Научная статья на тему 'О совершенствовании межведомственного взаимодействия при оказании помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения (на примере Санкт-Петербурга)'

О совершенствовании межведомственного взаимодействия при оказании помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения (на примере Санкт-Петербурга) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фёдоров Павел Александрович

В статье приведен криминологический анализ преступлений, совершённых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних в 2010 году в Санкт-Петербурге, а также сформулированы предложения и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы субъектов системы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фёдоров Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании межведомственного взаимодействия при оказании помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения (на примере Санкт-Петербурга)»

УДК 343.97

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА) П.А. Фёдоров*

В статье приведен криминологический анализ преступлений, совершённых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних в 2010 году в Санкт-Петербурге, а также сформулированы предложения и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы субъектов системы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова: преступления в отношении несовершеннолетних; субъекты профилактики; система предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

ON IMPROVING INTERAGENCY COOPERATION IN PROVIDING ASSISTANCE TO MINORS, VICTIMS OF ABUSE (FOR EXAMPLE, ST. PETERSBURG) P.A. Fedorov

The paper presents a criminological analysis of the crimes committed by juveniles and against juveniles in 2010 in St. Petersburg, as well as fonnulating proposals and recommendations aimed at improving the efficiency of the subjects of prevention of child neglect and juvenile delinquency.

Keywords: crimes against minors; the subjects of prevention; early warning system of child neglect and juvenile delinquency.

В Санкт-Петербурге наблюдается устойчивая тенденция снижения числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними. По итогам 2010 года, их количество снизилось на 16,1%: с 783 в 2009 году до 657 в 2010.

Несмотря на сокращение в 2010 году на 31% числа преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, их общее количество остается значительным и составляет 1536 (-696) проявлений. Многие из жертв - малолетние или находящиеся в беспомощном состоянии. При этом нельзя забывать о высокой латентности данного вида преступлений. Отчасти это обусловлено тесной связью с семейно-бытовой преступностью. Преступлениям в отношении несовершеннолетних нередко предшествует их нахождение в социально опасном положении.

В общем массиве указанных преступлений преобладают преступления против собственности (в 2010 году зарегистрировано 804 случая, или 52%), из них по составам в этой группе лидируют грабежи (511) и разбои (133).

Особую тревогу вызывает рост преступлений, совершенных против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних: в 2010 году по городу их зарегистрировано 269 (+170).

Немаловажная роль в исправлении ситуации принадлежит профилактической деятельности. В этом направлении в настоящее время в нашем городе уже наработан определенный опыт, включающий внедрение инновационных форм и методов работы. Об этом свидетельствует тот факт, что уже в других субъектах Российской Федера-

*Фёдоров Павел Александрович, заместитель начальника отдела организации научных исследований Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: spbumvd@yandex.ru

ции изучаются и копируются такие разработанные в Санкт-Петербурге программы, как уличная мобильная служба «Социальный патруль» и создание постоянных специализированных рабочих мест в целях групповой реабилитации.

Однако существующие негативные тенденции, такие как алкоголизация и наркотизация молодежи, рост преступлений, совершенных против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, свидетельствуют об определенных проблемах в деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Во-первых, каждое ведомство в рамках своей компетенции отвечает за решение определенных проблем несовершеннолетних, за создание условий для развития положительных интересов. Анализ этого направления деятельности указывает на недостаточность координации усилий субъектов профилактики, в частности, по выявлению проблемных ситуаций, в которых находятся несовершеннолетние (например, по выявлению детей, находящихся в неблагополучных условиях). К примеру, с запозданием становятся известны факты злостного уклонения родителей от выполнения своих обязанностей по отношению к детям; не сразу принимается решение о возбуждении дела о лишении родительских прав.

Во-вторых, актуальной проблемой на сегодняшний день остается и отсутствие при судах города специальной структуры, обеспечивающей помощь и поддержку детям, претерпевшим насилие, и их родителям, защиту их прав и интересов в ходе судебного процесса и в досудебных мероприятиях.

В-третьих, к сожалению, в российских условиях система профилактики в большинстве своем не предупреждает правонарушения, а действует вдогонку, реагируя на уже свершенные деяния, рассмотрение которых затем переходит в судебные инстанции.

Организация и деятельность рассматриваемой системы профилактики требует постоянного анализа, внимания и совершенствования. Именно поэтому особенно актуальным сегодня является межведомственное взаимодействие, подкрепленное не только законодательной, но и материальной базой, необходимыми для оказания социаль-

ной помощи и поддержки несовершеннолетним, в том числе пострадавшим от насилия. Разработка новых и повышение эффективности проводимых мероприятий должны оставаться приоритетом в деятельности субъектов профилактики. Необходимо продолжать осуществление профилактических мероприятий на основе их комплексного планирования, предусматривающего преемственность наработанных к настоящему моменту эффективных методик. Прежде всего это касается области воспитательного сопровождения, социальной адаптации и реабилитации, а также социальной помощи.

Совершенствование системы межведомственного взаимодействия при оказании помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, должно быть обращено к личности ребенка, направлено на ее развитие, раскрытие нравственного потенциала, нивелирование негативных влияний враждебной социальной среды, устранение их последствий. Именно поэтому первостепенной задачей становится организация и объединение всех возможностей межведомственного взаимодействия органов социальной и правовой защиты, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта и др.

Приоритетным является совершенствование комплексного подхода к работе по предупреждению правонарушений в отношении несовершеннолетних путем выработки новых форм и методов взаимодействия субъектов системы оказания помощи и профилактики, внедрения инновационных технологий в их деятельность. В связи с этим предлагаются следующие замечания и предложения.

