Научная статья на тему 'О СОВРЕМЕННОМ КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ УЗБЕКИСТАНА'

О СОВРЕМЕННОМ КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современное искусство / композиторское творчество / художественная культура / национальная почвенность / композиторская техника. / contemporary art / composer's creativity / artistic culture / national soil / composer's technique

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Махмудов Мирхалил

современное узбекское композиторское творчество отражает в себе сложные и противоречивые процессе, происходящие в мире. Оно отражает национальную и культурную идентичность страны. Корни узбекской музыкальной традиции уходят в глубь истории, взаимодействуя с восточными и западными элементами. В связи с этим происходит обновление содержательной, идейно-образной направленности драматургии, организации формы произведений, делающих их по-настоящему современными. Статья посвящена основным аспектам развития современного композиторского творчетсва в Узбекистане. Интеграционные процессы требуют от узбекских композиторов универсальности, профессионализма высшего порядка, умения ориентироваться в самых разных стилях, направлениях и тенденциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT MODERN COMPOSITION IN UZBEKISTAN

contemporary Uzbek composing reflects the complex and contradictory processes taking place in the world. It reflects the national and cultural identity of the country. The roots of the Uzbek musical tradition go deep into history, interacting with eastern and western elements. In this regard, there is a renewal of the content, ideological and figurative orientation of drama, the organization of the form of works, making them truly modern. The article is devoted to the main aspects of the development of modern composer creativity in Uzbekistan. Integration processes require from Uzbek composers universality, professionalism of the highest order, and the ability to navigate a wide variety of styles, directions, and trends.

Текст научной работы на тему «О СОВРЕМЕННОМ КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ УЗБЕКИСТАНА»

О СОВРЕМЕННОМ КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ УЗБЕКИСТАНА

Махмудов М.

Махмудов Мирхалил - профессор, кафедра "Композиции и инструментовки ", Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: современное узбекское композиторское творчество отражает в себе сложные и противоречивые процессе, происходящие в мире. Оно отражает национальную и культурную идентичность страны. Корни узбекской музыкальной традиции уходят в глубь истории, взаимодействуя с восточными и западными элементами. В связи с этим происходит обновление содержательной, идейно-образной направленности драматургии, организации формы произведений, делающих их по-настоящему современными.

Статья посвящена основным аспектам развития современного композиторского творчетсва в Узбекистане. Интеграционные процессы требуют от узбекских композиторов универсальности, профессионализма высшего порядка, умения ориентироваться в самых разных стилях, направлениях и тенденциях.

Ключевые слова: современное искусство, композиторское творчество, художественная культура, национальная почвенность, композиторская техника.

ABOUT MODERN COMPOSITION IN UZBEKISTAN Makhmudov M.

Makhmudov Mirkhalil - professor, DEPARTMENT OF COMPOSITION AND INSTRUMENTATION, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: contemporary Uzbek composing reflects the complex and contradictory processes taking place in the world. It reflects the national and cultural identity of the country. The roots of the Uzbek musical tradition go deep into history, interacting with eastern and western elements. In this regard, there is a renewal of the content, ideological and figurative orientation of drama, the organization of the form of works, making them truly modern. The article is devoted to the main aspects of the development ofmodern composer creativity in Uzbekistan. Integration processes require from Uzbek composers universality, professionalism of the highest order, and the ability to navigate a wide variety of styles, directions, and trends.

Keywords: contemporary art, composer's creativity, artistic culture, national soil, composer's technique.

Современное композиторское творчество представляет собой становление новой музыкальной культуры, основанной на сложном взаимодействии национальных традиций с западным искусством. Композиторы вырабатывают индивидуальный стиль письма под влиянием разнообразных процессов, происходящих в мировом музыкальном искусстве, объединяя воедино национальные и индивидуальные компоненты стиля. Тем самым происходит обновление определенных параметров композиторского творчества, таких как тематика произведений и техника композиции.

Современные композиторы Узбекистана интегрируют национальные мотивы и традиции в свои произведения, создавая уникальные звуковые пейзажи. Следует заметить, что для узбекской музыки свойственно постепенное развертывание монодической мелодики, которая создаёт условия возникновения особых медитативных образов, а инварианты и варианты макомных интонационных структур проявляются в минималистических паттернах [2, 27]. Ими обусловлено формирование национального авангарда.

В свою очередь, внешние историко-культурные процессы, к котоым можно отнести переоценку культурного наследия и выход узбекского музыкального искусства на мировую сцену, оказывают особое влияние на формирование новых диалогических концепций в музыкальном искусстве Узбекистана. Триада -фольклор-профессионализм устной традиции-профессионализм письменной традиции - отражает не только стадиальность развития, но и структуру современной музыкальной культуры [1].

В контексте представленной триадичности выявляются основные стилевые тенденции в узбекском композиторском творчестве, которые условно можно обозначить как универсальные (европейски ориентированные) и традиционные. Универсальные характеризуются преобладанием европейских форм и принципов развития музыкального материала, в частности фактуры, гармонических принципов, тембровых красок. Традиционные проявляются в различных формах синтеза традиционных и европейских средств художественной выразительности. Узбекские композиторы часто вдохновляются традиционными музыкальными формами, такими как "маком" и "шашмаком", основанными на системе модальных структур. Интегрируя данные элементы в современные жанры, композиторы сохраняют традиционные корни и при этом создавают уникальные и современные музыкальные произведения. Это сочетание традиции и инновации

делает композиторское творчество Узбекистана удивительно насыщенным и привлекательным для аудитории по всему миру.

