О СОСТОЯНИИ И ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УКРАИНЕ1*
Ю.Е. Решетников
Религиозный комплекс Украины представляет собой сложную систему взаимодействия канонически и организационно структурированных церковных институтов. Социально-политическая стабильность страны во многом предопределяется содержанием и направленностью государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, социальной активностью этих религиозных институций. Современная стратегия сотрудничества государства и Церкви утверждает духовную культуру, формирует поле толерантности и взаимоуважения, направлена на поиск взаимоприемлемых форм и методов решения социальных и религиозных проблем. Достижение этой цели возможно при условии межконфессионального согласия, углубления процесса последующей интеграции Церкви в общество.
Религиозная сеть на Украине по состоянию на 1 января 2009 г. представлена 55 вероисповедными направлениями, в пределах которых действует 34 465 религиозных организаций, в том числе 33 083 религиозных организаций, 85 центров и 255 управлений, 432 монастыря, 340 миссий, 74 братства, 196 духовных учебных заведений, 12 633 воскресных школы. Церковь на Украине осуществляет свою деятельность силами 29 892 священнослужителей. Растет издание церковных печатных средств массовой информации; в настоящее время их количество составляет 377 единиц. Для богослужений религиозные общины используют 22 437 культовых и приспособленных сооружений.
Исследование темпов роста количества церковно-религиозных организаций свидетельствует о том, что с 2000 по 2005 г. расширение религиозной сети имеет устойчивый характер и составляло 4,1-4,7% в год. По итогам последних трех лет этот показатель уменьшился и составляет: в 2006 г. — 2,7%; в 2007 г. — 2,3%; в 2008 г. — 1,8%.
Анализ распространения конфессий, религиозных течений и направлений, количественных
показателей религиозных общин свидетельствует об уменьшении разницы их численности в разных регионах страны. Если в 1992 г. в западных областях действовали 7742 общины верующих (59,7% от общего количества), то сегодня эта цифра составляет 34,9% (или 11 541 община).
Вторым по количеству религиозных организаций является центральный регион страны, где со времени получения Украиной независимости количество религиозных общин выросло на 5330 единиц и составляет 7549 парафий.
Южный регион характеризуется наибольшим приростом религиозных общин, принадлежащих к национальным меньшинствам.
Восточный регион отличается наименьшими показателями количественного прироста общин — здесь действуют 3042 организации, что составляет лишь 9,2% от их общего количества в стране.
Распределение церковно-религиозных организаций по конфессиональному признаку свидетельствует о доминировании на Украине Православия, представленного 17 071 парафией. Самая многочисленная (11 539 парафий) — Украинская Православная Церковь, сеть которой составляет 67,6% православных общин страны. Почти треть — 3507 общин (30,4%) УПЦ действуют в центральном регионе. Наибольшее их количество в Винницкой (922) и Хмельницкой (893) областях.
Сегодня Церковь имеет 9275 священнослужителей, 177 монастырей, 34 братства, 19 духовных учебных заведений, 12 миссий и 4158 воскресных школ.
Украинская Православная Церковь (Киевский Патриархат) по количеству религиозных организаций (4128) занимает в стране второе место после УПЦ. В структуре Церкви действуют патриархия, 31 епархиальное управление, 2993 священнослужителя, 45 монастырей, 26 миссий, 9 братств, 16 духовных учебных заведений и 1234 воскресные школы. Деятельность Церкви освещают 36 периодических изданий.
1 * Информационный отчет Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий в кратком изложении.
Украинская Автокефальная Православная Церковь имеет патриархию, 12 епархиальных управлений, 8 монастырей, 7 миссий, 7 духовных учебных заведений (193 слушателя), 301 воскресную школу и одно братство. Деятельность Церкви освещают семь периодических изданий. 1184 общины обслуживают 683 священнослужителя.
Институциональная сеть Украинской Греко-католической Церкви начала свое возрождение в 1989 г., когда легализовались 132 общины. Сегодня УГКЦ насчитывает 3732 религиозные организации, имеет митрополию, 3 экзархата (Киево-Вишгородский, Одесско-Крымский и Донецко-Харьковский), 21 епархиальное и монашеское управление, 3030 священнослужителя, 106 монастырей, 15 духовных учебных заведений (1539 слушателей), 17 миссий и 2 братства. Деятельность Церкви освещают 27 периодических изданий. 93,5% греко-католических общин находится в западном регионе Украины. Наибольшее их количество в Львовской (1489), Тернопольской (765) и Ивано-Франковской (646) областях.
