Научная статья на тему 'О социальном конструировании межпоколенческого конфликта в семье и его разрешении'

О социальном конструировании межпоколенческого конфликта в семье и его разрешении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
661
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О социальном конструировании межпоколенческого конфликта в семье и его разрешении»

Известно, что повседневное знание о нормах межпоколенческого взаимодействия в семье, понимание этих норм во многом определяет и умение разрешать возникающие противоречия, создавая или, напротив, предупреждая деструктивные конфликты.

Исследуя семью, отечественный ученый А. И. Антонов отмечает, что объект социологического наблюдения оказывается «внутри себя» не абсолютной реальностью, а конструируемой участниками повседневного взаимодействия системой не совпадающих, а различающихся между собой обиходных интерпретаций. По мнению социолога, научный подход в таком случае фиксирует внимание на поиске различий, на дифференциации значений и понимании их смысла для индивидов1.

Далее А. И. Антонов подчеркивает, что чем меньше отдельные Я членов семьи идентифицируются с семейным МЫ, чем меньше в индивидуальных ценностных ориентациях представлены общесемейные ценности и интересы, тем больше будет разнобоя в восприятии складывающихся в семье ситуаций, в понимании целей и потребностей семьи, в оценке средств действий и результатов поведения. Из этого ученый заключает, что анализ социально-символических значений семейного общения способен раскрыть отдельные причины диссонанса семейных вза-имодействий2.

При этом следует учитывать, что семейные ситуации многообразны и переменчивы. В конкретных социологических исследованиях обычно выделяются социально значимые ситуации, которые соотносятся с усло-

виями жизни и занятости членов семьи, с воздействием микросреды (в том числе сферы социального общения). Самые устойчивые ситуации действуют на протяжении нескольких стадий или всего семейного цикла и создаются общим фоном городской или сельской жизни, этнической спецификой, региональными особенностями, общей социально-политической и экономической обстановкой в стране и т. п., а также непредвиденными событиями (стихийные бедствия и др.), резко изменяющими семейную жизнь3.

Конфликтная ситуация в семье является одной из социально значимых. Даже если изначально она затрагивает взаимодействие отдельных членов, в том числе лиц разных поколений, то ее последствия распространяются на семью в целом. Часто конфликтная ситуация в семье имеет не только индивидуально-личностные, но и типичные социальные причины, социально обусловленные формы, на нее влияют социальные факторы (способствующие и препятствующие конфликту), а в широких масштабах у нее возможны социальные последствия.

Известный конфликтолог А. В. Дмитриев отмечает, что конфликтная ситуация может сложиться объективно, а может быть создана одной из сторон или обеими. При этом каждая ситуация имеет как объективное содержание (оно определяется происходящими событиями), так и субъективное значение, которое зависит от того, какую интерпретацию этим событиям дает каждая сторона. В соответствии с субъективным значением участник начинает действовать в конфликте. Причем субъективное отраже-

М. В. Вдовина О социальном конструировании межпоколенческого конфликта в семье и его разрешении*

* Статья подготовлена в рамках проекта МК-4433.2007.6 (Программа Президента РФ государственной поддержки молодых российских ученых)

ние конфликтной ситуации не обязательно соответствует действительному положению дел. Ложное восприятие возникает в результате неправильного истолкования слов и поступков других. Различия в интерпретации чужих поступков во многом определяются различиями культур, норм общения4.

Следовательно, конфликт в повседневном семейно-родственном взаимодействии поколений конструируется, создается ими на основе объективно сложившейся в обществе и институте семьи противоречивой или пред-конфликтной ситуации в межпоколенческих отношениях. Если стороны считают ситуацию их взаимодействия в семье конфликтной, они осуществляют соответствующие их представлению о конфликте и его разрешении социальные действия. Истолкование ситуации и действий как конфликтных или, наоборот, способствующих снятию противоречия, обусловлено социетальными (поколенческими), семейно-институциональными, групповыми и даже индивидуальными социальными нормами. Более того, сами нормативные различия между поколениями, существующие в современном обществе и его институтах (включая семью), порождают непонимание между поколениями, различное истолкование своего вербального и невербального общения, что обостряет неизбежные межпоколенческие противоречия, в том числе до конфликтного взаимодействия.

Теоретико-методологической основой изучения социального конструирования межпоколенческого конфликта в семье и его разрешения являются работы по социальному конструированию реальности П. Бергера,

Т. Лукмана, А. Шюца и др. Плодотворно также использование положений «понимающей» социологии М. Вебера, теорий символического интеракционизма (Дж. Г. Мид, Г. Гарфинкель и др.).

