Экономика
О СОЗДАНИИ МОДЕЛИ «ИДЕАЛЬНОГО» ПРЕДПРИЯТИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
А.Н. СЁМИН,
доктор экономических наук, профессор, Заслуженный экономист РФ, Уральская ГСХА
М.И. ЛУКИНЫХ,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор
Конечная цель функционирования предприятия -получение прибыли путем выпуска и реализации конкурентоспособной
сельскохозяйственной продукции высокого уровня рентабельности.
Следовательно, «идеальным» предприятием в экономическом отношении можно понимать аграрное формирование, поддерживающее стабильно высокий уровень реализации продукции, при уровне рентабельности, обеспечивающей расширенное воспроизводство.
О системе экономических взаимоотношений внутри предприятия
Система предприятия - совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Этими компонентами являются: подсистемы планирования, контроля, экономического стимулирования и экономической ответственности, определяющие имущественные, арендные, производственные, финансовые отношения между предприятием и структурными подразделениями и между самими подразделениями.
Движущая сила системы экономических отношений внутри предприятия - мотивационный механизм частичного саморегулирования, который наряду с административными методами лежит в основе функционирования системы. Суть мотивационного механизма частичного саморегулирования состоит в том, что на внутрихозяйственном уровне вводится экономическое и материальное стимулирование, основанное на принципах полной или частичной самоокупаемости и частичного самофинансирования структурных подразделений, опосредованное через экономическую заинтересованность структурных подразделений в получении максимальных конечных результатов как самого предприятия, так и структурных подразделений.
1. Принципы организации системы экономических отношений на предприятии
Относительная имущественная самостоятельность производственных подразделений обеспечивается путем закрепления за ними части производственных фондов. Имущественная самостоятельность создает условие для экономической самостоятельности. Этот критерий получает количественную характеристику в зависимости от удельного веса арендованных основных производственных фондов в общем объеме производственных фондов подразделения.
Относительная экономическая самостоятельность устанавливается путем сокращения числа централизованно планируемых показателей. Вводится механизм формирования планово-расчетных цен за продукцию, работы и услуги для осуществления взаиморасчетов между подразделениями. Данный критерий измеряется в зависимости от степени вовлечения подразделений в систему договорных и финансовых отношений на предприятии.
Относительная финансовая самостоятельность осуществляется путем
организации финансовых расчетов на уровне предприятия. Организуется финансово-расчетный центр. Расчеты между подразделениями могут осуществляться чеками. Источники финансовых расчетов для подразделений: собственная чистая прибыль, собственные оборотные средства, «кредит» внутри предприятия, частичное финансирование предприятия, поступление средств от штрафных санкций и др. Оценка данного показателя может производиться как доля производственных подразделений, формирующих свою прибыль в общем количестве производственных подразделений. Степень частичного самофинансирования оценивается показателем доли чистой прибыли подразделений в формировании своих фондов накопления и потребления.
Обязательное условие экономических отношений внутри предприятия - создание рыночной инфраструктуры внутри предприятия. При этом должны быть реализованы следующие функции: социальное и кадровое управление, бухгалтерия, экономическое управление, финансово-расчетный центр, управление производством, управление имуществом предприятия, управление материально-техническим снабжением и сбытом, управление техническим развитием. Указанные функции могут быть закреплены за отдельными структурными подразделениями при наличии необходимого объема работ или поручены одному человеку.
На предприятии необходим дифференцированный подход к развитию договорных отношений. На основе такого критерия как возможность планирования части полученной прибыли от реализации и формирования на этой основе валовой прибыли подразделения все подразделения можно разделить на 3 группы:
-подразделения, которые формируют свою валовую прибыль за счет реализации предприятию и оказанию услуг по внутренним ценам и строят свою деятельность на принципах полной самоокупаемости и частичного самофинансирования;
- подразделения, которые строят свою деятельность на частичной самоокупаемости. Часть затрат возмещается за счет общепроизводственных затрат;
- подразделения, которые строят свою деятельность исключительно за счет сметы общехозяйственных затрат.
Валовая прибыль подразделений становится источником арендой платы, возмещения ущерба другим подразделениям.
Схема формирования и распределения прибыли производственного подразделения предприятия происходит следующим образом. Прибыль производственного подразделения направляется на арендную плату, возврат кредитов внутри предприятия, уплату процентов, возмещение ущерба. После этого остается чистая прибыль производственного подразделения, которая распределяется в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд.
