Научная статья на тему 'О совершенствовании уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей'

О совершенствовании уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1222
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗЛОСТНОЕ УКЛОНЕНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ И НЕТРУДОСПОСОБНЫХ РОДИТЕЛЕЙ / CRIMINAL LAW / WILLFUL EVASION / THE MAINTENANCE OF CHILDREN AND DISABLED PARENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубченко Александр Николаевич

Анализируется уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей; предлагаются пути его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рубченко Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Examines the criminal legislation providing responsibility for fraudulent evasion of child support or disabled parents, suggests ways to improve it.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 35(250).

Право. Вып. 30. С. 54-57.

А. Н. Рубченко

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЛОСТНОЕ УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ СРЕДСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ ИЛИ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Анализируется уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей; предлагаются пути его совершенствования.

Ключевые слова: уголовное законодательство, злостное уклонение, содержание детей и нетрудоспособных родителей.

В Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Трансформация экономических и социальных отношений в нашей стране настойчиво требует создания оптимальной модели системы законодательства и правовой политики, которые соответствовали бы потребностям современного общества. Уголовная политика государства, направленная на защиту интересов семьи, также не является исключением.

Одним из ключевых направлений функционирования и развития системы и механизма уголовной политики является совершенствование уголовного законодательства. Приоритетность данного направления определяется социальными функциями уголовно-правового регулирования и уголовно-правовой защиты общественных отношений в сфере нормального развития семьи и несовершеннолетних.

Совершенствование уголовного законодательства и правоохранительного механизма осуществляется как единый системный процесс их количественных и качественных изменений, обусловливающий повышение уровня их эффективности. Изменения объема, структуры, характера, формы и функций правоотношений, государственно-правовых институтов, средств, методов, гарантий, образующих правоохранительный механизм, а также юридических норм являются основой функционирования и развития уголовной политики и достижения ее целей1.

Такое совершенствование предполагает, прежде всего, изменение объема, характера и структуры соответствующих правовых норм, их систематизацию. Этот процесс должен быть системным, иметь комплексный характер, закономерную взаимосвязь всех направлений и форм проявления. Необходимость совершенствования законодательства выражает закономерную зави-

симость от потребностей практики. Изменение социальных условий, возникновение в этой связи противоречий — это бесконечный процесс изменения количественных и качественных параметров преступности, что способствует выработке мер по защите интересов личности, общества, государства в новых социальных условиях.

Уголовное право определяет пределы и формы преступного поведения, уголовной ответственности, наказуемости общественно опасных деяний. Оно определяет структуру преступности, ее формальные криминологические параметры2, оказывает существенное воздействие на сущность, предмет, метод правового регулирования, социальную роль других отраслей права.

Совершенствование уголовного законодательства предполагает строго определенные изменения как его отдельных норм, так и их совокупности. Приоритетный характер этого процесса определяется их сущностью и социальными функциями. Они обусловлены конкретноисторическими, экономическими, социальнополитическими, духовными процессами общества, его противоречиями и принципами.

Важнейшей проблемой уголовного законодательства была и остается проблема криминализации и декриминализации деяний, системы и видов наказания, заменяющих их мер государственного принуждения.

В юридической литературе указывается на необходимость разработки механизма криминологического обоснования уголовного законодательства и смежных с ним отраслей, проведения тщательной криминологической экспертизы всей совокупности уголовно-правовых норм и внесения по ее результатам изменений в Уголовный кодекс РФ3.

А. В. Наумов, в частности, отмечает: «Проблемы криминализации и декриминализации свя-

заны, по сути, с общими проблемами развития любого государства и общества. Представление

о необходимости запрещения в уголовном законе тех или иных деяний не остается раз и навсегда данным и неизменным. Жизнь обязательно вносит в него свои коррективы. При этом следует отметить, что процессы криминализации и декриминализации тесно связаны друг с другом — ответственность за какие-то деяния исключается, а за какие-то, наоборот, устанавливается»4.

