Научная статья на тему 'О создании системы непрерывного образования'

О создании системы непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О создании системы непрерывного образования»

Уткин Леонид Петрович,

Челябинский государственный педагогический университет (филиал), кафедра общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, доцент, кандидат педагогических наук, г.Миасс

О создании системы непрерывного образования

29 декабря 2012 г. Президент России В.В.Путин подписал Закон «Об образовании в РФ» № 273-Ф3. По содержанию этого важнейшего документа можно увидеть цель создания системы непрерывного образования от дошкольного до послевузовского и необходимость последующего повышения профессионального уровня всего работающего населения России во всех видах деятельности.

Предыдущие реформы общеобразовательной, средней и высшей школы пока еще не полностью доказали свою целесообразность внедрения и влияния на повышение качества образования.

Предприятия и организации еще не до конца определились с оптимальным распределением менеджеров по соответствующим рабочим местам, а уже появилась необходимость трудоустройства бакалавров. Поэтому актуальность правильного и своевременного выполнения задач, поставленных в «Законе об образовании», очевидна.

В решении этой проблемы, на мой взгляд, можно использовать опыт по созданию и функционированию системы непрерывной профессиональной подготовки кадров, действующей в Северной части г.Миасса Челябинской области в период с 1984 по 1992 гг.

В 1984 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР выпустили Постановление «О реформе общеобразовательной и профессиональной школы». В этом Постановлении на предприятия была возложена задача оказания шефской помощи школам в организации профессионального образования.

В Северной части г.Миасса расположены три предприятия, связанные тесными производственными узами, подчиненные в то время Министерству общего машиностроения.

1.Конструкторское бюро машиностроения (КБМ), в настоящее время «ГРЦ им. Академика В.П.Макеева»;

2.Научно-производственное объединение «Электромеханика» (НПОЭ);

3.Миасский машиностроительный завод (ММЗ).

Головным предприятием являлось КБМ.

На общем собрании с приглашением руководителей учебных заведений данного района г.Миасса была принята договоренность о совместном сотрудничестве. В качестве координирующего органа решили организовать «Учебный центр КБ машиностроения» на добровольной взаимовыгодной основе.

Положение об «Учебном центре КБ машиностроения» было согласовано со всеми руководителями организаций, входящих в организационную структуру и утверждено соответствующими Министерствами.

Целью организации «Учебного центра КБ машиностроения» было создание, внедрение и обеспечение функционирования системы непрерывной профессиональной подготовки (системы НППП).

Краткий обзор деятельности «Учебного центра КБ машиностроения»

1. Отделы технического обучения (ОТО) КБМ, НПОЭ, ММЗ, руководствуясь собственными «Положениями...», сохраняя существующую административную подчиненность, координировали свои действия при выполлнении следующих основных работ:

- по обеспечению целевых наборов абитуриентов в ВУЗы, техникумы, ПТУ, с учетом потребностей предприятий;

- по организации ознакомительной, производственной, технологической, преддипломной практик и процесса дипломирования студентов-целевиков на соответствующих предприятиях;

- по обучению работников предприятий на филиале «Института повышения квалификации» (ИПК отрасли) и на курсах предприятий;

- по профориентации молодежи на все необходимые для предприятий профессии с применением современных методик и приборов психофизиологической диагностики, поддерживая постоянную связь с кабинетами профориентации учебных заведений и с кафедрой педагогики и психологии ЧелГУ;

- по обеспечению деятельности школы молодого изобретателя, молодого специалиста и молодого руководителя;

- по обеспечению необходимой помощи подшефным учебным заведениям;

- по координации деятельности и организации необходимой помощи подразделениям самостоятельного технического творчества;

- по выполнению планово-отчетной деятельности.

2. Школа ВУЗов в тесном сотрудничестве с филиалами кафедр Московского физико-технического института (МФТИ), Челябинского политехнического института (ЧПИ), Челябинского государственного университета (ЧелГУ), Уфимского авиационного института (УФАИ), Томского государственного университета (ТГУ) и др. осуществляла подготовку абитуриентов и организацию целевых наборов в соответствующие ВУЗы на требуемые специальности.

3. Вечерний электротехнический факультет ЧПИ (ЭТФ ЧПИ), применяющий в организации работ основные принципы «Положения о заводе-втузе» осуществлял подготовку студентов по необходимым для предприятий специальностям; участвовал в обучении студентов МФТИ, ЧелГУ, УФАИ, ТГУ; обучал школьников на курсах по основам программирования на ЭВМ; принимал участие в повышении квалификации трудящихся предприятий, включая подготовку научных кадров.