Обязательным условием эффективного функционирования подразделений предприятия на условиях частичного самофинансирования и частичной самоокупаемости является реализация экономическая ответственность подразделений. В основу материальной ответственности должны быть положены следующие
Экономика
принципы:
- возмещение экономического ущерба и материальных потерь всеми подразделениями;
- вхождение в систему претензий и санкций по ним всех трех элементов производства (предметы труда, средства труда, рабочая сила);
- неотвратимость и своевременность экономической ответственности;
- объективность предъявляемых претензий и реальность санкций в зависимости от нанесенного ущерба; возмещение экономического ущерба в полном объеме;
- правильный выбор источника возмещения ущерба.
Организационно-производственная структура предприятий должна формироваться с учетом расширения самостоятельности внутрихозяйственных формирований.
Преобразование форм организации производства и труда на сельскохозяйственных предприятиях должно осуществляться в направлении создания малочисленных подразделений, формирований с высокой степенью экономической самостоятельности, правом самостоятельного выхода на рынок. Для практической реализации этого положения целесообразно в целом ряде хозяйств пересмотреть сложившуюся организационную структуру с целью разукрупнения чрезмерно крупных первичных подразделений. Рациональная численность работников должна быть сравнительно небольшой (около 10 человек). При этом коллективы должны формироваться на добровольной основе, обладать высокой степенью сплоченности и единства материального интереса, выполнять не менее 70% объема работ собственными силами.
В состав предприятия могут входить кооперативы, арендные подразделения, специализированные малые предприятия, крестьянские хозяйства. Преобладающими на предприятии становятся кооперативные связи, а организационные условия призваны стимулировать поиск резервов производства, способствуют повышению производительности труда, улучшению качества продукции и услуг, укреплению дисциплины, развивают инициативу и предприимчивость.
Наряду с изменением экономических отношений и форм организации производства сельскохозяйственных предприятиях претерпевает изменения структура органов управления, меняются их функции. К примеру, с переходом к рынку появляется маркетинговая служба или на небольшом по размерам предприятии - специалист, занимающийся вопросами маркетинга.
Можно выделить следующие принципы, исходя из которых должно строиться управление предприятием: разделение управления на два взаимосвязанных, но самостоятельных звена - управление собственностью и управление процессом производства (оперативное управление); передача коллективам первичных подразделений функций организации и стимулирования труда и производства; централизация общих для первичных подразделений функций (материально-техническое обеспечение, технологическое и научно-техническое обеспечение, координация деятельности и прогнозирование развития); закрепление всей собственности предприя-
тия за отдельными собственниками, подразделениями и службами, наделение их как правами по использованию и распоряжению частью собственности, так и полной материальной ответственностью за ее использование.
В условиях становления рынка особое внимание надо уделять гибкости планирования, которое должно обеспечивать сбалансированность и пропорциональность внутрихозяйственных отношений. Переход к рынку требует коренного пересмотра взглядов руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий на вопросы внутрихозяйственного планирования.
В хозяйстве оно должно осуществляться на двух уровнях: на уровне внутрихозяйственных подразделений (бригад, ферм, кооперативов и т. д.); на уровне предприятия в целом, деятельность которого вытекает из заключенных договоров с подразделениями и обязательств по контрактам, заключенным с государственными, а также заготовительными, сбытовыми, снабженческими организациями. Причем осуществляться оно должно не сверху вниз, а снизу вверх.
Существенно меняется планирование по вертикали: на смену административным методам приходят экономические. Взаимоотношения администрации с коллективами структурных подразделений строятся на принципах взаимного удовлетворения интересов, выраженных в договорах. Они становятся эквивалентными, партнерскими. Это демократизирует планирование, обеспечивает единый методологический подход в его осуществлении по вертикали и горизонтали.
2. Модели организационного внутрихозяйственного механизма
Конкретные модели отличаются друг от друга следующими факторами:
- уровнем предоставления хозрасчетным подразделениям хозяйственной самостоятельности;
- системой мотивации труда;
- системой формирования производственных фондов и распределения прибыли предприятия.
Условно можно выделить четыре модели организационного внутрихозяйственного экономического механизма:
ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ
Примером простейшей модели внутрихозяйственного расчета может служить метод хозяйствования, основанный на использовании принципов коллективной организации труда с доведением подразделениям производственного задания, с материальным стимулированием за достижение высоких производственных показателей и экономию прямых затрат. Экономический смысл коллективной организации труда с оплатой за продукцию состоит в том, что коллектив работников берет на себя обязательства получить определенное количество продукции на закрепленной земле (выполнить работы, услуги), а руководство предприятия обязуется своевременно предоставить коллективу необходимые ресурсы и создать условия для успешного решения этой задачи, а также оплатить произведенную продукцию по заранее принятым условиям и расценкам.
Основой коллективной организации труда является аккордно-премиальная система оплаты труда в зависи-
Экономика
мости от количества и качества полученной продукции. Аккордные расценки определяют за 1 ц (единицу) продукции или за 100 рублей стоимости ее по фактическим реализационным ценам, исходя из планового объема производства и фонда оплаты труда.
