Научная статья на тему 'О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБОРОНА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ / АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / ИНОСТРАННОЕ ГРАЖДАНСТВО / ПОДДАНСТВО / SECURITY / NATIONAL SECURITY / DEFENSE / STRATEGIC PLANNING / LEGAL REGULATION / THE SECURITY COUNCIL / ARCTIC REGION / FOREIGN CITIZENSHIP / CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Городничев Игорь Михайлович

В статье проанализированы изменения в российском законодательстве о безопасности в связи с конституционным развитием, показана важность своевременного совершенствования российского законодательства в целях обеспечения его эффективного воздействия на общественные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Городничев Игорь Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPROVING LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF ENSURING NATIONAL SECURITY

The article analyzes the changes in Russian security legislation in connection with constitutional development, shows the importance of timely improvement of Russian legislation in order to ensure its effective impact on public relations.

Текст научной работы на тему «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Актуальные вопросы современного права

УДК 342.92 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10244

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Игорь Михайлович ГОРОДНИЧЕВ,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России

E-mail: [email protected]

Рецензент: В.М. Редкоус, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России

Аннотация. В статье проанализированы изменения в российском законодательстве о безопасности в связи с конституционным развитием, показана важность своевременного совершенствования российского законодательства в целях обеспечения его эффективного воздействия на общественные отношения.

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, оборона, стратегическое планирование, правовое регулирование, Совет Безопасности, Арктический регион, иностранное гражданство, подданство.

ON IMPROVING LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF ENSURING NATIONAL SECURITY

Igor Mikhailovich GORODNICHEV,

PhD in Law, Senior lecturer of the Department of management of public order units of the center for command and staff exercises Of the Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia iE-mail: [email protected]

Annotation. The article analyzes the changes in Russian security legislation in connection with constitutional development, shows the importance of timely improvement of Russian legislation in order to ensure its effective impact on public relations.

Key words: security, national security, defense, strategic planning, legal regulation, The Security Council, Arctic region, foreign citizenship, citizenship.

Современное конституционное развитие Российской Федерации вызвало совершенствование законодательного обеспечения национальной безопасности страны. Это важно и для развития правового обеспечения органов внутренних дел, выполняющих задачи по ох-

ране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, отмечают C.B. Бай-гажаков, B.B. Барбин, О.И. Бекетов, А.Н. Гу-гунский, О.А. Дизер, А.Г. Елагин, С.А. Капитонов, А.М. Кононов, А.Н. Миронов, P.C. Му-лукаев, В.Б. Коробов, А.Г. Николаев, С.А. По-

№ 5/2020

тапова, A.B. Семенистый, В.О. Тулев, A.C. Ус-кова, A.B. Шевцов, Б.Ф. Швецов, И.А. Цхов-ребова, К.Л. Яковлев и другие ученые1.

Так, 9 ноября 2020 г. принят Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном о сотрудничестве в области безопасности» № 355-Ф32. В названном Соглашении, подписанном еще 10 апреля 2003 г., речь идет о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, экономическими преступлениями, преступлениями против безопасности на транспорте, незаконным оборотом наркотиков, отмыванием преступных доходов, нелегальной миграцией, контрабандой, включая незаконный вывоз культурных ценностей. Также стороны будут сотрудничать в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды3. B связи с этим, по мнению автора, резко возрастает роль сравнительно-правовых исследований в области обеспечения национальной безопасности4, учет результатов которых может помочь не только в совершенствовании российского законодательства5, но и совершенствовании координации деятельности как национальных органов безопасности, так и органов внутренних дел в деле обеспечения безопасности личности, общества и государства.

С 1 января 2021 г. начнет действовать План обороны России на 2021—2025 гг., утвержденный Указом Президента РФ от 13 ноября 2020 г. № 704 «О введении в действие Плана обороны Российской Федерации на 2021—2025 годы»6.

Указом Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»7 утверждена названная Стратегия, которая является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, разработанным в целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года8 и определяющим меры, направленные на выполнение основных задач развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности, а также этапы и ожидаемые результаты реализации этих мер.

B юридической литературе неоднократно ставился вопрос о проблемности положений Федерального закона «О безопасности»9, были выработаны предложения по его совершенствованию. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 365-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности»»10 внес целый ряд

изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности»11. В частности, в ст. 7 изменена одна из основный целей международного сотрудничества в области обеспечения безопасности, которой теперь будет являться «охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращение внутренних и внешних угроз, пресечение действий, направленных на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывов к таким действиям» (п. 1 ч. 2 ст. 7); ст. 7 «Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности» дополнена ч. 3 следующего содержания: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации»; ч. 1 ст. 9 «Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения безопасности» дополнена п. 3 следующего содержания: «...проводит консультации по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности».

