Научная статья на тему 'О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДОЛОГИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К АВИАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МЕЖВИДОВОЙ ГРУППИРОВКИ ВОЙСК (СИЛ) НА ТЕАТРЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ'

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДОЛОГИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К АВИАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МЕЖВИДОВОЙ ГРУППИРОВКИ ВОЙСК (СИЛ) НА ТЕАТРЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРЕБОВАНИЯ / АВИАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / МЕЖВИДОВАЯ ГРУППИРОВКА ВОЙСК (СИЛ) / ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (СН) / ВОЗДУШНАЯ НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ (ВНО) / СРЕДСТВА ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОГО НАПАДЕНИЯ (СВКН) / ОПЕРАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дронов Сергей Владимирович, Антипов Андрей Иванович, Кривенцов Николай Семенович, Пахмелкин Дмитрий Петрович

Рассмотрен целесообразный методологический подход определения требований к авиационной составляющей межвидовой группировки войск (сил) (МГВ (С)) на театре военных действий (ТВД), в основу которого положены принципы рациональной достаточности и эффективности. В рамках рассматриваемой методологии предложен алгоритм формирования и обоснования требований к авиационной составляющей МГВ (С) на ТВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дронов Сергей Владимирович, Антипов Андрей Иванович, Кривенцов Николай Семенович, Пахмелкин Дмитрий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPROVING THE METHODOLOGY OF OUTLINING DEMANDS FOR THE AIRCRAFT COMPONENT OF THE INTERSERVICE TROOP/FORCE GROUPING ON THE THEATER OF OPERATIONS

The paper examines an expedient methodological approach to defining requirements for the aircraft element in the interservice troop/force grouping (ISTFG) on the theater of war (TOW) based on principles of rational sufficiency and efficiency. Within the framework of the said methodology, the authors suggest an algorithm of forming and substantiating requirements for the ISTFG aircraft element on the TOW.

Текст научной работы на тему «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДОЛОГИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К АВИАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МЕЖВИДОВОЙ ГРУППИРОВКИ ВОЙСК (СИЛ) НА ТЕАТРЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ»

О совершенствовании методологии определения

^ о о

требовании к авиационном составляющей межвидовой

группировки войск (сил) на театре военных действий

Генерал-лейтенант С.В. ДРОНОВ

Полковник А.И. АНТИПОВ, кандидат военных наук

Генерал-майор в отставке Н.С. КРИВЕНЦОВ

Генерал-майор запаса Д.П. ПАХМЕЛКИН

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассмотрен целесообразный методологический подход определения требований к авиационной составляющей межвидовой группировки войск (сил) (МГВ (С)) на театре военных действий (ТВД), в основу которого положены принципы рациональной достаточности и эффективности. В рамках рассматриваемой методологии предложен алгоритм формирования и обоснования требований к авиационной составляющей МГВ (С) на ТВД.

The paper examines an expedient methodological approach to defining requirements for the aircraft element in the interservice troop/force grouping (ISTFG) on the theater of war (TOW) based on principles of rational sufficiency and efficiency. Within the framework of the said methodology, the authors suggest an algorithm of forming and substantiating requirements for the ISTFG aircraft element on the TOW.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Требования, авиационная составляющая, межвидовая группировка войск (сил), театр военных действий, стратегическое направление (СН), воздушная наступательная операция (ВНО), средства воздушно-космического нападения (СВКН), оперативные задачи, моделирование, оценка эффективности.

Requirements, aircraft element, interservice troop/force grouping, theater of war, strategic sector, aerial offensive operation, aerospace attack assets, operational tasks, modeling, estimate of efficiency.

В СОВРЕМЕННЫХ условиях, на основе анализа взглядов ведущих государств мира на применение авиации в военных конфликтах и исходя из основополагающих установок военной политики Российской Федерации1, принципа «оборонной достаточности» можно сформулировать основные требования к авиационной составляющей МГВ (С) на ТВД (СН).

Первое. Поддержание постоянной высокой боевой готовности авиации для отражения ВНО, поражения СВКН противника в воздухе и в местах базирования; прикрытия с воздуха пунктов государственного и военного управления, важных административно-политических и экономических центров, районов и объектов, районов оперативного развертывания группировок войск (сил) видов и родов войск ВС РФ и союзных государств.

Второе. Количественно-качественный состав, организационно-штатная структура и система управления авиационной составляющей МГВ (С) на СН мирного времени с началом военных действий по отражению агрессии должны обеспечивать выполнение задач военного времени с максимальной эффективностью и полной реализацией ее боевых возможностей.