Фонд заработной платы должен формироваться из двух частей - основной и переменной. Первая должна гарантировать вознаграждение за труд в зависимости от количества и качества в размерах, необходимых для воспроизводства рабочей силы, а вторая, выплаченная в виде разных доплат и премий, должна зависеть от конечных результатов производства (прибыли, валового дохода).
До получения продукции работники подразделений получают аванс в счет последующей оплаты за продукцию. После завершения работ и оприходования продукции производится окончательный расчет по конечным результатам работы. Фонд оплаты за продукцию определяется путем умножения аккордных расценок на количество фактически произведенной продукции. Из суммы, начисленной за продукцию, вычитается полученный аванс. Разность составляет сумму доплат за продукцию, которая распределяется между работниками на рубль аванса с учетом КТУ. При превышении лимитов прямых затрат по вине коллектива их возмещение производится полностью за счет средств, предусмотренных на оплату труда и премирование бригады.
ВТОРАЯ МОДЕЛЬ
Более тесная связь материальной заинтересованности работников с количеством и качеством продукции и величиной материальных затрат проявляется во второй модели - с наиболее прогрессивной формой оплаты труда - оплатой труда от дохода, когда величина заработной платы каждого члена коллектива зависит от созданного этим коллективом дохода. При такой системе проявляется интерес не к зарплате, а к полученному доходу (валовому, хозрасчетному). Данную модель целесообразно применять в условиях стабильного производства.
Валовый доход - это разница между стоимостью валовой продукции в оценке по внутрихозяйственным расчетным или реализационным ценам и материальными затратами (по планово-учетным ценам) на ее производство.
ВП-МЗ = ВД,
где ВП - валовая продукция,
МЗ - материальные затраты,
ВД - валовый доход.
Хозрасчетный доход - это валовой доход за вычетом прибыли. Хозрасчетный доход создает в коллективах фонд оплаты труда, включая резервный фонд, начисления на зарплату.
ВД-П=ХД
где ВД - валовый доход,
П - прибыль,
ХД - хозрасчетный доход.
Система оплаты труда от дохода вводится для всех работников основного, обслуживающего, вспомогательного производства и работников управления, то есть весь трудовой коллектив поставлен в зависимость от дохода.
Всю произведенную продукцию (работы, услуги) хозрасчетное подразделение «продает» администрации
или другим подразделениям по установленным внутрихозяйственным расчетным ценам. Из полученной суммы выручки вычитается стоимость фактически произведенных материальных затрат и оплата принятых претензий. Стоимость материальных затрат определяется по планово-учетным ценам, которые устанавливаются на продукцию собственного производства на уровне плановой себестоимости, а на покупную - по стоимости приобретения. Оставшаяся часть составляет валовый доход подразделения, который полностью или частично направляется на оплату труда. В течение года члены хозрасчетного подразделения получают аванс, а оплата труда начисляется им в конце года или иного периода, путем распределения полученного дохода за минусом выплаченного аванса.
На продукцию, себестоимость которой планируется выше реализационных цен, может устанавливаться коэффициент к реализационной цене, обеспечивающий превышение цены над себестоимостью. Он рассчитывается делением плановой себестоимости единицы продукции на ее реализационную цену. В данном случае стимулирование должно быть направлено на не превышение уровня сложившейся убыточности или на снижение ее.
Для оплаты за реализованную продукцию применяются три вида расчетных цен:
1) на уровне планируемой себестоимости 1 ц продукции (для хозяйств, имеющих неустойчивое финансовое положение);
2) на уровне действующих рыночных цен на момент проведения расчетов;
3) на уровне действующих рыночных цен на момент реализации продукции (для хозяйств, имеющих рентабельное производство).
При первом варианте расчетных цен (по плановой себестоимости) хозрасчетный доход определяется по формуле:
ХД=ВП-МЗ, где ХД - хозрасчетный доход,
ВП - выручка от продажи продукции,
МЗ - стоимость материальных затрат.
При втором и третьем вариантах расчетных цен хозрасчетный доход определяется по нормативу от валового дохода (в % или рублях на 100 рублей валовой продукции).
ХД=((ВП - МЗ)хН)/100 где ХД - хозрасчетный доход,
ВП - выручка от продажи продукции,
МЗ - стоимость материальных затрат,
Н - норматив валового дохода в %.
Разные условия производства могут быть учтены путем установления разных величин нормативов от валового дохода по подразделениям или отдельным работникам.
