Научная статья на тему 'О состоянии местного самоуправления на территории внутригородского муниципального образования Мещанское в г. Москве'

О состоянии местного самоуправления на территории внутригородского муниципального образования Мещанское в г. Москве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
127
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О состоянии местного самоуправления на территории внутригородского муниципального образования Мещанское в г. Москве»

О СОСТОЯНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВНУТРИГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕЩАНСКОЕ В г. МОСКВЕ

БЕЛЫХ И.В.

Белых Ирина Викторовна -руководитель внутригородского муниципального образования Мещанское в г. Москве (Москва),

ХХ век начался со стремительных изменений в государственно-правовой сфере российского общества, и прежде всего это касается местного управления. Можно выделить 5 основных этапов, которые характеризуют развитие местного самоуправления Москвы, начиная с 1991 г. (рис. 1).

Современная структура органов государственной власти и органов местного самоуправления Москвы регламентирована Законом г. Москвы «06 организации местного самоуправления в городе Москве» от 6 ноября 2002 г. № 56- и Постановлением правительства Москвы "06 образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы - управ районов» от 3 де-кабря2002г. №981-1111'.

1-й этап Принятие Закона РСФСР «0 местном самоуправлении в РСФСР

1991 год Бурное развитие форм общественного самоуправления

2-й этап Принятие Конституции Российской Федерации

12 декабря Разграничение полномочий по уровням управления городом.

1993 год Передача на уровень района некоторых функций по решению вопросов местного значения

3-й этап Принятие Устава города Москвы

28 июля

1995 года Присвоение органам власти в городе Москве двойного статуса

4-и этап Принятие правительством Москвы концепции дальнейшего развития местного самоуправления

март Исследование и поиск вариантов реформирования системы

2001 года местного самоуправления в городе Москве

5-й этап Принятие Закона города Москвы «06 организации местного самоуправления в городе Москве"

Кардинальная трансформация системы местного самоуправления. Создание параллельных структур на территории районов государственных органов и муниципальных органов

хранение единства городского хозяйства, включены в предметы ведения города. В Москве созданы внутригородские муниципальные образования, границы которых в основном совпадают с границами районов.

Муниципальные образования- это территории, где жители самостоятельно решают вопросы местного значения, принимая участие в работе органов местного самоуправления-муниципалететов и муниципальных собраний. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и представляют собой самостоятельную структуру, действующую в рамках федерального и городского законодательства. До 2002г функции органов местного самоуправления в Москве выполняли управы районов. В 2002г правовой статус был изменен из органов, выполняющих функции органов местного самоуправления, они были преобразованы в органы государственной власти.

В настоящее время на уровне РФ и субъектов РФ предметы введения и полномочия соответствующих государственных органов четко разграничены и определены Конституцией РФ. Подобный принцип разграничения предметов введения и, соответственно, полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления должен применяться и на уровне взаимодействия -региональная власть - муниципальная власть». В Конституции РФ порядок разграничения полномочий на этом уровне не конкретизируется, предметы ведения, и полномочия органов самоуправления определяются как «вопросы местного значения" и «отдельные государственные полномочия», которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

В 2004г. нами был проведен сравнительный анализ предметов ведения управы района и муниципалитета муниципального образования (МО), а также нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность органов государственной и муниципальной власти на территории района. В результате анализа было выявлено дублирование существенной части функций рассматриваемых органов. Так, из 17 функций, находившихся совместном ведении управы и муниципалитета в 2004 г., по 13 позициям наблюдалось дублирование, что составляло 76% от общего объема совместных полномочий.

В дополнение к упомянутому анализу было проведено исследование, которое позволило выявить степень осведомленности населения об органах местного самоуправления, имеющихся в муниципальных образованиях. Его проведение осуществлялось в 2 этапа

(первое исследование- 2004г., второе - 2007г.). На каждом этапе использовался метод опроса. В опросе участвовали жители района Мещанское в возрасте от 25 до 50 лет. Всем респондентам задавался 1 вопрос: «Какие органы местного самоуправления в районе вы знаете»- Итоги опроса 2004 г. представлены на рис. 2.

Как видно из рисунка, всего лишь 13% респондентов знали о том, что органом местного самоуправления в районе является муниципалитет; 60% опрашиваемых считали, что это управа района. Определенная часть респондентов не знали вообще о существовании органов местного самоуправления на территории района (их 3,3%), 23,7% опрашиваемых указали, что органами местного самоуправления считают префектуру округа или другие органы власти города.

