Научная статья на тему 'О социокультурной организации ландшафта Баргузинской котловины'

О социокультурной организации ландшафта Баргузинской котловины Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
62
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Цыдыпова Л. С.

В статье рассмотрены особенности формирования культурного ландшафта Баргузинской котловины. Особенности культурных взаимоотношений между этническими группами и окружающей средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Barguzin area is polyethnical district. The paper is described the socio-cultural organization in area. And described historical periods are discovered. The paper says about cooperation and interaction of ethnic relationships.

Текст научной работы на тему «О социокультурной организации ландшафта Баргузинской котловины»

Таким образом, исследование развития и сохранения этнокультуры коренных народов Республики Саха (Якутия) формирует толерантную личность и является основным результатом социокультурной модернизации образования в республике Саха

(Якутия), станет созданием условий для самореализации личности в современном мире.

Литература

1. Концепция обновления и развития национальной школы. Якутск, 1991.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. «Просвещение», 2009.

3. Концепция социокультурной модернизации в Республике Саха (Якутия). Якутск, 2010.

О СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАНДШАФТА БАРГУЗИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ

Цыдыпова Л.С.

Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН г. Иркутск, Россия

В статье рассмотрены особенности формирования культурного ландшафта Баргузинской котловины. Особенности культурных взаимоотношений между этническими группами и окружающей средой.

The Barguzin area is polyethnical district. The paper is described the socio-cultural organization in area. And described historical periods are discovered. The paper says about cooperation and interaction of ethnic relationships.

Под культурным ландшафтом понимается культура местного сообщества, сформировавшаяся как результат его жизнедеятельности в определенных природных условиях, взятая в её целостности [1]. При исследовании культурного ландшафта необходимо рассмотреть исторические культурные наслаивания, которые представляют собой некий стратифицированный пласт в виде слоенного пирога. Сделав разрез, мы можем проследить последовательность перекрытий материальных культурных ландшафтов, проследить взаимодействие, взаимозависимость каждого слоя, насколько «пропитался» предыдущим. или частично влился в последующий. Показателем изменения каждого ландшафтного слоя является культурная среда общества, населяющего территорию исследования на протяжении всего исторического отрезка времени, включая современность. Итак, пласты культурного ландшафта Баргузинской котловины можно «разрезать», стратифицировать следующим образом: 1. - тюркский пласт (с VI в н.э.);2.-эвенкийский (до XVII в.); З.-бурятский (с XVII в.); 4.-русский (со II пол. XVII в.) Последний пласт культурного ландшафта территории исследования оставил видимый и значительный отпечаток. Огромную роль здесь сыграл этап русской колонизации, здесь она проходила в особенности сложно и многоэтапно.

Самые ранние исторические заметки об истории заселения Баргузинской долины появляются в печатных материалах по донесениям и сообщениям русских завоевателей Сибири XVIfe. Социальная организация этнических сообществ с начала освоения территории Баргузинской котловины представляла собой обычную организацию кочевых племен, то есть общинно - племенная структуру. Этнические группы баргузинских эвенков в середине XVII века по родовому составу состояли из лимагиров, баликаги-

ров, нямагиров, почегоров, киндигиров, чильчагиров, някугиров. Из отунгусившихся бурят-хоринцев (из рода галзут), вышедших в 1683 году из Монголии и осевших в Бар-гузинской долине, образовался монгольский род тунгусов. Основной формой хозяйственной деятельности баргузинских эвенков была охота. Кочевой образ жизни эвенка не позволял интенсивно осваивать небольшие ареалы, напротив, нагрузки на основные жизнеобеспечивающие ресурсы обширной территории распределялись равномерно и циклично. По мере переселения бурят и русских в район Баргузина, в результате хозяйственного и культурного общения у эвенков постепенно развивается скотоводство, ареал кочевания сокращается.. В XVII веке племя баргузинских бурят по родовому составу представляло следующую структуру: Шоно, hэнгэлдэр, Абзай, Баяндай, Отор-ши, Бура, Сэгэнууд, Эмхэнууд, Галзуд, каждый из которых подразделяются на подро-ды. Основной формой хозяйственной деятельности баргузинских бурят было кочевое сезонное скотоводство, причем территории землепользования закреплялись за определенной из выше указанных родовой группой. История формирования духовной культуры, как у бурят, так и у эвенков берет свое начало с дошаманских анимистических верований и шаманизма. О стойкости шаманских традиций свидетельствует постоянство традиционных мест поклонения бурят и эвенков. У каждого рода свои места поклонения духам-предкам рода, племени. Строго соблюдаются обычаи, традиции совершения обрядов в местах поклонения. В процессе длительного тесного межэтнического взаимодействия населения долины, происходит ассимиляция эвенкийского населения бурятским, и наоборот. В результате процесса взаимовлияния языков и культур происходит интеграция и синтез сферы духовности, ценностей и мировоззрения. В первой половине XVII века традиционная обрядовая система баргузинских бурят, как и в Забайкалье в целом, претерпела изменения под влиянием буддизма. Данный фактор произвел определенные перемены и в воззрениях бурят касательно социокультурного устройства. Значительную роль концепции буддизма сыграли в обычной жизнедеятельности социума. Например, многие семьи соблюдали правила об отношениях в семье, воспитания детей, отношениям в обществе согласно священным учениям Будды.

Русское население сосредотачивалось в нижнем течении Баргузина. Здесь на протяжении 50-60 верст, от Байкала до Баргузинского острога, возникла цепь зимовьев и деревень в 1-2 двора. Они получали название по фамилиям основателей - выходцев из баргузинских отставных служилых. Со второй половины 40-х годов XIX в. в Баргузине осела значительная группа «ссыльно-поселенных» евреев, приписанных к мещанскому обществу. Всего к 1850 году евреев в Баргузине числилось 30 человек мужского пола [НАРБ, ф. 6]. Данное обстоятельство способствовало вовлечению населения в товарно-денежные отношения. И, конечно, способствовало экономическому развитию долины. Выше, в северных районах Баргузинской долины бурятское и эвенкийское население к оседлости переходило медленно. Определенную роль в укреплении оседлости играло крещение, хотя порой новообращенные в христианство возвращались к своим родам, вопреки обязательству жить в крестьянских обществах для совершения исповедей и причастий. Приобщение к русскому быту, земледельческим занятиям, все более усиливающееся культурное влияние и взаимовлияние между народами привели к образованию стационарных поселений, где помимо юрт и чумов возводились деревянные избы, местами принявшие массовый характер [2]. Действительно, христианизация бурят русской православной церковью в лице Иркутской и Забайкальской миссий способствовала расширению оседлости коренного населения, обучению русской грамоте, а, следовательно, вовлечению в процесс развития новых социокультурных отношений, переходу к новому историко-культурному этапу формирования культурного ландшафта Баргузинской котловины. Исследование природного и культурного ландшафта Бар-гузинской котловины свидетельствует о слиянии мировоззренческих ценностей между 276

различными этносоциальными группами, а, следовательно, и представлений о ландшафте бурят, эвенков, и остального населения долины проживающих на протяжении нескольких поколений.

Литература

1. Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии / В.Н. Калуцков - М.: Новый хронограф, 2008. - 320 с. - ISBN 978-5-94881-062-1.

2. Шмулевич М.М Очерки истории Западного Забайкалья XVII - середина XX века. Новосибирск: Наука, 1985

Национальный архив РБ, ф. 7., д.6. Тема научного направления № 3: Общественная география и проблемы территориальной организации России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.