1. С учетом необходимости создания в городе единой централизованной специализированной службы сопровождения несовершеннолетних, пострадавших от насилия, распоряжением Комитета по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга от 18 марта 2011 года № 66-р на базе Санкт-Петербургского государственного учреждения «Приют-Транзит» создана служба межведомственного взаимодействия по вопросу реабилитации и сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, в том числе пострадавших от жестокого обращения. Специалисты

данной службы работают в тесном контакте с сотрудниками Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу. В целях эффективности деятельности специалистов созданной службы необходимо выработать методические принципы (конфиденциальность, профессионализм, компетентность и др.) и алгоритм организации работы с несовершеннолетними, пострадавшими от жестокого обращения. В настоящее время очевидна нехватка специалистов-психологов - в наличии 4, требуется еще как минимум 5. Поэтому в рамках целевой программы «Комплексные меры профилактики правонарушений в Санкт-Петербурге» на следующие годы необходимо предусмотреть целевое финансирование работы данного проекта.

2. В связи с существующими проблемами и спецификой работы специалистов районных комплексных центров социального обслуживания населения (текучесть кадров, недостаточность преемственности, неравномерное распределение нагрузки) следует проработать вопрос о возможности дифференцированной оплаты их труда.

3. Для максимального повышения координирующей роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав необходимо усилить совместную ответственность и контролирующую функцию органов — субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В связи с этим следует в состав Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав включать руководителей субъектов рассматриваемой системы профилактики не ниже уровня заместителей начальников отделов.

4. В рамках целевой программы «Комплексные меры профилактики правонарушений в Санкт-Петербурге» на следующие годы предусмотреть мероприятия, направленные на повышение квалификации специалистов служб психолого-пе-дагогического и медико-социального сопровождения несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения.

5. Необходмо внести изменения и дополнения в действующее законодательство, касающиеся:

5.1. Ввода в правовое поле четкого понятия «жестокое обращение с детьми»;

5.2. Утверждения перечня признаков, свидетельствующих о жестоком обращении с детьми,

а также определения круга лиц, в силу своего должностного положения обязанных немедленно сообщать/передавать сведения об указанных признаках в соответствующие органы для проверки и принятия решения по существу;

5.3. Изложения ст. 1 «основные понятия» федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ в следующей редакции: «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию и содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия, а также пострадавшее от жестокого обращения»;

5.4. Необходимо разработки и принятия закона, регламентирующего деятельность и определяющего права и обязанности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, что повысит статус комиссий и выведет их работу на качественно новый уровень, поскольку действующее Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года, устарело и не отвечает современным общественным отношениям;

5.5. Ужесточения санкций по тем статьям УК РФ, которые предусматривают ответственность за совершение насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних;

5.6. В связи с появлением института уполномоченных по правам ребенка и реформированием органов внутренних дел целесообразно выйти с инициативой об изменении федерального законодательства о системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Следует принять новый федеральный закон с обязательным детальным отражением следующих моментов:

— функций и направлений деятельности каждого субъекта профилактики, в т. ч. уполномоченного по правам ребенка региона, органов полиции и др.;

— предоставление комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав полномочий

по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организации единой системы государственных и негосударственных структур, направленной на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— регламента межведомственного взаимодействия субъектов профилактики.

6. Для осуществления электронного и оперативного обмена информацией между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обеспечить функционирование единой базы данных (федеральной/на уровне субъекта) о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации; о детях, не посещающих образовательные учреждения; о несовершеннолетних, находящихся в розыске. Обеспечить доступ к базе данных и возможность внесения в нее сведений всем субъектам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Необходимо внедрение новых технологий, например введение электронного документооборота.

7. В рамках межведомственного взаимодействия предусмотреть направление из ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области ежеквартальных статистических данных о преступности, связанной с несовершеннолетними, в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

8. Для повышения результативности работы по выявлению и устранению причин и ус-

Литература

ловий, способствующих совершению преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в их отношении, рекомендовать прокуратуре по г. Санкт-Петербургу подготовить методические рекомендации по выявлению этих причин и условий, а также осуществлять периодические целевые проверки выполнения постановлений следователей об их устранении.

9. В целях раннего выявления социального неблагополучия Комитету образования Правительства Санкт-Петербурга рекомендовать ввести обязательное посещение учащихся по месту проживания классными руководителями для обследования условий жизни несовершеннолетних.

10. Необходимо обратить внимание на факты сокращения в ходе реформирования органов внутренних дел положительно зарекомендовавшего себя в городе института школьных инспекторов (с 88 до 48), а также перемещения психологов из школ в центры психолого-медико-социального сопровождения.

В заключение следует отметить, что наиболее эффективным методом работы является индивидуальное сопровождение семей и детей группы риска, пострадавших от жестокого обращения.

Простота, ясность, четкость и своевременность

- вот принципы, по которым должна функционировать система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Ее основное внимание должно быть сконцентрировано на первичной профилактике правонарушений, совершаемых как несовершеннолетними, так и в отношении несовершеннолетних

1. Берекет В. М., Клишков В. Б., Костыря Е. А. и др. Преступность в Санкт-Петербурге и меры по ее профилактике: науч.-практ. пособие / под общ. ред. В. А. Кудина, Л. П. Богданова. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2009. - 304 с.

2. Закс Л. Статистическое оценивание. - М.: Статистика, 1976. - 598 с.

3. Криминология — XX век / под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2000. - 554 с.

4. Криминология: словарь / под общ. ред. В. П. Сальникова. - СПб.: Изд-во «Лань», 1999. - 256 с.

5. Панкратов В. В. Методология и методика криминологических исследований. - М.: Юрид. лит., 1972.- 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.