Научная статья на тему 'О создании единого агрегатора торговли, с использованием которого государственные заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд'

О создании единого агрегатора торговли, с использованием которого государственные заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агрегатор / государственные закупки / заказчик / эффективность / контракт / экономия. / aggregator / public procurement / customer / efficiency / contract / economy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Надежда Борисовна Арсеньева, Анна Анатольевна Шибанова

Рассматриваются вопросы, связанные с работой единого агрегатора торговли, созданного для повышения эффективности государственных закупок малого объема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Надежда Борисовна Арсеньева, Анна Анатольевна Шибанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT CREATION OF THE UNIFORM AGGREGATOR OF TRADE WITH WHICH USE THE STATE CUSTOMERS HAVE THE RIGHT TO CARRY OUT PURCHASES FOR ENSURING THE STATE AND MUNICIPAL NEEDS

The article deals with the issues related to the work of a single aggregator of trade, created to improve the efficiency of public procurement of small volume.

Текст научной работы на тему «О создании единого агрегатора торговли, с использованием которого государственные заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

УДК 338.242.4 ББК 65.41

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10173 © Н.Б. Арсеньева, А.А. Шибанова, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

О СОЗДАНИИ ЕДИНОГО АГРЕГАТОРА ТОРГОВЛИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОТОРОГО ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКАЗЧИКИ ВПРАВЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЗАКУПКИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Надежда Борисовна Арсеньева, проректор

ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации» (125080, г. Москва, ул. Врубеля, д. 12) Анна Анатольевна Шибанова, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации» (125080, г. Москва, ул. Врубеля, д. 12) E-mail: a.shubanova@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с работой единого агрегатора торговли, созданного для повышения эффективности государственных закупок малого объема.

Ключевые слова: агрегатор, государственные закупки, заказчик, эффективность, контракт, экономия.

ABOUT CREATION OF THE UNIFORM AGGREGATOR OF TRADE WITH WHICH USE THE STATE CUSTOMERS HAVE THE RIGHT TO CARRY OUT PURCHASES FOR ENSURING THE STATE AND MUNICIPAL NEEDS

Nadezhda Borisovna Arseneva, Vice-rector

Moscow academy of the investigative committee of the Russian Federation (125080, Moscow, Vrubelya street, d. 12)

Anna Anatolievna Shibanova, Senior lecturer, of the Department of Civil and Legal Disciplines

Moscow academy of the investigative committee of the Russian Federation (125080, Moscow, Vrubelya street, d. 12)

Annotation. The article deals with the issues related to the work of a single aggregator of trade, created to improve the efficiency of public procurement of small volume.

Keywords: aggregator, public procurement, customer, efficiency, contract, economy.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Арсеньева Н.Б., Шибанова А.А. О создании единого агрегатора торговли, с использованием которого государственные заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):230-4.

В соответствии с утвержденной распоряжением Правительства от 31.01.2019 №117-р Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах одним из ключевых направлений реформирования системы управления общественными финансами является обеспечение конкурентной и прозрачной системы закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Наибольшее значение при осуществлении закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд придается определению начальной максимальной цены объекта закупки, от корректности расче-

та которой зависят основные показатели, в том числе эффективность, результативность и даже целесообразность всей закупочной деятельности.

Оценка «адекватности» начальной максимальной цены объекта закупки занимает центральное место во всей контрактной системе в сфере закупок на всех этапах жизненного цикла закупки от планирования до исполнения и контроля. Ее расчет осуществляется на наиболее экономически значимом этапе — на этапе планирования. Стоимость исправления ошибок на каждом последующем этапе возрастает. В отношении реализации государственных закупок это означает до-

полнительные ненужные затраты финансовых, трудовых и информационных ресурсов, а также требует запас времени.

Завышение либо занижение цены объекта закупки является причиной неэффективного расходования бюджетных средств, а также способом искажения показателей закупочной деятельности и приводит к таким негативным последствиям, как срыв проведения конкурсных процедур, демпинг, нецелесообразное расходование бюджетных средств, искажение показателей эффективности закупочных процедур и другим.

Государственные закупки товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую ста тысяч рублей и четырехсот тысяч рублей, заказчиками, которым, в соответствии с действующим законодательством, предоставлено такое право, а также осуществление закупок лекарственных препаратов на сумму, не превышающую двести тысяч рублей, перечислены в п. 4, 5 и 28 соответственно ч. 1 ст. 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (далее закон

№44-ФЗ) и вызывают особый интерес как у заказчиков, так и у контролирующих органов. Данные закупки относятся к категории закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с данными ФАС доля закупок у единственного поставщика в общем количестве заключенных контрактов в 2017 году составляет 30% и 21% в общем объеме заключенных контрактов в стоимостном выражении (Рис. 1), что свидетельствует о значении эффективности данной категории закупок. Монополисты часто диктуют свои условия государственным заказчикам в части условий контракта, порядка оформления документов, урегулирование которых порой становится причиной нарушения сроков, предусмотренных Законом 44-ФЗ.

