Научная статья на тему 'О совершенствовании законодательства в области развития инновационных проектов в нефтегазовом секторе экономики'

О совершенствовании законодательства в области развития инновационных проектов в нефтегазовом секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
инновационная деятельность / инвестиционная деятельность / изменение схемы налогообложения / совершенствование законодательства / извлекаемый запас нефти / сверхвязкая нефть / инновация / Российская Федерация / innovative activity / investment activity / taxes change / improvement of legislation / extracted oil reserve / ultra-viscous oil / innovation / Russian Federation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давуд Ахмедович Давудов, Алексей Олегович Троицкий

В статье рассмотрены экономические ситуации хозяйствующих субъектов, вынужденных прекратить инновационную деятельность в результате изменения схемы налогообложения для нефтедобывающих компаний. Сделаны выводы о том, что действующая система налогообложения имеет недостатки и поэтому требуются изменения в налогообложении. Внесение изменений в действующее законодательство, в части использования льготной системы налогообложения для предприятий, использующих инновационные способы добычи нефти, позволит развивать инвестиционную деятельность в нефтегазовом секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About legislation improvement for innovation projects’ development in oil and gas sector of economy

The article considers the situations when economic entities are to cease operations due to change of taxes for oil producing companies. It is obvious that current taxation scheme has deficiencies that demands introduction of amendments to the articles of tax legislation. Implementing preferential system of oil taxes formation for economic entities that use innovations in oil extraction enable to develop investment business in oil and gas industry

Текст научной работы на тему «О совершенствовании законодательства в области развития инновационных проектов в нефтегазовом секторе экономики»

Закон и право. 2022. № 7. С. 33-38. Law and legislation. 2022;(7):33 — 38.

Научная статья УДК 342

EDN: https://elibrary.ru/HPEFPO https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-33-38

NIION: 1997-0063-7/22-373 MOSURED: 77/27-001-2022-7-573

О совершенствовании законодательства в области развития инновационных проектов в нефтегазовом секторе экономики

Давуд Ахмедович Давудов1, Алексей Олегович Троицкий2

1 Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Волгоградский

государственный университет, Волгоград, Россия

2 Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия

1 dav0587@mail.ru

2 alexeytroitskiy@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены экономические ситуации хозяйствующих субъектов, вынужденных прекратить инновационную деятельность в результате изменения схемы налогообложения для нефтедобывающих компаний. Сделаны выводы о том, что действующая система налогообложения имеет недостатки и поэтому требуются изменения в налогообложении. Внесение изменений в действующее законодательство, в части использования льготной системы налогообложения для предприятий, использующих инновационные способы добычи нефти, позволит развивать инвестиционную деятельность в нефтегазовом секторе экономики.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инвестиционная деятельность, изменение схемы налогообложения, совершенствование законодательства, извлекаемый запас нефти, сверхвязкая нефть, инновация, Российская Федерация.

Для цитирования: Давудов Д.А., Троицкий А.О. О совершенствовании законодательства в области развития инновационных проектов в нефтегазовом секторе экономики // Закон и право. 2022. № 7. С. 33—38. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-33-38. ЕБЫ: https://elibrary.ru/HPEFPO.

Original article

About legislation improvement for innovation projects' development in oil and gas sector of economy

Davud A. Davudov1, Alexey O. Troitskiy2

1 Volgograd State Socio-Pedagogical University; Volgograd State University, Volgograd, Russia

2 Volgograd State University, Volgograd, Russia

1 dav0587@mail.ru

2 alexeytroitskiy@mail.ru

Abstract. The article considers the situations when economic entities are to cease operations due to change of taxes for oil producing companies. It is obvious that current taxation scheme has deficiencies that demands introduction of amendments to the articles of tax legislation. Implementing preferential system of oil taxes formation for economic entities that use innovations in oil extraction enable to develop investment business in oil and gas industry.

Keywords: innovative activity, investment activity, taxes change, improvement of legislation, extracted oil reserve, ultra-viscous oil, innovation, Russian Federation.