Полученные данные свидетельствовали о том, что большинство жителей не знают о деятельности органов местного самоуправления не потому, что они не интересуются этими вопросами, а потому, что не получают достаточной информации о них. Проанализировав ситуацию и сделав необходимые выводы, было решено усилить информационную составляющую работы с населением. Выбранное направление оказалось верным: в 2007 г. мы наблюдаем иные результаты опроса (например, «не знаю» - 1,5%, «муниципальное собрание и муниципалитет» - 33%).

В настоящее время в средствах массовой информации звучит мнение о том, что органы местного самоуправления в Москве обделены функциями.

Вопросы ведения внутригородских муниципальных образований определены Законом г.

1 2 Москвы № 56 , Законом города Москвы № 53 переданы государственные полномочия в

сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной

и спортивной работы с населением по местожительства, Законом города Москвы № 473 -

полномочия по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам

несовершеннолетних и защите их прав, при том, что Законом города Москвы № 12Д

регламентирована сама деятельность этих комиссий. В реализуемые в городе целевые

программы представители органов местного самоуправления вносят предложения и

замечания с учетом опыта работы на местах.

Сегодня ведется работа по разработке направлений городской целевой программы государственной поддержки и развития местного самоуправления в г. Москве на 20082010 гг. Вносятся предложения по формированию программы профилактики преступлений и иных правонарушений на 2000-2012 гг., программы по дополнительным мерам обеспечения временной занятости учащейся молодежи, программы «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2007-2009 гг.». Органы местного самоуправления, участвуя в реализации общерегиональных целей и задач, формируют и осуществляют финансовое обеспечение программ местного значения («60 лет без войны», «Москва - город-герой», «Все мы родом из детства»).

Следует отметить, что на основании ст. 8 указанного Закона № 56 к вопросам местного значения муниципального образования относятся: 1) формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением, утверждение отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы; 2) утверждение положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании; 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 4) установление порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 5) опека и попечительство; 6) принятие решений о разрешении вступления в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации; 7) принятие решений по охране имущественных неимущественных прав и законных интересов несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы; 8) установление местных праздников и организация местных праздничных и иных зрелищных мероприятий, развитие местных традиций и обрядов; 9) проведение

мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования; 10) регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами (индивидуальными предпринимателями) с работниками; 11) регистрация уставов территориального общественного самоуправления (ТОСы), взаимодействие с ними по всем направлениям, предусмотренным в вопросах местного значения; 12) учреждение почетных званий, грамот, дипломов и знаков муниципального образования(Почетный житель района или муниципального образования); 13) информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления(ТВ, районная газета, газета округа, выпуск плакатов, листовок, календарей, содержащих информационный материал, встречи с жителями, проведение приемов населения); 14) распространение экологической информации, полученной от государственных органов; 15) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры местного значения), находящихся в собственности муниципального образования; 16) разработка и утверждение по согласованию с органом управления архивным делом города Москвы нормативнометодических документов, определяющих работу архивных, делопроизводственных служб и архивов организаций, подведомственных органам местного самоуправления; 17) рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты прав потребителей; 18) участие: а) в проведении мероприятий по государственному экологическому контролю (плановых и внеплановых проверок), осуществляемых государственными инспекторами города Москвы по охране природы; б) совместно со специально уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в осуществлении контроля за охраной, содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории муниципального образования; в) в осуществлении ежегодного персонального учета детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, во взаимодействии с отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы; г) в организации работы общественных пунктов охраны порядка и их советов; д) в работе призывной комиссии в соответствии с федеральным законодательством; е) в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий; ж) в организационном обеспечении проведения выборов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти города Москвы, референдума Российской Федерации, референдума города Москвы в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы; з) в пропаганде знаний в области пожарной безопасности, предупреждения и защиты жителей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, безопасности людей на водных объектах совместно с органами управления Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органами исполнительной власти города Москвы; и) проведении публичных слушаний по вопросам градостроительства; 19} согласование вносимых управой района города Москвы в префектуру административного округа города Москвы предложений: а) о предоставлении земельных участков для стоянок автотранспорта; б) о размещении нестационарных объектов мелкорозничной сети; в) по вопросам целевого назначения нежилых помещений, расположенных в жилых домах; 20) содействие созданию и деятельности различных форм территориального общественного самоуправления, взаимодействие с их органами, а также органами жилищного самоуправления; 21} организация проведения государственного экологического . мониторинга, внесение в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы предложений по созданию и размещению постов государственного экологического мониторинга. осуществление опроса на территории муниципального образования; 22} внесение в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы предложений: а) по совершенствованию проектов градостроительного

