Научная статья на тему 'О современной социальной теории'

О современной социальной теории Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
322
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная теория / постсоветский марксизм / диалектический метод исследования / social theory / postsoviet Marxism / dialectical method of research

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кисельникова Т. В.

После того, как «“советский марксизм”… утратил свою актуальность» [1], российские ученые не прекращали усилий по разработке современной социальной теории. Как выясняется, «образцом», на который ориентируется в теоретическом поиске большинство, служит аутентичный марксизм и его варианты в виде «критических теорий». Такой вектор исследований совпадает с процессами в социальных науках и за рубежом, где, как отмечал М.Ф. Черныш, «критическое направление, опирающееся на авторитетные фигуры социологической классики – труды К. Маркса, социологов Франкфуртской школы, Э. Дюркгейма, М. Вебера и Г. Зиммеля… становится все более весомым» [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Modern Social Theory

After «“Soviet Marxism” lost its applicability», Russian scientists had been expending their efforts on Modern Social Theory formulation. As it is cleared up, the “sample” to which the majority follows in theoretic search serves Authentic Marxism and its variations by means of “Critical Theories”. The work directions are diverse. For example, V.N. Furs, an adherent of «large-scaled theoretical models’ formation”, which would combine autochthony with “free convertibility”». In this instance, as it appears to him, a careful Marxism study can be ministerial to “critical theory and orthodox Marxism partition”. The other authors believe that Marxism still comprises unused ideological resources, which can become backstop of the social development theory today. In the offered article, we will settle upon three variants of Classical Marxism treatment in the function of backstop for the Modern Social theory formation.

Текст научной работы на тему «О современной социальной теории»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 3. С. 85-88.

УДК 905:947.083 Т.В. Кисельникова

О СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ

После того, как «“советский марксизм”... утратил свою актуальность» [1], российские ученые не прекращали усилий по разработке современной социальной теории. Как выясняется, «образцом», на который ориентируется в теоретическом поиске большинство, служит аутентичный марксизм и его варианты в виде «критических теорий». Такой вектор исследований совпадает с процессами в социальных науках и за рубежом, где, как отмечал М.Ф. Черныш, «критическое направление, опирающееся на авторитетные фигуры социологической классики - труды К. Маркса, социологов Франкфуртской школы, Э. Дюркгейма, М. Вебера и Г. Зиммеля. становится все более весомым» [2].

Ключевые слова: социальная теория, постсоветский марксизм, диалектический метод исследования.

Российские авторы придерживаются различных точек зрения относительно способов выстраивания теоретических конструкций, как, например, В.Н. Фурс - сторонник создания «масштабных теоретических моделей, которые сочетали бы автохтонность со “свободной конвертируемостью”» [1]. В этом случае внимательное изучение марксизма могло бы способствовать отделению, по его мнению, «критической теории от марксистской ортодоксии». Другие ученые полагают, что и в классическом марксизме имеются до сих пор не использованные идейные ресурсы, которые могут стать опорой в развитии социальной теории в наше время.

В предлагаемой статье мы остановимся лишь на двух попытках обращения к марксизму.

В.Д. Жукоцкий (доктор философских наук из Нижневартовска; погиб в 2006 г.) попытался опровергнуть утверждения о том, что «марксизм является противоположным и враждебным либерализму» [3], обосновывая труднейшую вещь - что идею диктатуры пролетариата не следует противопоставлять идее гражданского общества.

Исходной точкой анализа им было взято известное определение коммунистического общества в «Манифесте Коммунистической партии» как «...ассоциации, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» [4, т. 4, с. 447]. Никто не станет отрицать, был уверен Жукоцкий, что «эта формула является принципиально либеральной». Значит, надо доказать, что К. Маркс (его интересовал прежде всего он) сознательно «.предпочел “свободную ассоциацию” жесткой организации; личность (“каждый”). (поставил. - Т. К.) впереди массы (“всех”); условием действительной свободы “всех”. (определил. - Т. К.) свободу личности» [3, с. 79].

