Научная статья на тему 'О СОЗДАНИИ И ПОДДЕРЖАНИИ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ'

О СОЗДАНИИ И ПОДДЕРЖАНИИ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ / ЗНАЧЕНИЕ И СПЕЦИФИКА МАТЕМАТИКИ / ПОСИЛЬНОСТЬ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ / ЯСНОСТЬ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ / ВИДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ / ЭЛЕМЕНТЫ ИСТОРИЗМА И ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова Элла Мухтаровна, Кубекова Бэла Сапаровна

В статье изложены некоторые приемы работы, которые по нашему мнению способствуют созданию и поддержанию интереса к изучению математики, такие как: раскрытие значения и специфики математики, посильность учебной работы, ясность цели изучения математики вообще в средней школе и в каждом классе в отдельности, рациональное использование наглядности, четкое, доходчивое и образное изложение материала на уроке, правильное использование наиболее распространенного приема обучения математике - показа решения задач, обозначение связи математической теории с практикой, с жизнью, с производством, правильное чередование видов и форм учебной работы, использование в учебной работе занимательных и исторических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CREATING AND MAINTAINING INTEREST IN LEARNING MATHE-MATICS

The article outlines some of the methods of work that, in our opinion, contribute to the creation and maintenance of interest in the study of mathematics, such as: revealing the meaning and specifics of mathematics, the feasibility of educational work, the clarity of the purpose of studying mathematics in general in high school and in each class separately, the rational use clarity, clear, intelligible and figurative presentation of the material in the lesson, the correct use of the most common technique - showing the solution of the problem, the designation of the connection of mathematical theory with practice, with life, with production, the correct alternation of types and forms of educational work, the use of entertaining and historical tasks

Текст научной работы на тему «О СОЗДАНИИ И ПОДДЕРЖАНИИ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

Педагогика

УДК 372.851

кандидат педагогических наук Булатова Элла Мухтаровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат физико-математических наук, доцент Кубекова Бэла Сапаровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

О СОЗДАНИИ И ПОДДЕРЖАНИИ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье изложены некоторые приемы работы, которые по нашему мнению способствуют созданию и поддержанию интереса к изучению математики, такие как: раскрытие значения и специфики математики, посильность учебной работы, ясность цели изучения математики вообще в средней школе и в каждом классе в отдельности, рациональное использование наглядности, четкое, доходчивое и образное изложение материала на уроке, правильное использование наиболее распространенного приема обучения математике - показа решения задач, обозначение связи математической теории с практикой, с жизнью, с производством, правильное чередование видов и форм учебной работы, использование в учебной работе занимательных и исторических задач.

Ключевые слова: интерес к изучению математики, значение и специфика математики, посильность учебной работы, ясность цели изучения, рациональное использование наглядности, виды и формы учебной работы, элементы историзма и занимательности в преподавании математики.

Annоtation. The article outlines some of the methods of work that, in our opinion, contribute to the creation and maintenance of interest in the study of mathematics, such as: revealing the meaning and specifics of mathematics, the feasibility of educational work, the clarity of the purpose of studying mathematics in general in high school and in each class separately, the rational use clarity, clear, intelligible and figurative presentation of the material in the lesson, the correct use of the most common technique - showing the solution of the problem, the designation of the connection of mathematical theory with practice, with life, with production, the correct alternation of types and forms of educational work, the use of entertaining and historical tasks.

Key words: interest in the study of mathematics, the significance and specificity of mathematics, the feasibility of educational work, the clarity of the purpose of the study, the rational use of visualization, types and forms of educational work, elements of historicism in the teaching of mathematics.

Введение. Математика, как показывает практика, является для большинства учащихся школ одним из самых трудных предметов. Встречаясь в учебной работе со значительными трудностями, учащиеся часто теряют уверенность в своих силах, у них пропадает интерес к математике, и они продолжают изучать ее формально, поверхностно, механически, а это еще больше усложняет изучение программного материала и создает дополнительные трудности (особенно в решении задач). Поэтому для успешного изучения математики учитель должен уделять самое серьезное внимание созданию и поддержанию интереса к своему предмету.

Изложение основного материала статьи. Мы изложим некоторые приемы работы, которые по нашему мнению способствуют созданию и поддержанию интереса к изучению математики.