. плана развития территории

. района города Москвы, градостроительного плана раз* .. вития территории административного округа города

• Москвы, Генерального плана города Москвы в части вопросов развития территории внутригородского муниципального образования; б) по внесению изменений в проекты городских целевых программ; в) об образовании и упразднении особо охраняемых природных объектов на территории муниципального образования; г) по совершенствованию проектов планировки жилых территорий (кварталов, микрорайонов), планируемой реконструкции, реновации сложившейся застройки, проектов межевания жилых территорий сохраняемое сложившейся застройки, планировки озелененных территорий общего пользования (парков, садов); д.) по созданию условий для развития на территории муниципального образования физической культуры и массового спорта; е) по организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского пассажирского транспорта; ж) по повышению эффективности охраны общественного порядка на территории муниципального образования; з) по благоустройству территории муниципального образования; 23) внесение в комиссию по монументальному искусству предложений по возведению на территории муниципального образования произведений монументально-декоративного искусства.

Входе решения вопросов местного значения на территории внутригородского МО Мещанское города Москвы проведена работа по реализации программ "60 лет без войны», "Москва - город герой», посвященных 65-й годовщине Битвы под Москвой. Были организованы поездки по местам боевой славы, проведены конкурсы по военноисторической тематике, военноспортивная игра «Зарница»; созданы 2 мемориальных комплекса, на базе которых проводятся акции местного значения: первый посвящен Панфиловский дивизии, Второй - жизни и деятельности летчика-космонавта В. М. Комарова. Программа "Все мы родом из детства», посвященная году ребенка, находится в процессе реализации. Каждая из программ предусматривала в среднем проведение 25-30 акций и мероприятий ежегодно с разными категориями граждан.

Для решения вопросов, связанных с жалобами потребителей, консультирования их по вопросам защиты прав потребителей в МО Мещанское введена должность юрисконсульта. В настоящее время указанным специалистом осуществляется: -непосредственная связь с отделами потребительского рынка; - согласование дислокации торговых точек на территории МО; - взаимодействие с ОВД по вопросам несанкционированной торговли; - контроль направленности ценовой политики, комфортности, качества продукции; - контроль КДН и ЗП за реализацией алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним. Ведется работа по обеспечению сохранения уже сложившихся на территории МО природных комплексов. Особое внимание уделяется информированию жителей о строящихся объектах. Большое значение придается взаимодействию населения с органами исполнительной власти города при проведении призывных кампаний. Руководителем МО во время призыва осуществляются разъяснения прав и обязанностей призывников и их родителей, а также заключается трехсторонний договор с одной из воинских частей. Независимо от социального положения, все категории населения нуждаются в оказании им определенных услуг со стороны власти, и не столь важно, какой власти - государственной или муниципальной. Какие бы замечательные идеи не исходили от населения, нужны исполнители и грамотные трансляторы этих идей. В этом смысле ближе всех к местным жителям находятся депутаты муниципальных собраний - огромный потенциал, недоконца использованный. Важно, чтобы это были высокопрофессиональные люди - необходимо осуществлять деятельность по обучению народных избранников, обмену опытом не только внутри субъекта Федерации, но и на более высоком уровне.

Закон города Москвы -06 организации местного самоуправления в городе Москве- от 6 ноября 2002 г. № 56 (в редакции Закона города Москвы от 31 мая 2006 г, № 22] / / Вестник нара и правительства Москвы. 2006. № 35.

Постановление правительства Москвы -Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы - управ районов- от 3 декабря 2002 г. № 981-ПП // Вестник мэра и правительства Москвы. 2003. № 1.

Закон г. Москвы «Об организации местного самоуправления в Москве. Указ. Акт. Закон г. Москвы «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований отдельными полномочиями» от 25 октября 2006 г. № 53 // Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. № 61. Закон г. Москвы -0 наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» от 28 сентября 2005 г. № 47 // Вестник мэра и правительства Москвы. 2005. № 57.

Закон. Москвы-Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" от 13 апреля 2005 г. № 12 // Вестник мэра и правительства Москвы. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.