Руководящие органы Римско-католической Церкви были возобновлены на Украине в 1991 г. В настоящее время РКЦ имеет митрополию, 20 дио-цезиальных и монашеских управлений, 907 общин, 91 монастырь (704 монаха), 40 миссий, 3 братства, 8 духовных учебных заведений (569 слушателей), 523 воскресных школы. Верующих Церкви окор-мляют 559 священнослужителей, из них 251 иностранец. Жизнь и деятельность РКЦ освещают
13 периодических изданий. Основная часть общин сосредоточена в Винницкой, Житомирской, Закарпатской, Львовской, Хмельницкой областях.
Протестантизм на Украине представлен более чем 10 тыс. религиозных организаций, что составляет 30% от всей религиозной сети. Наиболее влиятельным является Всеукраинский союз объединений евангельских христиан-баптистов (ВСО ЕХБ). В его состав входят 2713 религиозных организаций: 26 региональных и областных управленческих структур, 1 центр, 92 миссии, 2 братства, 42 духовных учебных заведения, в которых готовится 5,6 тыс. будущих пресвитеров, диаконов, регентов и других служителей. 2550 общин обслуживают 2960 священнослужителей, в том числе 14 иностранцев. Основы вероучения преподают в 1415 воскресных школах, издаются
14 периодических журналов и газет.
Второе место (1653) занимает Всеукраинский союз церквей христиан веры евангельской — пятидесятников. В его состав входят: 1 центр, 27 областных управлений, 51 миссия, 2 братства, 1555 общин. Церковные службы проводят 2256 священников, из которых 11 иностранцев.
В 17 духовных учебных заведениях проходят подготовку 995 будущих пресвитеров и диаконов, действуют 1029 воскресных школ. Вопрос развития Церкви, ее религиозная жизнь освещаются в 24 периодических изданиях.
Среди протестантских деноминаций — Украинская унионная конференция церкви адвентистов седьмого дня, которая имеет 1061 религиозную организацию, в том числе 1 центр, девять региональных управлений, 2 миссии, 4 духовных учебных заведения, 1 братство, 1164 священнослужителя. Основы вероучения преподаются разным возрастным группам в 696 воскресных школах. Церковную жизнь освещают 10 периодических изданий.
Наблюдается количественный рост Церкви свидетелей Иеговы (1056 организаций).
Более тысячи религиозных организаций представляют этноконфессиональные образования. Наибольшая часть из них зарегистрирована последователями ислама — 535 организаций; иудаизм представлен 295 организациями; Закарпатская (венгерская) реформатская церковь — 118, Немецкая евангельско-лютеранская церковь — 40; Армянская апостольская церковь — 27. Функционируют также этноконфессиональные общества чехов, корейцев, шведов, а в Автономной Республике Крым — караимов и крымчаков, в Херсонской и Запорожской областях — менонитов. Таким образом, наибольшая часть религиозных организаций национальных меньшинств сосредоточена в Крыме.
По состоянию на 1 января 2009 г. религиозные общины всех церквей, конфессий, направлений и течений обслуживают 29892 священнослужителя и используют 22437 культовых зданий.
В соответствии с обращениями верующих в 2008 г. в собственность (пользование) религиозным организациям передано 195 культовых помещений. С помощью органов местной исполнительной власти и привлечения внебюджетных средств, на протяжении 1992-2008 гг. построено 5421 культовое сооружение. Ведущими религиозными организациями в 2008 г. построено: УПЦ — 131, УГКЦ — 42, УПЦ
КП — 31, ВСО ЕХБ — 14, Союзом церквей ХВЕП — 6, УАПЦ — 6, РКЦ — 3 культовых помещения. В стадии строительства находится 2399 культовых объектов. В то же время религиозные организации используют 6693 арендованных зданий.
Уровень обеспеченности религиозных организаций молитвенными помещениями составляет 68,7%, в том числе Закарпатская (венгерская) реформатская церковь обеспечена на 89,8%, УПЦ — 83,6%, РКЦ — 77,1%, УГКЦ — 75,1%, ВСЦ ХВЕ — 66,8%, Адвентисты седьмого дня — 65,7%, ВСО ЕХБ — 64,4%, УПЦ КП — 63,6%, УАПЦ — 61,0%, иудейские организации — 45,1%, мусульмане — на 57,2%.
В 2008 г. религиозные организации активно проводили международную деятельность, направленную на укрепление сотрудничества с единоверцами за рубежом. Так, по религиозной визе Украину посетило 7846 иностранцев. Госкомнацрелигий были предоставлены официальные согласования для 3046 зарубежных граждан на религиозную деятельность, а соответствующими структурными подразделениями госадминистраций — 4800. Среди них гражданам США — 2428, Израиля — 2428, Польши — 575, стран Азии — 443, ФРГ — 198, Турции — 147, других стран — 730.