Во - первых, это раскрытие значения и специфики математики. Уже на первых уроках необходимо раскрыть учащимся своеобразие математики как науки и подчеркнуть ее значение в практической жизни. Следует особо отметить силу ее методов познания мира, логичность ее построения. Необходимо привести примеры того, как математический расчет дает нам знание того, что без применения математики узнать очень трудно или совсем невозможно. Много интересных примеров дает здесь история развития математики. В наше время математический расчет, выполненный с применением математических машин, позволяет раскрывать еще более интересные закономерности и предвидеть многое, что произойдет в будущем.

Замечательным примером успехов прикладной математики, который можно привести учащимся, является создание и запуск искусственных спутников Земли, расчет траектории и времени движения космической ракеты. Более близкими примерами применения математики является решение задач, взятых из практической деятельности самих учащихся.

Особенно подчеркнем трудность изучения математики, состоящую в том, что математические факты связаны между собой: изложение нового материала всегда базируется на ранее изученном. Большинство трудностей возникает не по причине сложности изучаемых математических фактов, а из-за несистематичности знаний и навыков, из-за пробелов в знаниях учащихся. Поэтому своевременное выявление и устранение этих пробелов устранит трудности в овладении математикой. В этой связи всегда необходимо проводить повторение учебного материала. Пробелы в знаниях и навыках учащихся являются одной из причин того, что они теряют интерес к математике. Поэтому желательно в начале учебного года в каждом классе на первых уроках и дополнительных занятиях повторять на специально подобранных и простых примерах тот материал, который непосредственно связан с изучением первых тем и разделов нового материала.

Так, в 9 классе нужно повторить: по алгебре - решение уравнений (с одним неизвестным 1-й и 2-й степеней, биквадратных, иррациональных) и систем уравнений 1-й и 2-й степеней), по геометрии - правильные многоугольники, формулы площадей геометрических фигур. После этого приступая к изучению нового программного материала, в течение всего учебного года необходимо внимательно наблюдать за работой учащихся, постепенно выявляя и устраняя пробелы в их знаниях. При этом особое внимание обращая на то, чтобы не допускать возникновения пробелов в знаниях и навыках при изучении текущего материала. Нужно своевременно ликвидировать отставание учащихся, вызываемое пропусками занятий, а в целях предупреждения забывания нового материала нужно осуществлять своевременное повторение его главных разделов (определений, теорем, формул, правил) в течение всего учебного года.

Для этого в качестве домашнего задания можно предложить иногда (соответственно уменьшая объем задания по текущему материалу) повторить основные определения, теоремы, формулы и правила (без доказательства) ранее изученной темы. На следующем уроке провести беглый опрос по повторенному материалу или 10-минутную письменную контрольную работу с выставлением оценок в журнал. Иногда без предупреждения учащихся можно отвести на уроке 10-15 минут для повторения материала ранее изученной темы. Эта работа может быть проведена в виде беседы в вопросно-ответной форме, с записью главных положений на доске, а иногда и в тетрадях. Такое внезапное повторение позволяет выяснить прочность знаний учащихся по данной теме и предотвратить забывание ее основных положений.

Многие вопросы повторяются не на уроках, а на дополнительных занятиях. Правильно решить вопросы о том, какой материал для повторения надо вынести на дополнительные занятия, какой повторить на уроке, что и как из повторяемого

материала изложить самому, что перенести на самостоятельную работу учащихся, можно только при своевременном и достаточно точном выявлении степени подготовленности всех учащихся каждого класса.

Также необходимо добиться того, чтобы учащимся была ясна цель изучения математики вообще школе и в каждом классе в отдельности. Кроме того, важно выяснить цель изучения каждой темы, раздела, вопроса. Чрезвычайно важно добиться того, чтобы у учащихся появилась необходимость в овладении новыми знаниями и навыками. Какую бы учебную работу они не выполняли (изучение нового материала, решение упражнений, выполнение самостоятельной, домашней практической контрольной работы и т.п.), всегда следует четко, ясно обосновать ее назначение. Исходя из этого, изучение новой темы или раздела полезно начинать с постановки задачи или вопроса, носящих ярко выраженный практический характер, неразрешимых на основе имеющихся знаний и навыков. Таким образом, учащиеся убеждаются в недостаточности имеющихся знаний и в необходимости их расширения. Затем следует изложение теории, и в заключение мы снова возвращаемся к решению ранее поставленной задачи. Полезно практиковать и сообщения учащимся (с записью в тетради) названий тем, подлежащих изучению в предстоящем учебном году, кратко раскрывая их содержание. Это создает целеустремленность в работе учащихся.

