Научная статья на тему 'О совершенствовании правовых мер, направленных на противодействие коррупции и организованной преступности в Казахстане'

О совершенствовании правовых мер, направленных на противодействие коррупции и организованной преступности в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
124
45
Поделиться

Текст научной работы на тему «О совершенствовании правовых мер, направленных на противодействие коррупции и организованной преступности в Казахстане»

Г. С. Мауленов*

о совершенствовании правовых МЕР, направленных на противодействие коррупции

И ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В КАЗАхСТАНЕ

Социально-экономические и правовые преобразования в Республике Казахстан и изменение вследствие этого состояния общества, необходимость постоянной разработки эффективной законодательной базы по борьбе с преступностью, особенно с коррупционной и организованной, совершенствование реализация на практике принципа неотвратимости наказания за противоправные действия, возрастание криминального профессионализма, широкое распространение корыстной мотивации многих преступлений, совершаемых законспирированными преступными синдикатами, а также лидерами «теневой» экономики, отдельные из которых связаны с организованными преступными группами, действующими за пределами республики, требуют постоянного изучения преступности.

Переход от административно-командной системы к рыночным отношениями обусловил в целом более высокий уровень свободы личности и общества, что сказалось и на преступной среде, которая в этих условиях начала приобретать организованные формы. Представители криминального мира, ставя своей целью обогащение любым способом, настойчиво стремятся внедриться в сферу предпринимательской деятельности и финансово-банковскую систему, использовать в своих корыстных интересах внешнеэкономические связи, втянуть в свою работу представителей государственного аппарата, правоохранительных органов.

К сожалению, в обществе имеет место коррупция, ведущая к стиранию граней между законным и незаконным бизнесом. Особо опасные формы приобретает сращивание коррумпированных чиновников в органах государственной власти и управления с различными коммерческими структурами с преступной направленностью, которое приобретает порой организованный характер, уходя порой из-под контроля правоохранительных органов.

Кроме того, распространение коррупции в государственных органах сложилось вследствие недоверия граждан к ним, зачастую подрыву авторитета власти, оттока наиболее профессиональных кадров в предпринимательские структуры.

Коррупция и взяточничество выливаются в разнообразные формы, сфера их деятельности неуклонно расширяется. Имеет место, когда должностные обязанности работников государственного аппарата превращаются в особый вид товара, при этом негласные расценки устанавливаются в зависимости от чина и вида услуги с учетом темпов инфляции.

* Газиз Сырбаевич Мауленов — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Казахского гуманитарно-юридического университета Республики Казахстан (Астана, Казахстан). © Г. С. Мауленов, 2008

Следует выделить, что преступная среда изменила технологию собственного «производства», так в сфере экономики технологически произошёл распад преступных действий (появились преступные организации, занятые добычей сырья, группы производителей, группы реализаторов, группы обеспечения и т. п.).

Практика подтверждает появление новых направлений организованной преступной активности: монополизацию наиболее доходных её видов, территориальную экспансию, и прежде всего с выходом за рубеж. Эти процессы протекают в условиях всепроникающей коррупции, угрожающей государственности. На передний план выдвинулись такие виды преступного промысла, как наркобизнес, проституция и детская порнография, незаконная торговля оружием и людьми, контрабанда похищенного сырья и ресурсов, финансовые и валютные махинации, кибертерроризм, имеющие международный элемент.

Кроме того, возникают проблемы, связанные с противодействием транснациональной преступности, основанной на деятельности организованных преступных групп и преступных сообществ, состоящих из представителей государств-участников СНГ, которые приобретают особую остроту.

В связи с этим подписанные межведомственные международные договоры, направленные на борьбу с транснациональной организованной преступностью и способствующие развитию взаимодействия правоохранительных органов стран СНГ, служат развитию безопасности в обществе.

Актуальность перечисленных проблем предполагает их теоретическое, криминологическое, правовое и практическое разрешение с конечной практической целью повышения эффективности мер по противодействию организованной преступности и коррупции.

Вышеизложенное вызывает решение ряда проблем:

— проведение комплексного анализа положения дел в области борьбы с коррупцией и организованной преступностью;

— внесение руководителями организаций, ведомств, имеющих научные и учебные заведения, руководителями научно-исследовательских учреждений, вузов корректив в планы научно-исследовательской работы, обеспечивающих неотложную комплексную проработку фундаментальных и прикладных проблем, касающихся коррупционных правонарушений в их подразделениях для проведения исследований на комплексной и междисциплинарной основе представителями разных наук по проблемам коррупции в целях выработки эффективных рекомендаций по мерам защиты населения от указанных выше негативных явлений и процессов;

— обязательное обсуждение на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов и судебной власти вопросов о принятии неотложных правовых мер к пресечению указанных явлений;

— создание межведомственной системы психологической службы для решения вопросов профессиональной диагностики сотрудников правоохранительных органов, их профессионального отбора, воспитания, обучения и расстановки кадров; предупреждения профессиональной деформации этих сотрудников и оказания им психологической помощи;

