тренировочных заданий, как исходном элементе структуры спортивно-педагогического процесса, актуализировались в связи с технологическим рассмотрением вопросов модельно-целевого и блокового построения тренировочного процесса юных и квалифицированных спортсменов. Ряд исследователей утверждают ДЗ как малую форму организации учебнопедагогического процесса в физической культуре различных возрастных групп, придают им значение конструирующей основы целостного процесса, включают в структурные составляющие более крупных единиц учебной деятельности. Вместе с тем, понимание сущности ДЗ многими методистами и практиками физической культуры ограничивается на уровне трактовки домашнее задание, исполняемого действия в условиях самостоятельной работы. Другие же представляют форму организации физической активности занимающихся на уроках физкультуры в средней школе в виде заданий по станциям в системе круговой тренировки.

Термин «тренировочное задание» получил широкое распространение в практической и методической деятельности специалистов, тренеров, педагогов, учителей. Понимание задания в практике воспринимается как атрибут распорядительной деятельности тренера, где разговорно-обиходный стиль употребления данного термина трактует его как назначение, исполнение, повеление, как данность, заданное действие. В словарной статье в толковых словарях Ожегова, Ушакова, Ефремовой, задание трактуется как «то, что назначено для выполнения», «процесс действия по знач. гл.: задавать; результат такого действия»; «возложенная на кого-то задача, поставленная цель», «упражнение, урок» и другие толкования. Различают синонимы: двигательное задание, учебное задание, домашнее задание, тестовое задание и другие.

Многие исследователи отождествляют ТЗ с нагрузкой. Несмотря на очевидность различий в понимании терминов «тренировочное задание» и «тренировочная нагрузка», поскольку различие диктуется рассмотрением этих терминов в значениях форма и функ-

ция, в работах по теоретическому обоснованию методологических подходов к построению спортивной тренировки наблюдается их явное отождествление, и это видится даже в таких солидных публикациях, как работы Ю.В. Верхошанского [6], А.Н. Воробъева [7],

В.К. Бальсевича [3], В.Б. Иссурина [12] и других. А.Н. Воробъев полагает, что в структурной организации тренировочного процесса системообразующим фактором должна выступить тренировочная нагрузка. По мнению автора, именно она определяет целевую упорядоченность двигательной деятельности спортсменов, обуславливает закономерности адаптации организма тренирующихся атлетов, задает характер построения спортивной тренировки, формирует ее целостность и утверждает непрерывность процесса подготовки, а вместе с тем выражает дискретность, точечность, дробность его первичных образований. В. Б. Иссурин «необходимым условием эффективной организации спортивнопедагогического процесса считает дифференциацию тренировок по типу решаемых задач, а вместе с тем по соотношению цели и нагрузки. Для блокового построения тренировочного процесса характерен акцент на ключевых тренировках; главный значимый элемент тренировки называется ключевым упражнением; в некоторых моментах ключевое действие часто представляет собой не упражнение, а специфическое задание, т.е. ключевое задание - это самая важная рабочая нагрузка». Отождествление формы и функции в деятельностном процессе, которую допустили авторы, где тренировочная нагрузка предстает и как форма организации тренировочного процесса, и как функция развития систем организма, явились недостатками альтернативных и, несомненно, прогрессивных концепции построения спортивной тренировки.

Д.А. Аросьев [2], В.П. Попов [16], В.Г. Алабин [1] поясняют, что сами по себе уп-ражняемость и отдых выступают как обособленные, изолированные явления, не увязанные интегрирующим фактором. Несмотря на то, что тренеру проще оперировать терминами объем и интенсивность нагрузки, они порой не имеют определяющего отношения к ряду моментов конкретной структуры тренировки. И это естественно, поскольку для законченного восприятия сложного явления, каким является порядок структурнофункциональной организации спортивно-педагогического процесса, необходимо представлять и исследовать конструкции двигательной деятельности как бы «в собранном виде». Вот именно здесь должна проявиться интеграция компонентов, когда такие характеристики как длительность и интенсивность упражнений, интервалы отдыха, будучи объединены в единую конструкцию, предстают в синтезированной форме как ТЗ, в котором нагрузка и отдых приобретают действенный смысл тогда, когда связываются педагогической целью по достижению программируемого сдвига или должного функционального отклика в ответ на заданные условия действия.