Связь математики с практикой, с жизнью, с производством, которая и вызывает интерес при ее изучении может быть реализована в процессе преподавания проведением практических и лабораторных работ, решением производственных задач, изготовлением наглядных пособий, привитием навыков рационального счета, проведением экскурсий, установлением взаимосвязи между математикой и другими науками: физикой, химией, техникой и т.п.

Так после вывода формулы для вычисления площади круга и его частей можно сразу решать задачу: «Найти площади данных моделей круга, сегмента, сектора». Для этого заранее готовятся на картоне модели круга, сегмента и сектора, и с помощью учащихся измерением получаются нужные величины для решения поставленной задачи. Причем предварительно в целях развития глазомера учащимся предлагается на глаз (ориентировочно) определить площадь каждой модели. Для сравнения единиц площади вычисляется площадь каждой модели в различных квадратных единицах (мм2, см2, дм2, м2).

Проведение таких лабораторных работ способствует развитию у учащихся наблюдательности, находчивости, творческой инициативы, навыков измерительной техники, самоконтроля, применения приближенных и рациональных приемов вычислений. При выполнении лабораторных работ учащиеся встречаются (как это и бывает в жизни) с решением задач без готовых данных.

Например, в целях привития практических навыков и одновременного обзорного и углубленного повторения по теме «Многогранники» (в конце изучения) можно провести лабораторную работу по определению поверхностей, объемов, площадей, углов наклона, высот, диагоналей, плоскостей сечений, двугранных углов на моделях многогранников.

Отчеты по лабораторным работам оформляются по определенной схеме в отдельных тетрадях. В отчетах приводятся краткие обоснования выбора величин для измерений. Лабораторную работу можно включить в домашние задания, например изготовить из плотной бумаги модель многогранника: пирамиды, призмы, параллелепипеда с заданной площадью поверхности или объема, построить прямоугольные треугольники с перечисленными острыми углами, измерением длин катетов и гипотенуз, последующими вычислениями углов и проверкой их по таблицам Брадиса.

Однако есть темы программы, особенно по алгебре, к которым на первый взгляд затруднительно подобрать прикладные задачи. Но это кажущееся затруднение можно устранить так: в беседе с учащимися указываем, что математика, решая множество практических вопросов, и сама нуждается в непрестанном совершенствовании своих методов, в создании новых приемов и способов исследования, которые иногда создаются для решения своих внутренних задач, а позже находят применение в практике. В этом случае мы начинаем тему с постановки чисто математических задач.

Исключительное значение надо придавать четкому, доходчивому и образному изложению материала на уроке, добиваясь возможно большего сочетания простоты и доступности с научностью и строгостью рассуждений и доказательств, при максимальной активности учащихся.

Как показывает практика, нужно настойчиво приучать учащихся задавать вопросы по непонятному материалу, предоставляя при этом возможность сначала самим им разрешить возникающие недоразумения. Если это не удается, то обстоятельно отвечать на все поставленные вопросы.

Особо важна в преподавании математики роль наглядности. На уроках геометрии необходимо широко использовать чертежи и модели, помня слова Гаусса о том, что математика - наука для глаз, а не для ушей [2]. Очевидно, что школьник не может следить за доказательством теоремы, не опираясь все время на чертеж. Образцом наглядного изложения сложнейших геометрических истин может служить [1]. Поэтому изложение учебного материала, решение задач мы стараемся сделать максимально наглядными, сопровождаем их рассмотрением простых примеров. Так, при доказательстве теоремы о равносильных неравенствах мы после формулировки теоремы делим доску на две равные части и рассматриваем параллельно частный пример и общий случай. Теоремы об умножении (делении) обеих частей неравенства на одно и то же число мы доказываем аналогично, причем, не стирая записей на доске, сделанных при доказательстве первой теоремы, мы только заменяем знак сложения на знак умножения (деления), соответственно изменяя ссылки на свойства арифметических неравенств. Доказательство первой теоремы учащиеся подробно записывают в классе, а доказательства остальных теорем оформляют (по образцу первой) дома. На следующем уроке после опроса мы обращаем внимание учащихся на то, что если во всех доказанных теоремах о равносильных неравенствах заменить знак неравенства на знак равенства, то мы получаем соответствующие теоремы о равносильных уравнениях.