Третье. Боевой состав авиационной составляющей МГВ (С) на ТВД (СН) должен соответствовать объему оперативных (боевых) задач первой стратегической операции.

Четвертое. Мобильность — способность авиационной составляющей МГВ (С) на ТВД (СН) создавать в короткие сроки на заданных операционных и воздушных направлениях необходимые авиационные группировки для решения внезапно возникающих задач.

Пятое. Живучесть — способность авиационной составляющей МГВ (С) на ТВД (СН) сохранять или быстро восстанавливать свою боеспособность в условиях воздействия различных средств поражения. Живучесть авиации достигается, прежде всего, устойчивым управлением, своевременным рассредоточением сил и средств, тщательным проведением мероприятий защиты от средств поражения противника (оперативная маскировка, использование защитных свойств местности

и ее инженерное оборудование и др.); своевременным восстановлением боеспособности авиационных частей.

Шестое. Универсальность — способность комплексного применения информационных и авиационных средств, систем управления и наведения авиационных комплексов на цели и объекты поражения, дозаправки в воздухе, способных решать задачи вооруженной борьбы в воздушно-космической сфере. Это многоцелевой характер авиационной группировки, способной выполнять задачи воздушной разведки, истребительно-авиа-ционного прикрытия, авиационного огневого поражения и радиоэлектронного подавления противника.

Седьмое. Базирование авиации должно быть вне досягаемости средств поражения противника. Необходимо обеспечить: невозможность (затруднение) различным видам разведки противника вскрытия деятельности и характера действий авиационных частей и возможность рассредоточения этих авиационных частей на оперативные и передовые аэродромы, а в случае угрозы нанесения массированного ракетно-авиационного удара — возможность рассредоточения и укрытия личного состава, авиационной техники и средств наземного обеспечения полетов, выполнения мероприятий тактической маскировки.

Все аэродромы базирования авиации помимо прикрытия в общей системе ПВО должны иметь собственные объектовые средства ПВО и РЭБ, а также силы непосредственного прикрытия (охраны и обороны), оснащенные современными средствами борьбы с диверсионно-разведывательными группами и силами специальных операций противника.

Восьмое. Способность выполнять поставленные задачи с передовых аэродромов, обеспечивающих применение различных типов авиационных

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДОЛОГИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К АВИАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МЕЖВИДОВОЙ ГРУППИРОВКИ ВОЙСК (СИЛ)

комплексов и оснащенных средствами наземного обеспечения полетов, аэродромным оборудованием, запасами авиационных средств поражения, горюче-смазочных материалов и других материальных средств.

Девятое. Управление авиацией и организация ее взаимодействия с войсками (силами) ПВО должны быть в единой автоматизированной системе управления авиацией и войсками (силами) ПВО на ТВД (СН).

Десятое. Уровень подготовки летных экипажей к боевым действиям и укомплектованность авиационных формирований летным и инженерно-техническим составом должны обеспечивать решение боевых задач днем и ночью в любых метеорологических условиях в режиме круглосуточного боевого применения авиационной техники.

Таким образом, требования к авиационной составляющей МГВ (С) на ТВД (СН) вытекают из военных угроз Российской Федерации. В свою очередь, требования с учетом уровня военных угроз из воздушно-космической сферы будут определять соответствующий количественно-качественный состав сил и средств авиационной составляющей МГВ (С) на различных ТВД (СН).

Ретроспективный анализ методологических подходов к определению требований показывает, что когда противники были примерно сопоставимы по военной и экономической мощи, то применялся подход, основанный на равенстве относительных ущербов, наносимых воюющими сторонами друг другу в ходе военных действий. Строительство же и развитие ВС РФ в современных условиях международной обстановки осуществляется на основе реализации военной политики государства, определенной в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», путем достижения стратегических целей

обороны страны через: поддержание ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в заданной степени готовности к боевому применению; совершенствование военной организации государства на основе своевременного выявления существующих и перспективных военных опасностей и военных угроз; сбалансированное развитие компонентов военной организации; наращивание оборонного потенциала; своевременный учет тенденций изменения характера современных войн и вооруженных конфликтов; создание условий для наиболее полной реализации боевых возможностей войск (сил); выработку требований к перспективным формированиям и новым средствам вооруженной борьбы2.

Безусловно, методологический подход к определению требований к авиационной составляющей МГВ (С) на ТВД (СН) должен соответствовать принципам «оборонной достаточности», «сбалансированности боевого состава» и «стратегической мобильности с опорой на ядерное сдерживание»3 и подкрепляться экономическими и мобилизационными возможностями государства.

