Научная статья на тему 'О совершенствовании уголовной политики в налоговой сфере'

О совершенствовании уголовной политики в налоговой сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ / СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ ЗА НИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьев И. Н.

В представленной статье рассматривается практика противодействия налоговым преступлениям, пробелы в налоговом и уголовном кодексах РФ и пути совершенствования уголовной политики в налоговой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании уголовной политики в налоговой сфере»

2'2013

Пробелы в российском законодательстве

6.6. О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

Соловьев И.Н., д.ю.н., проф., Заслуженный юрист РФ. Должность: руководитель аппарата. Место работы: Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Федерального Собрания Российской Федерации. E-mail: [email protected]

Аннотация: В представленной статье рассматривается практика противодействия налоговым преступлениям, пробелы в налоговом и уголовном кодексах РФ и пути совершенствования уголовной политики в налоговой сфере.

Ключевые слова: налоговое преступление, критерии выявления налоговых правонарушений, уклонения от уплаты налогов, структура налоговых преступлений и наказаний за них

Если говорить о современном состоянии противодействия налоговой преступности и попытаться проанализировать сегодняшнюю ситуацию в данной сфере получится, негативная оценка - это, пожалуй, основное, что отражают попытки государства минимизировать негативные последствия от криминального уклонения от уплаты налогов. Причем негатив проявляется по всем направлениям: законодательному, правоприменительному, что естественно отражается в статистике. Вникая в суть дела чуть более подробно, нетрудно структурировать развитие уголовной политики в налоговой сфере.

Со стороны законодательной сегодня мы имеем весьма сложные диспозиции налоговых составов УК РФ, трудные для понимания и правопримения. Человек, не искушенный в тонкостях юридической техники, с первого, второго и уверен с третьего раза не разберется в том, все-таки, за что, и, в каких случаях, он может быть привлечен к уголовной ответственности за противоправные деяния в сфере налогообложения.

По линии выявления налоговых преступлений ситуация не менее проблемная. Сегодня налоговые преступления в подавляющем большинстве выявляются методами контрольной работы, а не правоохранительной деятельности. Основным критерием, при этом, является величина недоимки, а не полученная информация, свидетельствующая о совершении преступления. Это не случайно, так как возможности использования результатов оперативно-разыскной деятельности по данной линии существенно ограничены. Не может сегодня полицейский направить материалы, полученные в результате оперативно-разыскной деятельности в налоговый орган, таким образом, придав им открытый характер - это запрещено законом. Справедливости ради скажу, что хороших, качественных оперативных материалов по налоговым преступлениям - единицы, во многих отраслях финансово-хозяйственной деятельности оперативные позиции утрачены, а стимулирующие оперативных сотрудников факторы в виде перспектив доведения материалов до судебного приговора, отсутствуют.

В конце 2009 года в шесть раз были повышены размеры крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты налогов. Так по статье 199 УК РФ на сегодня крупный размер составляет сумму более шести миллионов рублей - это эквивалент примерно 200 тыс. долларов США. Например, в 2000 году крупным раз-

мером признавалась сумма, превышающая 1000 минимальных размеров оплаты труда (на 01.07.2000г. -83490 руб.=2960 долларов США), т.е. в 69 раз меньшая. Особо крупный размер сегодня - 30 млн. рублей, т.е. примерно 1 млн. долларов США. Но: еще 13 лет назад, особо крупным размером неуплаченных налогов признавалась сумма, превышающая 5000 минимальных размеров оплаты труда, на 01.07.2000г-417450 руб. = 14803 доллара США), т.е. в 67 раз меньшая.

Под стать обозначенным проблемам и статистика. С момента вступления в силу положений закона 389-ФЗ от 29.12.2009 г., существенно декриминализировавше-го налоговые составы, до прошлого года фиксировалось ежегодное порядка 30-35 % сокращение всех показателей, характеризующих противодействие налоговым преступлениям. В 2012 году ситуация несколько стабилизировалась: выявлено 5818 налоговых преступлений, из них предварительно расследовано 4818.

Положения уголовно-процессуального законодательства также работают на налоговых уклонистов. В данном случае это запрет на избрание меры пресечения в виде заключения под стражу и обязанность прекращения уголовного преследования в случае возмещения нанесенного ущерба.

В сфере судебной также не все безоблачно. Нормы статьи 90 УПК РФ определяют преюдициальную силу судебных решений по гражданским делам, что напрямую препятствует отправлению правосудия по делам уголовным. К тому же в гражданских и арбитражных судах не исследуются те доказательства, которые могут быть представлены в уголовных судах.

Проведенный анализ структуры вынесенных приговоров по налоговым преступлениям, а также видов назначенных наказаний за последние 2,5 года говорит о последовательном сокращении количества лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений. Так, в 2010 году в отношении 1039 человек были вынесены приговоры по налоговым преступлениям (по ст. 198 - 263, по ст. 199 -506, по ст. 199.1 - 85, по ст. 199.2 - 185). Из них большинство - 488 человек осуждены условно, 483 человека приговорены к штрафу, 40 человек получили реальные сроки лишения свободы, 17 лиц оправдано. В 2011 году в отношении 662 человек были вынесены приговоры по налоговым преступлениям (по ст. 198 -179, по ст. 199 - 318, по ст. 199.1 - 47, по ст. 199.2 -118). Из них большинство - 358 человек приговорены к штрафу, 263 человека наказаны условно, 22 человека получили реальные сроки лишения свободы, 17 лиц оправдано. За 6 месяцев 2012 года осуждено 256 человека, из них 163 приговорены к штрафу, 76 осуждены условно, 11 приговорены к лишению свободы, 12 оправдано.

