Научная статья на тему 'О состоянии уязвимых компонентов этнокультурной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных этносов (на примере челканцев и кумандинцев)'

О состоянии уязвимых компонентов этнокультурной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных этносов (на примере челканцев и кумандинцев) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
363
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУМАНДИНЦЫ / ЧЕЛКАНЦЫ / НАРОДЫ СЕВЕРНОГО АЛТАЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СОХРАНЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / KUMANDINS / CHELKANS / NORTHERN ALTAI PEOPLES / ETHNO-CULTURAL PROCESSES / ETHNO-CULTURAL ENVIRONMENT / PRESERVATION OF ETHNIC CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Веденин Алексей Михайлович, Поддубиков Владимир Валерьевич

Статья обобщает промежуточные результаты исследований современного состояния традиционных форм этнической культуры челканцев и кумандинцев. Отмечены наиболее нарушенные и уязвимые компоненты этнокультурных сред малочисленных этносов в условиях их последовательной интеграции в доминирующее общество. Сделан вывод о возможном смягчении процессов культурной ассимиляции коренных малочисленных народов за счет развития деятельности национальных культурных центров и общественных объединений в местах их традиционного проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATUS OF THE VULNERABLE COMPONENTS OF ETHNO-CULTURAL ENVIRONMENT IN THE PLACES OF INDIGENOUS PEOPLES’ TRADITIONAL RESIDENCE AND ECONOMIC ACTIVITIES (the example of the Chelkans and the Kumandins)

The paper summarizes the intermediate results of the research, focused on the current state of traditional forms of the Chelkans’ and the Kumandins’ ethnic culture. The most broken and vulnerable components of indigenous peoples'' ethno-cultural environment were concidered in the context of their subsequent integration into the dominating society. It is concluded that processes of indigenous peoples’ cultural assimilation may be mitigated through the development of national cultural centers and native peoples’ associations activities in places of their traditional residence.

Текст научной работы на тему «О состоянии уязвимых компонентов этнокультурной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных этносов (на примере челканцев и кумандинцев)»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И СОЦИОЛОГИЯ

УДК 323.11+316.323

О СОСТОЯНИИ УЯЗВИМЫХ КОМПОНЕНТОВ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В МЕСТАХ ТРАДИЦИОННОГО ПРОЖИВАНИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ ЭТНОСОВ (на примере Челканцев и Кумандинцев)

А. М. Веденин, В. В. Поддубиков

THE STATUS OF THE VULNERABLE COMPONENTS OF ETHNO-CULTURAL ENVIRONMENT IN THE PLACES OF INDIGENOUS PEOPLES’ TRADITIONAL RESIDENCE AND ECONOMIC ACTIVITIES (the example of the Chelkans and the Kumandins)

A. M. Vedenin, V. V. Poddubikov

Статья обобщает промежуточные результаты исследований современного состояния традиционных форм этнической культуры челканцев и кумандинцев. Отмечены наиболее нарушенные и уязвимые компоненты этнокультурных сред малочисленных этносов в условиях их последовательной интеграции в доминирующее общество. Сделан вывод о возможном смягчении процессов культурной ассимиляции коренных малочисленных народов за счет развития деятельности национальных культурных центров и общественных объединений в местах их традиционного проживания.

The paper summarizes the intermediate results of the research, focused on the current state of traditional forms of the Chelkans’ and the Kumandins’ ethnic culture. The most broken and vulnerable components of indigenous peoples' ethno-cultural environment were concidered in the context of their subsequent integration into the dominating society. It is concluded that processes of indigenous peoples’ cultural assimilation may be mitigated through the development of national cultural centers and native peoples’ associations activities in places of their traditional residence.

Ключевые слова: кумандинцы, челканцы, народы Северного Алтая, этнокультурные процессы, этнокультурная среда, сохранение этнической культуры.

Keywords: Kumandins, Chelkans, Northern Altai peoples, ethno-cultural processes, ethno-cultural environment, preservation of ethnic culture.

Одной из наиболее актуальных проблем современной науки об этносе является поиск эффективных средств и механизмов сохранения живых культурных практик народов мира, составляющих основу этнокультурного разнообразия человечества, которое заметно сокращается под действием факторов мировой культурной глобализации. В особенно уязвимом положении оказываются сообщества коренных малочисленных этносов, сохраняющих элементы традиционного образа жизни, материальной, духовной и нормативной культуры [1 - 4]. Все они в настоящее время в различной степени испытывают влияние со стороны доминирующего общества, ставящее традиционные культурные практики под угрозу исчезновения и затрудняющее механизмы межпоколенной трансляции этнокультурного наследия.