По религиозным визам Украину посетили: представители иудейских общин — 2481; Церкви Иисуса Христа святых последних дней — 1291; ВСО ЕХБ — 1104; харизматических церквей — 639; РКЦ — 644; ХВЕП — 301; АСД — 37; Свидетелей Иеговы — 222, мусульманских общин — 148; УГКЦ — 51; православных Церквей — 118; Новоапостольской Церкви — 86; Церкви Христа — 74; буддийских организаций — 70; лютеранских церквей — 60; общества Сознания Кришны — 56; других конфессий — 464 миссионера.
На празднование Рош-га-шана (иудейский Новый год) в г. Умань на могилу цадика Нахмана прибыло 15300 хасидов из 20 стран мира: Израиля (14289), США (519), Франции (287), Канады (113), остальные — из Австралии, Евросоюза, Латинской Америки и стран СНГ.
Ежегодно количество паломников увеличивается. Так, к месту захоронения иудейского религиозного деятеля Залмана Шнеуера в г. Гадяч (Полтавская обл.) осуществили паломничество 1800 последователей течения Хабад Любавич.
В 2008 г. религиозные организации Украины при содействии Госкомнацрелигий реализовали
ряд проектов благотворительного характера. Членами религиозных организаций поддерживается инициатива Президента Украины В.А. Ющенко относительно усыновления детей, лишенных родительской опеки. Так, в Ровенской области функционирует 17 детских домов семейного типа и 37 приемных семей, в которых воспитываются соответственно 131 и 68 детей.
В развертывании социальной деятельности религиозным организациям предоставляется поддержка и содействие со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления: выделяются земельные участки под строительство благотворительных заведений, проводится частичное финансирование детских домов и тому подобное.
Особого внимания заслуживает работа фонда «Каритас» Римо-католической и Украинской Греко-католической Церквей. Фонд имеет разветвленную сеть во всех регионах страны и осуществляет свою благотворительную деятельность по программам «Благотворительная столовая», «Опека дома», «Организация досуга детей с изъянами развития», кризисный центр «Дети улицы», «Пункт раздачи гуманитарной помощи». Для людей преклонных лет организована работа социального центра, где можно получить психологическую и юридическую помощь.
Представители УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ и РКЦ регулярно проводят мероприятия по проводам молодежи в ряды Украинской армии, принимают участие в церемониях принятия присяги, предлагают другие формы поддержки личного состава Вооруженных Сил Украины.
В настоящее время Церковь взяла на себя часть ответственности за морально-этическое состояние общества, а ее социальная деятельность стала выходить за конфессиональные пределы, охватывая своим влиянием, в сущности, все составляющие общественной жизни.
Законодательные инициативы Госкомнацре-лигий призваны усовершенствовать и укрепить правовые принципы деятельности религиозных организаций, улучшить условия для реализации их общественной и духовной миссии, окончательно демонтировать последствия тоталитаризма в религиозной сфере, сформировать социально-политические механизмы последующего развития религиозных институций.
Вопросы законодательного обеспечения свободы совести рассматривались во время встречи
руководителей государства и правительства Украины с членами Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций. Полномочные представители конфессий выразили консолидированную позицию относительно процесса усовершенствования законодательной базы, который, по их мнению, должен предусматривать следующую последовательность:
1) принятие на законодательном уровне Концепции государственно-конфессиональных отношений на Украине;
2) разработку и принятие Закона Украины «О возвращении имущества культового назначения религиозным организациям»;
3) принятие новой редакции Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях».
Параллельно с этим должна продолжаться работа, связанная с внесением изменений в ряд нормативно-правовых актов, которые имеют прямое отношение относительно практических аспектов деятельности религиозных организаций. К данной группе проблем относятся:
1) освобождение религиозных организаций от платы за пользование землей;
2) предоставление в аренду земельных участков и имущества государственной и коммунальной собственности для обслуживания действующих объектов культового и социального назначения, включая и строительство новых, без применения аукционных процедур;
3) наряду со светскими образовательными заведениями признание религиозных организаций субъектами права со всеми вытекающими из этого последствиями в части форм и уровней аккредитации;
4) запрещение на приватизацию, продажу, отчуждение другим способом культовых и других зданий.
В то же время отмечалось, что внесение изменений в действующую законодательную базу в отрасли свободы совести возможно при наличии диалога между субъектами законодательного процесса — Кабинета Министров Украины, Верховной Рады Украины и Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций.
Выполнение этой задачи актуализирует в первую очередь необходимость совершенствования правового механизма возвращения (передачи) религиозным организациям культовых сооружений. В процессе поиска путей и механизмов
возобновления имущественных прав религиозных организаций необходимо исходить из принципа правопреемственности и наследственности церковной собственности. В то же время решение этой проблемы значительно усложняется расколами и межцерковным противостоянием, в частности в Православии. Такая ситуация мешает справедливому определению законного владельца тех или иных церковных сооружений. Следовательно, сам имущественный вопрос является одним из источников конфликтности в религиозной среде, а также и в отношениях Церкви и государства.
