Научная статья на тему 'О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ'

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕДУРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ / УСТАНОВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ В РАЗМЕРЕ РЫНОЧНОЙ / ОСПАРИВАНИЕ РЕШЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПОРЯДКЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филановский Владимир Александрович, Мельдебеков И.Б.

В статье анализируются проблемы, возникающие на практике при применении статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ. Авторы делают вывод о необходимости внесения изменений в указанную норму, а также в главу 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в целях обеспечения правовой определенности и единообразия судебной практики. Предлагают издать совместный нормативный правовой акт Минэкономразвития России и Росреестром, касающийся установления порядка рассмотрения отчетов об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в рамках статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, а также внести изменения в действующие Методические указания о государственной кадастровой оценке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPROVEMENT OF LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF STATE CADASTRAL VALUATION

The article analyzes the problems that arise in practice when applying Article 22.1 of Federal Law No. 237- FZ. The authors conclude that it is necessary to amend this norm, as well as Chapter 25 of the Code of Administrative Procedure of the Russian Federation in order to ensure legal certainty and uniformity of judicial practice. It is proposed to issue a joint regulatory legal act of the Ministry of Economic Development of Russia and the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography, concerning the establishment of the procedure for considering reports on the valuation of the market value of a property in the framework of Article 22.1 of Federal Law No. 237-FZ, as well as to amend the current Guidelines on the state cadastral valuation.

Текст научной работы на тему «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ»



DOI: 10.24412/2072-4098-2023-1256-21-28

О совершенствовании правового регулирования в сфере государственной кадастровой оценки

В.А. Филановский

директор государственного бюджетного учреждения Ленинградской области «Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки», кандидат юридических наук (г. Санкт-Петербург) И.Б. Мельдебеков

председатель Совета Ассоциации государственных бюджетных учреждений по государственной кадастровой оценке «АБУКО» (г. Москва)

Владимир Александрович Филановский, v.filanovsky@lenkadastr.ru

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-Ф3), которым регулируются отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости представляет собой полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Следует отметить, что кадастровая стоимость объекта недвижимости используется при расчете местных налогов (земельный налог, налог на имущество физических лиц) и регионального налога на имущество организаций, а также при расчете арендной платы за пользование публичной собственностью и выкупной стоимости объекта недвижимости.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в кадастр недвижимости, являющийся частью Единого государственного реестра недвижимости.

Государственная кадастровая оценка -это совокупность следующих процедур, направленных на определение кадастро-

вой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном Федеральным законом № 237-ФЗ:

1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки (статья 11);

2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки (далее - отчет) (статья 14);

3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости (статья 15).

Государственная кадастровая оценка выполняется бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее - бюджетное учреждение), в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ, методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, действующими на дату проведения оценки. Оценка проводится с использованием методов массовой оценки на основании сведений, содержащихся в Перечне объектов недвижимости, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сформированном публично-правовой компанией во исполнение требований статьи 13 Федерального закона № 237-ФЗ и

переданном в бюджетное учреждение для проведения государственной кадастровой оценки. Порядок формирования и предоставления Перечней устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (см. приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 августа 2020 года № П/0283 «Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости»). При проведении государственной кадастровой оценки бюджетным учреждением используются сведения Перечня и методы массовой оценки, которые не учитывают индивидуальные особенности объекта оценки.

Процедуры утверждения результатов определения кадастровой стоимости установлена в статье 15 Федерального закона № 237-Ф3, согласно которой уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 20 рабочих дней со дня получения от бюджетного учреждения отчета об итогах государственной кадастровой оценки утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости посредством принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу по истечении одного месяца после дня его обнародования (официального опубликования).

Таким образом, законом установлены процедуры определения и утверждения государственной кадастровой стоимости, методика ее определения, необходимые для определения кадастровой стоимости сведения.

Для установления рыночной стоимости объекта недвижимости используются методы индивидуальной оценки, учитываются индивидуальные особенности объекта недвижимости.

Под рыночной стоимостью объекта оцен-

ки понимается наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, и не обязаны ее совершать, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Определение рыночной стоимости предполагает наличие свободного волеизъявления сторон на совершение сделки, наличие всей необходимой информации об объекте оценки и некоторые другие факторы.

Рыночная стоимость подлежит установлению в случаях, указанных в Федеральном законе 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135), например:

• в целях налогообложения для установления соответствия цен по разовым сделкам рыночным ценам;

• при залоге недвижимости и иного имущества;

• при продаже с публичных торгов объектов незавершенного строительства;

• при продаже, сдаче в аренду государственных и муниципальных земельных участков, при определении размера возмещения при изъятии земельных участков;

• при необходимости пересмотра кадастровой стоимости;

• в целях оценки имущества должника в рамках исполнительного производства;

• в рамках производства по делу о банкротстве.