В этой связи необходимо привести приоритеты системы Особенной части Уголовного кодекса РФ в соответствие с потребностями современного российского общества по охране важнейших общественных отношений, обеспечивающих целостность и безопасность государства, определяющих меру защиты интересов личности.

Целесообразно согласовать положения конституционного, административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовноисполнительного, гражданского, семейного и других отраслей права, нормативных актов высших органов государственной власти РФ, субъектов РФ, министерств и ведомств по вопросам, связанным с предупреждением преступности, выделить приоритеты такой деятельности.

Проблема социальных приоритетов — важнейшая проблема уголовного законодательства. В целом не вызывает сомнений стратегическая позиция Уголовного кодекса РФ, определяющая абсолютный приоритет охраны прав и свобод личности. Гарантии интересов личности создаются и зависят не только и не столько от усилий и труда самой личности, сколько от совместных усилий и труда личности, общества и государства. Только государство и общество обладают необходимым механизмом, способным защитить и гарантировать интересы личности.

Уголовный кодекс РФ, имея отдельные недостатки, сохраняет в своем содержании определенный ресурс для его дальнейшего совершенствования5.

С. С. Босхолов, освещая приоритеты уголовной политики и их закрепление в действующем уголовном законодательстве, выделяет следующие основные направления его совершенствования: 1) приведение его в точное соответствие с Конституцией РФ; 2) обеспечение эффективной охраны им общественных отношений, олицетворяющих новые социально-экономические

условия и урегулированных нормами различных отраслей действующего отечественного законодательства; 3) исключение внутренней несогласованности и противоречивости системы и отдельных норм уголовного закона; 4) качественное повышение уровня применимости уголовно -правовых норм в следственной и судебной прак-тике6.

Учитывая указанные приоритеты и используя материалы изучения следственно-судебной практики, мы предлагаем внести соответствующие изменения в ст. 157 УК РФ «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей».

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления заключается в бездействии — злостном уклонении по решению суда от уплаты средств на содержание потерпевших (в ч. 1 — несовершеннолетних, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста; в ч. 2 — нетрудоспособных родителей). Для квалификации преступных действий виновного по рассматриваемой норме необходимо установить, что такое уклонение являлось злостным. Этот термин носит оценочный характер. Следует отметить, что в юридической литературе ставился вопрос о необходимости сокращения оценочных понятий в праве. С этой целью предлагается либо совершенно отказаться от оценочных признаков, определяющих преступность деяния или влияющих на его квалификацию, исключив их из действующего уголовного законодательства, либо раскрыть их содержание в самом уголовном законе или подзаконном акте7.

Учитывая неоднозначный подход к содержанию понятия «злостное уклонение», В. С. Савельева предлагает заменить термин «злостное» указанием в тексте закона на: а) длительность (три и более месяца) невыполнения родителем установленной решением суда обязанности по алиментированию несовершеннолетних или нетрудоспособных детей; б) неплатеж алиментов, несмотря на официальное предупреждение

об уголовной ответственности; в) уклонение, связанное с совершением действий, имеющих специальной целью избежать взысканий по исполнительному листу8. Приведенное предложение представляется нам неубедительным. Злостность является конструктивным признаком диспозиции ст. 157 УК РФ, в связи с чем мы предлагаем раскрыть его содержание в примечании к указанной статье.

Из смысла ст. 157 УК РФ следует, что злостность поведения лица предполагает не единичный факт совершения им уклонения от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, а устойчивые и продолжительные действия лица по уклонению от такой уплаты. В этой связи предлагаем ст. 157 УК РФ дополнить приложением следующего содержания: «Злостным, то есть без уважительных причин, является уклонение родителей более трех месяцев от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, или совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи родителей».

Анализ диспозиции ст. 157 УК РФ, а также практики ее применения свидетельствует о том, что имеет место уклонение родителей от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, или совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи родителей. Однако указанные лица при этом иногда предоставляют средства на содержание перечисленных лиц, что исключает наличие в их действиях признаков анализируемого состава преступления. В этой связи представляется целесообразным диспозиции ч. 1 и 2 ст. 157 УК РФ после слов «от уплаты средств на содержание» дополнить словами «или предоставления средств».