На современном этапе универсальные и традиционные тенденции проявляются достаточно ярко и в творчестве практически всех узбекских композиторов разных поколений. Например, в творчестве Р. Абдуллаева, М. Махмудова, Д. Сайдаминовой национальное претворяется не на уровне внешних, а средствами мировоззренческих категорий, при использовании элементов современного музыкального языка. Обращаясь к их творчеству, наблюдается постоянное стремление композиторов к проведению индивидуальной неповторимой линии в современном музыкальном искусстве Узбекистана. Их музыкальный стиль отличается своеобразием и сложностью, исходящими и от модернистских новаций, и из стремления к субъективному переосмыслению глубинных национальных традиций в современном представлении.

В произведениях О. Абдуллаевой, Х. Хасановой также происходит сочетание компонентов новейших композиторских техник и традиционного художественного мировоззрения, где национальные культурные традиции органично сочетаются с самыми последними достижениями, наблюдаемыми в зарубежной фортепианной музыке. В поисках новых жанровых типов, совмещающих традиционное и европейское, также особое внимание принадлежит молодым композиторам, а именно Н. Эркаеву, Ф. Акрамову, Н. Махарову, А. Сафарову.

Для авангардных сочинений узбекских композиторов справедливы высказывания В. Холоповой о том, что музыкальный авангард стран Азии формируется одновременно с процессом становления национальной классики, а само понятие «авангард» достаточно условно [6, 243].

Одной из наиболее характерных для исследуемого периода форм реализации новой концепции фольклора стала неоархаика, которая согласно А. Алпатовой, объясняется для характеристики "старого" как "новейшего" и проявляется в опоре на архаичные инварианты, к примеру подражание тембрам традиционных инструментов. Национальные инструменты, такие как дутар, дойра и нагора, часто встречаются в современных композициях, придавая им узнаваемый национальный оттенок. По словам Е. Назайкинского: «И фольклорный материал, и принципы народной музыки, и конкретные её элементы могут служить источником своеобразия общего национального стиля» [4, 50-51]. Таковы фортепианные сочинения «Тановар» А. Набиева, «Токката» А. Сафарова, «Сон» А. Садыковой, «Discussion» Н. Махарова.

Следует отметить, что ряд этих сочинений основан на использовании национального материала в преломлении творческой индивидуальности. Общей чертой опусов является синтез уже существующих интонационных мотивов с современными композиционно-техническими методами. Так, во многих фортепианных произведениях используются традиционные ритмоформулы (усули) в различных фактурных воплощениях, позволяющие демонстрировать национальную специфику, принадлежность автора к определенной школе, сфере творческого поиска [2, 27].

Среди еще одной их характеристик современного композиторского творчества Узбекистана выделяется диалогичность большинства произведений различных стилевых направлений. Она проявляется в качестве переосмысления культурного наследия, с одной стороны, и осознания масштабности мировых культурных процессов, с другой, что в свою очередь приводит к значительному расширению самого художественного принципа композиции. В данном контексте приведем мысль Ф. Ульмасова: «Только в этом двуединстве, которое имеет различные формы и "пропорции" соотношений, многообразие видов и взаимных сопряжений, рождаются те или иные стилевые направления» [5, 565]. Об этом свидетельствуют произведения М. Бафоева, А. Мансурова, Д. Амануллаевой и других.

Новый образный ряд требует новых средств выразительности, что создает своеобразный интонационный микроклимат, присущий современной музыке композиторов Узбекистана. «При стремлении к неповторности тонов, создающем интенсивное обновление звукового состава, и раскрепощенности мелодического развития от инерции целенаправленных ладовых связей, появление каждого нового звука, каждого оригинального изгиба мелодической линии невольно обращает на себя внимание: максимально проявляется напряженность любого интервала, концентрация интонационной энергии в мельчайших отрезках мелодической линии» [4, 108].

Таким образом, в общей панораме современного композиторского творчества Узбекистана одновременно сосуществуют разные стили, жанры, как основанные на традиционной ладотональной основе, так и представляющие собой сложнейшие авангардные партитуры. Отечественные композиторы стремятся переосмыслить традиции предыдущих поколений и с позиций современности, и в рамках своего индивидуального творческого стиля. Такое переосмысление в мелодической деформации и расширении диапазона интонационных оборотов, в усложнении склада музыкального изложения, в обогащении ритма. Взаимодействие «несочетаемых» в определенном контексте особенностей восточной монодии и приемов алеаторики, сонорики, усложненных ладогармоническими и полифоническими средствами, подчеркивают гибкость и открытость композиторов Узбекистана к расширению новых звуковых возможностей, делая узбекскую музыку актуальной и уникальной в глобальном контексте, открывая новые пути для выражения уникальных аспектов национального музыкального наследия. Основополагающим выводом является то, что рассмотренные аспекты развития современного композиторского творчества позволяют высоко оценить его качественный уровень в общемировом контексте.

Список литературы /References

1. Дрожжина М. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века: дис. докт. иск.: 17.00.02: утв. 16.12.2005 - Новосибирск, 2005, с. 94.

2. Ислямова Д. О некоторых аспектах стилевого обновления современной узбекской фортепианной музыки // Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность. 2020. №1. - С. 27-33.

3. Минкин Л. «II Фортепианный концерт Р. Щедрина». Сб. «О музыке». М., Сов. Композитор, 1980

4. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5. Ульмасов Ф. Новые формы музыкальных традиций: к проблеме соотношения европейских и национальных аспектов в творчестве композиторов Центральной Азии // Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи. - М.,2020. - С. 563-572.

6. Холопова В. Китайский авангард: от Сан Туна до Тан Дуна / В.Н. Холопова, М.Е. Тараканов: Человек и Фоносфера: Воспоминания. Статьи. - Москва, Санкт-Петербург: Алетейя, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.