Анализируя концепцию социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лук-мана, Вал. А. Луков приходит к выводу, что оно происходит как присвоение субъектом некоторой части окружающей среды, подчинение ее себе на уровне владения смыслами.

При этом представления о социальной реальности носят фрагментарный характер (свойственный не только какой-либо возрастной общности, но и современному обществу в целом5). В когнитивном и поведенческом аспектах конструирование реальности — это сложная совокупность действий, включающая в себя: адаптацию к условиям среды, достраивание реальности, переструктуриро-вание условий среды6.

Хотя конструирование реальности может протекать в спонтанной форме, определенная часть «конструкторской работы» с необходимостью предполагает предварительное проектирование ожидаемого результата7. Заметим, что проектирование, в отличие от конструирования, скорее относится не к возникновению, а к урегулированию конфликта. Проектировать разрешение конфликта могут как сами конфликтующие стороны, так и другие его участники из ближайшего социального окружения, а также институты, для которых урегулирование конфликтов является явной или скрытой функцией (в терминологии Р. Мертона), прежде всего сам институт семьи. Причем разрешение конфликтов этот институт осуществляет как непосредственно, так и при поддержке государства, других институтов, общества в целом.

Наши эмпирические данные подтверждают, что люди разных поколений несколько по-разному понимают и объясняют межпо-коленческий конфликт в семье (хотя и учитывают универсальные, общепринятые и устойчивые трактовки этого конфликта). В 2004 г. в Москве нами были опрошены 82 эксперта: психологи, педагоги, социологи, социальные работники, медики, — те, которые имели ученую степень, высшее, неоконченное высшее или среднее специальное образование и стаж работы, так или иначе связанной с изучением и урегулированием подобных конфликтов. По возрасту среди них выделены четыре примерно равные группы: молодые специалисты 18-29 лет (1975— 1986 г. р.), среднее поколение 30—38 лет (1966—1974 г. р.) и 40—49 лет (1955—1964 г. р.),

старшее поколение 52—67 лет (1937—1952 г. р.). Как видим, это не только люди разного возраста, но и современники различных социально-исторических периодов в жизни нашей страны. Их ответы на открытый вопрос «Какое определение Вы бы дали межпоко-ленческому конфликту в семье?» мы условно разделили на две части: какие ситуации и действия в основном подразумеваются респондентами под этим конфликтом и в чем заключается, по их мнению, его предмет. Это позволяет выделить некоторые смыслы, вкладываемые ими в трактовку межпоколен-ческого конфликта в семье. При этом очевидно, что в повседневном знании экспертов присутствует как специальное (научное, профессиональное), так и обыденное знание, жизненный опыт.

Итак, какие ситуации и действия подразумевает под межпоколенческим конфликтом в семье опрошенная молодежь 18-29 лет? Курсивом выделены наиболее часто встречающиеся ответы:

— Разногласия между поколениями вообще, в том числе в семье;

— Ссоры между родителями и детьми, прародителями и внуками, свойственниками (свекровь-сноха и т. п.), то есть между исполнителями разных семейных ролей (необязательно проживающими вместе);

— Непонимание и неуважение чужих взглядов;

— Нежелание людей разных возрастов и взглядов на жизнь придти к компромиссу;

— Обострение противоречий между молодыми и старыми (инициатор конфликта — как правило, старшие);

— Напряженные взаимоотношения и др.

Предмет межпоколенческого конфликта в семье с точки зрения молодых людей 18-29 лет:

— Разное мировоззрение, взгляды, воспитание, идеалы, ценности, образ жизни, опыт разных поколений;

— Возрастные различия поколений в семье;

— Проблемы адаптации молодой и родительских семей;

— Неустроенный быт и др.

Ситуации и действия, понимаемые

под межпоколенческим конфликтом в семье 30-38-летними людьми:

— Непонимание и нежелание, неспособность понимать друг друга;

— Отстаивание своих интересов, не слыша иной точки зрения;

— Отсутствие взаимопонимания в семье;

— Неприятие позиции другой стороны из-за возникших разногласий;

— Несложившиеся отношения поколений в семье;

— Скандал, разделение на два «лагеря» в семье;

— Вражда членов семьи разных возрастов;

— Недоверие близких людей друг другу;

— Конфликт в скрытой форме — это чувство вины у более молодого поколения, а в острой форме — разрыв отношений между поколениями, связанными семейно-родственными узами;

— Столкновение и борьба мнений и др.

