Научная статья на тему 'О сотрудничестве государства и бизнеса в финансировании учреждений культуры'

О сотрудничестве государства и бизнеса в финансировании учреждений культуры Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
114
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О сотрудничестве государства и бизнеса в финансировании учреждений культуры»

24

ВЛАСТЬ

1 2'2007

Ольга КАШИРИНА

о сотрудничестве государства и бизнеса в финансировании учреждений культуры

Экономический кризис 1990-х годов, значительное в сопоставимых ценах сокращение бюджетной поддержки отрасли вынудило организации культуры и искусства постоянно наращивать объемы платных услуг населению (зачастую в ущерб их качеству и общедоступности), изыскивать иные внебюджетные источники финансирования. Только за период с 1998 по 2001 год общий объем внебюджетного финансирования отрасли увеличился в 3,5 раза, в том числе по федеральным учреждениям -в 3,7 раза. В общем объеме финансовых ресурсов отрасли эти поступления составляли 23%, в том числе по федеральным учреждениям - 35,4%1.

Комментируя динамику внебюджетных доходов, следует подчеркнуть, что обеспечена она была в основном за счет повышения цен на билеты и замещения бесплатных видов культурных услуг платными.

Очевидно, что подобный рост внебюджетных доходов нельзя рассматривать в качестве источника благосостояния организаций культуры. Рассчитывать на возможности продолжения повышения цен на культурные услуги не приходится. Принципиально важно учитывать и социальные последствия такой стратегии. Многократное снижение посещаемости кинотеатров, театров, концертных залов, музейных экспозиций, оскудение книжных фондов библиотек и разрушение недвижимых памятников культуры, качественные изменения в самом содержании культурной деятельности, развитие антисоциальных форм проведения досуга и деформация отношения к труду — вот та цена, которую заплатила отечественная культура за допущенное государством в минувшее десятилетие сокращение расходов на эту отрасль.

1990-е годы были полны правительственными призывами к росту внебюджетной поддержки культуры с целью переложить часть бюджетной ноши на плечи лиц и организаций, способных мобилизовать дополнительные средства к бюджетным источникам финансирования.

Одним из новых явлений российской общественной жизни в целях нормализации обстановки в сфере культуры становится социальное партнерство, выступающее в качестве важнейшего инструмента решения социальных проблем и формирования в стране цивилизованного гражданского общества.

Создание условий для развития системы партнерских отношений в сфере культуры является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. С ноября 2004 г. при министерстве функционирует Экспертный совет по государственно-частному партнерству, основной задачей которого является содействие поиску эффективных решений отраслевых проблем на основе взаимодействия министерства с деловыми кругами, ведущими деятелями культуры и искусства, представителями научной интеллигенции

1 Рубинштейн А. Я. Культура между государством и рынком. Справочник руководителя учреждения культуры. 2003, № 7 (июль), стр. 10

КАШИРИНА

Ольга

Геннадьевна — кафедра политологии и социологии Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого

1 2'2007

ВЛАСТЬ

25

и средств массовой информации. В рамках указанного совета создано несколько рабочих групп по отдельным тематическим направлениям. Одно из них

— «Использование объектов культурного наследия в государственно-частном партнерстве», в рамках которого рассматриваются, в частности, вопросы сохранения русских усадеб и создание соответствующих инфраструктур для обслуживания туристических потоков, а также вопросы воссоздания межрегиональных центров реставрации на основе сохранившихся реставрационных предприятий.

Еще одно важное направление — «Национальные электронные ресурсы», посвященное проблемам создания универсальных форм электронных паспортов и реестров памятников культуры, библиотечных и музейных фондов, единой сети виртуальных библиотек и музеев.

В рамках рабочей группы по авторским и смежным правам рассматриваются пути эффективной защиты авторских прав, борьбы с аудио-и видеопиратством и контрафактной продукцией.

Указанная выше деятельность Министерства культуры РФ развивается в русле общемировой тенденции перехода от государственного к смешанному, многоканальному финансированию культуры, которое включает в себя государственные субсидии, поддержку от частных спонсоров и собственные доходы организаций отрасли. При этом важно подчеркнуть, что поддержка культуры со стороны частного сектора является дополнением, а не заменой государственных субсидий.

В рамках социального партнерства появилась новая для России форма взаимодействия государства и частного сектора

— государственно-частное партнерство. Под государственно-частным партнерством понимается соглашение государства и частного сектора, основанное на объединении их ресурсов, заключенное на долговременной и взаимовыгодной основе с целью оказания общественных услуг.

Несмотря на разнообразие конкретных форм контрактных отношений и областей применения государственно-частного партнерства, основополагающий принцип остается неизменным — государственные активы передаются на временной основе в распоряжение частного бизнеса, который извлекает выгоду из оказания общественных услуг, но прини-

мает на себя инвестиционный риск, связанный с этой деятельностью. При этом сохраняется жесткий контроль государства за объемом и качеством предоставляемых услуг. Принципы такого контроля определяются в контракте между частной компанией и представителем государственной (муниципальной) власти.

Необходимо отметить, что в настоящее время Минкультуры РФ разрабатывает концепцию применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры. В рамках этого направления действует закон «О концессионных соглашениях», основной целью которого является привлечение инвестиций, обеспечение эффективного использования государственного и муниципального имущества, повышение качества товаров и услуг. Применение концессионной модели государственно-частного партнерства в сфере культуры прежде всего возможно в области реставрации, строительстве и эксплуатации объектов недвижимости, инфраструктурной застройки территорий, управления недвижимостью, внедрения информационных технологий и иного технического обеспечения. Но закон о концессии пока находится в противоречии с положением об инвестиционных фондах. А чтобы принять решение о государственной поддержке за счет инвестиционного фонда, необходим инвестор. Но в рамках закона о концессии не может быть принято решение об инвесторе, пока не проведен конкурс. А конкурс не может быть проведен, пока не выделено финансирование. В общем, замкнутый круг. Чтобы закон о концессии начал действовать, необходимо внести в него поправки. И тогда, по оценкам Минэкономразвития, при продвижении идеологиигосударственно-частного партнерства инвестиции смогут значительно пополнить финансирование деятельности организаций культуры.