Официальная статистика также свидетельствует о наличии значительных проблем при заключении контрактов с единственными поставщиками. Так, реализация плана-графика в части фактически размещенных закупок у единственного поставщика составила в 2017 году всего 43,1% (Табл.1).

Рис. 1. Анализ структуры заключенных государственных контрактов по способам определения поставщика (5)

Таблица 1

Сведения о реализации планов графиков в разбивке по способам определения поставщика

(подрядчика, исполнителя) в 2017 году

CnciDS определении поставщика объем средств, предусмотренный планом-графиком, Объем фактически размещенных закупок руб. Реализация плана-трафика, Я

Запрос предложений 1:7293 550831 124 327 969 684 97,67

Дау*этапный конкурс 1 063 233 ЙОО 743 237 331 69,9

Электронный аукцион 5 64749 5 786 606 3 875 295 ООО 619 66,27

Запрос котировок 107 424 414 450 63 667 308 844 59,27

Конкурс с ограниченный участием 386822777083 227 836 017 611 56.9

Отрытый конкурс 630302 605326 450 397 677 329 53,66

Закупка у единствен« ого постаащи ка (исполнителя, подрядчика) 2 S13 545892 146 1212 250 639 039 43,1

Закрытый аукцион 34077662 231 13 335 114 124 39,13

Закрытый конкурс 13 831 954334 2 751 210 295 19,89

Закрытый коыкурсс ограниченным участием 7 677895 087 1 092 725 788 14,23

Запрос котировок без размещения извещения 736640767 72 325 250 9,82

Предварительный отбор 752 012 70 000 9,31

Способ определен ид поставщика (подрядчика, исполнителя), установленный Правительством Российской федерации в соответствии со ст 113 Федерального закона № 44-ФЗ 4 842 429 960 311479 609 6,43

Закрытий даухэтапный конкурс 75 186 908 1 065 492 1,44

Преимущества закупок у единственного поставщика для государственных заказчиков заключаются, главным образом, в возможности заключать прямые договоры с поставщиками без осуществления конкурсных процедур, что дает возможность быстрее и тем самым оперативнее удовлетворять свои нужды и решать поставленные задачи. Отрицательный момент для заказчиков заключается в необходимости самостоятельно осуществлять обоснование и выбор поставщика, а значит и нести ответственность за подобный выбор.

Другим немаловажным фактом является низкая степень открытости и прозрачности таких закупок — нет регламентированных процедур определения поставщика, а также до недавнего времени отсутствовало требование относительно публикации заключенного контракта, контракта и документов — актов или товарных накладных, подтверждающих исполнение условий контракта.

Государственные закупки до 100-400 тысяч рублей условно относят к категории малого объема, в связи с чем, в их реализации в большей степени принимают участие субъекты малого и среднего предпринимательства, которые следуют, как правило, более гибкой ценовой политике, предоставляя скидки и бонусы.

Встречаются случаи осуществления государственными заказчиками закупок малого объема за наличный расчет через подотчетных лиц. В Приказе Минэкономразвития России, Казначейства России от 20.09.2013 № 544/18н указано, что подобные закупки также учитываются в общем объеме закупок в качестве закупок у единственного поставщика до 100 тысяч рублей. Правила ведения бухгалтерского учета устанавливают требование оформления авансовых отчетов в отношении таких закупок.

В качестве основной причины низкой эффективности государственных закупок отмечается отсутствие у ответственных за закупки сотрудников государственных заказчиков достаточной информации о наличии на рынке товаров, ценах, поставщиках или неэффективный информационный обмен между заказчиками и потенциальными продавцами (3). Однако, в настоящее время наблюдается чрезмерное количество информации, но отбор достоверных, надежных и стабильных информационных ресурсов требует значительного времени и квалификации.

С целью повышения эффективности закупок малого объема 28.04.2018 Правительство РФ издало распоряжение 824-р «О создании единого агрегатора торговли, с использованием которого заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Меры, предусмотренные реализацией данного распоряжения, позволяют обеспечить конкурентную и прозрачную систему закупок малого объема.

