Важной стороной структурных изменений в экономике является на сегодняшний день проблема конкурентной среды функционирования субъектов рыночного хозяйства. Первый этап аграрной реформы в России привел к быстрой приватизации предприятий АПК по переработке сельскохозяйственных продуктов. В итоге мы столкнулись с реальной монополией перерабатывающих отраслей, когда контроль покупателя продукции сельского хозяйства обладает исключительным правом. Академик Никонов А.А., доктор экономических наук Е. Серова в своих публикациях убедительно показали, что монополия переработки вместе с тем не привела к улучшению деятельности перерабатывающих предприятий, не расширила возможности сбыта и удовлетворения общественных потребностей.
Следовательно, объективно возникает проблема регулирования и обеспечения взаимовыгодных экономических отношений между производителями товарной продукции и переработкой, и прежде всего, в области развития новых структурных экономически обоснованных моделей хозяйственного механизма. На наш взгляд к ним можно отнести разработку моделей экономического интеграционного типа, позволяющий регулировать производственно-экономические отношения при сохранении организационно-юридической самостоятельности каждой из сторон.
Создание этих моделей на кооперативной основе, как предлагают многие авторы, затруднительно, так как в кооперативах будет разделено право распоряжения инвестиционными финансовыми ресурсами, что является сегодня главным вопросом взаимоотношений субъектов рынка. Реалии взаимодействия двух субъектов мясной промышленности АПК Орловской области в настоящее время: приватизация принесла разделение контрольного пакета акций в соотношении 43% у перерабатывающих предприятий и 24% у сельских товаропроизводителей.
Вот почему для крупных холдинговых предприятий переработки нужны отработанные интеграционные модели взаимодействия с товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а для мелких, приближенных к источникам сырья - кооперативные формы организации переработки и сбыта, которые должны работать в интересах крестьянина.
Мы не останавливаемся подробно на требующих специального рассмотрения проблемах совершенствования хозяйственного механизма. Но следует указать, что усилия государства в этом направлении могут существенно ускорить образование и развитие необходимых рыночных структур, от которых во многом зависит решение задач социально-экономического развития России на пути к цивилизованному рынку.
Алиханов А.Д.
О социально-экономическом положении в Республике Дагестан и направлениях повышения экономического потенциала
Сегодня Дагестан переживает один из сложнейших периодов своего общественно-политического и социально-экономического развития. В силу известных причин, связанных с положением на Северном Кавказе, издержками переходного периода и последствиями кризиса, республика оказалась в тяжелейшей экономической ситуации.
Сложная ситуация в экономике республики дополнительно обостряется противоречиями общественного характера в регионе. Значительное негативное влияние оказывают проявления политического и религиозного экстремизма, сложная обстановка внутри Чеченской Республики Ичкерия и на границе, которые переросли сегодня в полномасштабные военные действия на территории Республики Дагестан. Благодаря действиям подразделений Министерства обороны Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Дагестан, удалось уничтожить и отбросить боевиков, совершивших акт агрессии на территории Ботлихского и Цумадинского районов республики. Вместе с тем обстановка остается напряженной в связи с событиями в сс. Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района, взрывом жилого дома в г.Буйнакске и нападением вооруженных бандформирований с территории Чеченской Республики Ичкерия на Новолакский район. Это, в свою очередь, создало дополнительные социально-экономические проблемы для республики, и притом, что велики экономические потери, связанные с транспортной и информационной блокадой, порожденной военными действиями в Чеченской Республике (в 1994-1997 гг.). Ущерб по минимальной оценке составил более 6200 млн. рублей и продолжает катастрофически расти в сегодняшних условиях.
Экономика республики приближается к критическому порогу.Объем валового внутреннего продукта на душу населения в Дагестане в 2,6 раза ниже среднероссийского уровня, капиталовложений на душу населения в Дагестане почти в 2 раза ниже, чем в среднем по России. Дагестан, как минимум на 50 процентов свою потребность в продовольственной продукции удовлетворяет за счет завоза извне. Такая ситуация привела к оттоку из республики значительной части собственных доходов.
В силу указанных причин Дагестан превратился практически в самый депрессивный регион, почти всецело зависимый от федерального центра и находится на последних местах в России практически по всем экономическим и социальным показателям, которые в абсолютном выражении на душу населения в 2-3 раза ниже среднероссийских. При этом отставание республики системно периодически нарастает.
В основных производственных отраслях положение остается сложным. Спад промышленного производства привел к тому, что в 1998 году объем производства промышленной продукции составил лишь шестую часть от уровня производства 1990 года. В машиностроении производство сократилось в 10 раз, пищевой промышленности - в 7 раз, в легкой - в 26 раз. Инфляционные процессы в несколько раз обесценили и без того ограниченные оборотные средства предприятий.
