Научная статья на тему 'О специфике культуры информационной эпохи'

О специфике культуры информационной эпохи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
127
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О специфике культуры информационной эпохи»

процессе складывания нации, создания буржуазных связей, образования национальной культуры, языка, литературы. Активно воспринимая ростки нового, город продолжал перерабатывать лучшие традиции народной культуры, создавать новые традиции. Городская жизнь в XVIII в. обогатилась многими яркими явлениями и послужила основой развития городов и городской культуры в последующий период.

Л.Н. Соловьева

О специфике культуры информационной эпохи

Общая культурная ситуация рубежа тысячелетий насыщена не только ожиданиями, но и серьезными опасениями, связанными с вступлением человечества в информационную эпоху. Данный переломный период, перенасыщенный разного рода социальными, духовными, экономическими и другими кризисами, стал временем трансформации многих тенденций социокультурного развития, своеобразной точкой бифуркации, когда могут проявиться те или иные потенции человеческой культуры.

Ключевой вехой современности становится превращение науки в индустрию. Наука, пронизывая все сферы общественной жизни, постепенно приобретает статус критерия правильного мышления, выступая своеобразным гарантом истины и великолепных социальных перспектив. Одним из следствий подобных изменений является широкое распространение и внедрение электронновычислительной техники и информационных технологий, активное развитие средств массовой информации и коммуникации, лавинообразное увеличение потоков информации, построение глобальных информационных сетей и формирование единого глобального информационного пространства. Новые инфокоммуникативные технологии определенным образом изменяют мировоззрение людей, качественно преобразуя привычный мир, в котором они живут: рядом с реальным миром возникают виртуальные миры. Таким образом, чрезвычайно усиливается информационная нагрузка на человека, его психику, систему ценностных ориентаций, мировосприятие, меняются социокультурные реалии.

Бытие человека и культуры начала ХХ! в. во многом детерминированы становлением информационного общества. Человечество на протяжении всей своей истории создавало, конструировало материальный мир, который определяется по-разному: культура, «вторая природа», рукотворный мир,

искусственный, в отличие от естественного природного мира. Хотя,

155

человек тоже в какой-то степени существо искусственное, несмотря на свою биогенность, он - продукт социализации, созданный другими разумными существами по их образу и подобию, владеет членораздельной речью, умеет пользоваться орудиями и другими достижениями культуры, учится, лечится, т. е. приобщается ко «второй природе» - системе не генетически предаваемой информации. Сегодня создаются искусственные аналоги явлений, над разгадкой которых человечество бьется не одно столетие. Жизнь, сознание, человек, общество получают прилагательное «искусственное». Мир цифровых изделий бурно развивается, особенно благодаря удобной среде, создаваемой суперкомпьютерами и симуляционными технологиями. Вообще цифровые изделия можно рассматривать как некоторый шаг к созданию новых существ методом проектирования. Следующий шаг - искусственная жизнь, искусственные общества. Сейчас еще трудно предсказать, к каким последствиям этот шаг приведет. Вместе с тем следует отметить, что достаточно распространенным является мнение о том, что такие порождения научного прогресса, как техника и технологии, ценностно нейтральны: все зависит от целевой установки пользователя. Однако в настоящее время уже существуют и такие технологии, использование которых заведомо предполагает определенный тип целей и ценностей, и здесь сложно говорить об их нейтральности.

Так, к примеру, информационные технологии, широко применяемые современными средствами массовой информации и коммуникации, могут превращать человека в объект манипуляции. Телевидение, Интернет, превратившиеся в ХХ в. в агентов массовой культуры и транслирующие на многомиллионную аудиторию атмосферу разнообразия, делают доступными недоступные ранее вещи - шедевры живописи, музыки, научные теории, политические идеологии - т. е. то, что до их появления требовало соответствующего образования, социального статуса, свободного времени и определенных материальных средств. Теперь это все общедоступно и подается массмедиа в упрощенном виде. Информация всего мира публикуется в прессе, связывая людей в единое мировое сообщество, а складывающаяся ситуация обусловливает изменения в стиле мышления, в способе видения, оценки и понимания действительности. Прежний линейный способ восприятия мира, основанный на логической последовательности, аргументации и обосновании, сменяется сложным целостным охватом смысла происходящего. Более того, технологии, применяемые современными массмедиа, позволяют путем навязывания определенной интерпретации событий, их фальсификации, замалчивания, фабриковать у своих потребителей тот образ реальности, который выгоден «заказчику»,

156

трансформируя сложившийся природный и социальный порядок. Принцип монтажа приводит к такой селекции и интерпретации, в результате которой мир, воспринимаемый пользователем, оказывается вымышленным, иллюзорным, т. е. симулякром.