4. Филиал кафедры ИПК отрасли осуществлял повышение квалификации трудящихся предприятий КБМ, НПОЭ, ММЗ по программам, разработанным для рассмотрения и решения актуальных проблем, на конкурсной основе обеспечивал подбор высококвалифицированных преподавателей, обеспечивал обучение групп специалистов и руководителей, направляемых из ИКП отрасли по обмену опытом, отчитывался перед ИКП отрасли по проделанной работе.

5. Миасский электромеханический техникум (МЭМТ) осуществлял подготовку студентов по заявкам предприятий, участвовал в профориентационной работе со школьниками, представлял учебно-производственную базу другим учебным заведениям.

6. Специализированное производственно-техническое училище (СПТУ-89), осуществляя подготовку рабочих по требуемым специальностям, предоставляло свои учебно-производственные мастерские, где под руководством опытных мастеров проводилось трудовое обучение, и осуществлялся общественно-полезный производительный труд школьников при наличии постоянной связи с классными руководителями, родителями учащихся и с ОТО предприятий.

7. Подразделения самодеятельного технического творчества решали задачи по определению и развитию склонностей и способностей подростков под руководством ведущих специалистов по ракетной, авиационной, автомобильной, морской и сухопутной техники.

8. Начальник Учебного центра КБМ-руководитель ОТО КБМ координировал деятельность всех подразделений, входящих в организационную структуру УЦ КБМ, обеспечивал им необходимую помощь, разрабатывал предложения по стратегии развития УЦ, руководствуясь рекомендациями Совета Учебного центра, осуществлял постоянную связь с Министерством общего машиностроения и с руководством всех учебных заведений.

Основные достижения и оценка деятельности Учебного центра КБМ

1. Значительно повысилось качество подготовки молодых специалистов, и до минимума сократился срок их адаптации в коллективах КБМ, НПОЭ, ММЗ.

2. Перед поступлением в ВУЗы, техникумы, ПТУ учащиеся школ стали более целенаправленно выбирать будущую профессию в соответствии с определенными склонностями, способностями, интересами, желаниями и т.п.

3. Повысилась эффективность процесса совершенствования профессионального уровня трудящихся предприятий.

4. Увеличилось количество и повысилось качество подготовки и использования научных кадров.

5. Улучшился морально-психологический климат в коллективах предприятий и учебных заведений за счет более широкого информирования и привлечения родителей, проявивших интерес к деятельности Учебного центра.

6. Повысилась успеваемость и улучшилась дисциплина в школах за счет организации (с отходом от формализма) оптимального шефства старших классов над средними, средних над младшими, младших над дошкольниками.

7. На областных и республиканских соревнованиях модели, изготовленные в подразделениях, самодеятельного технического творчества стали получать призовые места. Над Северным районом г.Миасса стали пролетать мотодельтапланы, собранные в творческих мастерских, по улицам ездить автомобили, сделанные членами автоклуба, на озере Тургояк соревновались самодельно построенные яхты и многое другое.

8. Посетивший Учебный центр КБМ Министр образования СССР Ягодин Г.А. высоко оценил результаты деятельности УЦ КБМ и рекомендовал создание подобных систем непрерывного образования в других городах страны.

9. К сожалению, система непрерывной профессиональной подготовки кадров в Северной части г.Миасса Челябинской области в начале 1992 г. прекратила свое существование.

По мнению автора, причины следующие:

Субъективная. Негативное отношение нового руководителя КБ машиностроения, посчитавшего деятельность Учебного центра как общественную работу и в начале января 1992 года подписавшего приказ о закрытии УЦ КБМ.

Объективная. Резкий «прыжок» государства из социализма в капитализм, поставивший предприятия КБМ, НПОЭ, ММЗ на грань банкротства.

Заключение

Из опыта работы начальником Учебного центра КБ машиностроения (1984-1992гг.) и начальником Управления подготовки кадров Уральского автомобильного завода (1992-1997гг.), а также преподавателем дисциплин «Управление персоналом», «Этика управленческого труда», «Управление человеческими ресурсами» в филиалах ЮУрГу и ЧГПУ в г.Миассе (с 1997г. по настоящее время) у автора сформировалось четкое убеждение: при создании и внедрении любой системы необходимо назначать ответственного исполнителя за ее функционирование, ответственный исполнитель должен иметь значимый статус и должность (например, менеджер по координации, менеджер по персоналу и др.), необходимую подготовку и соответствующее результатам труда вознаграждение.

P.S. Более подробно ознакомиться с системой непрерывной профессиональной подготовки можно по материалам кандидатской диссертации «Организационно-педагогические условия управления системой непрерывной профессиональной подготовки кадров», защищенной автором в конце 1990 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.