Одним из путей решения проблемы может быть разработка механизмов материальной компенсации религиозным организациям за утраченное имущество. Компенсация, как предлагают отдельные специалисты, могла бы осуществляться в разных формах: работ или услуг по реставрации, возобновлению храмов и других культовых сооружений, предметов культа, денежных субсидий, предоставления производственных и жилых помещений, выделения земельных участков под строительство храмов и тому подобное.
С целью заинтересованного учета интересов сторон, Церкви и государства, вопрос реституции церковного имущества должен решаться поэтапно. На первом этапе следует возвратить в собственность религиозных организаций те культовые сооружения и церковное имущество, которое не является памятниками истории и культуры, не используется и не вызывает споров и конфликтов.
На втором этапе следует принять меры для возвращения всех (за небольшим, определенным Кабмином, исключением) культовых объектов, которые принадлежали религиозным организациям, в том числе и тех, которые составляют историко-культурную ценность, при условии неуклонного выполнения требований законодательства относительно их использования и содержания. При этом те объекты, которые являются памятниками культуры, следует передавать церквам лишь в пользование на безвозмездной основе.
Необходимо также учитывать, что законодательство Украины регулирует порядок возвращения религиозным организациям лишь тех культовых сооружений, которые находятся в собственности государства. Относительно культовых зданий, которые принадлежат к коммунальной собственности, вопрос нуждается в своем законодательном решении. В настоящее время именно эти принци-
пы и подходы положены в основу проекта Закона Украины «О возвращении культовых зданий религиозным организациям», который разрабатывается Госкомнацрелигий.
Политика поддержки общественно полезных инициатив религиозных организаций нуждается в рациональном сочетании общегосударственных и церковных интересов, утверждении целостности духовного национального пространства, консолидации конструктивных сил общества, способных обеспечить всестороннее развитие религиозной среды. В пределах такой политики следует учитывать открытость глобального мира, разнообразие конфессиональных отличий, их трансформации в социуме, особенно в общественном сознании.
Приоритетными направлениями современной государственной политики в сфере обеспечения права на свободу совести и установления партнерских взаимоотношений с Церковью (религиозными организациями) определены:
- содействие бесконфликтному, на принципах консенсуса, решению проблемы приобретения церквами, которые имеют иерархическую структуру, статуса юридического лица;
- определение реальных сроков, четких и прозрачных механизмов возвращения Церкви (религиозным организациям) национализированного в прошлом имущества религиозного назначения, форм, объемов и механизмов его компенсации;
- разработка и внедрение правового механизма защиты традиционной религиозной культуры общества, в частности: запрещение приватизации национализированного в прошлом имущества религиозного назначения; урегулирование условий и правил осуществления специальной экспертизы религиозной практики новейших религиозных движений;
- разработка и внедрение механизмов обеспечения права на пастырское служение в Вооруженных силах, пенитенциарной системе и тому подобное;
- определение правового статуса Церкви в части налогообложения;
- содействие реализации права граждан на свободу выбора характера образования как элемента свободы совести. Законодательное урегулирование права Церкви на создание конфессиональных учебных заведений; разработка и внедрение: государственного стандарта богословского (теологического) образования; механизма признания документов об образовании, полученных в религиозных (духовных) учебных заведениях; лицензирование и аккредитации конфессиональных учебных заведений всех уровней; изучение возможностей финансирования дисциплин, которые преподаются в конфессиональных учебных заведениях и входят в государственный стандарт, за счет бюджетных средств; изучение религии в государственной школе;
- обеспечение прав священнослужителей, которые достигли пенсионного возраста, на должное пенсионное обеспечение, с учетом особенностей деятельности Церквей (религиозных организаций) и их роли в обществе;
- обеспечение прав верующих на соблюдение предписаний вероучения относительно праздников и дней отдыха (выходных и рабочих дней).
Контроль по обеспечению реализации права на свободу совести, обеспечением равенства прав граждан, независимо от их отношения к религии и конфессиональной принадлежности, равенства прав Церквей возлагается на органы прокуратуры, соответствующие органы юстиции, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.
Принятые законодательные и другие нормативно-правовые акты обеспечивают полноценный правовой и социальный статус религиозных организаций в условиях европейской интеграции Украины.
С точки зрения Госкомнацрелигий, в религиозной среде Украины в перспективе будут укрепляться позитивные тенденции, связанные с утверждением нормальной жизнедеятельности религиозных организаций, приобретением ими признаков полноправных саморегулированных субъектов общественной жизни.
© Решетников Ю.Е., 2009