Работу по оздоровлению обстановки в республике, экономическому и социальному развитию сдерживает неразвитость дорожной и информационной инфраструктуры. А это создает предпосылки для нежелательного и непрогнозируемого развития событий при возникновении чрезвычайных обстоятельств и в экстремальных ситуациях. В условиях острой нестабильности в регионе, республика в любой момент может оказаться в информационной блокаде.
В агропромышленном комплексе республики идет сокращение площадей обрабатываемых сельхозугодий, разрушение материально-технической и социальной базы села. За последние годы пришли в упадок некогда ведущие и высокодоходные отрасли - виноградарство и садоводство. Крайне тяжелым остается положение в животноводстве, сброс поголовья скота приобретает необратимый характер, что в ближайшее время может привести к полному сокращению высокопродуктивного племенного скота в хозяйствах. Валовая продукция предприятий сельского хозяйства за этот период снизилась на 65-70 процентов.
В результате указанных процессов республика оказалась в значительной зависимости от завоза сельхозпродукции из других регионов. Это притом, что Дагестан ранее поставлял в общесоюзный фонд до 15 тыс. тонн мяса, 70 тыс. тонн плодов и винограда, 120 тыс. тонн овощей, 400 муб плодоовощных и рыбных консервов.
В республике продолжается спад инвестиционной активности. По сравнению с наиболее благополучным в инвестиционном плане 1993 годом, в 1998 году этот показатель снизился в 9 раз.
Поступления налоговых платежей и других доходов в консолидированный бюджет за 1998 год составили 274 рубля в расчете на одного жителя республики, что в 8 раз меньше, чем в среднем по России, а расходы - 1246 рублей или в 2 раза меньше среднероссийского показателя. Хронически недофинансируются первоочередные и социально-значимые статьи расходов.
Финансовые трудности осложняли проведение активной государственной политики и в области социальной защиты населения. Усилилось имущественное расслоение населения, в республике сохраняется низкий уровень жизни. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного составила 57,5 процента ко всему населению.
Крайне остро в республике стоит проблема занятости. Общий объем безработицы в Республике Дагестан практически в 2 раза превышает уровень безработицы, сложившийся в среднем по России (23% против 12%). На одно свободное рабочее место в республике претендует до 35 незанятых граждан (против 6 в среднем по России). Незначителен и уровень материальной поддержки безработных граждан. Расходы на одного безработного гражданина в республике в 2,2 раза меньше, чем в среднем по Российской Федерации. Кроме того пособия по безработице не выплачиваются более года, а общая сумма задолженности по материальным выплатам безработным составила 43 млн. рублей.
В целях стабилизации социально-экономической ситуации в Дагестане Правительством Российской Федерации принималось немало решений. С 1992 по 1997 год по развитию республики принято 16 нормативных документов. В 1998 году Правительством Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2001 года. Однако реальных результатов они не дали, в основном из-за отсутствия комплексного и системного механизма реализации предусмотренных мероприятий. Решение отдельных вопросов затягивалось, а это в свою
очередь негативно влияло на все усилия руководства республики своими силами стабилизировать ситуацию. Так, утвержденные за этот период основные республиканские программы реализованы в среднем на 8 процентов.
Реализация принятых мер позволила бы стабилизировать ситуацию в республике и добиться поступательного движения в экономике, однако известные события перечеркнули все надежды на это.
В сложных экономических условиях основные усилия руководства направляются на изыскание мер для обеспечения стабильности и выживания экономики республики. Главным положительным итогом здесь следует признать сохранение важнейших ее отраслей и систем жизнедеятельности, создание новых эффективных производств и переориентации действующих предприятий на выпуск конечной продукции из местного сырья. В республике продолжались строиться объекты производственного, жилищно-гражданского назначения и транспорта.
Но это не дает серьезного пополнения бюджета, который остается дотационным на 80-85 процентов. Расчеты показывают, что республика имеет реальные возможности довести этот показатель до уровня 40-45 процентов в течении 2-3 лет при условии реализации мер, предусмотренных протоколом выездного заседания Правительства Российской Федерации от 25 июня 1999 года № 26 "О мерах по комплексному решению проблем социально-экономического развития Республики Дагестан".