Специалисты, выполняющие общепроизводственные функции, получают заработную плату в размере среднемесячного дохода, сложившегося по соответствующей отрасли в расчетном периоде, умноженного на коэффициент, определенный каждому специалисту. ТРЕТЬЯ МОДЕЛЬ
Третья модель хозрасчета - принципиально новая
Экономика
модель, отражающая новый этап в расширении самостоятельности производственных подразделений, - предоставление хозрасчетному коллективу через совладение широкой возможности в распоряжении общехозяйственной собственностью и повышение их ответственности за эффективное ее использование на основании договора.
В основе экономических взаимоотношений подразделений с администрацией и между собой лежит принцип «купли-продажи» продукции, (работ, услуг) с нормативным распределением произведенной продукции и хозрасчетного дохода на основе взаимной ответственности, коллективной и индивидуальной материальной заинтересованности в эффективном использовании закрепленных средств производства, в получении конечных результатов работы в пределах, зависящих от их деятельности, с остаточным формированием фонда оплаты труда.
Администрация согласно акту передает хозрасчетному подразделению средства производства на определенный срок вместе с правами распоряжения ими в его интересах. Администрация не вмешивается напрямую в хозяйственную жизнь хозрасчетного подразделения. Она доводит до хозрасчетных подразделений лишь контрольные цифры по производству и реализации продукции, работ, услуг и несет ответственность за обеспечение их необходимыми материально-техническими ресурсами и услугами, за строгое соблюдение установленного договором порядка распределения полученной ими продукции и хозрасчетного дохода.
Принципиальная схема расчета хозрасчетного дохода выражается формулой:
ВП - Н - М3 = ХД
где ВП - стоимость произведенной валовой продукции,
Н - накопление,
М3 - материальные затраты,
ХД - хозрасчетный доход собственника.
Примерный порядок определения хозрасчетного дохода подразделения. Из произведенной подразделением продукции по установленным нормативам исключают причитающуюся ему натуральную оплату. Оставшуюся после вычета натуральной оплаты продукцию оценивают по рыночным ценам с учетом ее качества и сроков реализации. Автотранспортные, ремонтные и другие различные виды услуг, выполняемые внутри хозяйства, оцениваются по разработанным и утвержденным внутрихозяйственным расчетным ценам. Оцененную таким образом валовую продукцию по каждому подразделению или отдельному работнику распределяют по установленным нормативам: например, 50 % составляют отчисления на «накопление» (для произведения необходимых платежей в бюджет, во внебюджетные фонды, создания различных фондов, т.е. на развитие производства) , 50 % составляет так называемое «потребление».
Для определения норматива отчислений по каждому виду продукции или подразделению составляют специальный расчет.
После возмещения материальных затрат (по ценам, действующим на момент их произведения) из «потреб-
ления» у подразделения образуется хозрасчетный доход, из которого удерживают полученный в течение года аванс (кредит) на оплату труда, затем отчисляют долю на формирование фондов оплаты труда специалистов и обслуживающего персонала. Оставшаяся часть хозрасчетного дохода и будет окончательным заработком (доходом) подразделения. То есть, доход специалистов, руководителей, обслуживающего персонала формируется за счет дифференцированных отчислений от хозрасчетного дохода подразделения той или иной отрасли производства. Доход административно-управленческого персонала, выполняющего общехозяйственные функции, формируется за счет отчислений из части «накопления» хозяйства. Там, где продукцию и услуги можно учесть и оценить сразу после их выполнения, доход можно определять ежемесячно. На каждое подразделение в бухгалтерии открыт Лицевой счет, который состоит из двух частей: доходной и расходной.
При данной форме стимулирования не нужны какие-либо лимиты, их заменяют цены. 3десь еще более усиливается действие противозатратного механизма, ведь увеличение затрат уменьшает пропорционально и фонд зарплаты.
Экономика
ЧЕТВЕРТАЯ МОДЕЛЬ
Следующая модель организационного и внутрихозяйственного экономического механизма - дальнейшая демократизация управления, расширение экономической самостоятельности подразделений, повышение ответственности за конечные результаты деятельности. Одним из вариантов может служить модель предприятия как объединение внутрихозяйственных кооперативов, которым по договору с хозяйством предоставляются большие права в управлении, реализации продукции, распределении хозрасчетного дохода. Кооперативы работают в условиях самофинансирования, имеют расчетный счет в ФРЦ (финансово-расчетном центре) предприятия или филиале банка, печать, незаконченный баланс. Все производственно-экономические и финансовые отношения как внутри коллектива, так и вне его строятся на договорной основе.
Предоставленные материалы являются примерными и не охватывают всего многообразия условий конкретного предприятия. В силу имеющихся различий между существующими организационно-правовыми формами предприятий, разной производственной структуры ит.п.в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход к созданию внутреннего механизма регулирования их хозяйственной деятельности.
Продолжение следует