Как видно из ряда работ [4], в теоретической литературе, и тем более в методических разработках, термин «задание» часто заменяется термином «упражнение». При этом создается впечатление, что различие заключается только в терминологической разнице данных понятий, когда разграничение дается либо применительно к учению преподавателя, учителя, тренера («дать задание»), либо с позиций обучающегося («выполнить упражнение»). Несмотря на то, что в отечественной научно-методической литературе существует понятийная дупликация терминов «задание» и «упражнение», поскольку они часто используются в виде синонимов, налицо узкое и широкое восприятие каждой из категорий. В первую очередь, упражнение как функциональная единица учебной деятельности практически всегда превалирует над упражнением как структурной единицей учебного материала, и это следует признавать всегда, в том числе, когда упражнение рассматривается как ординарный количественный элемент программы, как базовая составляющая содержания задания. С другой стороны, узкое восприятие «задания» приводит к тому, что оно часто отождествляется с пониманием его в виде «действия, решения, исполнения». Таким образом, разнородные по своей сути элементы учебного и тренировочного процесса связываются единым смыслом.

Разграничивая понятия «упражнение» и «задание», следует осознавать, что формальное отличие «упражнения» от «задания» представлено пониманием упражнения как одноактного приема двигательной активности, поскольку наличие других компонентов, структурирующих задание, и в первую очередь связанных с результирующим целепола-ганием, отсутствует. А если таковые и присутствуют, то их наличие определяется, прежде всего, образовательными намерениями; если цель упражнения и формулируется, то она, как правило, несет дидактическое выражение (обучить основам техники, освоить ведущий элемент движения, предупредить возникновение ошибок и т.п.). Поскольку упражнение выстраивается в соответствии с дидактическими задачами, и внесение коррекций в его выполнение порой ограничено, задание становится более гибким и динамичным в управлении, и за счет наличных изменений инструкций или условий его выполнения, делает возможность выполнения упражнения максимально эффективным и достигаемым. В то же время упражнение может приблизиться к заданию, если оно содержит элементы усложнения тренируемого действия, несет развернутые инструкции и требует определенных условий реализации, которые нацелены на достижение определенного результата. Таким образом, специалисты и практики едины в том, что отдельное выполненное упражнение не приводит к решению поставленной двигательной задачи, даже по отношению к частной промежуточной цели. Лишь системное, многократное повторение, т.н. «упражняемость» дают конечный эффект, поэтому упражнения объединяют в системы, подсистемы, комплексы, представляют в виде различных структур и конструкций.

В.В. Гожин [9], выполнив структурно-содержательный анализ категории «двигательное задание», определил требования к его построению. Эти требования можно свести к трем основным элементам: цель, явная или неявная, определяющая состояние, которого необходимо достичь в результате выполнения двигательного действия; условия, которые способствуют или препятствуют достижению поставленной цели; точные инструкции, касающиеся выполняемых двигательных действий. Ученый связывает конструктивные черты ТЗ с фактом должного эффекта, когда назначенное задание приводит к достижению не любого, а определенного, необходимого результата. По мнению автора, задание указывает собой нечто должное, предписанное, содержит в себе требования, которые необходимо соблюсти, в противном случае оно не будет выполнено.

Б.В. Вашляев [5] отмечает, что дальнейшее развитие теории спорта должно идти по пути обоснования методологии конструирования тренирующих воздействий - это процесс разработки двигательных заданий спортсмену, предусматривающий конвергенцию теорий и научно-методических подходов из смежных областей знаний, где важная роль отводится уточнению терминов и понятий, преодолению дихотомии биологического и социального в разработке двигательных заданий. Автор выделяет принципиальные установки к восприятию двигательных заданий, такие как культуросообразность, приро-досообразность двигательных заданий, подчинение двигательных заданий спортсмена формированию соревновательного стереотипа, адекватность параметров спортивных и двигательных действий желаемым тренировочным эффектам и спортивным результатам. Таким образом, заключает автор, в разработке теории двигательных заданий возрастает значимость междисциплинарной методологии исследований и обмен знаниями из различных научных дисциплин. Продуктивная интеграция понятий и категорий в сфере дидактики, психологии и физической культуры, конечно, не сводится лишь к простому перенесению терминов. Эффективность их использования зависит в конечном итоге от того, насколько корректно в научном отношении ассимилируются концепции, лежащие в основе общих категорий, насколько аккуратно и творчески они «состыковываются» с конкретным содержанием специальной отрасли знаний. Рассматривая физкультурноспортивную деятельность как часть педагогической деятельности, мы с неизбежностью должны обратить внимание на знания по интересующей нас теме в области психологии и педагогики. Экстраполировав многие закономерные соотношения в организации и по-

строении заданий, осуществив конверсию многих научных положений дидактики на спорт и физическое воспитание, мы смогли выйти на новый уровень проблемности рассматриваемой темы.