Также рыночная стоимость может быть определена по инициативе хозяйствующих субъектов.

Рыночная стоимость объекта оценки определяется независимым оценщиком, который должен являться членом саморегулируемой организации (далее - СРО) и застраховать риск наступления своей гражданской ответственности. Свою деятельность оценщик может осуществлять только

по тем направлениям оценочной деятельности, которые предусмотрены в его квалификационном аттестате.

Основанием для проведения оценки является договор о проведении оценки объектов, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор.

Требования к порядку проведения оценки определяются стандартами оценочной деятельности, изложенными в статье 20 Федерального закона № 135-ФЗ.

Согласно пункту 1 Федерального стандарта оценки «Подходы и методы оценки (ФСО V)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 апреля 2022 года № 200, вступившем в силу 7 ноября 2022 года, при проведении оценки используются сравнительный, доходный и затратный подходы.

Сравнительный подход представляет собой совокупность методов оценки, основанных на сравнении объекта оценки с идентичными или аналогичными объектами (аналогами). Этот подход основан на принципах ценового равновесия и замещения (пункт 4 ФСО V).

Доходный подход представляет собой совокупность методов оценки, основанных на определении текущей стоимости ожидаемых будущих денежных потоков от использования объекта оценки. Доходный подход основан на принципе ожидания выгод (пункт 11 ФСО V).

Затратный подход представляет собой совокупность методов оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства или замещения объекта оценки с учетом совокупного обесценения (износа) объекта оценки и (или) его компонентов. Этот подход основан на принципе замещения (пункт 24 ФСО V).

В идеале кадастровая стоимость и рыночная стоимость объектов недвижимости

должны быть равны, либо кадастровая стоимость не должна превышать рыночную.

Вместе с тем, учитывая масштаб проводимой работы и количество объектов оценки 1, недостоверность стоимости конкретных объектов неизбежна, причем в сторону как завышения, так и занижения.

В случае если кадастровая стоимость не устраивает правообладателя, то он может обратиться в бюджетное учреждение либо с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, либо с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В статье 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ определен порядок установления бюджетным учреждением кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости.

Прилагаемый к заявлению об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости должен соответствовать общим требованиям к содержанию отчета об оценке рыночной стоимости, установленными Федеральным законом № 135-ФЗ, принципам федеральных стандартов оценки, а также законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности.

Также законодательство Российской Федерации предусматривает требования и к самому лицу, выполняющему рыночную оценку. Оценщик должен являться членом одной из СРО оценщиков и иметь квалификационный аттестат с указанием направления оценочной деятельности, в рамках которой он оказывает свои услуги. СРО представляет собой некоммерческую организацию, созданную для регулирования и контроля оценочной деятельности. СРО обязательно должна числиться в Едином

1 В 2021 году ГБУ ЛО «ЛенКадОценка» была проведена государственная кадастровая оценка 2 024 665 объектов недвижимости (за исключением земельных участков). В 2022 году проведена государственная када-

стровая оценка 1 396 270 земельных участков.

государственном реестре саморегулируемых организаций.

Опыт работы государственного бюджетного учреждения Ленинградской области «Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки» (далее - Учреждение, ГБУ ЛО «ЛенКадОценка») после перехода с 1 января 2022 года к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ на территории Ленинградской области показал, что в Учреждение поступают отчеты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости для целей установления их кадастровой стоимости в размере рыночной низкого качества.

Так, ГБУ ЛО «ЛенКадОценка» за прошедший период 2022 года были рассмотрены 593 заявления, принятые к рассмотрению в рамках статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ (зданий, помещений, земельных участков), с приложением 112 отчетов об оценке рыночной стоимости. Из 112 отчетов об оценке рыночной стоимости ГБУ ЛО «ЛенКадОценка» только в отношении 23 отчетов приняты решения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости, что составляет 20,5 процента от общего числа рассмотренных отчетов. По остальным отчетам приняты решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, допущением расчетных или иных ошибок, повлиявших на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

Следует отметить, что для повышения качества отчетов об оценке рыночной стоимости назрела необходимость внесения из-

менений в часть 5 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, а именно указать, что наряду с отчетом об оценке рыночной стоимости следует предоставлять в бюджетное учреждение положительное экспертное заключение саморегулируемой организации (далее - СРО) на предмет соответствия отчета требованиям федеральных стандартов оценки и Федерального закона № 135-ФЗ - по формальным признакам и на подтверждение стоимости. Причем желательно, чтобы экспертное заключение подготавливалось независимым СРО, членом которого не является оценщик, подписавший отчет об оценке.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки или в случаях, установленных федеральными стандартами оценки, также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

Похожая норма существовала в действовавшем ранее законодательстве. Так, в Федеральном законе № 135-ФЗ содержалась норма, согласно которой экспертизу проводили эксперты СРО, членом которой являлся оценщик, подписавший отчет.