Слово «агрегатор» возникло от латинского aggregatio «накопление» и обозначает особую категорию, предназначенную для сбора и группировки объектов (ссылка на источник). В сфере закупок под понятием агрегатор понимается электронная торговая площадка, обеспечивающая проведение закупок «в один приём». Электронная торгово-закупочная площадка является информационной системой, обеспечивающей взаимодействие заказчика с контрагентами на всех этапах материально-технического снабжения через электронные каналы связи (3).

Создание единого агрегатора торговли (далее ЕАТ) для осуществления государственных закупок малого объема является пилотным проектом, возмож-

ности которого заказчики вправе были использовать с 01.07.2018. По данным оператора электронной площадки АО «РТ-Проектные Технологии» в ЕАТ в настоящее время зарегистрировано около 10 000 заказчиков, более трети из которых являются региональными и муниципальными заказчиками, обязанность по работе в ЕАТ на которых еще не распространяется, другими словами, работа в системе ими осуществляется на добровольных началах.

Предусмотрен поэтапный переход к обязательному использованию ЕАТ. Федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения с 01.11.2018 в обязательном порядке обязаны осуществлять закупки канцелярских товаров в соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ на ЕАТ, а с 01.03.2019 — все закупки, в соответствии с данными пунктами.

Целью создания ЕАТ является совершенствование методологии определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, а также в соответствии с п. 4, 5 и 28 ч.1 ст. 93 Закона 44-ФЗ. Также, декларируется, что ЕАТ является дополнительным источником информации, который позволяет заказчикам сравнить описание, характеристики и условия поставок товаров (работ, услуг), цены, а также обеспечить ценовую конкуренцию между сопоставимыми товарами (работами, услугами) и создать быстрые способы закупки и поставки товаров (работ, услуг), их оплаты, механизмы контроля качества и обратной связи.

С позиции заказчика использование ЕАТ в качестве информационного ресурса позволяет сократить риски заключения прямого договора с недобросовестным поставщиком и тем самым повысить гарантии надлежащего исполнения условий договора или контракта.

Немаловажным вопросом является необходимость специальных компетенций и навыков у сотрудников для работы в ЕАТ. Требования к специальным навыкам пользователей для работы в системе не предъявляются (4). Однако, естественно, пользователям необходимо владеть навыками работы на персональном компьютере, а также с интернет-браузерами.

Другим положительным моментом для контрактной системы России от внедрения ЕАТ является автоматизация процесса осуществления малых государственных закупок заказчиками и мониторинга данных закупок.

ЕАТ позволяет любому заинтересованному лицу ознакомиться с информаций об осуществлении государственных закупок малого объема, обеспечивая открытость и прозрачность всех этапов и повышая уровень доверия населения, а также снижая коррупционные риски и стимулируя конкуренцию.

Механизм, положенный в основу функционирования ЕАТ, предусматривает возможность заключения контракта по самой выгодной цене, не ограничивая круг потенциальных поставщиков или подрядчиков.

Победителем закупочной сессии на ЕАТ признается участник, предложивший самую низкую цену, в случае если два потенциальных поставщика сделали предложение в одинаковом размере — победа при-

суждается тому, кто сделал предложение раньше по времени. Однако, победа на ЕАТ не гарантирует заключение с победителем контракта. Заказчик имеет возможность самостоятельно анализировать рынок и в случае нахождения поставщика вне ЕАТ, готового реализовать закупку по более выгодным ценам, заключить именно с ним контракт.

При этом, в реестре закупок в ЕАТ заказчик обязан сформировать и опубликовать соответствующую запись. Записи о поставщиках и подрядчиках, предлагающих более привлекательные цены, тщательно анализируются оператором ЕАТ и таким поставщикам направляются приглашения зарегистрироваться на ЕАТ. Подобный подход позволяет расширить базу поставщиков ЕАТ, обеспечить высокий уровень конкуренции на постоянной основе, и постоянно корректировать цены на объекты закупки с учетом конъюнктуры рынка. По данным оператора ЕАТ в декабре 2018 года средняя экономия по всем заказчикам составила 2%, а уже в январе 2019 года 11%.

ЕАТ предусматривает ряд ограничений для участников — потенциальных поставщиков. Во-первых, участником государственной закупки малого объема не может быть физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Во-вторых, на ЕАТ нет возможности осуществления государственных закупок, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. И наконец, ЕАТ предназначена для осуществления закупок только на территории РФ, а заказчиками не могут быть иностранные лица (2).

ЕАТ предусматривает финансовые гарантии исполнения контракта. Поставщики, при участии в государственных закупках на ЕАТ, должны внести обеспечительный платеж в размере 10% от цены объекта закупки. В случае, если по условиям осуществления государственной закупки предусматривается авансирование — размер обеспечительного платежа может быть увеличен до размера аванса.

