Научная статья на тему 'О социально-экономических предпосылках инноваций в системе образования'

О социально-экономических предпосылках инноваций в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATIONS / EDUCATION PERFECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храпченкова Ирина Витальевна, Храпченков Владимир Георгиевич

Авторы, показывают актуальность и необходимость совершенствования образования, его эффективности по двум направлениям: экстенсивный и интенсивный за счет новых технологий обучения. Анализируя предпосылки возникновения инновационных изменений в образовании в России авторы обращаются к опыту советской системы образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On social and economic preconditions of innovations in the education system

The authors show the necessity to improve the effectiveness of education, in two ways: extensive and intensive, using new technologies of training. Analyzing preconditions of innovative changes in Russian education the authors refer to the experience of Soviet education system.

Текст научной работы на тему «О социально-экономических предпосылках инноваций в системе образования»

нергетика. В педагогической теории и практике происходит объединение, взаимодействие, взаимопроникновение различных школьных курсов, создание интегрированных программ, разработка разных типов интегрированных уроков. Этот процесс характерен для всех предметов, но в первую очередь для уроков литературы, искусства слова, которое может по-настоящему реализовать свой огромный эстетический и нравственно-философский потенциал воздействие на сознание реципиента только в содружестве с другими искусствами, другими гуманитарными предметами.

Библиографический список

1. Берулава, М. Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы / М. Н. Берулава . - Бийск: Изд-во БПГУ, 1995. - 85 с.

2. Гармаш, В. Ю. Гуманизация и гуманитаризация в условиях совершенствования образовательной системы школы / В. Ю. Гармаш: Дис. ...канд.пед. наук. - М., 1996. - 149 с.

3. Гумилев, Л. Н. География этоноса в исторический период / Л. Н. Гумилев. -Л.: Наука, 1990. - 279 с.

4. Иванова, С. В. Педагогические условия гуманизации обучения учащихся / Автореф.дис. ... канд. пед. наук. - М.: МГПУ, 1998. - 17 с.

5. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ / Э. С. Маркарян. - М.: Мысль, 1983. - 284 с.

6. Перспективы развития системы непрерывного образования / Ред. Б.С. Гер-шунский. - М.: Педагогика, 1990. - 224 с.

7. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов. В 2-х кн. И. П. Подласый / - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000.- 225 с.

8. Постникова, И. Р. Основные направления инновационных процессов сельских общеобразовательных учреждений Чурапчинского улуса // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 236 - 244

УДК 37.0+371

И. В. Храпченкова, В. Г. Храпченков

О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛКАХ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Образование влияет не только на экономику, но и на формирование личности, а в рамках общества - на систему общественных отношений, что, в конечном счете, приводит к изменению традиций, обычаев и культурных ценностей. В свою очередь, социально-экономические, материально-технические и историко - культурные условия жизни общества обуславливают цели, содержание, структуру, типологию и приоритеты развития воспитательнообразовательного процесса. Таким образом, система образования как соци-

альная модель всегда отражает внутреннюю структуру и облик общества, его национальные особенности, историко-культурное достояние и традиции. Цели современного образования учитывают необходимость предельно полного развития тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу для включения ее в социально активную деятельность, обеспечения возможностей эффективного самообразования за пределами институционализированных систем.

Современная стратегия развития любого государства направлена на достижение качества образования, отвечающего требованиям XXI века. Решение этой кардинальной задачи неразрывно связано с процессом разрушения отживших стереотипов и становления новой педагогической системы. Образовательная система каждого государства строится с учетом сложившихся культурных традиций и экономических возможностей, однако, следует выделить следующие общие направления развития мировой образовательной системы на современном этапе: демократизация, гуманизация, гуманитаризация, компьютеризация, информатизация и интеграция.

Демократизация системы образования предполагает такое построение управления учебным процессом, которое ориентируется на реализацию прав личности, приобщение ее к общечеловеческим ценностям, на формирование взаимопонимания между народами, уважение чужих взглядов.

Гуманизация образования рассматривается как философская и социально-политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности. Согласно ей, содержание образования должно обеспечить свободное и всестороннее развитие личности, деятельное участие индивида в жизни общества. Идея гуманизации распространяется также на формы и методы обучения, на всю совокупность условий, в которых оно протекает. Мировое общественное сознание на всех уровнях, включая и государственно-политический, рассматривает гуманизм, как основополагающий принцип и критерий общественного прогресса.

Гуманитаризация представляет собой систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых. Идея гуманитаризации позволяет на основе психолого-педагогических теорий развития человека построить общую культурно-историческую (или социокультурную) концепцию образования.