Это и сделал, как он сам считает, В.Д. Жукоцкий, выявив, что тексты классиков марксизма демонстрируют в принципе их либеральную установку. Для К. Маркса, как писал Жукоцкий, была характерна «исключительная приверженность. делу личности как основе развитого гражданского общества» [3]. В подтверждение своего вывода он прослеживает последовательное развитие мысли Маркса. В «Немецкой идеологии» показательным является раздел, посвященный социальному освобождению пролетариата, где говорится о том, что «превращение личных сил (отношений), благодаря разделению труда, в силы вещественные (“например, во всеобщие отношения купли-продажи. порабощающие человека, ограничивающие его личность”), не может быть уничтожено тем, что индивиды выкинут из головы общее представление о нем, а только тем, что они снова подчинят

© Т.В. Кисельникова, 2015

86

Т.В. Кисельникова

себе эти вещественные силы и уничтожат разделение труда» [4, т. 3, с. 236]. «Это, - подчеркивали авторы, - не может быть осуществлено без коллективности. Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» [4, т. 28, с. 75].

В этом же разделе К. Маркс и Ф. Энгельс, рассмотрев роль государства как «формы коллективности» в обеспечении свободы личности, пришли, как указывает Жукоцкий, к совершенно определенному выводу, что «в существовавших до сих пор суррогатах коллективности - в государстве и т. д. - личная свобода существовала только для индивидов, развившихся в рамках господствующего класса... В условиях действительной коллективности индивиды обретают свободу в своей ассоциации и посредством ее» [4, т. 28, с. 75]. И в «Нищете философии» (1847), по мнению исследователя, Маркс пишет об этом: «...пролетарии должны низвергнуть государство, чтобы утвердить себя как личности» [4, т. 28, с. 78].

Таким образом, комментировал Жукоц-кий, государство в классовом общественном строе, согласно мысли Маркса, является препятствием для развития личности всех членов общества.

Жукоцкий считал, что данные тексты фиксируют одновременно и либеральную установку в суждениях основоположников марксизма (свобода личности - центральная ценность), и их логически и исторически неизбежный выход за пределы классического либерализма в сторону социализма как условия обеспечения прежде всего свободы личности. Логику рассуждений Маркса и Энгельса он предлагал интерпретировать так: справедливость требует обеспечения свободы личности каждого, а это возможно с помощью таких средств, как «коллективность», развитие которой до состояния «действительной коллективности» позволит «уничтожить разделение труда» и «низвергнуть государство».

Как же данный исследователь выстраивал непротиворечивую соотнесенность между собой идеи о «низвержении государства» с одной стороны и утверждении государства диктатуры пролетариата - с другой?

По Жукоцкому, это становится возможным, если понять, что «у Маркса речь идет о таком торжестве гражданского общества, которое не нуждается для своего развития и поддержания в искусственных, обособившихся от самого общества подпорках - в государстве как “мнимой коллективности”. Имеется в виду уничтожение государства как орудия классового господства» [3, с. 85].

Очевидна центральная мысль Жукоцкого - безгосударственное состояние (коммунизм у К. Маркса), т. е. это состояние победившего гражданского общества, его «торжества». Но,

подчеркивал он, «для этого само гражданское общество должно измениться, проделать известную эволюцию в сторону снятия социальных антагонизмов. Помочь же ему в этой эволюции должно все то же государство, но особого типа, преобразованное в соответствии с этой общей тенденцией. В политической практике ХХ в. это положение обретет форму политического господства социально-демократической доктрины и практики. Но в горниле дикого капитализма XIX в. речь могла идти лишь о диктатуре пролетариата» [3, с. 85].