For citation: Davudov D.A., Troitskiy A.O. About legislation improvement for innovation projects' development in oil and gas sector of economy // Law and legislation. 2022; (7) :33—38. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2022-7-33-38. EDN: https://elibrary.ru/HPEFPO.

© Давудов Д.А., Троицкий А.О. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 07-2022

R современном мире, в условиях глобализации экономики интерес к созданию ин-- ^новаттионн^тх проектов и стартапов неизменно находится на высоком уровне. С одной стороны, инновационный продукт позволяет извлекать коммерческую прибыль в конечной стадии его реализации, с другой стороны, удовлетворяет научно-поисковые амбиции его разработчиков. Начиная с 60 годов XX в. в большинстве стран Европы получает развитие инновационная политика, которой приходится преодолевать ограничения, связанные с правовым регулированием и изначально неоднородным потенциалом для развития бизнеса в каждой отдельно взятой стране. В свою очередь, Соединенные Штаты Америки изначально обладали благоприятными условиями для ведения бизнеса, которые сопровождались эффективной инновационной политикой со стороны государства.

Так, согласно Программе Национальной инновационной системы (NIS — National Innovation System) инновация рассматривается «более чем наука и технология». Инновационная система представляет собой более чем продвижение науки и технологии и включает экономические, политические и другие институты, влияющие на инновации. В основе инновационного успеха лежит треугольник: торговля, налоги, правовая регуляция (Innovation success triangle — trade, tax, regulatory environment)» [14].

Комбинация политики в области инноваций, эффективного налогообложения, разумного ведения бизнеса и потребления приводит к экономическому благополучию и росту благосостояния граждан.

Рассматривая тему инноваций, следует отметить, что правовые исследования в области инноваций не так широки, как экономические. Инновационная тематика имеет экономические корни, и тема разрабатывалась по большей части экономистами. В последнее время ученые пришли к мнению, что изучать инновации необходимо комплексно, в том числе и с правовой точки зрения: «Между тем приходится констатировать, что целый комплекс проблем, связанных с правовой регламентацией отношений в области инновационной деятельности в целом и нанотехнологий, в частности, до настоящего времени не имеет однозначного решения. К ним относятся недостаточное исследование и определение теоретических основ природы и признаков инновационной деятельности. Требует научного обоснования и уточнения понятийный аппарат в сфере инноваций в целом» [7].

В настоящее время инвестиции в нефтегазовый сектор экономики осуществляются преимущественно корпоративными венчурными фондами и стратегическими инвесторами. Так как нефтегазовый рынок имеет определенное количество системообразующих предприятий отраслей экономики, а именно, вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), вопросы стратегического инвестирования и совершенствования законодательства в этой области, по нашему мнению, будут и в дальнейшем находиться в общем фокусе внимания нефтяных компаний.

Как правило, развитие инвестиционной деятельности ВИНК ведется за свой счет, гораздо реже за счет заемных средств, когда инновационная деятельность вновь созданного общества ведется за счет заемных средств участников общества — двух или трех нефтегазовых компаний.

Предприятие, самостоятельно выступая в роли стратегического инвестора, вырабатывает инвестиционную политику. Эта политика является частью стратегии развития предприятия и общей политики управления прибылью. Она заключается в выборе и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала с целью расширения объема операционной деятельности и формирования инвестиционной прибыли. В своей инвестиционной политике предприятие может выбирать различные ее виды: консервативную, компромиссную (умеренную) и агрессивную инвестиционную политику.

Консервативная инвестиционная политика является наиболее характерным видом политики инвестирования нефтяных компаний и направлена на минимизацию инвестиционного риска как приоритетной цели. «При осуществлении этой политики инвестор не стремится ни к максимизации размера текущего дохода от инвестиций, ни к максимизации прироста капитала (а, соответственно, максимизации темпов роста рыночной стоимости капитала), а заботится лишь о безопасности своих вложений. Формой реализации такой политики является формирование консервативного инвестиционного портфеля» [13].