Компьютеризация подразумевает создание современных компьютеров и их широкое внедрение во все сферы жизни, появление новейших средств массовой коммуникации, требующих от человека высокоразвитых умений воспринимать и обрабатывать информацию, принимать на ее основе самостоятельные решения. Компьютеризация всех сфер жизни и деятельности общества способствует внедрению инновационных изменений в образование, созданию большого числа обучающих программ предоставляющих практически неограниченные возможности для образования и развития.

Информатизация образования представляет собой процесс использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации и знаний, при котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы слиты воедино.

Интеграция образования может рассматриваться с точки зрения совместимости и преемственности различных форм и систем обучения, гарантирующих комплексное решение образовательных задач, на региональном, национальном и мировом уровнях. Усиление мировых интеграционных процессов актуализирует вопросы подготовки человека к жизни в поликультур-ной и многонациональной среде. Интернационализация мирохозяйственной жизни - устойчивая тенденция современности, которая выводит интересы и деятельность человека далеко за пределы своей страны.

Таким образом, глубокие изменения, происходящие в общественной структуре, в отношениях индивид - общество, в динамичных демографических, урбанистических, миграционных и других процессах обуславливают необходимость совершенствования образования.

Повышение эффективности образования возможно двумя путями: экстенсивным - за счет роста численности учебных заведений и интенсивным - за счет повышения производительности труда учащихся и учителей, на основе применения новейших технологий, средств и методов обучения. Экстенсивный путь развития школы в основном исчерпал себя в большинстве государств мира в первой половине ХХ века, в процессе реализации идеи всеобщности образования. Второй путь в современных условиях представляется основополагающим.

Усиление гуманистической направленности обучения и воспитания нашло свое отражение в формировании нового педагогического сознания основанного на идее развития познавательной и творческой активности учащихся. Соответственно изменяются представления о процессе формирования человека, приоритетах его личностных качеств, жизненных установок и ценностей, характеризующие новый этап в развитии человеческого общества.

Анализируя предпосылки возникновения инновационных изменений в образовании России необходимо обратиться к опыту, накопленному в период существования единого образовательного пространства в рамках СССР. Советская система образования, существовавшая на протяжении десятилетий, сочетала в себе и негативные, и позитивные стороны. В исторически короткие сроки была ликвидирована неграмотность, создана система народного образования, включающая дошкольные учреждения, общеобразовательные школы и профессионально-технические училища, техникумы и вузы. Осуществлены начальный и семилетний всеобуч, обеспечена доступность среднего и высшего образования в сочетании с широкой системой социальных льгот.

Наряду с положительными явлениями, советской системе образования были присущи и недостатки: излишняя идеологизация; декларативность законодательных актов; консервативность и формализм образовательного процесса и другие. Изоляция от мировой образовательной практики, однотипность, пренебрежение этнокультурными традициями привели к утрате передовых позиций и нарастанию негативных тенденций, что стало основной причиной глубокого кризиса советской образовательной системы. Негативные явления в развитии образования усугублялись двумя обстоятельствами. С одной стороны состоянием учебно-материальной базы, кадрового потенциала, психолого-педагогической обеспеченностью, несоответствующими современным условиям. С другой стороны - несоответствием качества учебно-воспитательного процесса требованиям научно-технического прогресса. Таким образом, декларируемые цели школы оказались в глубоком противоречии со средствами их достижения и конечными результатами. Все это усугублялось резким снижением социального статуса образования, экономическим нивелированием его различных уровней.

Сложившаяся ситуация привела к тому, что уже в 1988 г. в ходе подготовки к Всесоюзному съезду работников народного образования были опубликованы альтернативные концепции новой системы образования. С этого момента в обиход вошло словосочетание «экспериментальная площадка», а школам впервые было предложено несколько вариантов учебных планов. Таким образом, Всесоюзный съезд учителей 1988 года положил начало опытно-экспериментальной работе на основе дифференциации; началось внедрение инноваций в практику образовательных учреждений. Было определено, что специфика инновационного образования должна определяться: конкурсным отбором учащихся; повышенным уровнем содержания образования; применением нетрадиционных форм, методов обучения и контроля знаний учащихся; высоким качеством материально-технического и методического обеспечения; особенностями управления образовательным учреждением и учебным процессом; обеспечением высокопрофессиональными преподавательскими кадрами; использованием новейших учебных технологий и средств обучения.