На пространстве юга Западной Сибири примерами таких уязвимых в культурном отношении сообществ могут служить локальные сельские группы челканцев и кумандинцев - коренных малочисленных народов, расселенной в переделах Республики Алтай (Турочакский район) и Алтайского края (Солтонский и Красногорский районы). В местах их традиционного проживания в 2013 и 2014 гг. при поддержке Российского гуманитарного научного фонда лабораторией этносоциальной и этноэкологической геоинформатики Кемеровского государственного университета был проведен комплекс полевых исследований с целью получения научных данных для оценки актуального состояния и перспектив сохранения этнокультурных сред коренных малочисленных народов. Исследовательский коллектив, в составе которого принимал участие и автор настоящей работы, предпринял по-

пытку системного анализа наиболее уязвимых компонентов этнокультурной среды малочисленных этносов, выявления действующих на них внешних факторов риска и угроз, в основном относящихся к сфере социально-экономического развития этнических территорий. Для этой цели был проведён выборочный социологический опрос (более 600 респондентов), получены экспертные оценки состояния этнокультурных сред, составлена карта-схема локализации важнейших объектов этнокультурной среды.

По итогам работы был проведен SWOT-анализ, отражающий современное состояние природноресурсного потенциала территорий традиционного природопользования коренного населения, основных практикуемых культурных традиций, обрядов, обычаев, объектов сакральной географии малочисленных этносов с учётом влияния на них со стороны местной социально-экономической конъюнктуры. Проведенное исследование позволило разработать и представить региональным органам власти рекомендации по необходимым практическим действиям в направлении снижения факторов риска разрушения этнокультурной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности челканцев и кумандинцев.

Цель настоящей работы состоит в обобщении полученных научно-практических результатов с позиции их возможного содействия укреплению уязвимых культурных практик, их дальнейшего сохранения и использования, в т. ч. в области развития этнографического туризма на Алтае.

Пожалуй, основная сложность при оценке состояния традиционной культуры коренных малочисленных народов, проживающих на обследованной терри-

104 А. М. Ведении, В. В. Поддубиков

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И СОЦИОЛОГИЯ

тории, состоит в том, что и для челканцев, и для ку-мандинцев традиционная культура является обыденной стороной их жизни. Поскольку народы северного Алтая, к которым принято относить изучаемые сообщества, подверглись ассимиляции со стороны доминирующего славянского населения гораздо раньше южно-алтайских этносов, состояние их традиционной культуры находится сегодня в значительно трансформированном и уязвимом состоянии.

Среди челканского населения Турочакского района Республики Алтай в достаточной мере сохранилось лишь почитание целебных источников - аржанов, практикуются некоторые элементы традиционной кулинарной культуры. Также, по утверждению местных жителей, соблюдаются отдельные охотничьи и свадебные обряды. Из национальных праздников обычно респонденты называют Тилгаяк - праздник весны, Чага-байрам - Алтайский Новый год, Тюрюк-байрам - праздник кедра, а также национальный алтайский спортивный праздник - Эл-Ойын. Однако национальные праздники в основном утратили свое социокультурное значение и в настоящее время являются по большей части этноисторическими реконструкциями с элементами национального фольклора и традиционной обрядности. Характерно, что среди самих носителей традиционных форм этнокультуры современные тренды её последовательной утраты осознаются и отмечаются в качестве острейших проблем современного этапа развития малочисленных народов Алтая. Так, на вопрос анкеты «Существует ли опасность для представителей вашей национальности утратить свою национальную самобытность?» 73 % ответили утвердительно. В качестве уязвимых компонентов этнической культуры респонденты отметили исчезающие традиционные обычаи и разрушение среды обитания в местах наиболее интенсивного социально-экономического развития. Однако особую тревогу вызывает этноязыковая ситуация. По сообщениям местных жителей, челканский язык постепенно утрачивает свое значение, особенно в среде национальной молодёжи.