Анализ приведенных статистических данных, говорит о том, что в общем массиве мер наказания за налоговые преступления превалирует штраф - 51,3%, на втором месте идет условное наказание 42,3%. Совсем незначительные показатели по исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью -менее 1 %. К реальным срокам лишения свободы приговорены 3,73% осужденных, при этом 2,35% лиц, было оправдано судами.

В связи с этим говорить о том, что налоговые преступления могут использоваться как инструмент давления на бизнес под угрозой лишения свободы, по крайней мере некорректно (из 1957 лиц, осужденных

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ

Соловьев И.Н.

по налоговым составам за последние 2,5 года, 73 получили незначительные сроки лишения свободы и то только потому, что не захотели возместить причиненный государству ущерб, не сотрудничали со следствием, а напротив, предпринимали шаги по сокрытию следов преступления, разрушению доказательственной базы и т.д.).

Кроме того, если обратиться к правоохранительной составляющей противодействия налоговой преступности, то здесь мы столкнемся с трехступенчатой нерабочей схемой, когда единственным основанием для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям являются материалы, поступившие в следственные органы из налогового органа. При этом о качестве материалов, их полноте, достоверности и достаточности для возбуждения уголовного дела, говорить не приходится. При этом в ходе реформирования органов внутренних дел отдельное направление по борьбе с налоговыми преступлениями было ликвидировано.

Имеющиеся ограничения в полномочиях налоговых органов по проведению повторных налоговых проверок одной и той же организации практически не позволяют учитывать выявленные оперативным или следственным путем новые эпизоды противоправных деяний в сфере налогообложения и соответственно корректировать итоговую сумму крупного или особо крупного размера уклонения.

Существенно снизилось качество и научно-методического обеспечения противодействия налоговой преступности. Новые методики выявления и расследования не создаются, старые практически не применимы, так как изменились реалии. Экономические и правовые.

Таким образом, сегодняшний механизм противодействия налоговой преступности таковым назвать нельзя, а то, что имеется - разрозненные остатки некогда единой системы, единого цикла от выявления налогового преступления до направления дела в суд.

Профилактическое значение уголовно-правового запрета фактически сведено к нулю, учитывая перечисленные выше аргументы, а также имеющиеся специальные нормы об освобождении от уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений. Дезориентация и неспособность нормальной работы правоохранительной системы государства в данной области, также не обеспечивает какой либо превенции.

Следует отметить, что в декабре 2012 года был утвержден План мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования в целях противодействия уклонению от уплаты налогов. Данный документ, утвержденный распоряжением главы правительства, предусматривает определение порядка взыскания задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам), образовавшейся после принятия организацией решения о своей ликвидации; определение понятий "налоговый резидент-организация", "фактический получатель дохода", а также установление порядка налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний. Кроме того, документом, предусматривается уточнение перечня оснований для отказа в государственной регистрации юридических лиц, оснований приостановления операций по счетам организаций в банке, прав налоговых органов при проведении процедуры камеральной налоговой проверки, порядка применения и технического обслуживания контрольно-кассовой техники, а также норм уголовной ответственности за преступления,

связанные с легализаций доходов, полученных преступным путем и за нарушение законодательства в части трансграничного перемещения валютных средств.

Планируется, что налоговым органам будет предоставлено право истребовать информацию, касающуюся деятельности лиц, с участием которых проверяемым налогоплательщиком совершаются сделки по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг). Также будет прописан порядок определения налоговых последствий сделок, совершенных с участием организаций, имеющих признаки "фирм-однодневок". Кроме того, планируется введение обеспечительной меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае отсутствия организации по месту нахождения, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.

Наряду с этим должны быть усовершенствованы:

- процедура камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, а также налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, в которой указан убыток;

- ответственность лиц, решения которых привели к возникновению задолженности организации по обязательным платежам в бюджетную систему РФ и неисполнению денежных обязательств перед РФ.

К IV кварталу 2013г. надлежит подготовить поправки, направленные на противодействие избежанию налогообложения с использованием «оффшорных» юрис-дикций, включая определение в законодательстве понятий «налоговый резидент-организация», «фактический получатель дохода». Кроме того, предполагается определить порядок налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний.

В целом налоговая политика на ближайшие годы должна способствовать притоку иностранных инвестиций, сохранения до 2018 года налоговой нагрузки на несырьевые сектора экономики на прежнем уровне, сокращению и упрощению административных процедур, повышению прозрачности и предсказуемости налоговой системы в целом.

Из имеющихся на сегодняшний день предложений по дополнению налоговых составов УК РФ отметил бы инициативы по криминализации уклонения от уплаты страховых взносов (в связи с отменой единого социального налога), ведь по имеющимся расчетам из 87 млн трудоспособного населения в полном объеме страховые платежи уплачивают только 48 млн человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.