К сожалению, вышеуказанные и некоторые другие обстоятельства препятствуют успешному развитию государственно-частного партнерства. Хотя есть и несколько положительных примеров. С Внешторгбанком России подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве, целью которого является вовлечение средств банка в крупные отраслевые инвестиционные проекты, имеющие особую общенациональную значимость.

26

ВЛАсть

1 2'2007

Программа развития центра России на основе гуманитарных ресурсов была начата по инициативе Полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе Г. Полтавченко. В ее рамках появилось «Яснополянское соглашение» как пример сотрудничества государства и бизнеса в Тульской области. Проект направлен на реабилитацию старопромышленных районов России, возвращение их к активной социально-экономической и культурной жизни. Основная суть этого взаимодействия состоит в обращении к гуманитарному потенциалу как источнику активной жизненной позиции граждан. Подписание «Яснополянского соглашения» было предварено международной конференцией «Социально-экономическое развитие территорий на основе гуманитарных ресурсов». Ее участники говорили о поиске и выработке новых подходов к комплексному развитию территорий на примере взаимодействия музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная поляна» и группы химических компаний «Щекиноазот». Уникальность этого проекта в том, что к союзу государства и бизнеса подключилась еще одна заинтересованная сторона — государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого». Впервые в истории России представители органов власти, бизнеса и культуры решили сотрудничать в целях развития региона.

Потенциал государственно-частного партнерства в сфере культуры чрезвычайно высок, потому что в структуре государственного имущества значительна доля объектов культурного наследия, приватизация которых запрещена либо нецелесообразна (следует отметить, что в данный момент действует мораторий на приватизацию объектов культурного наследия). Соответственно привлечение частных инвестиций связано с поиском взаимовыгодных форм сотрудничества и адекватных механизмов распределения рисков между государством и частным сектором.

Другим направлением привлечения внебюджетных источников для финансирования культуры является развитие спонсорства и благотворительности, которые также можно рассматривать как одно из направлений социального партнерства.

Спонсорство в России возникло в начале 1990-х годов как естественное порождение и составная часть формирующихся рыночных отношений. Сегодня российское законодательство рассматривает спонсорство как деятельность «лица, предоставившего средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле-или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности»1. В законе также дается понятие спонсорской рекламы, это говорит о том, что спонсорство как вид рекламной деятельности преследует экономические цели — продвижение бренда (торговой марки) компании как производителя определенных товаров и услуг.

При разумном подходе спонсорство может явиться взаимовыгодным коммерческим соглашением, учитывающим и интересы бизнеса, и тенденции развития культуры.

Существует также и другая возможность внесения финансовых средств в активы организаций, нуждающихся в дополнительном финансировании, — это благотворительность. Согласно федеральному законодательству «благотворительность — добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных основаниях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки». Благотворительность имеет направленность на социально приоритетные цели: содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, здоровья и спорта, охраны материнства и детства, безопасности окружающей среды и т. д. В области культуры благотворительная деятельность направлена прежде всего на «охрану зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное и природоохранное значение». Согласно такой трактовке благотворительность способствует созданию имиджа компании как представителя социально ответственного бизнеса и не имеет экономической выгоды. Именно

1 «О рекламе». ФЗ РФ от 13.03.2006 № 38-Ф3. Ст. З, www.rg.ru

1 2'2007

ВЛАсть

27

последнее является существенным различием между спонсорской и благотворительной деятельностью.

На практике достаточно часто используется понятие «меценатство» как разновидность благотворительной деятель -ности в сфере культуры, науки и образования, хотя законодательные акты РФ не содержат подобного понятия. Представленный еще в конце 1990-х годов в Государственную думу законопроект «О меценатах и меценатстве» был отложен, хотя и его вступление в силу в первоначальном виде также не способствовало бы решению этой проблемы. Меценат в законопроекте трактуется как «физическое или юридическое лицо, безвозмездно передающее средства (финансовые, материально-технические) для сохранения и развития культурного достояния Российской Федерации в формах, определяемых законодательством РФ»1. Что совпадает с некоторыми направлениями благотворительной деятельности и практически ставит знак равенства между меценатством и благотворительностью.

1 Проект ФЗ «О меценатах и меценатстве», ст. 4. www.garant.ru

Благотворительная и спонсорская деятельность во всем мире имеет государственную поддержку в виде материального и морального стимулирования. В ряду материальных стимулов первое место занимают налоговые льготы. Несовершенство действующего в России налогового законодательства препятствует использованию механизма налоговых льгот для поощрения благотворительности и спонсорства в полной мере.

Из вышеизложенного становится ясно, что привлечение внебюджетных источников финансирования приносит положительные результаты, хотя приходится констатировать тот факт, что объем внебюджетных средств недостаточен. Что является прежде всего следствием незавершенности государственного реформирования в России. Тем не менее зарубежный опыт показывает, что эти источники могут играть огромную роль в поддержке культуры и искусства.

В целях обеспечения стабильного функционирования организаций культуры необходимо наиболее эффективно использовать все возможные источники финансирования, в том числе принять ряд мер по развитию социального партнерства и стимулированию внебюджетных поступлений в сферу культуры и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.