Научная статья на тему 'О современном техническом регулировании в дорожной отрасли и подготовке специалистов'

О современном техническом регулировании в дорожной отрасли и подготовке специалистов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
237
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / FEDERAL LAW / TECHNICAL REGULATION / HIGHWAYS / SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елугачев Павел Александрович, Катасонов Максим Александрович

Обсуждаются недостатки Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании» и других постановлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On modern technical regulation in road branch and preparation of experts

Lacks of the Federal law from December, 27th, 2002 № 184-FZ "On technical regulation» and other decisions are discussed

Текст научной работы на тему «О современном техническом регулировании в дорожной отрасли и подготовке специалистов»

Автомобильный транспорт

129

УДК 625

П.А. Елугачев, М.А. Катасонов О СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ И ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

В связи с интеграцией отечественной экономики с европейской, планируемым вступлением в ВТО, выполнением межгосударственных контрактов Российской Федерации, разработан и принят Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Идеология реформы технического регулирования здесь сводится к следующему:

• государство нормирует в отношениях между заказчиком и подрядчиком исключительно вопросы обеспечения прав граждан по Конституции РФ, потребительские же качества производимой продукции регулируются Государством не изданием норм и правил, а законодательной деятельностью для оформления отношений между заказчиком и подрядчиком;

• основные вопросы безопасности излагаются Государством в виде технических регламентов, общих (регулируют экономику в целом) и специальных (регулируют отдельные виды деятельности);

• разработка обязательных норм переносится с ведомственного уровня на уровень общегосударственной политики: федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства;

• принципиально более демократичной становится процедура подготовки и принятия документов новой нормативно-правовой базы, открывающая возможность самого активного участия в этом процессе научно-технической общественности и потребительского сообщества.

Последний пункт позволяет действительно вводить инновационные методы и технологии в нормативные документы и тем самым открывать путь к инновационному развитию экономики страны.

Закон о техническом регулировании устанавливает базовые правила в сфере нормативного регулирования. Так статья 7 «Содержание и применение технических регламентов» определяет технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда, устанавливающие минимально необходимые требования, обеспечивающие:

-безопасность излучений;

- биологическую безопасность;

- взрывобезопасность;

- механическую безопасность;

- пожарную безопасность;

- промышленную безопасность;

- термическую безопасность;

- химическую безопасность;

- электрическую безопасность;

Ядерную и радиационную безопасность;

- электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

- единство измерений.

Одним из таких правил является принцип «единой системы и правил аккредитации»; на сегодняшний же день по стране более десятка различных ведомственных систем аккредитации, что не соответствует международным требованиям и мировой практике.

Со времени вступления в силу ФЗ (1 июля 2003 г.) министерства и ведомства имеют право издавать лишь рекомендательные, но не обязательные к исполнению акты в сфере технического регулирования.

Принципы, изложенные в ФЗ «О техническом регулировании», бесспорно современны и актуальны, но их реализация оставляет желать лучшего. Так, например, технический регламент на автомобильные дороги до сих пор не разработан потому, что в законе не были прописаны условия по безопасности движения. В редакции закона

2007 г. этот изъян ликвидирован и есть надежда, что в 2009 г. для автомобильных дорог Технический регламент будет разработан и утвержден.

К вопросам обеспечения безопасности автомобильных дорог для граждан РФ можно отнести организацию и безопасность движения, охрану окружающей природной среды, технические нормы и транспортно-эксплуатационные показатели, пересечения и примыкания, земляное полотно, дорожную одежду, мосты, трубы и тоннели, обустройство дорог и защитные дорожные сооружения.

До сих пор время действия существующих нормативных документов пока не определено и будет зависеть от интенсивности разработки технических регламентов, которые придут на смену устаревшей нормативно-правовой системе. Разработчики Закона предполагают добровольный переход. ГОСТы будут оставаться, но постепенно заменяться техническими регламентами. Переходной период по оценке специалистов должен идти с 2003 по 2010 год (до 2010 года переходной период), после которого должна нормально функционировать система технического регулирования в РФ, и за этот период необходимо будет принять от 400 до 8000 отраслевых законов и столько же нормативных актов.