С 1990-91 учебного года школы получили возможность создавать собственные индивидуальные учебные планы на основе разработанных Министерством образования, общеобразовательные учреждения начинают работать в парадигме вариативного образования. Вариативность развивается по направлениям: организационно-правовых норм деятельности образовательных учреждений; форм получения образования; содержания образования.

После провозглашения государственного суверенитета инновационный поиск в образовании стал частью российских реформ, которые продолжаются и сегодня. Однако кризисные явления в экономике страны, характерные для первой половины 90-х годов не могли не сказаться на уровне и каче-

стве образования. Наблюдался общий спад производства рост цен, инфляция. В ежегодном мониторинговом докладе ЮНИСЕФ «Образование для всех?» (1998) к основным тенденциям в области образования стран бывшего СССР в 90-х годах относят следующие:

- «Расходы из семейного бюджета на образование детей возросли, причем зачастую весьма резко. Повысилась плата за содержание детей в детских садах; введена плата за дополнительное обучение детей в старших классах средней школы, приходится платить за учебники; все более широкое распространение получает взимание платы за обучение в вузах. Намного сократились размеры пособий студентам, проживающим вне дома. И такое увеличение расходов происходит в то время, когда резко сокращаются семейные доходы и растет неравенство.

- Резко сократились реальные расходы государства на образование. С уменьшением заработной платы ухудшается и моральное состояние преподавательского состава, а это отрицательно сказывается на качестве преподавания. В результате сокращения финансирования особенно ухудшается состояние зданий и оборудования, многие школьные здания находятся в поис-тине плачевном состоянии, серьезной проблемой стало отопление школ в зимнее время.

- Число поступивших в учебные заведения и посещающих их нередко падает. Частично это можно объяснить повышением затрат на обучение и снижением его качества, что приводит к сокращению спроса на него. Но сокращается и число мест в учебных заведениях. Например, за период с 1991 по 1995 год в странах СНГ было закрыто более 30 тыс. дошкольных учреждений.

- Сокращается и социальная поддержка, оказываемая учебными заведениями: снижаются масштабы школьного питания, число групп продленного дня, все меньше детей проходят медосмотр и стоматологическую проверку.

- Возросла степень селективности и конкуренции в образовании; при этом появились элитарные колледжи и лицеи для старшеклассников, а также частные школы» [3, с. 9].

Наряду с негативным влиянием некоторых тенденций экономического развития, нельзя не отметить определенного роста образовательной благотворительности и спонсорства, участия новых для современной России эко -номических структур в создании, развитии и финансировании учреждений образования и инновационных проектов. На фоне радикальных изменений в экономике идет формирование новых социальных групп: бизнесменов, предпринимателей и др. Происходит расслоение общества, осмысление социальными группами собственных специфических интересов, в том числе в сфере образования. В этих условиях школа вынуждена была учитывать растущее многообразие образовательных потребностей и запросов, имеющихся в обществе, влиять на их дальнейшее развитие.

Существенное положительное влияние на школу оказало и одно из несомненных завоеваний периода реформ - гласность, свобода слова, ликвидация цензуры средств массовой информации. А перед школой возникла задача воспитания новой, современной информационной культуры учащегося, способного ориентироваться во всем многообразии поступающей информации.

Таким образом, изменения в обществе и экономике оказали как тормозящее, так и стимулирующее воздействие на обновление школьного образования.

Высокий динамизм производства, быстрое его обновление, появление новых видов трудовой деятельности придают особую важность таким качествам работающих, как профессиональная мобильность, умение быстро переучиваться и приобретать новые знания, психическая и физическая устойчивость. Перед школой была поставлена новая задача, не только дать необходимые знания, умения и навыки, но и разносторонне развить личность, выявлять и совершенствовать ее способности и интересы, формировать жизненные ценности и установки, закладывать основу для непрерывного образования, самообразования и развития человека. В решении этих задач трудно было переоценить роль науки и образования. Для того чтобы государство было равноправным членом мирового сообщества, в первую очередь необходимо заботиться об их развитии.

Базовым условием для инновационных изменений школы явились законодательные акты Российской Федерации, направленные на упорядочение системы образования, закрепление прав и обязанностей субъектов образовательного процесса, уточнение вопросов, связанных со структурным устройством, управлением, финансированием и т. д. Документами, определяющими основные тенденции и направления образовательной политики в России, выступают закон «Об образовании», Федеральная программа развития образования (2005), Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.» [2]. В частности, в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.» говорится о том, что образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования. Особое влияние на инновационные процессы в образовании оказали законы «Об образовании», принятые в 1992 и 1996 гг., определяющие принципы государственной политики, гарантирующие права на получение образования и регулирующие отношения между субъектами образовательного процесса.