Следует отметить также, что зачастую бедственное положение находящихся в родстве нетрудоспособных лиц (дедушки и бабушки, детей, внуков) вызвано негативными для них социальноэкономическими тенденциями, что ведет к ухудшению их материального положения. Уклонение от их содержания, по нашему мнению, относится к разряду преступлений, представляющих повышенную социальную опасность.

В этой связи представляется целесообразным расширить перечень потерпевших применительно к ч. 2 ст. 157 УК РФ, дополнив ее после слов «на содержание нетрудоспособных родителей,» словами «дедушки и бабушки, детей, внуков или других лиц, если такая обязанность возложена приговором суда или решением судьи».

Мы считаем, что защита материальных интересов родителей и их детей должна быть комплексной. Ст. 157 УК РФ состоит из двух частей: ч. 1 предусматривает ответственность за «злостное уклонение родителя от уплаты но решению суда средств или предоставления средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста»; ч. 2 предусматривает ответственность за «злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей». За указанные действия в качестве наказания предусмотрены обязательные работы на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев. По сути, содержащиеся в ч. 1 и 2 ст. 157 УК РФ составы преступления являются самостоятельными, хотя и близкими по своей социально-правовой природе, что, по нашему мнению, должно быть отражено в Уголовном кодексе РФ. Поэтому представляется целесообразным выделить их в две отдельные статьи: ст. 157 «Уклонение от уплаты средств на содержание детей» и ст. 1571 «Уклонение от уплаты средств на содержание нетрудоспособных родителей».

Нами предлагается также структурно изменить норму ст. 157 УК РФ, предусмотрев в ней две части. При этом ч. 1 следует изложить в следующей редакции: «Злостное уклонение родителя от уплаты или предоставления средств по решению суда на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста,— наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.».

В качестве квалифицирующего признака (ч. 2) необходимо закрепить то же деяние, совершенное лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное настоящей статьей, установив за него наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет или лишения свободы на тот же срок.

Соответственно и ст. 1571 УК РФ должна состоять из двух частей. Часть 1 предлагаем изложить в следующей редакции: «Злостное уклонение от уплаты или предоставления средств, назначенных по решению суда на содержание

нетрудоспособных родителей, совершеннолетними трудоспособными детьми — наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.».

В ч. 2 ст. 1571 в качестве квалифицирующего признака следует закрепить то же деяние, совершенное лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное настоящей статьей, установив наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет или лишения свободы на тот же срок.

Предлагаемые нами изменения норм уголовного закона направлены на повышение его эффективности в регулировании правоотношений, возникающих в связи с уклонением от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Примечания

1 См.: Гребцов, О. В. Уголовная политика современной России и предупреждение преступности : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000. С. 14-15.

2 См.: Спиридонов, Л. И. Феномен преступности // Криминология : учеб. для юрид. вузов / под ред.

B. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова. СПб., 1998. С. 40-41.

3 См.: Милюков, С. Ф. Проблемы криминологической обоснованности российского уголовного законодательства : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2000. С. 7.

4 Наумов, А. В. Уголовное право. Общая часть : курс лекций. М., 1996. С. 124.

5 См.: Ляпунов, Ю. И. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года: достоинства и недостатки // Уголовный кодекс Рос. Федерации (итоги и перспективы) : сб. науч. ст. / под ред. Н. Г. Кадникова. М., 2006. С. 11.

6 См: Босхолов, С. С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовноправовой и информационный аспекты. М., 1999.

C. 129.

7 См.: Кудрявцев, В. Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 1972, С. 143; Тимейко, Г. В. Общее учение об объективной стороне преступления. Ростов, 1977. С. 197.

8 См.: Савельева, В. С. Уголовная ответственность родителей за злостное уклонение от уплаты алиментов : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1979. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.