В отечественной дидактике «задание» рассматривается как центральная категория в числе дефиниций, которые составляют основу понятийного аппарата теории воспитания, обучения и образования человека, и широко используются в педагогическом процессе. Если рассмотреть формулировки с позиций структурных основ учебного задания, можно обнаружить, что упор в них сделан на деятельностном и результативном аспектах, поскольку субъекту предписывается совершить действие, получить некоторый результат. Первый структурный компонент любого задания при предписании совершить определенное действие - это требование найти искомый результат, или цель задания. Второй структурный компонент задания - это исходные данные, или условия задания. Искомое находится в определенной зависимости от данного, что выражается системой причинноследственных связей, и это требует установления оптимального отношения между искомым и данным, т.е. нахождения причинного единства. Третьим компонентом задания в процессуальном аспекте будет реализация отношения между данным и искомым, т.е. поиск способа решения, нахождение операций, составляющих процесс решения, осуществление этих операций, выполнение конкретного действия. В целом, задание на уровне педагогической действительности сочетает в себе содержательный и процессуальный компоненты. А вместе с тем, отметим и ценностный аспект природы задания, поскольку задание - это одна из форм воплощения содержания образования, это есть некоторая данность, результат человеческой деятельности, имеющий ценностное значение для него.

Определяя содержание и структуру понятия «задание», необходимо обратить внимание на то, что в специальной литературе, теории и практике обучения термин «задание» часто используется в качестве синонима при определении термина «задача». Актуализация и утверждение этих терминов в научном обиходе обусловлены в связи с разработкой теории деятельности, или деятельного подхода в психологии.

Процессы решения двигательных задач находятся в центре внимания многих исследователей и практиков физической культуры и спорта. С.В. Дмитриев указывает [11], что в рамках теории деятельности исследование процесса решения двигательных задач относится к числу основных. «Под двигательной задачей понимается система модельных представлений об условиях, требованиях и средствах достижения целеполагаемого результата, изменяющаяся в соответствии с отношением субъекта действия к ситуации задачи. Задача существует только в форме модельных представлений, являющихся средством познания и опережающего отражения объективной реальности, и это ее отличает от задания». В.Б. Коренберг [13] указывает: «...двигательной задачей следует называть задачу, направленную на реализацию двигательной цели». В основе спортивной двигательной задачи лежит представление о том, как исходная двигательная ситуация может и должна быть переведена в конечную ситуацию, и каков при этом должен быть оптимальный путь решения, преобразующий исходное начало в конечный результат предполагаемой процессуальной деятельности. В воззрениях В.Б. Коренберга «ситуация - модель реальности, ориентированная на решение конкретной задачи, содержащая все то, учет чего может оказаться существенным для ее решения». По мнению В.Б. Коренберга, решение простой СДЗ - это самый низкий уровень спортивной двигательной активности, на котором возникает и проявляется целенаправленность, т.е. направленность этой активности на реализацию цели. Комплекс «формирование простой задачи - ее решение» -это наименьшее образование, несущее основополагающие (атрибутивные), неотъемлемые черты деятельности. Таким образом, в состав двигательной ситуации входит выполнение конкретного двигательного задания, а значит, и те требования, которые это задание предъявляет его исполнителю. Эти требования - двигательный функциональный запрос двигательного задания, т.е. заданного двигательного действия или совокупности двига-

тельных действий с заданными характеристиками; именно это и является целевым содержанием двигательного задания, как отмечает В.Б.Коренберг в своей работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенных рассуждений, нами дано определение тренировочного задания [8]: «Тренировочное (двигательное) задание следует понимать как исполнительную форму двигательного действия (способ организации упражнения) при решении целевой двигательной (спортивной, педагогической) задачи достижения необходимых (должных) проявлений острого тренировочного эффекта в условиях разрешения проблемной ситуации определяющего (количественного) выбора факторов воздействия, т.е. операционно-технологических компонентов процесса упражнения (длительности, интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха)».

ЛИТЕРАТУРА

1. Алабин, В. Г. К проблеме тренировочных заданий как элемента структуры тренировочного процесса в спорте // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 12. -

С. 30-31.