В этой связи для республики важно сосредоточить внимание на основных направлениях повышения экономического потенциала, которые могут быть сформулированы следующим образом:
Развитие промышленного потенциала. В области промышленной политики необходимо поддержка наиболее важных существенных структурообразующих предприятий, которые обеспечат сохранение и дополнительно создадут рабочие места, и обеспечат значительные поступления в бюджет республики. В их числе привлечение иностранных заимствований, выделение бюджетных ссуд и кредитов, оказание государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов.
При формировании государственного оборонного заказа следует обеспечить максимально возможную загрузку мощностей оборонных предприятий республики с учетом многолетней специализации. В 80-х годах удельный вес оборонного заказа в общем объеме производства предприятий ВПК республики составлял от 70 до 80 %. В настоящее время - 4%. С учетом шестикратного падения общего объема производства промышленности республики абсолютный объем оборонного производства не составляет и 1 % от общего объема производства 80-х годов.
Одновременно следует ускорить погашение задолженности Минобороны РФ за поставленную оборонными предприятиями продукцию в сумме 117 млн. рублей и размещение в 2000 году оборонных заказов с целью сохранения рабочих мест и сложившегося потенциала на этих предприятиях. Определенные сдвиги в этом направлении имеются.
Также необходимо обеспечить представление государственных гарантий для получения инвестиционных кредитов базовыми предприятиями республики, имеющими возможность выпускать продукцию с высоким устойчивым спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках, в том числе: кальцинированные фосфаты и фосфорсодержащую продукцию; электромеханический усилитель рулевого управления для отечественных автомобилей; дизель-генераторы; оборудование для нефтедобычи, переработанную шерсть и кожу; пищевую продукцию и др.
Развитие топливно-энергетического комплекса. Республика располагает значительным запасом углесодержащего сырья, в том числе и на шельфе Каспия. Решение вопросов освоения новых месторождений и транспортировки нефти, ее переработки позволит республике улучшить ее экономического положение, увеличить занятость и решить другие социально важные проблемы.
По прогнозным оценкам суммарные извлекаемые ресурсы нефти и газоконденсата составляют 161 млн. тонн, газа свободного и попутного 255 млрд.м3. Из них разведанные запасы промышленных категорий составляют: по нефти и газоконденсату - 10,4 млн. тонн; по газу 44 млрд.м3.
Поэтому одной из основных задач в этой сфере является развитие разведочного и эксплутационного бурения.
Немаловажно также завершение строительства первой очереди перемычки между магистральными газопроводами Макат-Северный Кавказ и Моздок-Кази-Магомед, для чего необходимо определить источники и обеспечить ее финансирование по уже определенным этапам.
По гидроэнергетическому потенциалу горных рек Дагестан занимает первое место среди регионов Северного Кавказа. Однако используется он лишь на 20%. Необходимо ускорить строительство и ввод в эксплуатацию 3-х гидроагрегатов Ирганайской ГЭС с установленной мощностью 800 МВт (всех 4-х агрегатов), развивать строительство ряда малых ГЭС.
Учитывая трудности финансирования программы развития ТЭК необходимо использовать инструменты залогового механизма созданных мощностей в этой отрасли для привлечения инвестиций, то есть привлечения внебюджетных средств для дальнейшего развития малых ГЭС под гарантии доли республики в объектах естественных монополий.
Учитывая трудности финансирования программы развития ТЭК необходимо использовать инструменты залогового механизма созданных мощностей в этой отрасли для привлечения инвестиций, то есть привлечения внебюджетных средств для дальнейшего развития малых ГЭС под гарантии доли республики в объектах естественных монополий.
Формирование транспортного узла. Вопросы использования транспортного потенциала республики не замыкаются на уровне технической оснащенности транспортных предприятий. Решающее значение имеет восстановление грузопотоков, некогда проходивших по территории республики и в силу известных обстоятельств направленных по другим маршрутам. Геополитическое положение Республики Дагестан предоставляет прекрасные возможности по использованию транспортных коридоров Север-Юг и Восток-Запад.
Дагестан может стать крупным транспортным узлом России. Для этого необходимо ускорить проведение реконструкции Махачкалинского международного морского порта и Махачкалинского международного аэропорта, что в свою очередь даст развитие сети железных и автомобильных дорог и сопряженных отраслей не только в Республике Дагестан. Завершение реконструкции позволит обеспечить формирование наиболее эффективной схемы транспортных грузопотоков в России, создаст дополнительные условия дальнейшего развития межгосударственных отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Однако в настоящее время вопросы расширения и укрепления торговых связей по этим направлениям волнуют не только Дагестан и Россию. Так, по инициативе Европейского союза в рамках программы технической политики странам СНГ (TACIS), осуществляется программа ТРАСЕКА - транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия. Основная задача программы - осуществление перевозок по маршруту, связывающему страны Европы и Азии в обход России, через Ильичевск-Поти-Баку- Туркменбаши (Красноводск), то есть создание транспортного коридора между Европой и Азией, альтернативного российскому.