Сущностью же идеи такого государства, согласно Жукоцкому, является понимание государства диктатуры пролетариата в качестве «способа преодоления бытия пролетариата как класса». «В этом деянии диктатуры пролетариата, - писал он, - функции государства и гражданского общества взаимопроникают друг в друга. Гражданское общество вновь обретает политический характер, утраченный им с феодальных времен. Государство, утрачивающее свой антагонизм с обществом, обретает черты тотальности самого общества. Тоталитарным его делают лишь обстоятельства исторической и культурной ограниченности и международной изоляции» [3, с. 85, 86].

Поэтому вполне доказанным, по его мнению, можно считать его тезис о том, что «марксизм есть доведенный до логического конца, социально адаптированный, обретающий свое-другое либерализм» [3, с. 81].

«Тезисы к формированию научной школы» «марксизма постиндустриальной эпохи» подготовили А.В. Бузгалин и А.И. Колганов (доктора экономических наук из МГУ им. М.В. Ломоносова, редакторы журнала «Альтернативы») [5, с. 3-25].

Поскольку речь идет о концепции, постольку в «Тезисах» присутствуют все необходимые опорные точки. Ограниченные рамками статьи, мы рассмотрим важнейшую, на наш взгляд, часть - методологию. Центральное место в ней авторы отводят обоснованию необходимости «возрождения» «обновленного системно-исторического диалектического

метода».

Констатировав широкую распространённость в России позитивизма и постмодернизма, Бузгалин и Колганов утверждают, что данные методологические установки уже в достаточной для понимания степени продемонстрировали: первая - беспомощность, вторая - опасную вредоносность. В частности, выяснилось, что позитивистская методология позволяет выявлять лишь «функциональные закономерности»; что же касается постмодернизма, то он все более настойчиво пропагандирует «методологическое безразличие»: «отказ не только от метатеории, но и от поиска исторически и теоретически конкретной... истины» [5, с. 5, 6].

О современной социальной теории

87

Между тем, по мнению неомарксистов, подобное положение дел в методологии социальных исследований становится недопустимым именно сейчас. Дело в том, что «наша эпоха», в оценках данных авторов, представляет собой «период качественных глобальных изменений в самих основах общественной жизни, создающих предпосылки для генезиса не только посткапиталистического, но и постиндустриального, постэкономического общества...» (курсив наш. - Т. К.) [5, с. 4]. В таких условиях на первый план должна выйти методология, способная вскрывать сущность явлений. Поэтому диалектический метод, позволяющий, как утверждают авторы «Тезисов», выяснять «не только функциональные закономерности, но и сущностные противоречия. различать то, что кажется, и то, что есть на самом деле, а также показывать их взаимопереход», «должен быть реабилитирован» (курсив наш. - Т. К.) [5, с. 6, 7].

Возможности диалектического метода авторы демонстрируют на примере анализа причин роста популярности в обществоведении цивилизационного подхода. Популярность его неслучайна: современная международная жизнь выводит на первый план, казалось бы, цивилизационные характеристики. Именно так описывает процессы позитивизм. Однако, по мнению авторов «Тезисов», это поверхностные, а значит, неверные выводы.

На самом деле диалектический метод вскрывает процессы, происходящие в мире как «переход “по ту сторону материального производства”, происходящий, однако, в превращенных формах глобальной гегемонии капитала» [5, с. 8, 9]. «Превращенные формы» и создают, по утверждению критических марксистов, «видимость “столкновения цивилизаций”». «Видимость», потому что за ней скрывается совсем иное содержание. На самом деле углубляются «противоречия субъектов и объектов гегемонии глобального капитала, где первые монополизировали высокие технологии, институты экономического (ТНК, МВФ, ВТО и др.) и политического (НАТО) господства, информационно-образовательные и масс-культурные каналы манипулирования, обрекая вторых (прежде всего - беднейшие и относительно самостоятельные страны “Второго и Третьего миров” -от Югославии до Ирака, Ирана и т. п., включая в будущем, возможно, Россию) на поиск альтернатив в реакционно-добуржуазных формах религий и традиций - единственно не монополизированных глобальным капиталом формах общественной жизни» [5, с. 8].