Безусловно, сегодняшнее состояние нормативно-правовой базы в дорожной отрасли носит ностальгический характер, многие проектировщики вспоминают понятные для всех СНиПы или ГОСТы, с которыми было удобно работать. На

130

П.А. Елугачев, М. А. Катасонов

самом деле, это не совсем так. Все знают, что существовали СНиП отдельно для городских дорог отдельно для дорог общего пользования, сельских дорог, промысловых дорог. Такая ведомственная разобщенность подходов к проектированию и строительству одних и тех же объектов, подчиняющихся одним законам физики, приводила к противоречию норм проектирования и, в каком-то смысле, создавала профессиональную разобщенность.

На автодорогах РФ, запроектированных, по сути, на основании норм 30-ых годов 20 века, наблюдается снижение транспортно-эксплуатационных показателей, что напрямую влияет на экономику страны. Нормы того времени переиздавались в 60-80-ые годы, но суть оставалась прежней; ошибки, заложенные в нормативную литературу, передавались «по наследству», не изменялись нормативные нагрузки, геометрические элементы плана трассы, профиля, верха земляного полотна, хотя парк и физические параметры автомобилей за эти десятилетия значительно изменился. По сути, по дорогам РФ ездить небезопасно по сравнению с рядом европейских стран и США. Смертность за 2007 г. - 27000, за

2008 г. - 18031 человек (без учета случаев смерти на операционном столе). По этим причинам важнейшими требованиями пересмотра норм проектирования должно стать повышение эффективности и безопасности дорог.

Из этих двух целей именно безопасность является главной. Существует множество противоречий и эмпирических правил проектирования, которые необходимо исправлять.

Так, скорость движения одиночного автомобиля на автомобильной дороге IV технической категории составляет 80 км/час при разрешенной согласно Правилам 90 км/час. Минимальное расстояние видимости в 2-2,5 раза меньше, чем в развитых странах. В зонах с разрешенным обгоном этот показатель не нормируется. Отсутствует полноценная классификация автомобильных дорог по функциям, выполняемым ими в составе сети автомобильных дорог (обслуживание местных или транзитных транспортных потоков, сбор и формирование транспортных потоков).

Проектируемые ныне транспортные развязки, согласно существующим нормам, не обеспечивают необходимую пропускную способность и безопасность движения. Это особенно актуально в связи с высоким ростом парка автомобилей. Так в РФ на последний квартал 2008 г. количество поставленных на учет транспортных средств состав-

□ Авторы статьи:

Елугачёв Павел Александрович

- канд.техн.наук, доц. Томского гос. архитектурностроительного университета

E-mail: PavelElugachev@indor.ru

ляет 200 шт. на 1000 чел!

Эти и другие недостатки должны стать задачами, которые необходимо решать при пересмотре и разработке новой нормативно-правовой базы.

На сегодняшний день для дорожной отрасли приняты новые Национальные стандарты РФ, например ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог», ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог», ГОСТ Р 52748-2007 «Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения».

Разработан и утвержден Федеральный закон №246 в редакции от 3 декабря 2008 г. «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности...», где теперь автомобильная дорога не «... комплекс инженерных сооружений.», а «.объект транспортной инфраструктуры»

Изменения появились и в части норм предоставления проектно-изыскательской продукции в органы Государственной экспертизы.

По Постановлению правительства РФ №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» определяется состав проектной документации, состоящий из 9 разделов. Интересно отметить, что привычный для проектировщиков генеральный план (для городских улиц) как таковой отсутствует, а взамен его пришел раздел пояснительная записка, полоса отвода и т.д. Данный документ весьма подробно описывает состав проектной документации, однако есть и множество недостатков.

В связи с вступлением в силу Федерального закона №190 от 29 декабря 2004 г. устанавливаются две стадии проектно-изыскательских работ: проектная документация и рабочая документация. Но, тем не менее, возможна и предпроектная стадия.

С принятием этих и ряда других законов появилась особая необходимость в пересмотре учебно-методических материалов дорожных специальностей. Специалисты, которых готовят сегодня, находятся в сложной ситуации одновременного появления множества новых передовых технологий, которые необходимо внедрять в учебный процесс, и серьезной трансформации нормативноправовой базы Правительством РФ принято Постановление от 24 февраля 2009 г. №142 , на основании которого в образовании грядут серьезные изменения. Появится стандарты предприятий, однако в списке ступеней образования, профессий, специальностей, отсутствует такое направление как транспортное проектирование и строительство!

Катасонов Максим Александрович - ассистент каф. автомобильных дорог КузГТУ E-mail: Katasonov@indor.ru

Автомобильный транспорт 131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.