— совершенствование криминологической экспертизы законопроектов Республики Казахстан.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает создание Криминологического института Республики Казахстан по изучению проблем противодействия с целями:

1) анализа качественных и количественных характеристик преступности, их изменений, причин преступности, ее изменений и территориальных различий в областях, разработка криминологических прогнозов;

2) определение стратегии и тактики борьбы с преступностью, разработка программ предупреждения преступности, внесение предложений о совершенствовании ресурсного и кадрового обеспечения всей системы борьбы с преступностью в республике;

3) организация пропаганды криминологических знаний, научных рекомендаций, организация подготовки кадров криминологов, ориентированных и на научную, и на практическую деятельность;

4) организация системы криминологической службы в регионах республики и общее руководство ею;

5) участие в организации и проведении криминологических экспертиз;

6) разработка мер обеспечения социально-экономических интересов мигрантов, иностранцев в целях предупреждения преступности;

7) создание и руководство областных, городских филиалов Казахстанской криминологической ассоциации;

8) изучение истории, традиций, обычаев и нравов республики, её специфику в целях предупреждения преступности.

В исследовательском плане Институт ставит задачи по изучению: коррупции и организованной преступности; транснациональной преступности; бизнеса; новое содержание преступности в обществах, переходящих к демократии; жертвы преступности и политика в отношении жертв; уголовная политика, социальная политика и предупреждение преступности в Евразии; пенология; социально-политические перспективы тюремного заключения; внутрисемейное насилие; исламское право и преступность; криминология и религия; политическое насилие, терроризм; преступность иностранцев и национальных меньшинств; преступность молодёжи на Востоке и Западе; городская и сельская преступность; международное сотрудничество в области борьбы с преступностью; развитие служб частной охраны и защиты граждан; разработка методики ранней диагностики лиц, склонных к совершению преступлений; развитие системы наказаний, не связанных с лишением свободы; совершенствование методов воздействия на преступность (воспитание, социальный контроль за лицами, представляющими общественную опасность).

Во всем мире, как известно, происходит глобализация политики, экономики, а также преступности. В этой связи уместно напомнить определение преступности, употребляемое невско-волжской криминологической школой, которое, помимо прочего, включает в себя свойство глобального общества воспроизводить множество опасных для людей деяний, проявляющееся

во взаимосвязи преступлений и порождающих его причин».178 Сегодня преступность как явление приобрела транснациональный характер. Более того, казахстанские преступные группы зачастую действуют в контакте с преступными организациями зарубежных стран, получая свою долю прибыли. Организованная преступность ставит перед собой цель наживы, получаемой от торговли запрещенными товарами или от запрещенных услуг. Истинные доходы от коррупции и организованной преступности установить практически невозможно, поэтому их деятельность угрожает внутренней безопасности Казахстана, ослабляет экономическую систему республики, подрывает общее благосостояние казахстанцев, разлагающе действует на многих граждан. Коррупционные правонарушения и организованная преступность в последние годы совершенствуются с использованием новых наукоёмких технологий, что связано с тем, что коррупционными правонарушениями и организованной преступной деятельностью в республике занимается большое число отдельных разноплановых групп, которые делятся по сферам преступного бизнеса, например, торговля оружием, наркотиками, извлечение доходов из азартных игр, проституции и т.п. Причём следует подчеркнуть, что каждое преступное сообщество стремится к контролю в своей сфере деятельности, к организационному совершенству, которое позволяет с минимальным риском получать максимальную прибыль от преступного бизнеса, а на скамье подсудимых, как правило, оказываются второстепенные члены преступных групп.

Действующее уголовное, уголовно-процессуальное законодательство создавалось в сложный период суверенитета Казахстана, становления самостоятельной юриспруденции, в связи с чем и в настоящее время идёт процесс совершенствования законодательства.

Так, в республике в 2003 г. было зарегистрировано 807 коррупционных правонарушений, в 2004 г. — 1367. Однако не секрет, что уголовная статистика давно перестала быть достаточно достоверным источником, в связи с этим использование её данных для криминологического анализа затруднено, ибо одной из причин неполноты и недостоверности уголовной статистики является достаточно высокая латентность преступлений, когда многие потерпевшие от преступлений стали избегать контактов с правоохранительными органами и отказываются заявлять о совершённых в отношении них преступлениях. Поэтому практика показывает, что наряду с совершенствованием статистической отчетности значительно возрастает потребность в проведении целевых викти-мологических исследований различного плана о личности, поведении потерпевших, характере их взаимоотношений с правонарушителями и правоохранительными органами, о масштабах вредных последствий, а также учитывая опыт ряда стран, введение в практику органов внутренних дел составление ежегодных обзоров криминальной виктимизации.

178 Шестаков Д. А. Институт примирения с потерпевшим в контексте доктрины «преступность — свойство общества» // О проблемах правоприменительной практики освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением сторон. Сборник материалов международной научно-практической конференции 2 ноября 2006 года. — Астана, 2006. — С. 16