Заметим, что большое значение имеет посильность учебной работы. Ничто так не убивает у учащихся школы желания хорошо изучить математику, как повседневная трудность учебной работы и по объему и по содержанию. Нам думается, что учитель математики, тщательно проанализировав свою работу, может и должен изыскать пути соблюдения правильного соответствия между трудностью учебной работы и возможностями всех учащихся выполнять ее полноценно, добиваясь того, чтобы со временем любая учебная работа была посильна всем учащимся. Для этого учитель должен хорошо знать возможности каждого учащегося, предвидеть затруднения и своевременно устранять их. В этом направлении полезно: любую учебную работу (классную или домашнюю), которую предстоит выполнить учащимся, расчленить на ряд простых, посильных для выполнения, имеющих определенную законченность частей, и добиваться выполнения каждой отдельной части; при разработке каждой темы нового или повторяемого материала продумывать содержание и объем необходимых записей, которые должны сделать учащиеся в своих тетрадях, и тщательно следить за ведением их; в начале учебного года вести учебную работу в несколько замедленном темпе, со сравнительно простыми по содержанию и небольшими по объему домашними заданиями. Давая большие по объему домашние задания учителя рассуждают примерно так: «Если учащиеся выполнят все, хорошо. Но если выполнят часть задания, то целое должно быть побольше». Учащиеся, видя, что выполнение многих (да к тому же иногда трудных) заданий по математике съедает львиную долю времени при домашней самостоятельной работе, привыкают к выполнению части задания. А слабые учащиеся, выполняя все меньшую и меньшую часть его, потом совсем теряют интерес к заданиям по математике и оправдывают себя тем, что «все равно всего не сделать». Лучше ориентироваться на минимальные, но всегда выполнимые домашние задания. Таким образом можно

устранить некоторые трудности, пугающие учащихся своей непосильностью, и вселить в них веру в свои силы. Но при этом нужно проявлять особую требовательность к выполнению пока несложных домашних заданий. В целях воспитания ответственного отношения учащихся к выполнению домашних упражнений можно практиковать включение в письменные контрольные работы упражнений из домашних заданий.

При этом важно, чтобы учащиеся видели результаты своих усилий, настойчивости. Например, как правило, они затрудняются в решении комбинированных примеров на радикалы и степени (особенно с буквенными показателями). Можно во внеурочное время провести с классом дополнительные занятия по решению этих примеров в таком плане: сначала учитель решает на доске (с подробными пояснениями) пример средней трудности; затем аналогичный пример также записывается на доске; с помощью учителя учащиеся решают на доске или самостоятельно систему начиная с простого, усложняющихся примеров, с повторением применяемых правил; после этой работы, когда навыки учащихся достаточно окрепнут, вызывают одного учащегося для решения второго примера; в конце дополнительного занятия проводится краткая самостоятельная работа с проверкой и анализом ее выполнения. Заканчивая дополнительные занятия, учитель, как нам представляется, должен подчеркнуть следующее: «В начале занятия вы затруднялись в выполнении тождественных преобразований степеней и радикалов, и вот большинство из вас успешно справилось с самостоятельной работой. Значит эта работа по силам каждому из вас, значит можно справиться с трудностями».

Также после изучения каждой темы (или крупного раздела темы) мы рекомендуем обязательно проводить заключительную обзорную беседу по плану: чем обогатились наши знания в теоретическом отношении и какие новые понятия, определения, теоремы, формулы, правила, свойства мы изучали; чем обогатились наши знания в практическом отношении, какие мы приобрели новые умения и навыки. Основные положения (формулы, правила, свойства), выделенные в этой беседе, записываются учащимися в справочнике по математике, которые мы предлагаем вести им в отдельных тетрадях или в конце каждой тетради по алгебре и геометрии. Такая итоговая работа вызывает яркое ощущение результатов проделанной работы. Кроме того, она способствует: систематизации знаний и навыков учащихся; концентрации их внимания на главных результатах; отчетливому выявлению взаимосвязи, последовательности материала; лучшей ориентации в изученном материале (особенно тех, которые имели пропуски учебных занятий); уяснению практической ценности изученного материала.

Особенно затрудняет учащихся школ решение задач на построение и доказательство. Мы пытаемся привить им интерес, вкус к решению таких задач, работая в следующих направлениях: наряду с тренировочными стараемся решать задачи прикладного характера, где наиболее отчетливо видно применение математических знаний в жизни, на производстве, в практической деятельности, а поэтому проще выявляется значение решаемых задач; решение задачи мы рассматриваем как маленькое, самостоятельное открытие, изобретение, и особенно поощряем всеми мерами самостоятельное, рациональное и исчерпывающее решение: воспитываем творческий подход к решению задач.