Например, согласно позиционированию и инвестиционным приоритетам ПАО «ЛУКОЙЛ» 80% капитальных затрат в РФ составляют низкорисковые проекты в регионах присутствия с готовой инфраструктурой и масштабной ресурсной базой, 20% капитальных затрат в зарубежных странах (точечное наращивание объемов высокомаржинальной добычи), а одним из клю-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

чевых положений Стратегии развития компании до 2032 года является проведение консервативной финансовой политики [12].

Раскрывая тему инноваций в нефтегазовом секторе, невозможно обойти стороной инновационный центр Сколково, который представляет собой инновационную платформу, направленную на создание и коммерциализацию уникальных технологических разработок, успешно используемых в нефтесервисе. Среди них технологии внутрискважинных исследований, мониторинга нефтяных и газовых скважин с математическим моделированием и интерпретацией big data, программные решения по геонавигации. Одновременно с резидентами Сколково научно-исследовательскую и инновационную деятельность ведут структурные подразделения нефтяных компаний.

Так, ООО «РИТЭК» («Российская инновационная топливно-энергетическая компания»), являясь научно-исследовательским полигоном ПАО «ЛУКОЙЛ», разрабатывает инновационные технологии, связанные с повышением коэффициента нефтеизвлечения (термогазовое, водогазовое воздействие и другие разработки). Таким образом, собственные научно-исследовательские институты, обладая накопленным опытом и компетенциями в области передовых методов геолого-разведочных работ (ГРР), бурения и закачивания скважин также проводят экспертизу и реализацию сложных проектов. К таким проектам относятся проекты трудно извлекаемых запасов, включая высоковязкую нефть.

Основными факторами, оказывающими влияние на принятие решений стратегическими инвесторами по объему инвестиций в инновационную деятельность нефтяных компаний, являются мировые цены на нефть и налогообложение: «Мировые цены на нефть на уровне 60 долл. за баррель не делают добычу сверхвязкой нефти рентабельной по причине отмены налоговых стимулов на добычу такой нефти. Даже при этой цене каждый инвестиционный рубль приносит нашей компании убытки», — пояснил Азат Шам-суаров, отвечая на вопрос, является ли текущий уровень нефтяных цен достаточным для рентабельной добычи сверхвязкой нефти.

А. Шамсуаров также добавил, что компания в настоящий момент проводит оценку перспектив добычи сверхвязкой нефти. Начальник департамента обеспечения добычи нефти и газа «ЛУКОЙЛа» Азат Хабибуллин сообщил ТАСС, что компания прекратила инвестиции в рост добычи сверхвязкой нефти после отмены льгот по

налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2020 г. (Материалы межотраслевой конференции «Использование научно-технического потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса в интересах нефтегазовой отрасли») [9].

Некоторую экономическую и правовую неопределенность вносят фактор внезапной смены системы налогообложения, когда предприятие начинает инвестиционные планы по развитию месторождений по льготной системе налогообложения, а после введения принципиально другой схемы налогообложения вынуждено приостанавливать развитие, чтобы не потерпеть прямые убытки.

«Согласно годовому отчету «ЛУКОЙЛа» пер-мо-карбоновая залежь Усинского месторождения характеризуется высокой вязкостью нефти. Для увеличения притока нефти к скважинам используется циклическое нагнетание пара в пласты парогенерирующими установками (ПГУ). Всего на месторождении планировалось ввести в эксплуатацию 7 ПГУ. Налогообложение для этого месторождения производилось по льготной ставке НДПИ и составляла 31% от стандартной. После отмены льгот для сверхвязкой нефти прирост фискальной нагрузки составил 40 млрд руб., при этом 180 млрд руб. инвестиций становятся нерентабельными» [8].

Аналогичные проблемы стали испытывать практически все нефтедобывающие компании, которые являются крупными налогоплательщиками, когда «осенью 2020 г. власти отменили льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче сверхвязкой нефти и другие стимулирующие преференции для нефтяников. Минфин посчитал, что компании пользуются этими возможностями неэффективно, и рассчитывал за счет этого привлечь в бюджет более 300 млрд руб. в течение 2021 — 2023 гг. Взамен им было предложено перейти на режим НДД, условия которого осенью также ужесточились» [5].

