О совершенствовании процедуры комплексных кадастровых работ
Н.И. Бурмакина профессор кафедры экономики и управления недвижимостью Российского государственного университета правосудия, доцент, кандидат экономических наук (г. Москва)
Наталия Ивановна Бурмакина, [email protected]
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов.
Заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, а в субъекте Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе таким заказчиком является орган исполнительной власти указанного субъекта Российской Федерации.
Финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета.
Комплексные кадастровые работы выполняются кадастровыми инженерами на основании государственного или муниципального контракта на выполнение комплексных кадастровых работ, заключенного заказчиком таких работ в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Следует отметить, что в соответствии с приказом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Рос-реестра») от 25 июля 2017 года № П/263 «Об утверждении положения по оказанию услуг по выполнению кадастровых работ» кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее также - Росреестр) активно проводятся комплексные кадастровые работы, чему в немалой степени способствуют невысокие тарифы (из расчета стоимости одного часа работы кадастрового инженера), утвержденные для филиалов кадастровой палаты Росреестра в субъектах Российской Федерации [4].
В результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается подготовка карты - плана территории, содержащей необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.
При этом:
• осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;
• осуществляется установление или уточнение местоположения на зе-
мельных участках здании, сооружений, объектов незавершенного строительства;
• обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;
• обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;
• обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.
Федеральной целевой программой «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 года № 903 (далее - ФЦП), было, начиная с 2017 года, предусмотрено мероприятие № 25 «Проведение комплексных кадастровых работ» в части предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации [5].
В 2017 году Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии подписала соглашения о предоставлении субсидий на проведение комплексных кадастровых работ с тремя пилотными регионами - Республикой Тыва, Астраханской и Белгородской областями. Названным регионам по трем соглашениям от 21 февраля 2017 года в 2017 году было доведено в общей сложности 50 миллионов рублей из федерального бюджета на проведение комплексных кадастровых работ. Исполнители комплексных кадастровых работ были определены муниципальными властями на конкурсной основе. Также муниципальные власти выполняли функции заказчика работ, контролировали их прове-
дение и приемку. В рамках этих соглашений были проведены работы по уточнению местоположения границ земельных участков, установлению или уточнению местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также исправлены имеющиеся в огромном количестве реестровые ошибки. По итогам оценки результативности финансируемых 2017 году мероприятий Росреестр пришел к выводу о том, что проведение комплексных кадастровых работ позволило существенно повысить качество данных, содержащихся в ЕГРН, в том числе за счет внесения в него сведений о границах земельных участков, кадастровый учет которых был осуществлен.
В 2018 году на проведение комплексных кадастровых работ в Росреестр поступили заявки от 21 субъекта Российской Федерации, работы были выполнены в 13 регионах: республиках Башкортостан, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва, Забайкальском, Камчатскрм, Пермском, Хабаровском краях, Амурской, Вологодской, Псковской областях, городе Севастополе. В рамках ФЦП на проведение комплексных кадастровых работ в 2018 году из федерального бюджета было выделено 100 миллионов рублей.
Проведение комплексных кадастровых работ позволило органам власти указанных регионов увидеть реальную картину землепользования на своих территориях.
В 2019 году комплексные кадастровые работы проводятся в 33 субъектах Российской федерации с объемом финансирования из федерального бюджета в размере 205 миллионов рублей.
С момента начала выполнения комплексных кадастровых работ в 2017 году площадь земельных участков, учтенных в ЕГРН в результате таких работ, увеличилась на 20 процентов. На 2020 год в Рос-реестр поступили заявки от 46 субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем до недавнего времени законодательство в сфере кадастровой де-
ятельности и кадастровых отношений не соответствовало положениям градостроительного законодательства, что, в свою очередь, снижало эффективность проведения комплексных кадастровых работ.
В связи с этим важным представляется тот факт, что с 16 сентября 2019 года вступили в силу существенные поправки в федеральные законы от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» [1] и от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [6]. Положения этих законов в части комплексных кадастровых работ были приведены в полное соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации [7].
С учетом совершенствования федерального законодательства комплексные кадастровые работы теперь будут осуществляться в отношении:
• земельных участков, сведения ЕГРН о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;
• земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами общего пользования и другими объектами (территориями) общего пользования, и земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, если образование таких земельных участков предусмотрено утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проектом межевания территории;
• земельных участков, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, только в случае, если образование таких земельных участков предусмо-
трено проектом межевания земельного участка или земельных участков, утвержденным в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
• земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в соответствии с утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проектом межевания территории либо в случае, если применительно к такой территории утвержден проект организации и застройки территории или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в границах такой территории, на основании указанных проекта или документа (при наличии таких утвержденных проекта или документа);
• лесных участков только в случае, если образование таких лесных участков предусмотрено утвержденной в порядке, установленном лесным законодательством, проектной документацией лесных участков;
• занятых зданиями, сооружениями (за исключением линейных объектов) земельных участков, расположенных в границах территории, применительно к которой в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, утвержден проект межевания территории, если образование таких земельных участков предусмотрено проектом межевания территории в соответствии с данным проектом межевания территории;
• зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Комплексные кадастровые работы не будут выполняются в отношении:
• земельных участков, являющихся предметом договоров о комплексном освоении территории;
• земельных участков, расположенных в границах территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории;
• земельных участков, являющихся предметом договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
• земельных участков, являющихся предметом договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
• земельных участков, находящихся в границах территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном развитии по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
• земельных участков, находящихся в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
В случае выявления расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ земельных участков, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют документы, устанавливающие или подтверждающие право пользования земельным участком в том числе на условиях сервитута, либо иные документы, допускающие в соответствии с земельным законодательством использование земельных участков без предоставления или установления сервитута, а также зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют правоустанавливающие или правоудостоверяю-щие документы, исполнитель комплексных кадастровых работ направляет сведения о
выявленных объектах (включая сведения о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке) заказчику комплексных кадастровых работ и в территориальный орган Росреестра в целях осуществления государственного земельного надзора.