Чтобы учащиеся успешно справлялись с решением задач, необходимо, чтобы они: овладели знанием основных математических фактов (законов, теорем, определений, формул, свойств, правил); обладали набором решений задач, в котором раскрывались бы основные методы и приемы решения математических проблем. На практике часто используется прием показа решения задачи. При этом нужно уделять главное внимание не особенностям решения данной задачи, а стараться раскрыть подход к разрешению поставленной задачи, стремиться показать метод решения задачи, процесс «возникновения догадки».

Рекомендуем мы и такой прием: достаточно подробно формулируем задачу и предлагаем всем учащимся в течение определенного времени (2-3 минуты) подумать над отысканием плана ее решения, объявляя тем самым своеобразный конкурс. После этого учащимся разрешается предлагать свои планы решения. При этом ошибочные планы не отвергаются сразу, а учащимся дается возможность высказать план до конца; тогда он, зайдя в тупик в своих рассуждениях, сам обнаруживает свою ошибку. Из предложенных планов выбирается самый рациональный, записывается и дальнейшее решение задачи переносится на домашнюю работу. Ясно, что в некоторых случаях ученики получают неверные утверждения, но «ошибаться и приучаться проверять результат - часть процесса обучения» [3]. Мы стараемся, чтобы наши студенты - будущие учителя в возможно большей степени обучали учащихся решению задач путем поисков плана решения, развивая у них инициативу, смекалку, находчивость, сообразительность. Иногда можно проводить самостоятельные письменные работы на отыскание планов решения задач. Практиковать решение одной и той же задачи разными способами и поощрять составление задач самими учащимися.

Особое значение (для развития навыков самоконтроля) нужно придавать привитию учащимся навыков грубой оценки ожидаемых результатов вычислений, поэтому при всех вычислениях требовать от них предварительной ориентировочной прикидки.

Значительное внимание также уделяется совершенствованию графической культуры учащихся. При построении графиков особое внимание уделяется (наряду с аккуратностью и тщательностью их выполнения) обучению учащихся уметь читать и использовать их при решении практических вопросов.

Во всех возможных случаях нужно стараться максимально использовать графические способы решения задач. Например, в теме «Решение треугольников» и в разделе «Решение прямоугольных треугольников» кроме аналитического решения, требовать предварительного графического решения. Мы подчеркиваем мысль, что графический способ решения задачи во многих случаях, выполненных с должной аккуратностью и тщательностью, порой заменяет громоздкую вычислительную работу и приводит быстрее и с меньшими затратами сил к практически приемлемым результатам.

В целях поддержания интереса учащихся к изучению математики необходимо разнообразить виды и формы учебной работы на уроке и в домашней самостоятельной работе. В распоряжении учителя математики имеются различные виды и формы организации учебной работы: изложение нового материала, повторение его, проверка знаний учащихся (устная, письменная, беглый фронтальный опрос и т.д.), самостоятельная работа учащихся (с книгой, решение упражнений), практические, лабораторные и графические работы, работа с наглядными пособиями (конструирование, изготовление, демонстрация), экскурсии. Правильное чередование видов учебной работы имеет особенно важное значение, так как оно в значительной мере оживляет урок, повышает внимание и интерес учащихся к излагаемому материалу. Это способствует также лучшему усвоению материала и меньшей утомляемости учащихся.

Большой интерес вызывают у учащихся так называемые занимательные и исторические задачи. Элементы историзма также помогают формированию научного мировоззрения учащихся. Часто в школе мы преподносим математику как науку уже готовую и безымянную; перед глазами учеников мелькают теоремы, формулы, законы, а имена их авторов, история событий не упоминаются. Следует чаще знакомить учеников с фактами из истории науки, жизнью и деятельностью выдающихся математиков. С этой целью можно вести «Математический календарь», проводить пятиминутки об исторических сведениях в начале или в конце урока, решать исторические задачи с наглядной демонстрацией например, задачи о квадратуре круга, об удвоении куба, о трисекции угла, «золотое сечение». Занимательные задачи, примеры, вопросы на сообразительность и исторические комментарии математических фактов значительно оживляют урок,

способствуют разрядке умственного напряжения, возникающего в процессе ведения урока. По этому вопросу имеется обширная методическая литература, и задача преподавателя состоит в том, чтобы тщательно отобрать необходимый материал по объему и содержанию для работы на уроке и внеклассной работы.