Таким образом, становится очевидным, что действующая система налогообложения ограничивает нефтяные компании в возможности реинвестиции доходов в техническое переоснащение, что приводит к налоговой нагрузке и является препятствием для повышения их инновационной активности в основной области — трудно извлекаемых запасов нефти.

По нашему мнению, возможным решением проблемы стимулирования инвестиционной активности являются введение минимального на-

LAW & LEGISLATION • 07-2022

лога на дополнительный доход и инвестиционный вычет для нефтяных компаний, которые используют инновационные технологии добычи трудно извлекаемых запасов нефти.

Реализация предложения по введению минимального налога на дополнительный доход возможна путем внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021), в ст. 333.45 «Объект налогообложения» [2].

Введение специального налога на добавленный доход (НДД) для ряда месторождений позволяет инвестировать в трудноизвлекаемые запасы, что поддержит объемы нефтедобычи (с учетом степени выработанности запасов нефти на участке недр, в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых). Основным критерием введения минимального налога является фактическое применение компанией инновационных способов добычи нефти. В этом случае применяется технология, защищенная патентом, а сама компания обладает исключительными правами на изобретения, а также правами на результаты интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ) [2].

Следует отметить, что, по сложившейся практике, сам факт применения инновационных технологий вынесен за рамки контроля государственных органов, а хозяйствующий субъект использует технологии в зависимости от степени разработанности участков и с соблюдением требований законодательства в соответствующих аспектах деятельности.

Реализация инвестиционного вычета по НДПИ, по нашему мнению, возможна также для тех компаний, которые уже инвестировали в проекты добычи высоковязкой нефти, но из-за изменения схемы налогообложения рассматривают консервацию, а, по сути, прекращение ведения работ. В этом случае, как временная мера, инвестиционный вычет по НДПИ позволяет завершить работы по вводу основных средств в эксплуатацию и выход на норму рентабельности.

Отдельно следует отметить, «что в границах геологического отвода одновременно может осуществляться деятельность нескольких пользователей недр, и порядок их взаимодействия устанавливается при предоставлении участка недр» [10], которые относятся к категории «объекты гражданских прав». В этом аспекте правовая неопределенность со схемой налогообложения становится предметом пристального внимания со

стороны хозяйствующих субъектов. «Научная дискуссия относительно соотношения категорий «объекты гражданских прав» и «объект гражданских правоотношений», а также их наполняемости основывается на специфичности предмета гражданского права (как отрасли права). В соответствии с современной редакцией п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство:

1) определяет правовое положение участников гражданского оборота;

2) определяет основания возникновения и порядок осуществления прав собственности и других вещных прав, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;

3) регулирует корпоративные отношения;

4) регулирует договорные и иные обязательства и др.» [11]

В связи с этим, как отмечалось выше, для реализации опытно-промышленных работ (ОПР) для освоения новых месторождений нефти и газа требуются капиталовложения нескольких нефтяных компаний. Примером осуществления кооперации в части совместного финансирования инновационных проектов по добыче углеродных ресурсов может являться вновь созданное общество.

Например, финансирование общества «Новые технологии добычи нефти» происходит в форме займов. Займодавцами для своих дочерних обществ выступают нефтяные компании: ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Татнефть». Общие принципы деятельности общества регулируются корпоративным договором. Обществом получены лицензии на недропользование, заключены договоры финансирования разработки инновационных проектов, происходит передача исключительных прав, ведется совместная хозяйственную деятельность. Однако участникам общества, в связи с изменением схемы налогообложения, пришлось внести коррективы в инвестиционные программы, а механизм регулирования, в данном случае «Договор об осуществлении прав участников», позволил эффективно выработать единую позицию по данному вопросу.