Продолжилось совершенствование правового положения Совета Безопасности Российской Федерации12. В связи с этим ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О безопасности» изложена в следующей редакции: «Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим содействие главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз»; п. 1 ч. 2 ст. 14 «Основные задачи и функции Совета Безопасности» изложен в следующей редакции: «...рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны сувере-

№ 5/2020

нитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз, пресечения действий, направленных на отчуждение части территории Российской Федерации, призывов к таким действиям, а также касающихся организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, международного сотрудничества в области обеспечения безопасности», что свидетельствует о корректировке функций Совета Безопасности Российской Федерации.

Статья 15 «Состав Совета Безопасности» Федерального закона «О безопасности» дополнена ч. 7 следующего содержания: «Заместителю Председателя Совета Безопасности, Секретарю Совета Безопасности, постоянным членам Совета Безопасности и членам Совета Безопасности в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации», а ч. 6 после слов «не имеющие гражданства» дополнена словом «(подданства)» и будет выглядеть в следующей формулировке «6. Заместителем Председателя Совета Безопасности, Секретарем Совета Безопасности, постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства».

Таким образом, в настоящее время осуществляется совершенствование правового регулирования в области национальной безопасности как на уровне стратегического планирования, так и на уровне законодательства, что позволит повысить эффективность обеспечения национальной безопасности в целом13.

1 Елагин А.Г., Капитонов СА. Административный потенциал полиции и безопасность в обстановке формирования российского правового государства // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. № 4 (6). С. 31—35; Миро-

нов А.Н. О некоторых тенденциях развития административного нрава в России / / Пенитенциарная система и общество: оныт взаимодействия: Сб. материалов V Междунар. науч.-нракт. конф. 2018. С. 130—134; Федеральный закон «О нолиции»: Науч.-нракт. нособие: В 3 т. / Академия унравления МВД России. М., 2013. Т. 1; и др.

2 Официальный интернет-нортал нравовой информации» (www.pravo.gov.ru) 9 ноября 2020 г. № 000120201 1090014.

3 URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1420749/ (дата обращения: 12.11.2020).

4 Подробнее см.: Редкоус В.М. Особенности нравового регулирования деятельности органов государственной безонасности Реснублики Таджикистан // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2008. № 4. С. 58—60; Он же. Особенности административно-нравового обеснечения национальной безонасности Реснублики Казахстан и возможности их иснользования в российских условиях // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2010. № 6. С. 175— 177; Он же. Особенности административно-нравового обеснечения национальной безонасности Реснублики Беларусь и возможности их иснользования в российских условиях // Право и государство: теория и нракти-ка. 2010. № 7 (67). С. 99—103; и др.

5 См., нанример: Редкоус В.М. Учет результатов сравни-тельно-нравового анализа законодательств государств — участников СНГ в области обеснечения национальной безонасности в российских условиях // Журн. зарубежного законодательства и сравнительного нравоведения. 2007. № 2. С. 74; и др.

6 Официальный интернет-нортал нравовой информации (www.pravo.gov.ru) 13 ноября 2020 г. № 00012020111 30022.

7 СЗ РФ. 2020. № 44. Ст. 6970.

8 Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной нолитики Российской Федерации в Арктике на нериод до 2035 года» // СЗ РФ. 2020. № 10. Ст. 1317.

9 Редкоус В.М. Федеральный закон «О безонасности» нринят. Проблемы остаются // Закон и нраво. 2011. № 2. С. 14—19; и др.

10 Официальный интернет-нортал нравовой информации (www.pravo.gov.ru) 9 ноября 2020 г. № 0001202011090008.

11 СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2; 2020. № 6. Ст. 585.

12 См. также: Редкоус В.М. О совершенствовании нраво-вого статуса Совета Безонасности Российской Федерации // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2009. № 10. С. 139—141.

13 Доктрина нрава и безонасность в современном мире / И. Беата, А.А. Васильев, X. Вырэмбек, Л.В. Голоско-ков и др. Тамбов: ООО «Принт-Сервис» (Тамбов), 2020; Глобализация — безонасность государства — национальные интересы: доктрина нрава и нравовая жизнь: Монография / Колл. авт.: Р.В. Пузиков, В. Кштонь, А.А. Васильев, Л.В. Голоскоков и др.; Под общ. ред. Р.В. Пузикова, В. Фэхлера . Тамбов, 2020.

№ 5/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.