Необходимо отметить, что обязательность наличия положительного экспертного заключения СРО была закреплена в статье 24.18 «Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости» Федерального закона № 135-ФЗ. В ней устанавливалось, в частности, что к заявлению

о пересмотре кадастровой стоимости прилагается в том числе положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленного экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой являлся оценщик, составивший отчет, в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и в порядке, который предусмотрен порядком создания и работы комиссии. Это положение утратило силу в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом № 172-ФЗ.

В результате рассмотрения заявления, поступившего от правообладателя либо лица, действовавшего на основании выданной правообладателем доверенности, согласно части 11 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ бюджетное учреждение вправе принять одно из следующих решений в отношении заявления об установления рыночной стоимости объекта недвижимости:

• либо об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, указанного в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

• либо об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости.

В соответствии с частью 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ решение

бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства, предусмотренном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Рассмотрение судом только требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости представляется необоснованным, равно как и установление рыночной стоимости посредством проведения судебной экспертизы в рамках административного судопроизводства. Суд своим решением не может разрешать вопросы об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости. Иное означало бы подмену судом органа государственной власти - бюджетного учреждения, в компетенцию которого входит принятие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости. Задача суда состоит в проверке принятого бюджетным учреждением решения на предмет его законности и обоснованности, а не в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.

Требование о назначении по делу в порядке статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ судебной экспертизы фактически направлено на разрешение вопроса о размере рыночной стоимости объекта оценки, который не является основным предметом судебного разбирательства, влечет для сторон увеличение судебных расходов, в то время как в силу действующего порядка правового регулирования определения кадастровой стоимости в размере рыночной заявитель не лишен права повторно обратиться в бюджетное учреждение в порядке статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, представив отчет об

оценке, отвечающий требованиям законодательства.

В связи со складывающейся судебной практикой при рассмотрении судами указанной категории дел представляется возможным рассмотрение судами исключительно вопроса о соответствии/несоответствии отчета об оценке объекта недвижимости, предоставленного административным истцом, требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

Поскольку в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральном законе № 237-ФЗ отсутствуют основания для отказа в удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости при признании решения бюджетного учреждения законным, это, в свою очередь, приводит к формированию неоднозначной судебной практики по этому вопросу.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным внести соответствующие изменения в пункт 1 5 части 1 статьи 20 и главу 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также в часть 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в целях правовой определенности и единообразия судебной практики.

Также видится необходимым издание совместного нормативного правового акта Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии об установлении порядка рассмотрения отчетов об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в рамках статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ.

Необходимо рассмотреть вопрос и о нормативном регулировании включения (невключения) НДС в кадастровую и рыночную стоимости. По этому вопросу в региональных бюджетных учреждениях сложилась разная практика. Различных позиций при-

держиваются и оценщики, определяющие рыночную стоимость для целей установления ее в качестве кадастровой. Представляется, что для решения этого вопроса требуется внести изменения в Методические указания о государственной кадастровой оценке, утвержденные приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 4 августа 2021 года № П/0336. В действующей редакции Методических указаний вопрос НДС затрагивается в пункте 44.2 при описании затратного подхода: «При определении зависимости затрат от удельных показателей затрат на создание (замещение, воспроизводство) аналогичных объектов производятся корректировки на величину налога на добавленную стоимость в сторону увеличения в случае использования справочных показателей, определенных без учета налога на добавленную стоимость. В случае если типичные для рынка элементы затрат не содержат налог на добавленную стоимость, корректировка использованных справочных показателей на величину налога на добавленную стоимость по этим элементам не производится».

В описании сравнительного и доходного подходов к оценке в Методических указаниях о НДС ничего не сказано.

Кроме того, оценочное сообщество разделилось во мнениях относительно учета НДС. Так, многие оценщики при определении стоимости объекта оценки в рамках затратного подхода НДС не учитывают, а в рамках сравнительного и доходного подходов не анализируют информацию о включении (невключении) НДС в цены предложений объектов-аналогов, в результате чего согласовываются несопоставимые значения: стоимость без НДС в рамках затратного подхода и непонятно какая стоимость (без анализа входящей информации об НДС) в рамках сравнительного и доходного подходов.