Пр едмет межпоколенческого конфликта в семье по мнению 30-38-летних:

— Различия в возрастных и поколенческих особенностях;

— Взгляды людей другого поколения воспринимаются как «чужие» (то есть осуждаются, отвергаются и т. п.);

— Свои интересы ставятся превыше интересов близких;

— Утрата традиционных устоев и др.

Ситуации и действия, определяемые

как межпоколенческий конфликт в семье 40-49-летними респондентами:

— Непонимание между старшим и младшим поколениями, родителями и детьми;

— Ссоры близких родственников: отцы-дети, теща—зять и т. д.

— Несогласованность представлений о жизни у разных поколений;

— Столкновение мнений родственников разных поколений;

— Несложившиеся отношения разных по возрасту людей;

— Серьезное разногласие детей, родителей, прародителей;

— Спор в семье и др.

Пр едмет межпоколенческого конфликта в семье с позиций 40-49-летних людей:

— Неуважение к старшим и друг к другу;

— Старшее поколение не жило в любви и согласии;

— Старшее поколение не хочет менять усвоенную точку зрения, а молодежь не может объяснить свое видение ситуации;

— У поколений разные представления

о жизни;

— Отсутствие взаимопонимания в роду;

— В одной квартире живут люди, разные по возрасту, идеалам, воспитанию (полученному в школе, на работе и т. д.).

Ситуации и действия, определяемые старшим поколением 52-67 лет как межпо-коленческий конфликт в семье:

— Конфликт родителей и детей, прародителей и внуков, братьев/сестер разных поколений, дядьев-племянников, свекрови-снохи и т. п.

— Многомерный континуум противоречий между разными поколениями по всем типам отношений — от собственности до идеологии, ценностей, целей и т. д.

— Проблемы взаимоотношений «отцов» и «детей» и др.

Пр едмет межпоколенческого конфликта в семье:

— Разные взгляды младших и старших на решение одного и того же вопроса;

— Несходство (подчас полярная противоположность) нравственных принципов, социальных ориентаций, жизненных устремлений в сочетании с непониманием разницы эпох, в которые жили «отцы» и живут «дети»;

— Отсутствие моральных норм у младших;

— Старшим трудно жить в современном обществе и др.

Из приведенных эмпирических данных можно сделать следующие выводы. Межпо-коленческий конфликт в семье — это не только межвозрастной конфликт. Это так-

же конфликт разных поколенческих норм и ценностей, разных семейных ролей (родители, дети, внуки и др.); конфликт старого и нового в динамике семьи как группы и как института. В отдельных случаях — это даже конфликт между поколенческим статусом индивида в обществе и его семейной ролью.

В определении межпоколенческого конфликта в семье присутствуют как межпоко-ленческая специфика (возрастные отличия людей, разная судьба поколений и т. д.), так и семейные особенности (разные семейные роли поколений, нарушение первичных близкородственных отношений и т. п.). Отчетливо прослеживается общая тенденция: конфликт возникает в ситуациях непонимания и нежелания понять другого, особенно близкого человека (в том числе из-за различных смыслов, вкладываемых каждым поколением во взаимодействие в семье).

Взгляды лиц разных поколений на сущность межпоколенческого конфликта в семье во многом совпадают, но имеются и отличия. Вполне естественным выглядит то, что интерпретация конфликта молодыми людьми немного тяготеет к определению «по учебнику», а взрослые и старшее поколение трактуют его, исходя из более богатого жизненного и профессионального опыта. Тем не менее, именно обобщение мнений всех поколений (старшего, среднего, младшего) позволяет получить тот широкий повседневный смысл, который люди обычно вкладывают в межпоколенческий конфликт в семье, — существенные разногласия и противоречия родственников, принадлежащих к разным поколениям, столкновение их противоположных интересов, непонимание друг друга. Представляется, что именно укрепление и развитие взаимопонимания в межпоколенческих и семейно-родственных отношениях имеет большое значение для предупреждения и урегулирования конфликтов между поколениями в семье и обществе в целом.

Следует также учитывать, что младшее поколение часто считает инициатором, «источником» конфликта старшее, и наоборот;

и только лица среднего поколения больше склонны возлагать на себя ответственность за качество взаимоотношений. Вероятно, среднее поколение более подготовлено к посреднической функции во взаимоотношениях старших и младших в семье. При этом следует учитывать, что в повседневном взаимодействии каждое поколение оценивает как наиболее значимые те проблемы и интересы, которые типичны для его поколения на конкретном этапе семейного жизненного цикла и которые чаще всего возникают перед их сверстниками в обществе. У разных поколений эти оценки не всегда совпадают.