В заключение подчеркнем, что в настоящее время Российской Федерации удалось улучшить свои позиции в Global Innovation Index — 2021, переместившись с 47-го на 45-е место (всего 132 страны). Рейтинг в течение уже нескольких лет возглавляет Швейцария. Вместе с ней в 2021 г. в первую десятку вошли Швеция, США, Великобритания, Республика Корея, Нидерланды, Финляндия, Сингапур, Дания, Германия.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

Согласно отчету Global Innovation Index — 2021 Российская Федерация уделяет значительное внимание инновационному развитию, а при наличии многочисленных стратегий и мер поддержки, значительных многолетних расходах инновационная политика дает рост результатов. Также, согласно отчету, впервые в 2021 г. категориями, повышающими рейтинг страны, являются качество правового регулирования (Regulatory quality), верховенство закона ( Rule of law), законодательное регулирование (Regulatory environment) [6].

Во многом улучшению позиций способствовали принятые поправки в Конституцию РФ в области государственной поддержки российской науки, научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала ст. 114 [1], а также принятые федеральные законы: «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ» от 31 июля 2020 г. № 258; [3] «О внесении изменений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 31 июля 2020 г. № 309 ФЗ (внесены изменения в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [4].

Однако, несмотря на ряд принятых законов и действующие правовые нормы, существует необходимость внесения изменений в действующее законодательство в области налогообложения. И основания исключительно экономические. Переход на налог на добавленный доход позволяет увеличить налоговые поступления, но замедляет инвестиционную деятельность. Правовая неопределенность в исчислении налогов позволяет ликвидировать бюджетные дефициты в краткосрочной перспективе и сужает перспективы инвестиций в отрасль.

Таким образом, с нашей точки зрения, возможным решением проблемы является поиск разумного баланса в области налогообложения, отвечающего взаимным интересам государства и бизнеса.

Список источников

1. Конституция РФ. 2020 Актуальная редакция с комментариями по сост. на 25.01.2021 // URL: http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-6/st-114-krf (Дата обращения: 26.03.2021)

2. Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28165/ (Дата обращения: 01.11.2021)

3. Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 258-ФЗ // URL: https://fzrf.su/zakon/2020-07-31-n-258-fz/ (Дата обращения: 26.03.2021)

4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 31.07.2020 № 309-ФЗ (послед. ред.) // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 358795/ (Дата обращения: 26.03.2021)

5. Гордеев, Владислав. Путин поддержал идею Алекперова о льготах для сверхвязкой нефти. РБК // https://www.rbc.ru/business/11/03/2021/ 604a1d759a7947b691f11823 / Гордеев Владислав (Дата обращения: 01.11.2021)

6. Доклад «Глобальный инновационный индекс 2021» (Global Innovation Index Report) // URL: https://www.globalinnovationindex.org/gii-2021-report# (Дата обращения: 01.11.2021)

7. Иншакова А. О. О формировании нового арсенала методологии научных правовых исследований в сфере нанотехнологий и наноиндуст-рии / А.О. Иншакова, Д.П. Фролов // Вестник Пермского университета. Серия: Юридические науки. 2016. № 32. С. 133—143.

8. «ЛУКОЙЛ» законсервирует объекты на Усинском месторождении вязкой нефти / / URL: https://www.interfax.ru/business/782256 (Дата обращения: 01.11.2021)

9. «ЛУКОЙЛ» представит стратегию развития компании до 2032 года в конце 2021 года // URL: https://tass.ru/ekonomika/10688005 (Дата обращения: 26.03.2021)

10. Маштаков K.M. Участки недр как объекты гражданских прав // Гражданско-правовые исследования. 2018 // URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/uchastki-nedr-kak-obekty-grazhdanskih-prav-1/viewer (Дата обращения: 01.11.2021)

11. Объекты гражданских прав / Колл. авт. М.: Юрайт, 2019. 566 c.

12. Стратегия сбалансированного развития. Раскрывая потенциал. День инвестора 23 марта 2018 г. Лондон // URL: https://rupec.ru/down-load.php?url=%2Fupload%2Fiblock%2Fd3a %2Fd3a 5152491387991568f35aeb5c0a121.pdf (Дата обращения: 26.03.2021)

13. Третьякова Е.А. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. Пермь: Изд-во Изд-во Перм. нац. исслед. политех. ун-та, 2012. 357 с.