В случае отсутствия в ЕГРН сведений о расположенных в кадастровом квартале, в границах которого выполняются комплексные кадастровые работы, земельных участках (за исключением земельных участков, являющихся лесными участками), о зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, которые признаны ранее учтенными, а также о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального района, орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя по месту нахождения таких объектов недвижимости при наличии у них документа (заверенной копии документа), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, направляют заявление о внесении в ЕГРН сведений о таких земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства. После внесения в ЕГРН сведений о таких земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства такие объекты недвижимости включаются в перечень объектов, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы.
В целом изменения в законодательстве о кадастровой деятельности позволят снять
барьеры при выполнении комплексных кадастровых работ. В частности, исключается требование о подготовке проекта межевания территории во всех случаях выполнения комплексных кадастровых работ. Это существенно сэкономит и бюджетные средства. А там, где это оправдано и предусмотрено Градостроительным кодексом, например, на территории, занятой многоквартирными домами, проект межевания будет разрабатываться и дальше.
Также при выполнении таких работ установлена возможность использования кадастровыми инженерами технических паспортов, оценочной и другой документации. При этом органам государственной власти и органам местного самоуправления, которые являются заказчиками комплексных кадастровых работ, предоставлено право на бесплатное получения таких документов, что, в свою очередь, также упростит выполнение комплексных кадастровых работ.
Важной новацией является и возможность оформить излишки площадей земельных участков в результате комплексных кадастровых работ. Часто площадь фактически используемых земельных участков превышает площадь, указанную в ЕГРН, более чем на 10 процентов или на минимальный размер.
Предусмотрены и правила устранения ошибок в местоположении границ земельных участков и административных границ силами сотрудников Росреестра. Соответственно, по результатам комплексных кадастровых работ будет исправлено большее количество реестровых ошибок в местоположении границ объектов недвижимости.
Таким образом, многие проблемы, связанные с неполнотой, недостоверностью и неактуальностью геоинформационного ресурса ЕГРН, о которых ранее писала автор этой статьи (см. [10]), будут устранены.
Также результаты комплексных кадастровых работ позволят органам власти повысить эффективность управления территориями, вносить в ЕГРН сведения о границах ранее учтенных земельных
участков и таким образом сократить количество земельных споров, защитить права собственников, обеспечить справедливое налогообложение недвижимого имущества.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. О кадастровой деятельности : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Об утверждении положения по оказанию услуг по выполнению кадастровых работ : приказ федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 25 июля 2017 года № П/263. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Об утверждении тарифов на оказание услуг по выполнению кадастровых работ : приказ федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 28 июля 2017 года № П/270. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Об утверждении Федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (20142020 годы) : постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 года № 903. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О государственной регистрации недвижимости : Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».
7. Градостроительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».
8. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения : Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».
ИНФОРМАЦИЯ. СОБЫТИЯ
9. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним : Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Бурмакина Н. И. Проблемы в сфере реализации кадастровых отношений и возможные пути их решения // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 1. С. 6-20.
Интеллектуальная собственность: добавленная стоимость и монополия
V | V/
инновации цифровом экономики
Вторая международная консультационно-методическая конференция
22-23 ноября 2019 года, Москва
22-23 ноября 2019 года в Москве в штаб-квартире Международного центра научно-технической информации (МЦНТИ) успешно прошла Вторая международная консультационно-методическая конференция «Интеллектуальная собственность: добавленная стоимость и монополия инноваций цифровой экономики».
Мероприятие было организовано МЦНТИ совместно с Консультационно-методическим кластером «Национальный консорциум профессионального менеджмента интеллектуальной собственности» (КМК НК ПМИС), Русско-итальянским международным университетом (РИМ Университет) и Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.
Информационную поддержку оказали журналы «Имущественные отношения в Российской Федерации», «Информация и инновации», «Мир новой экономики», «Экономика. Бизнес. Банки» и другие научные издания.
Более 50 участников этого важного события - ученые, эксперты, представители государственных органов и бизнеса - заинтересованно обсудили вопросы методологии, стандарты и практики 1Р-менеджмента по привлечению и защите инвестиций в научные, образовательные, технологические, бизнес-инновации цифровой экономики за счет эффективных 1Р-активов (исключительных интеллектуальных прав и деловой репутации в составе нематериальных активов), опыт частно-государственного партнерства по обеспечению результатов научно-технической деятельности, создание единой системы поддержки экспортеров прав на результаты интеллектуальной деятельности и 1Р-активы, страхование рисков имитации, нарушений, утраты интеллектуальных прав и т. д.
По итогам работы Конференции была принята резолюция, в которой, в частности, отмечается, что главной проблемой привлечения и защиты инвестиций в инновации остаются «состав и качество правоподтверждающих документов для гражданского оборота интеллектуальной собственности и защиты имущественных интеллектуальных прав; качество учебных программ и образовательных стандартов высшей школы; компетентность и правовой нигилизм консультантов». Рекомендовано доработать международный стандарт «1Р-менеджмент. Требования, правила, рекомендации», а также расширить международную кооперацию.
Информация предоставлена организаторами конференции.