2. Аросьев, Д. А. Исследование некоторых форм построения предсоревнователь-ного этапа тренировки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 735 - теория и методика физ. воспитания и спорт. тренировки / Д. А. Аросев ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М., 1968. - 27 с.

3. Бальсевич, В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В. К. Бальсе-вич. - М. : Советский спорт, 2009. - 220 с.

4. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки / А.П. Бондарчук. -Киев : Олимпийская литература, 2005. - 303 с.

5. Вашляев, Б. Ф. Методология конструирования тренирующих воздействий / Б. Ф. Вашляев // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 2. - С. 34-37.

6. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

7. Воробьев, А. Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация / А. Н. Воробьев. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 272 с.

8. Германов, Г. Н. Урок легкой атлетики и тренировочные задания в нем // Легкая атлетика : учебник для студентов высших учеб. заведений, обучающихся по направлению «Физ. культура» и специальности «Физ. культура и спорт» / под общ. ред. Н. Н. Чеснокова, В. Г. Никитушкина. - М. : Физическая культура, 2010. - С. 38-43.

9. Гожин, В. В. Вариативность и двигательная одаренность в спорте / В.В. Го-жин. - М. : МНПИ, 1998. - 176 с.

10. Гордон, С. М. Спортивная тренировка : науч.-метод. пособие / С. М. Гордон. -М. : Физическая культура, 2008. - 256 с.

11. Дмитриев, С. В. Закономерности формирования и совершенствования систем движений спортсменов в контексте проблем теории решения двигательных задач : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Дмитриев С.В. - М., 1991. - 34 с.

12. Иссурин, В. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки : монография /

В. Б. Иссурин. - М. : Советский спорт, 2010. - 288 с.

13. Коренберг, В. Б. Основы спортивной кинезиологии : учеб. пособие / В. Б. Ко-ренберг. - М. : Советский спорт, 2005. - 232 с.

14. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 2008. - 544 с.

15. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник для вузов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2010.

- 340 с.

16. Попов, В. П. Подготовка спортсменов-подводников высокой квалификации : скоростные виды подводного спорта / В. П. Попов. - М. : Изд-во ДОСААФ, 1982. - 158 с.

Контактная информация: genchay@mail.ru

УДК 796.8

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ БОРЦОВ

ВЫСОКОГО КЛАССА В СОВРЕМЕННОЙ ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ

Белчо Горанов, Генеральный секретарь Болгарского Олимпийского комитета,

Республика Болгария,

Роман Николаевич Апойко, кандидат педагогических наук, профессор,

Николай Юрьевич Неробеев, кандидат педагогических наук, доцент,

Борис Иванович Тараканов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлен анализ арсенала и результативности технико-тактических действий борцов высшей квалификации греко-римского стиля по данным чемпионата мира 2010 года. Выявлено, что в современной греко-римской борьбе ограничен состав результативных техникотактических действий и весьма примитивна тактика ведения поединка.

Ключевые слова: борцы высокой квалификации, правила соревнований, регламент поединков, технико-тактические действия, результативность, бросок, прием, переворот.

TECHNICAL AND TACTIC ACTIONS EFFECTIVENESS OF TOP LEVEL WRESTLERS IN MODERN GREECE-ROMAN WRESTLING

Belcho Goranov, the Secretary General of Bulgarian Olympic committee,

Republic Bulgaria,

Roman Nikolaevich Apojko, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Nikolay Jurevich Nerobeev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Boris Ivanovich Tarakanov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The article presents the arsenal and effectiveness analysis of technical and tactic actions of top-level wrestlers in modern Greece-Roman wrestling according to the data of 2010 World Championship. There has been revealed that in modern Greece-Roman wrestling the composition of effective technical and tactic actions is limited and combat tactic is rather primitive.

Keywords: top-level wrestlers, competitions rules, combat regulations, technical and tactic actions, effectiveness, sprint, grip, overturn.

Подготовка борцов высокой квалификации может быть достаточно эффективной при условии точного отражения особенностей соревновательной деятельности в содержании и структуре тренировочных планов [7]. В свою очередь, объективная информация о таких особенностях должна включать данные о составе технико-тактических действий борцов высокой квалификации, которые подвержены постоянной динамике под влиянием современных тенденций развития спортивной борьбы [1,3,8]. Необходимо подчеркнуть, что актуальность своевременного и объективного определения этой динамики особенно значительна в греко-римской борьбе, поскольку изменения правил соревнований и регламента поединков в ней в наибольшей степени и во многом негативно повлияли на структуру соревновательной деятельности борцов в целом и состав технико-тактических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.