14. Atkinson R.D. Understanding the U.S. National Innovation System / // The information technology & innovation foundation . 2014. С. 1 // http://

LAW & LEGISLATION • 07-2022

www2.itif.org/2014-understanding-us-innovation-system.pdf

References

1. Constitution of the Russian Federation. 2020 Current edition with comments on comp. on 25.01.2021 // URL: http://constitutionrf.ru/rzd-1/ gl-6/st-114-krf (Accessed: 03.26.2021)

2. The Tax Code of the Russian Federation (part 2) of 05.08.2000 № 117-FZ // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 28165 / (Accessed: 01.11.2021)

3. Federal Law «On Experimental legal regimes in the field of digital innovations in the Russian Federation» dated 31.07.2020 № 258-FZ // URL: https://fzrf.su/zakon/2020-07-31-n-258-fz / (Accessed: 03.26.2021)

4. Federal Law «On Amendments to the Federal Law «On Science and State Scientific and Technical Policy» dated 31.07.2020 № 309-FZ (last ed.) // URL: http: //www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_358795 / (Accessed: 03.26.2021)

5. Gordeev, Vladislav. Putin supported Alek-perov's idea of benefits for extra-viscous oil. RBC // https://www.rbc.ru/business/11 /03/2021 /604a 1d759a7947b691f11823 / Vladislav Gordeev (Accessed: 01.11.2021)

6. Report «Global Innovation Index 2021» (Global Innovation Index Report) // URL: https:// www.globalinnovationindex.org/gii-2021-report # (Accessed: 01.11.2021)

7. Inshakova A. O. On the formation of a new arsenal of methodology of scientific legal research in the field ofnanotechnology and nanoindustry / A.O. Inshakova, D.P. Frolov // Bulletin of Perm Uni-versity. Series: Legal Sciences. 2016. № 32. Pp. 133—143.

8. LUKOIL preserves facilities at the Usinsk viscous oil field // URL: https://www.interfax.ru/ business/782256 (Accessed: 01.11.2021)

9. LUKOIL will present the company's development strategy until 2032 at the end of 2021 // URL: https://tass.ru/ekonomika/10688005 (Date of reference: 03/26/2021)

10. Mashtakov K.M. Subsurface areas as civil objects rights // Civil law research. 2018 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastki-nedr-kak-obekty-grazhdanskih-prav-1 /viewer (Accessed: 01.11.2021)

11. Objects of civil rights / Call. author M.: Yurayt, 2019. 566 p.

12. Balanced development strategy. Unlocking the potential. Investor Day March 23, 2018 London // URL: https://rupec.ru/download.php?url= %2Fup-load%2Fiblock %2Fd3a%2Fd3a515249138799 1568f35aeb5c0a121.pdf (Accessed: 03.26.2021)

13. Tretyakova E.A. Financial management: Textbook. Perm: Publishing House of Perm. National. research. polytech. un-ta, 2012. 357 p.

14. Atkinson R.D. Understanding the national innovation system of the USA // Information Technology and Innovation Foundation. 2014. P. 1 // http://www2.itif.org/2014-understanding-us-innovation-system.pdf

Информация об авторах

Давудов Д. А. — кандидат юридических наук, доцент кафедры права и методики преподавания права; доцент кафедры гражданского и международного частного права Троицкий А.О. — студент магистратуры

Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Davudov D.A. — candidate of law, associate professor, department of law and methods of teaching law, associate professor, department of civil and private international law Troitskiy A.O. — student of the magistracy

Вклад авторов:

Давудов Д. А. — концепция исследования; вывод Троицкий А.О. — написание исходного текста; вывод Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors:

Davudov D.A. — research concept; conclusion Troitskiy A.O. — writing of the source text; conclusion The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 27.04.2022; одобрена после рецензирования 08.06.2022; принята к публикации 14.06.2022.

The article was submitted 27.04.2022; approved after reviewing 08.06.2022; accepted for publication 14.06.2022.

3B

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.