Уже в Законе 1992 года один из базовых принципов государственной политики в области образования предопределил разнообразие учебных заведений по видам собственности, направлениям деятельности, формам воспитания и обучения, демократизм в управлении образованием. Учреждени-

ям образования предоставлено самостоятельно определять, финансово-хозяйственную деятельность, организацию учебно-воспитательного процесса, кадровые вопросы, возможность создания учебно-научно-производственных объединений [1]. Таким образом, за школами было законодательно закреплено право в выборе программ, форм и методов обучения, что позволило создавать помимо традиционных, иные по формам организации деятельности учреждения, и способствовало повышению инновационной активности. Вместе с тем, был утвержден государственный стандарт образования, определяющий необходимый минимальный уровень требований к выпускникам учебных заведений различных типов.

В июне 1996 г. был принят Закон «Об образовании» в новой редакции. В этом документе законодательно были закреплены в принципах государственной политики условия, способы и механизмы внедрения инноваций в практику образовательного процесса. Таким образом, с одной стороны, каждый гражданин России имеет конституционные права на получение образования любой ступени, любого уровня и любой направленности, с другой -органы образования получают возможность создания учебных заведений различных типов. Образование может быть получено как в государственных, так и в частных учебных заведениях, развитию которых Конституцией провозглашена государственная поддержка.

Положительное влияние на законодательные акты в области образования оказала вступившая в силу Конвенция о правах ребенка, ратифицированная и в России. В статьях 28-29 отмечается, что государства-участники поощряют развитие различных форм среднего образования, обеспечивают его доступность для всех детей.

Проведенный анализ показывает, что концептуальные положения, выступающие в качестве элементов единой государственной политики Российской Федерации в осуществлении социально-экономических реформ, теоретически и методологически обеспечивают соответствующее современным условиям развитие образования. Определяя основные направления и прогнозируя перспективы развития образования в Российской Федерации, они способствуют созданию организационных институтов, призванных обеспечивать теоретико-методологические и учебно-методические основы совершенствования образования и практическую их реализацию. В современных условиях все перечисленные положения выступают как совокупность основных идей и принципов дальнейшего инновационного развития школы.

Библиографический список

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: МП «Новая школа», 1992.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Минобразования РФ. 2002. № 2. С. 3-31.

3. ЮНИСЕФ (1998 год), Образование для всех? Региональный мониторинговый доклад № 5 проекта МОКЕЕ, Флоренция: Международный центр развития ребенка ЮНИСЕФ. - 145 с.

4. Неустроева, Е.Н. Экономическое образование в современной школе // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 244 - 249

5. Петрова, У. Г. Инновационная деятельность школы на основе маркетинговой службы // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 277 - 285

УДК 378

О. Г. Бырдина

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Известно, что одним из методов научного познания выступает моделирование, которое с философской точки зрения представляет собой «способ, приём познания, позволяющий посредством системы, искусственно созданной человеком, воспроизвести другую, более сложную систему, являющуюся объектом непосредственного исследования», при этом «система, воспроизводящая исследуемую целостную систему, называется моделью» [2, с. 34].

Создание модели представляет собой конкретизацию общенаучного принципа связи целого и единичного, в которых их сочетание и возникающее при этом взаимодействие рождают новое качество - искомую модель. Эта модель требует серьёзных теоретических и методических пояснений, без которых её описание может стать абстракцией, схемой, оторванной от жизни и поэтому бездейственной.

Процесс формирования профессионально-ценностного самоотношения (ПЦСО) можно определить как совокупность последовательных действий, способствующих позитивному отношению личности будущего учителя к различным аспектам своего «Я» в профессиональной деятельности.

Внутреннюю позицию профессионала следует рассматривать как объективный показатель динамики профессионально - ценностного самоотноше-ния личности будущего учителя. Изменения в ее структуре довольно полно характеризуют изменения отношения личности к себе как к профессионалу (настоящему и будущему) на всех уровнях [5, с. 68-69].

Создавая модель формирования профессионально-ценностного самоот-ношения личности будущего учителя мы опирались на социально-педагогические теории, концепции Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, А. М. Мудри-ка, Л. Я. Гозмана, Э. Берна, К. Роджерса и др.; методологические теории, концепции В. А. Сластенина, А. В. Шутенко, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, В. А. Якунина и др.; психолого-физиологические теории, концепции В. В. Столина. Р. Бернса, А. А. Бодалева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Р. Пантелеева и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.