Анализ известных методов, методик и алгоритмов обоснования требований к группировкам войск и системам оружия, в том числе с использованием системного подхода4, позволяет совершенствовать методологические подходы к определению требований к авиационной составляющей межвидовой группировки войск (сил) на ТВД (СН) на основе принципов рациональной достаточности и эффективности5, определяющих минимально необходимый состав группировки авиации, достаточный для надежного отражения агрессии.

Результатом системного обоснования требований к авиационной составляющей МГВ (С) на ТВД (СН) является формирование ее облика,

сбалансированного по составу воинских формирований, количеству и типажу авиационных комплексов (АК), средств поражения, рациональной по критерию «эффективность — стоимость» и способной решать весь спектр задач по прикрытию объектов системы государственного и военного управления, а также стратегических ядерных сил от ударов СВКН и поражению критически важных объектов и группировок войск противника.

Исходя из стратегических целей военных действий и общих стратегических задач МГВ (С) на ТВД (СН), применительно к возможным сценариям развязывания и ведения вероятным противником военных действий, для формирования и обоснования требований к авиационной составляющей МГВ (С) на ТВД (СН) предлагается следующий алгоритм:

1. Определение роли, места и объема оперативных (боевых) задач авиационной составляющей МГВ (С) на ТВД (СН).

Основными задачами ВВС, как показывает зарубежный и отечественный опыт, могут быть: участие в срыве ВНО; завоевание господства в воздухе; поражение критически важных объектов (КВО) и группировок войск противника; подрыв военно-экономического потенциала (ВЭП) противника; авиационная поддержка и обеспечение действий группировок войск (сил) ВС РФ в операциях.

2. Определение форм и способов боевых действий авиационной составляющей МГВ (С) на ТВД (СН) в военном конфликте. Формы применения авиации определяются исходя из масштаба военного конфликта и возложенных на авиационную составляющую оперативных (боевых) задач.

3. Определение показателей и критериев оценки эффективности выполнения оперативных (боевых) задач. Основным показателем оценки эффективности боевых действий

авиационной составляющей МГВ (С) на ТВД (СН) является математическое ожидание количества пораженных КВО, объектов ВЭП и противостоящей группировки противника. Критерием эффективности выступает заданная степень снижения функционирования критически важных структур и ВЭП, а также степень поражения группировки противника.

Оценку эффективности авиационной группировки принято оценивать через ее боевую мощь В или ущерб М^ наносимый противнику в операции (за период боевых действий). Боевая мощь (боевой потенциал) авиационной группировки определяется:

В — Л£К6п£) Кплс КдосКупрКоб, (1)

где: п — количество типов АК в авиационной группировке;

N. — количество АК г-го типа в авиационной группировке;

Кбп. — коэффициент боевого потенциала г-га АК;

Кплс — коэффициент, характеризующий уровень подготовки летного состава;

Кдос — коэффициент, характеризующий АК;

Купр — коэффициент, характеризующий систему управления;

Коб — коэффициент, характеризующий качество видов боевого обеспечения.

При оценке боевых возможностей авиационной группировки через ущерб, наносимый противнику, как правило, оперируют его средним значением за операцию (за период боевых действий)6.

При действиях N АК по однородным объектам в одних и тех же условиях, когда у всех из них частные показатели эффективности боевого применения авиационных средств поражения одинаковы, математическое

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДОЛОГИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К АВИАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МЕЖВИДОВОЙ ГРУППИРОВКИ ВОЙСК (СИЛ)

ожидание общего ущерба М^ наносимого противнику в ударе, определяется:

где: р — вероятность преодоления ПВО противника на маршруте полета;

Рвых — вероятность выхода и атаки цели с ходу;

Р — вероятность непоражения

неп ^ *

собственными авиационными средствами поражения;

Му — математическое ожидание ущерба, наносимого противнику АК7.

Если N АК действуют в разных условиях, когда соответствующие частные показатели эффективности боевого применения авиационных средств поражения различны, математическое ожидание общего ущерба определяется иначе:

Если уровень подготовки летного состава (К ) и возможности по

4 плс'

досягаемости АК (Кдос) в (1) принять за константу, то из приведенных соотношений видно, что боевая мощь авиационной составляющей и ущерб, наносимый противнику, по существу будут изменяться только за счет коэффициентов К и К .