В связи с этим реконструкцию морского и аэро-портов, строительство железнодорожной ветки Кочубей-Буденновск и второй очереди Кизляр-Карланюрт, развитие большегрузных автомобильных перевозок дальнего следования, строительство нефтепровода для перекачки азербайджанской нефти в обход Чеченской Республики Ичкерия, необходимо рассматривать как задачу, требующую безотлагательного решения, причем в кратчайшие сроки. При этом доля транспорта в ВРП республики в ближайшие 2-3 года увеличится с 7 до 17 процентов.
Одновременно необходимо предоставить права и возможности тарифного и таможенного регулирования в указанном коридоре, в том числе:
осуществить снижение на 30% железнодорожных тарифов на провоз транзитных грузов, следующих через Махачкалинское отделение СевероКавказской железной дороги;
осуществить снижение пошлин и сборов для транзитных грузов, следующих через Республику Дагестан и упрощение таможенных процедур при пересечении Российской государственной границы.
Поддержка агропромышленного комплекса. В области агропромышленного комплекса республика предполагается дальнейшая поддержка и сохранение овцеводства и виноградарства, развитие консервной промышленности.
Для развития виноградарства республика имеет уникальные природно-климатические условия, кадры, технологии и навыки по выработке известных марок вин и коньяков. Необходимо увеличить площади виноградников до 35 тыс. га, что приведет к увеличению производства винограда до 140 тыс. тонн, а производства вин и коньяка до 1350 тыс. дал. В связи с этим требуется государственная поддержка на долговременной основе предприятиям виноградарства и виноделия, а также ужесточение мер к производителям фальсифицированной ликероводочной продукции.
Важной проблемой остается развитие горного Дагестана. Поскольку основной специализацией горной зоны является животноводство и горнодолинное садоводство, которые в настоящее находятся в стагнации, нужны срочные меры по поддержке указанных отраслей, в том числе через механизм дотации и компенсации затрат, производимых хозяйствами за счет собственных средств.
Необходимо осуществить строительство и реконструкцию оросительных сетей на существующих орошаемых площадях республики (386 тыс. га), внедрить капельное орошение на многолетних насаждениях и в овощеводстве.
Использование биоресурсов Каспия. Здесь необходима подготовка и реализация межправительственных соглашений по упорядочению добычи морепродуктов, квотированию, лицензированию и установлению квот на рыб, вылавливаемых на Каспии приграничными государствами. Серьезной проблемой остается воспроизводство запасов ценных пород рыб, основные нерестилища которых расположены на прибрежной территории республики. В связи с этим требуется поддержка рыбоводных заводов, в том числе Терского осетрового и Широкольского рыбозаводов на севере и Приморского рыбозавода на юге.
Говоря о Каспии нельзя не отметить еще одну очень важную для республики проблему, связанную с поднятием уровня моря. В целях улучшения санитарно-эпидемиологического состояния и предотвращения экологической катастрофы прибрежной полосы Каспия во внеочередном порядке решить вопросы включения в программу внешних заимствований Российской Федерации выделение кредита Международного Банка Реконструкции и развития 6на реконструкцию очистных сооружений, системы водоснабжения и канализации г. Махачкалы.
Использование рекреационного потенциала. Уникальные природно-климатические условия Республики Дагестан позволяют широко развернуть рекреационную деятельность с целью охраны и укрепления здоровья жителей всех регионов Российской Федерации практически круглый год.
Одним из основных ресурсов республики являются песчаные пляжи Каспийского моря. Общая протяженность береговой полосы Дагестана составляет около 530 км. Площадь песчано-ракушечных пляжей приморского края составляет 2600 га. Средняя температура морской воды на пляжах в июне-августе составляет +22-24 градусов. Каспийское море в пределах Дагестана характеризуется мелководностью и в прибрежной полосе и на расстоянии 70100 метров от берега глубина не превышает в основном 1,5 метров. Волнение в летний период не превышает 2-3 баллов.
Эта зона богата также и запасами лечебных грязей. Общая площадь грязевых месторождений Дагестан оценивается в 110 га.
На территории республики выявлено более 300 источников минеральных вод разнообразного состава и температуры. Большая их часть по своим целебным качествам не уступает источникам, применяемым в мировой практике санаторно-курортного лечения.
Потенциальная емкость рекреационных учреждений составляет 220 тыс. мест, в том числе 78 тыс. мест круглогодичного функционирования, что делает задачу освоения рекреационных ресурсов дагестанского побережья актуальной и необходимой.