Новые искусственно сконструированные реальности функционируют по законам, резко отличающимся от всего того, с чем человек имел дело до сих пор, создавая возможности для трансформации человеческого сознания, выступая стимулом для преодоления фундаментальных пределов человеческих возможностей. Активное внедрение симуляционных технологий все больше сводит на нет традиционные типы коммуникации, выводя на первый план виртуальное общение. В результате совершенствования компьютеров и программного обеспечения возникают не только качественно новые формы передачи и обработки данных и управлением реальными объектами, а также сходство коммуникаций в режиме онлайн с общением в реальном пространстве-времени. Компьютеризация повседневной жизни вводит в обиход виртуальную реальность в качестве компьютерных симуляций реальных вещей.

Характеризуя виртуальную реальность, Н. Носов выделил и описал ее специфические свойства, такие как: порожденность -виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней; актуальность -виртуальная реальность существует виртуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность; автономность - в виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования (в каждой виртуальной реальности своя природа); интерактивность - виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.

Глобальная сеть Интернет как колоссальное технологическое и социальное достижение современности является одним из средств виртуализации реальности. Это - слияние культурного изоляционизма, открывающее для человека новые горизонты жизни, новое пространство свободы, а также принципиально иные способы межличностного общения - социальные сети. Г. Чоговадзе отмечает, что Интернет, с одной стороны, дает свободу идентификации: виртуальное имя, виртуальное тело, виртуальный статус, виртуальную психику, виртуальные привычки, виртуальные достоинства и виртуальные пороки. Компьютерная коммуникация породила множество виртуальных сообществ. С другой - Интернет выступает средством трансформации личности как индивидуальной целостности и личности как социокультурного и исторического феномена. Активными пользователями Интернета утрачиваются такие атрибуты личности, как стабильная самоидентификация,

157

индивидуальный стиль исполнения социальных ролей («творческая индивидуальность»). Осознанно или неосознанно ими формируется размытая или изменчивая идентичность. В Интернете можно создать новую личность с новой биографией и именем и вступить в коммуникацию с другими подобными. Он как раз и привлекателен обезличенностью, а еще более - возможностью самому конструировать образ собственного «Я». В виртуальных сообществах тело не является «неотчуждаемой собственностью»: все зависит от информации, которую сообщает о себе пользователь. Можно стать кем угодно. По словам В. Лекторского, возникает «расширенная реальность» и «виртуальная личность» и формируется культура «реальной виртуальности», развивающаяся в особом «киберпространстве» и «вневременном времени» - по М. Кастельсу.

Совершенствование симуляционных технологий расширяет перечень возможностей для конструирования более «правдоподобных» новых реальностей. В данных виртуальных мирах реальностью становятся знаки и информация, текст и гипертекст, «симулякры» культуры, которые опосредуют социальные процессы в обществе. Реальность как таковая с живыми людьми и ситуациями перестает быть единственным исходным объектом и предметом отражения системой средств массовой информации и коммуникации. Накопленные человеческим опытом образы, символы, знаки оказались самодостаточными для воспроизводства и организации в качестве мнимой, виртуальной реальности.

Таким образом, развитие современных инфокоммуникативных технологий, особенно симуляционных, открывает не только новые возможности для творческого развития личности, но в то же время заключает угрозу, ставящую под вопрос существование культуры, а следовательно, и бытие самого человека, поскольку человек вне культуры не мыслится.

Е.В. Фаленкова

Феномен духовного странничества. История и современность

«История - это состарившаяся современность». Такое утверждение можно встретить достаточно часто, оно вполне обоснованно. Разве изменилась душевно-духовная сторона человеческой жизни? Разве перестали действовать моральноэтические, духовные законы? Как бы человек не хотел прожить и без них, веря, что свободен, - эти законы непреложны, они действуют незримо и всегда ведут к результату.

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.