Иначе говоря, наряду с типичной трактовкой конфликта, каждое поколение, исходя из своих поколенческих норм, вкладывает дополнительно свой собственный смысл в понимание, определение (а значит и в создание, конструирование) межпоколенче-ского конфликта в семье и, соответственно, возможных путей его урегулирования.

Поставив задачу изучить не только поколенческие, но и семейные различия в понимании межпоколенческого конфликта, мы исследовали те семьи, респонденты из которых указали, что у них такого рода конфликты случаются часто и длятся долго (условно обозначим их как «остроконфликтные»). В 2006 г. нами были проанализированы анкеты 200 таких семей из Москвы и Московской области. Их данные мы сравнили с ответами полутора тысяч других московских респондентов (опрошенных по случайной выборке), которые считают взаимоотношения поколений в своей семье и с ближайшими родственниками менее напряженными: с редкими кратковременными конфликтами.

Полученные результаты показали, что не только в понимании сущности, но и в определении частоты и продолжительности конфликтов в семье существуют межпоколенче-ские различия. Наиболее остро воспринимают и оценивают ситуацию в семье именно как конфликтную, в основном, молодежь и старики (хотя конфликты между прародителями и внуками указываются гораздо ре-

же детско-родительских). Среднее поколение не столь радикально, более сдержанно оценивает межпоколенческие отношения в своих семьях. Возможно, старшее и молодое поколения острее воспринимают ситуацию, взаимодействие в семье и трактуют их как конфликт в силу возрастных особенностей данных когорт, их повышенной социально-экономической уязвимости и довольно низкого общественного статуса, по сравнению со средним поколением. Не случайно среди социальных факторов, способствующих межпоколенческим конфликтам в семьях, они чаще указывают возрастную дискриминацию (например, на рынке труда) и разные ценности поколений в обществе.

Среди «остроконфликтных» респондентов больше проживающих в многопоколенных, многодетных, неполных8 семьях или в одиночестве (вероятно, после разрыва семейно-родственных отношений вследствие частых и долгих конфликтов). То есть в основном это семьи с нетипичной структурой. Многие из респондентов считают свою семью неблагополучной из-за того, что в ней преобладают конфликтные взаимоотношения, жилищно-бытовые, материальные, супружеские, воспитательные проблемы, девиантное поведение, физическая сила и грубость. Многопоколенные семьи для этих респондентов часто ассоциируются с «пережитком прошлого», вынужденной формой проживания. Доминирует установка на полное подчинение младших старшим в семье и обществе в целом. При этом такая установка не характерна для тех, кто межпоколен-ческие отношения в своей семье оценивает как малоконфликтные или почти бесконфликтные.

Исследование внутрисемейных корреляций ответов показало: несмотря на то, что оценки частоты и продолжительности конфликтов у членов семьи разных поколений нередко расходятся, у них выявлено единодушие в определении причин, форм проявления и путей разрешения межпоколенческих конфликтов. Однако респонденты из «остроконфликтных» семей, по сравнению с дру-

гими семьями, больше уповают на поддержку со стороны государства и профессиональную помощь специалистов в урегулировании конфликта, чем на самопомощь в семье и взаимопомощь родственников.

В современном обществе необходимо и возможно предупреждение и урегулирование деструктивных межпоколенческих конфликтов. Урегулирование такого конфликта в семье должно включать в себя различные направления действий: социально-политические, правовые, организационно-административные, социально-экономические, жилищно-бытовые, психолого-педагогические, социально-медицинские, социальное обслуживание, консультативные услуги и другие направления содействия семье и индивидам.

1 См.: Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). М., 1998. С. 193—194.

2 См.: Антонов А. И. Указ. соч. С. 233.

3 Там же. С. 238—239.

4 См.: Дмитриев А. В. Конфликтология. М., 2003. С. 112, 114.

5 См.: Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М., 1999. С. 161, 183.

6 Там же. С. 161—162.

7 Там же. С. 181.

8 О конфликтах в неполных семьях см.: Ну-схаева Б. Б. Неполная семья как институт социализации детей (на примере Республики Калмыкия): Автореф. дис...канд. соц. наук / Ин-т социологии РАН. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.