^ ^ ^ упр об

Тогда прирост ее боевой мощи возможен только за счет более надежного управления и качественного всестороннего обеспечения.

Полученное таким образом численное значение прироста боевой мощи авиационной составляющей МГВ (С) на ТВД (СН) можно представить как прирост ее возможностей по поражению объектов противника8.

4. Осуществление математического моделирования по вариантам применения авиации в прогнозируемых сценариях военных действий.

Существующие подходы обоснования боевого состава авиационной составляющей МГВ (С) на ТВД (СН)

методом моделирования основаны, как правило, на статическом моделировании. Данный подход основан на сопоставлении боевых потенциалов противостоящих группировок с учетом среднесуточных потерь личного состава, АК и материальных средств, а также с учетом стоимостных затрат на содержание авиационной группировки. При этом ее боевой потенциал определяется согласно методике оценки боевых потенциалов9.

Однако, как показал опыт военных конфликтов второй половины XX века и двух десятилетий XXI века, данный подход имеет определенные недостатки по причине того, что рассматриваются только возможности сил и средств, но не рассматриваются способы их применения в операциях. При этом среднесуточные потери рассчитываются не по результатам двустороннего моделирования боевых действий, а, как правило, задаются нормативно.

Боевой потенциал авиационной составляющей МГВ (С) на ТВД (СН) должен рассчитываться исходя из конкретной складывающейся обстановки и вариантов действий противостоящих группировок войск (сил). При этом эффективность действий авиации определяется множеством факторов, таких как возможности систем ПВО-ПРО противника, оперативное оборудование ТВД (СН) в авиационном отношении, возможности противника по поражению авиационной инфраструктуры и авиации на аэродромах и другими. Следовательно, вклад авиации в разгром противника также должен определяться исходя из двустороннего моделирования вооруженного противоборства авиации, войск ПВО и других войск.

Учитывая вышеизложенное, определение требований по составу авиационных составляющих МГВ (С) на ТВД (СН) необходимо осуществлять с использованием динамического

моделирования действий авиации исходя из целей и задач проводимых операций, прогнозируемой оперативно-тактической обстановки, возможных целей, задач и характера действий противника, а также условий проведения операций на конкретном ТВД (СН). Сущность данного моделирования основана на применении метода динамического программирования для двустороннего моделирования боевых действий противостоящих группировок, где вооруженное противоборство может быть представлено в виде многошаговой игры.

Условная оптимальная цена выигрыша на каждом шаге противоборства может быть выражена в снижении боевого потенциала авиационной составляющей МГВ (С) на ТВД (СН) на каждом из шагов игры согласно выбранным показателям и критериям оценки эффективности действий авиации. При этом шагом игры может считаться этап операции, решение оперативной задачи, нанесение массированного огневого удара, массиро-

ванного авиационного удара или операция в целом. Состояние системы на каждом из шагов будет определяться боевыми потенциалами противостоящих группировок.

В связи с необходимостью использования значительного количества вычислительных ресурсов и времени для ее решения целесообразно использовать приближенные методы решения, такие как нейродинамиче-ское программирование10.

Таким образом, предложенный методологический подход определения требований к авиационной составляющей МГВ (С) на ТВД (СН) позволяет учитывать многие факторы, которые определяют эффективность ее действий в операциях. Основным достоинством данного подхода является то, что он позволяет оценить требуемые ее боевые возможности с учетом прогнозируемого сценария военного конфликта, вариантов противоборства в воздушно-космической сфере и обосновать основные требования к авиационной составляющей МГВ (С) на ТВД (СН).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

2 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

3 Останков В.И. Методология военно-экономического обоснования перспективного облика Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: ВАГШ, 2013. 144 с.

4 Квашнин А.В. Основы теории и методологии планирования строительства Вооруженных Сил Российской Федерации // под общ. ред. А.В. Квашнина. М.: Воентехиздат, 2002. 232 с.

5 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. Страте-

гия национальной безопасности Российской Федерации.

6 Зубов Н.П. К определению боевой мощи родов войск Воздушно-космических сил // Вестник Академии военных наук. 2014. № 3 (48). С. 35—38.

7 Там же.

8 Там же.

9 Методика оценки боевых потенциалов вооружения и военной техники, воинских формирований и группировок войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации и иностранных государств. Разработана в соответствии с указаниями начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 10 августа 2013 года № 312/2/7179. М.: ЦВСИ ГШ ВС РФ, 2014. 138 с.

10 Саймон Хайкин. Нейронные сети: полный курс, 2-е изд.: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2006, 1104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.