Оператор ЕАТ блокирует сумму обеспечения исполнения контракта до момента определения победителя тендера. В случае победы участника обеспечительный платеж «замораживается» до момента исполнения условий заключенного по результатам тендера контракта. В противном случае оператор разблокирует сумму в течение 1 рабочего дня с момента окончания закупки.

Необходимо отметить, что при работе на ЕАТ предусмотрены комиссионные сборы: так, заключивший контракт или договор участник-победитель, оплатить 1% от цены контракта, но не более 5 тысяч рублей. В случае, если победителем выступил поставщик, относящийся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, комиссионный сбор ограничен суммой в 2 000 рублей.

Надежность и стабильность поставщиков обеспечивается следующим образом. Победитель торгов на ЕАТ потеряет обеспечительный платеж в случае, если не подпишет контракт. При трехразовом уклонении поставщика от заключения контракта ему блокируется доступ к агрегатору на три месяца — он теряет воз-

можность принимать участие в торгах в течение этого времени. При повторении ситуации доступ блокируется на год.

Закупка на ЕАТ признается несостоявшейся при отказе со стороны победителя подписать контракт либо в случае, если ни один потенциальный поставщик не подал заявки на участие в торгах.

Важно отметить, что длительность заключения контракта на ЕАТ составляет 3 рабочих дня. Первый день выделяется на направление поставщику проекта контракта после публикации протокола закупки, второй — на подписание контракта электронной цифровой подписью или направление протокола разногласий, третий — на подписание контракта заказчиком либо направление варианта контракта с учетом предложений поставщика.

Торги на ЕАТ признаются несостоявшимися в одном из двух случаев: когда победитель не подписывает контракт в срок, то есть в течение одного рабочего дня после получения проекта либо когда ни один поставщик не делает предложений в рамках закупочной сессии. При подобных обстоятельствах заказчик может закупить необходимую продукцию вне ЕАТ.

Хотелось бы отметить, что к настоящему времени

большинство операций, связанных с расходованием бюджетных средств, в том числе закупки малого объема, переведены в электронное пространство и осуществляются в открытом доступе. Исполнительные органы власти активно участвуют в регулировании сферы государственных закупок, разрабатывая и дополняя инструментарий заказчиков и участников, примером чего может быть содействие внедрения ЕАТ.

ЕАТ создает эффективный информационный ресурс для определения основного показателя государственных и муниципальных закупок, обеспечивая большую эффективность осуществления таких закупок и надлежащее обоснование расчета начальной максимальной цены контракта на основании публично заявленных участниками ценовых предложений, предоставляя возможность для оперативного сравнения и регистрации данных.

Из вышеизложенного также можно сделать вывод, что электронные торговые площадки являются современным механизмом рынка и будут в последующем еще более развиваться и широко применяться, в связи с чем заказчикам, участникам, представителям общественности необходимо активно вовлекаться в их работу.

Таблица 2

Сравнительная таблица условий осуществления закупок малого объема

Условия осуществления закупок

Поиск поставщика посредствам ЕАТ Самостоятельный поиск поставщиков вне ЕАТ

Срок заключения контракта 3 дня (формирование проекта контракта, направление участнику, подписание) Срок заключения контракта может составлять 1 день

Принятие решения на основании подтвержденных фактов Принятие решения на основании собственных данных

Нет штрафных санкций за нарушение регламента ЕАТ

Обеспечительный платеж является гарантией исполнения условий контракта Отсутствие финансового обеспечения исполнения контракта

Публикация документов закупки

Расчет начальной цены контракта

Литература

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ.

2. Распоряжение Правительства РФ № 824-р «О создании единого агрегатора торговли, с использованием которого заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Распоряжение правительства от 31.01.2019 №117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 — 2024 годах».

4. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции: Учебник - М.: 2016

5. Электронный ресурс https://agiegatoreat.ru/news/.

6. https://www.minfin.ru/ru/ — Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обе-

спечения государственных и муниципальных нужд по итогам 2017.

References

1. Federal law "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs" dated 05.04.2013 №44-FZ.

2. Order of the Government of the Russian Federation No. 824-R "On the creation of a single aggregator of trade, with which customers have the right to purchase to ensure state and municipal needs."

3. Government order No. 117-R of 31.01.2009 "On approval of the Concept of increasing the efficiency of budget expenditures in 2019 — 2024".

4. Yurasov A.V. Fundamentals of e-Commerce: Textbook - M.: 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Electronic resource https://agregatoreat.ru/news/

6. https://www.minfi.ru/ru/ — Summary analytical report on the results of monitoring of purchases, goods, services for state and municipal needs at the end of 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.