Создание особой экономической зоны. Решению вопросов тарифного и таможенного регулирования, загрузке транспортного узла и привлечению внебюджетных источников финансирования будет способствовать особая экономическая зона, созданная на территории РД. При этом функционирование зоны позволит регулировать вопросы приграничного сотрудничества и эффективно использовать природные ресурсы в республике. Предлагаемый вариант создания ОЭЗ охватывает 8% территории РД, на которой проживает более 36% населения. Экономический потенциал зоны за 2 года функционирования составит более 2 млрд. рублей и позволит снизить дотационность республиканского бюджета.
Решение проблем социальной сферы. В целях обеспечения занятости населения требуется поддержка инвестиционных программ и оказание содействия созданию в Республике Дагестан в течение 2-3 лет дополнительных рабочих мест для трудоустройства не менее 50-60 тысяч человек. Это позволит снизить уровень безработицы на 8-9% и сократить расходы на материальную поддержку безработных граждан.
С учетом международного опыта содействия занятости в местностях с экстремальными условиями нужно внедрить новые формы занятости населения в горной зоне республики. Горная часть, которая занимает половину всей территории и на которой проживает более 36 процентов населения, отличается суровыми условиями проживания и имеет ограниченные возможности по созданию материально-технической базы, что не способствует повышению уровня жизни населения этих районов. В связи с этим требуется принятие решения Правительства Российской Федерации об отнесении населенных пунктов Республики Дагестан, расположенных на высоте 1500 и выше метров к местностям приравненных к Северным с соответствующими льготами.
В целях поддержки населения, и учитывая обострение социальных проблем населения в связи с военными действиями на территории республики, необходимо обеспечить погашение задолженности по выплате пособий и досрочных пенсий безработным гражданам Республики Дагестан и принять меры по погашению задолженности по заработной плате, выплачиваемой за счет средств бюджета Российской Федерации в сумме 87 млн. рублей и ежемесячных пособий на ребенка в объеме 460 млн. рублей.
Необходимо обеспечить финансирование организации отдыха и оздоровления детей из районов, подвергшихся военным действиям.
Следует принять меры по финансированию федеральных Законов "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О ветеранах", соответствующих федеральных программ социальной поддержки населения.
Также необходимо улучшить качество медицинской помощи населению, обеспечить приоритетность профилактических и реабилитационных мероприятий, осуществляемых в учреждениях здравоохранения для снижения заболеваемости и смертности населения, охраны здоровья матери и ребенка, развивать и использовать новейшие технологии в области здравоохранения.
Важно изыскать материальные и финансовые возможности поддержки образования, принять меры по реформированию высшего, среднего, начального профессионального и общего образования. Поддерживать науку, развивать научные исследования с целью сохранения научного потенциала республики.
Гаджимагомедов Г.А.
Состояние и перспективы предпринимательства в Республике Дагестан
Экономические процессы по России в целом и их обострение во втором полугодии 1998 года оказывают ощутимые влияния на процессы развития предпринимательства в Республике Дагестан.
По данным Администраций районов и городов (оценочным) на 1 апреля 1999 года в республике насчитывается более 23000 субъектов малого предпринимательства, что составляет 103 % уровня прошлого года. Одновременно с их ростом отслеживается и тенденция изменения организационно-правовых форм субъектов малого предпринимательства, то есть происходит перерегистрация юридических лиц в предприниматели - физические лица. Вместе с тем, в малом предпринимательстве сохраняется тенденция ухода в "теневой сектор", который по масштабам оборота превосходит организованную торговлю в несколько раз.
Сравнение приведенных в целом по России данных с Дагестаном наглядно показывает насколько высока доля малого предпринимательства в экономическом потенциале республики, хотя трудности реализации экономических реформ, проводимых в России сказывается и в экономике Дагестана.
Количество МП, тыс.ед. Занято в МП, чел. Доля МП в общей числ. занятых (%) Доля МП в объеме произвед. Продукции (%)
Россия 1046 9 млн. 13 18-20
Дагестан 23,1 198 млн. 25 45-50
Наибольшее количество малых предприятий функционирует в городах Махачкала, Хасавюрт, а также в районах: Левашинском, Каякентском, Карабу-дахкентском и в Буйнакском. Причем, каждое четвертое - в г.Махачкале. На горную зону приходится примерно 22% малых предприятий, предгорную 35% и равнинную 43 процентов.
Анализ показывает, что значительная часть зарегистрированных предприятий так и не приступают к реальной хозяйственной деятельности, либо ликвидируются.