Существенной с точки зрения сохранения традиционных форм хозяйства и основанных на них компонентов этнической культуры является также проблема обеспеченности местных сообществ челканцев территориями традиционного природопользования. В этой сфере приходится констатировать наличие угроз для развития практики традиционного хозяйствования челканцев, которые связаны в основном с деятельностью лесозаготовительных предприятий, ведущих рубки леса непосредственно на территориях традиционного природопользования челканцев. Часть необходимых для них охотничьих угодий уже таким образом оказывается выведенной из традиционно-хозяйственного оборота, что, безусловно, сужает возможности для местного населения поддерживать свое существование на основе традиционных практик природопользования. С другой стороны, лесозаготовительные производства в местах традиционного проживания малочисленного этноса, по-видимому, в будущем будут только расширяться, что может привести к возникновению поземельных конфликтов и росту общей этносоциальной напряженности.

В ходе исследований в местах традиционного проживания кумандинцев также был зафиксирован не высокий в целом уровень сохранения комплексов живой традиционной культуры. Наиболее уязвимыми ее компонентами в условиях глубокой интеграции малочисленного этноса в структуру доминирующего общества следует считать национальный язык, традиционные практики природопользования и сопутствующие им народные знания, а также объекты сакральной географии, часть которых нарушена в результате хозяйственной деятельности предприятий сельского хозяйства и транспортными коммуникациями. В то же время при общем для всего обследованного пространства кризисе традиционной культуры малочисленных народов на уровне отдельных этнотерриториальных групп отмечаются и некоторые различия.

В частности, в Красногорском районе Алтайского края нами была замечена достаточно устойчивая практика сохранения и межпоколенной передачи традиционных знаний о сакральной географии этнической территории кумандинцев. По сообщениям информаторов (с. Красногорское), локальные группы кумандинцев сохранили к настоящему времени память о т. н. родовых горах, почитаемых объектах природы, а также относящихся к ним народных сказаниях и мифах. Кумандинцы Солтонского района Алтайского края этих знаний почти не сохранили за редким исключением, которое, пожалуй, составляют лишь отдельные лица преклонного возраста. Большая же часть населения кумандинцев не упоминает даже автохтонных топонимов, соотнесенных с географическими названиями рек, гор, ручьев и прочих геообъектов. По сути, солтонская группа кумандинцев в настоящее время существует в лингвогеографическом пространстве доминирующего общества, что, вероятно, может служить отчетливым маркером глубокой ассимиляции коренного населения, в значительной степени утратившего основу культурной идентичности и интенсивно переходящего на образ жизни, свойственный для этнического и социального большинства населения обследованных районов.

Полученные нами материалы заставляют отметить, что в настоящее время коренные народы Северного Алтая находятся в опасной стадии социальной и культурной модернизации, реализуемой в основном в направлении подавления автохтонной культуры со стороны культурных практик численно доминирующего общества. Однако обследованные нами сообщества коренных малочисленных народов проявляют заметные различия в глубине возникших трансформаций. Они не в последнюю очередь предопределены степенью развития в районах проживания малочисленных народов деятельности национальных общественных объединений и национально-культурных центров, способствующих актуализации исчезающего культурного знания и его сохранения.

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2 105

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И СОЦИОЛОГИЯ

Литература

1. Замараева Ю. С. К вопросу о воздействии глобальных трансформаций на коренные народы севера, компактно проживающие в регионах российской федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 5. С. 113 - 116.

2. Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2008 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов / под. ред. В. А. Тишкова и

В. В. Степанова. 2009. 404 с.

3. Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2009 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов / под. ред. В. А. Тишкова и

В. В. Степанова. 2010. 585 с.

4. Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2011 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов / под. ред. В. А. Тишкова и

В. В. Степанова. 2012. 641 с.

Информация об авторах:

Веденин Алексей Михайлович - студент кафедры геологии и географии биологического факультета КемГУ, aleksei.vedenin2013@vandex.ru.

Aleksey M. Vedenin - student the chair of geology and geography, Biology Department, Kemerovo State University.

(Научный руководитель - В. В. Поддубиков).

Поддубиков Владимир Валерьевич - кандидат исторических наук, заведующий лабораторией этносоциальной и этноэкологической геоинформатики КемГУ, доцент кафедры геологии и географии КемГУ, poddub@gmail.com.

Vladimir V. Poddubikov - Candidate of History, Head of the Laboratory of Ethno-Social and Ethno-Ecological Geoinformatics, Assistant Professor at the Department of Geology and Geography.

Статья поступила в редколлегию 21.10.2014 г.

106 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.