Представляется обоснованной позиция, нашедшая отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Фе-

дерации № 1 от 2020 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2020 года по делу № 5-КА19-79: «ни законодательство об оценочной деятельности, ни налоговое законодательство не предусматривают, что при определении рыночной стоимости объекта недвижимости для целей установления кадастровой стоимости налог на добавленную стоимость является ценообра-зующим фактором и отдельно выделяется из рыночной стоимости».

В рамках рассмотрения указанного вопроса, для внесения изменений в Методические указания, возможно использовать, например, подход, нашедший отражение в Методических разъяснениях по исключению налога на добавленную стоимость из рыночной стоимости объекта капитального строительства, подготовленных Ассоциацией «СРО «Экспертный совет» МР-4/18 от 06.07.2018 2. Аналогичного подхода придерживается Союз саморегулируемых организаций оценщиков «Союз СОО» во главе с председателем Совета Союза СОО А.Н. Луняком (см. Обращение к членам Союза СОО от 9 ноября 2021 года (исх. № 10029) 3.

С момента вступления в силу Федерального закона № 237-ФЗ прошло почти 6 лет. За это время была наработана определенная практика взаимодействия бюджетного учреждения с заявителями, оценщиками, СРО, органом регистрации прав. По результатам взаимодействия и сложившегося опыта работы с отчетами об оценке рыночной стоимости бюджетными учреждениями выработаны предложения, направленные на совершенствование механизма рассмотрения отчетов. Принятие этих предложений положительно скажется на качестве отчетов и поможет оптимальному взаимодействию как с заказчиками отчетов, так и с бюджетными учреждениями, к компетен-

ции которых относятся рассмотрение отчетов и принятие решений по ним.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. О государственной кадастровой оценке : Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости : приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 августа 2020 года № П/0283. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об оценочной деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон 29 июля 1998 года № 135. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

4. Об утверждении федеральных стандартов оценки и о внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России о федеральных стандартах оценки» (вместе с «Федеральным стандартом оценки «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)», «Федеральным стандартом оценки «Виды стоимости (ФСО II)», «Федеральным стандартом оценки «Процесс оценки (ФСО III)», «Федеральным стандартом оценки «Задание на оценку (ФСО IV)», «Федеральным стандартом оценки «Подходы и методы оценки (ФСО V)», «Федеральным стандартом оценки «Отчетом об оценке (ФСО VI)») : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 апреля 2022 года № 200. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации : Федеральный закон от 8 марта 2015 года № 21-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

2 111^: https://srosovet.ru/press/news/060718/

3 У^: https://souzsoo.ru/f/ish_10029_ot_091121_pismo_soyuza_po_nds.pdf

6. Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке : приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 4 августа 2021 года № П/0336. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

7. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 2020 года : утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

8. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2020 года по делу № 5-КА19-79. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

9. Методические разъяснения по исключению налога на добавленную стоимость из рыночной стоимости объекта капитального строительства. URL: https://srosovet.ru/ press/news/060718/

10. Союз саморегулируемых организаций оценщиков : [сайт]. URL: https://souzsoo. ru/f/ish_10029_ot_091121_pismo_soyuza_ po_nds.pdf

СТАТУТ ШКОЛА ПРАВА Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Школа права «СТАТУТ» ЮРИДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ Телефон: (499) 750-72-72 http://www.statut.ru/ E-mail: post@statut.ru

Место проведения: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), г. Москва

13-15.02 БЕЗОПАСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ С ПРОВЕРЯЮЩИМИ ПО ФЗ № 248-ФЗ: комментарий законодательства и обзор судебной практики

13-17.02 КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО: реформа Гражданского кодекса РФ и анализ судебной практики

16-17.02 КОРПОРАТИВНЫЕ СДЕЛКИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА: соглашения акционеров, сделки М&А, реорганизация

20-21.02 ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ (ЭЦП), МАШИНОЧИТАЕМЫЕ ДОВЕРЕННОСТИ (МЧД): новый порядок, статус электронной переписки и проблемы смарт-контрактов

27.02-03.03 ЬЕОАЬТЕСН-ДИРЕКТОР: цифровизация юридической функции компании. автоматизация отдельных бизнес-процессов юридического департамента

27.02-13.03 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУБСИДИАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, КОНТРОЛИРУЮЩИХ ДОЛЖНИКА ПРИ БАНКРОТСТВЕ

09-10.03 РАСПОРЯЖЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМИ ПРАВАМИ: договоры отчуждения исключительного права, лицензионный договор, служебные произведения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13-17.03 ДОГОВОРНОЕ ПРАВО: реформа Гражданского кодекса РФ и анализ судебной практики

15-16.03 МЕЖДУНАРОДНЫЕ САНКЦИИ. РАБОТА С САНКЦИОННЫМИ РИСКАМИ В РОССИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.