«Поскольку же господство первых имеет видимость доминирования западной цивилизации, а обособление вторых - борьбы за сохранение традиционных ценностей восточной, постольку, - считают Бузгалин

и Колганов, - названные противоречия и получают видимостную окраску столкновения цивилизаций.» [5, с. 8, 9].

Вместе с тем эффективность диалектического метода не означает, что он не нуждается в развитии. Нуждается, согласно критическим марксистам, потому что в социальной реальности, как уже было сказано, происходят кардинальные перемены: все больше признаков приближения высокоразвитых обществ «. к миру со-творчества, к креато-сфере» миру, в котором социальные отношения могут быть только диалогом равноправных субъектов.» [5, с. 7]. Ученые должны уже сейчас начать «поиск нового метода исследования этой (приближающейся. - Т. К.) реальности - метода, снимающего традиционную диалектическую логику» [5, с. 8].

Настало время, по их словам, «проверить гипотезу исторической ограниченности поля (пространства и времени) применения классической (гегелевско-марксовой) диалектики эпохой отчуждения» и начать разрабатывать «диалектику диалога, или диалого-логику» [5, с. 7, 8].

Задачи эти - труднейшие, соглашаются авторы «Тезисов», но определенный задел для этого есть, по их мнению, таковым можно считать «работы Бахтина, Батищева, Биб-лера и других ученых прошлого века» [5, с. 8].

А.Б. Бузгалин и А.И. Колганов вносят и свою лепту в решение указанных задач: они указывают на наиболее перспективные направления в развитии диалектического подхода.

Во-первых, следует углублять представления о диалектических противоречиях как «единстве противоположных, отрицающих друг друга (и, в силу единства, самих себя) сторон предмета». «Разрешаясь, - подчеркивают неомарксисты, - противоречие не уничтожается, а “снимается” в новом отношении (противоречии), где происходит отрицание, но и сохранение в генетическом преемнике прежнего отношения, и т. д., пока этот процесс развития (снятия) не доходит до предела, взрывающего системное качество, что вызывает снятие (гибель, но вместе с тем и развитие в новое качество) прежней системы и рождение новой» [5, с. 5].

Они подчеркивают, что данное положение требует особого внимания, потому что на этом пути не только преодолеваются «догматические версии марксизма», но становится возможной критика внеисторического подхода к общественной жизни. В частности, опираясь на диалектичность противоречий, можно вскрывать ложность утверждений о «естественности» таких на деле «исторически особенных типов общественных отношений или характеристик личности», как, например, распространенные ныне в России идеи «славянофильства о богоизбранности российской цивилизации» или «постулат либерализма об эгоистической природе человека».

Во-вторых, обновленную аргументацию в критике позитивизма и постмодернизма

88

Т.В. Кисельникова

может дать развитие диалектического метода в той части, которая касается принципа «диалектического единства исторического и логического» в нем. Данный принцип, напоминают Бузгалин и Колганов, означает, что система теоретических категорий формируется в ходе «отслеживания» (методом движения от практики к теории и обратно исследователем, погруженным в практику) «объективного процесса генезиса, развития и “заката" самой материальной системы» [5, с. 5]. Критерием «отсечения» исторических случайностей, как представляется авторам «Тезисов», может служить «воспроизведение ставшим целым основных компонентов своего генезиса» [5, с. 6].

По рассмотренным направлениям теоретической работы мы придерживаемся следующего мнения.

О В.Д. Жукоцком. Его аргументация в части стирания устоявшихся стереотипов о нелиберальности концепции К. Маркса кажется нам вполне убедительной. Правда, автор ограничился только произведениями раннего периода творчества классиков марксизма, что сузило его выводы, но здесь мы можем поддержать Жукоцкого собственными исследованиями [6, с. 22-96]. Что же касается диктатуры пролетариата, то, видимо, вследствие того, что в течение многих десятилетий данное понятие устойчиво связывается с недемократическим содержанием, восстановить его научную респектабельность уже не удастся. Вместе с тем интерпретация В.Д. Жукоцкого превращений государства в ходе исторической эволюции, несомненно, богата содержанием и должна быть учтена в дальнейшей теоретической работе его коллег.