Известно, что внеклассная работа с учащимися способствует созданию и поддержанию интереса к изучению математики, но в сегодняшних условиях работы в школах, когда учащихся надо еще готовить и к сдаче ЕГЭ по нескольким предметам, она затрудняется и по формам и по содержанию крайней занятостью учащихся. При организации какого-либо значительного внеклассного мероприятия следует тщательно продумать и оценить ожидаемый педагогический результат и учесть, что подготовка и проведение его должны быть экономными во времени. Наиболее удобными и эффективными в педагогическом отношении в школах мы считаем такие формы и виды внеклассной работы, как проведение математических вечеров, изготовление оригинальных учебно-наглядных пособий, выпуск математических газет.

Выводы. Вопрос о воспитании и поддержании у учащихся познавательного интереса вообще, и к математике, в частности, - это вопрос о воспитании личности человека, его духовного мира, поэтому он, как и вся воспитательная работа в целом направлен на борьбу за умы учащихся. А значение такой борьбы в современном мире, полном различных соблазнов для детей и подростков трудно переоценить.

Литература:

1. Гильберт, Д. Наглядная геометрия / Д. Гильберт, С. Кон-Фоссен. - М.: Наука, 1981. - 344 с.

2. Эрдниев, П.М. Развитие навыков самоконтроля при обучении математике / П.М. Эрдниев. - М.: Учпедгиз, 1957. - 152 с.

3. Клайн, М. Логика против педагогики / М. Клайн // Математика. Научно-методический сборник. - 1973. - Вып. III. -С. 47-50

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Булуева Шумисат Исмаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и дошкольной психологии Хачароева Асет Хамзатовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Мейриева Айшат Султановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье рассмотрены мотивационная готовность педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Факторы мотивации педагогов в развитых странах с высоким рейтингом могут существенно отличаться для педагогов в развивающихся странах, тот факт, что педагоги в развивающихся странах более мотивированы извне, вполне может продемонстрировать влияние социальных и экономических факторов на мотивацию педагогов. Одним из основных факторов включения детей с ограниченными возможностями в социальную среду автор рассматривает подготовку среды к приему ребенка с ограниченными возможностями. Пришел к выводу, что мотивационная готовность педагогов представляет собой совокупность внутренних осознанных побуждений, положительного отношения к осуществляемой деятельности, является действительной основой профессионального развития педагога, осуществляемого им как самостоятельно, так и в системе дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: мотивационная готовность, педагог, дети, ограниченные возможности здоровья.

Annotation. The paper examines motivational readiness of teachers to work with children with disabilities. Motivation factors for teachers in developed countries with high ratings may differ significantly for teachers in developing countries, the fact that teachers in developing countries are more externally motivated may well demonstrate the influence of social and economic factors on teachers' motivation. One of the main factors in including children with disabilities in the social environment, the author considers preparing the environment to welcome the child with disabilities. The author concludes that teachers' motivational readiness is a set of inner conscious incentives, positive attitude to the carried out activity, is a real basis of professional development of the teacher, realized by him independently as well as in a system of additional professional education.

Key words: motivational readiness, teacher, children, disabilities.

Введение. Большинство психологов и педагогов занималось изучением проблемы мотивации, так как мотивация является фундаментальным принципом человеческого поведения, и без мотивации человек не смог бы двигаться без причины.

Быть мотивированным означает выполнять повседневные задачи, не накладывая на них тяжелого бремени и сохраняя человека в живых. Мотивация имеет отношение к таким психологическим переменным, как уровень стресса, самооценка, концентрация, что впоследствии влияет на здоровье и благополучие человека.

Исследования мотивации педагогов развивались и расширялись с конца 1990-х годов, и в последнее десятилетие наблюдается заметный рост литературы в области исследований мотивации педагогов в различных социально-культурных контекстах. Значительным шагом вперед стал выпуск в 2008 году специального выпуска «Мотивация к преподаванию посредством обучения», в котором основное внимание уделялось связи современных теорий мотивации с областью преподавания, которую H.M.G. Watt и P.W. Richardson назвали «Духом времени интереса». Являясь большим вкладом в применение теорий мотивации в новой области исследований педагогов при выборе профессии, изучении образования и профессиональных обязательств, специальный выпуск стал важным стимулом для определения повестки дня будущих исследований мотивации педагогов.

В Докладе Госсовета Российской Федерации «Об образовательной политике России на современном этапе» сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.