Относительно необходимости «реабилитации» диалектического метода изучения социальных процессов мы согласны с А.В. Буз-галиным и А.И. Колгановым. Однако их убежденность в том, что постиндустриальный мир - это мир «со-творчества», мы разделяем не вполне. Нам ближе точка зрения Л.А. Ширяева (доктора социологических наук из Уфы), утверждающего, что складывающаяся «постиндустриальная цивилизация не может быть охарактеризована как гуманистическое общество». «Думается, - писал он, - что корректнее рассматривать постиндустриальное общество как исторический период двояко возможного перехода: от Цивилизации к Культуре или от Цивилизации к Антикультуре» [7, с. 23]. Основания для такого утверждения Ширяев видит как в существующих, так и в укрепляющихся тенденциях. «Если индустриальное общество, - указывает он, - культивируя одномерность личностного развития, использовало человека как определенным образом выдрессированную силу природы, то социально-культурный конвейер постиндустриального общественного производства специализируется на мас-

совом выпуске “духовных автоматов”, изощренно запрограммированных под алгоритмы высоких технологий и рынка» [7, с. 24-26].

Опасения Л.А. Ширяева (и не только его, но и М.А. Мунтяна, В.Н. Дахина [8, с. 5-14], В.С. Степина [9, с. 15-18]) показывают, сколь велики трудности на пути социального прогресса, а также укрепляют позицию А.В. Буз-галина и А.И. Колганова относительно необходимости совершенствования диалектического метода как наиболее эффективного инструмента познания многослойной противоречивой динамической реальности.

На наш взгляд, в целом обзор всего лишь двух вариантов обновления методологии социальных исследований позволяет зафиксировать не только особенности установок их авторов, но и (что здесь важнее) нечто общее. Таковым является понимание (и деятельность, исходящая из понимания) того, что современная социальная теория не может быть создана с чистого листа, она возможна как результат переоценки концепций уже существующих (как широко известных, так и остававшихся на периферии общественной мысли). В западном обществоведении такая позиция характерна для авторитетнейшего философа Ю. Хабермаса, среди ученых на постсоветском пространстве ее последовательно отстаивал В.Н. Фурс (1963-2009) и продолжает это делать Б.Г. Капустин.

Данный путь методологических поисков нам представляется оправданным, поскольку позволяет задействовать известные идеи и принципы и не только не препятствует, но, напротив, способствует (в атмосфере напряженных дискуссий) появлению оригинальных творческих решений.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Фурс В. Парадигма критической теории в современной философии: попытка экспликации // Логос. 2001. № 2 (28). С. 46.

[2] Итоги Пятого методологического семинара памяти Г.С. Батыгина «Настоящее и будущее социологического знания» // Социологич. журн.

2011. № 2. С. 149.

[3] Жукоцкий В. Д. Едва заметный пунктир истины. Гражданин, гражданское общество и диктатура пролетариата // Свободная мысль. 2003. № 1.

[4] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 19551974.

[5] Бузгалин А. В., Колганов А. И. Социальная философия постсоветского марксизма в России: ответы на вызовы XXI века (тезисы к формированию научной школы) // Вопр. философии. 2005. № 9.

[6] Кисельникова Т. В. Проблемы социализма в либеральной общественно-политической мысли России на рубеже XIX-ХХ веков. Томск, 2001.

[7] Ширяев Л. А. Взаимодействие экономики и культуры // Диалог. 1998. № 10.

[8] Мунтян М. А., Дахин В. Н. К вопросу о контурах нового мира // Кентавр. 1995. № 2.

[9] Степин В. С. Философия и образы будущего // Вопр. философии. 1994. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.