Научная статья на тему 'О состоянии и развитии прогнозно-аналитических и межотраслевых исследований в России'

О состоянии и развитии прогнозно-аналитических и межотраслевых исследований в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов В.А.

Освещаются основные направления работ по экономическому анализу и прогнозированию, межотраслевым исследованиям в государственных и коммерческих учреждениях и организациях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О состоянии и развитии прогнозно-аналитических и межотраслевых исследований в России»

РОССИЯ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Д-р экон. наук В. А. Попов

О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ ПРОГНОЗНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ И МЕЖОТРАСЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РОССИИ

Освещаются основные направления работ по экономическому анализу и прогнозированию, межотраслевым исследованиям в государственных и коммерческих учреждениях и организациях России.

С начала 70-х гг. ХХ столетия центр тяжести научных исследований в области отечественных разработок и применения разнообразных моделей, в том числе статистических и экономико-математических, стал все более смещаться в сферу задач прогнозирования, которые постепенно становились приоритетными. Обоснованные прогнозы национальной экономики включают систему расчетов, охватывающих демографические и институциональные проблемы, прогнозы социальной и производственной инфраструктуры, разведки и использования природных ресурсов, проектировки, касающиеся будущего трудового, производственного, финансового и научно-технического потенциала.

Масштабное ускорение работ по экономико-математическому обеспечению задач прогнозирования народного хозяйства в конце прошлого века шло в русле подготовки комплексных программ научно-технического прогресса СССР. Заметное место среди исследований в области макроэкономического прогнозирования заняли работы, в которых в качестве результирующего показателя, определяющего динамику национальной хозяйственной системы, следуя мировой практике, был принят показатель валового национального продукта. Методология народно-хозяйственного прогнозирования национального продукта, опирающаяся на достижения в области макроэкономических производственных функций и факторного анализа, стала основанием развернутых задач социально-экономического прогноза. В этой системе учитывались лаговые и структурные аспекты сбалансированности. Ядром системы во многих моделях была малоразмерная макроэкономическая модель, увязанная с показателями межотраслевого баланса.

Построение и применение межотраслевых балансов стало одним из специальных направлений исследований и разработок отечественной экономико-математической школы. Первый развернутый отчетный

межотраслевой баланс продукции СССР был составлен за 1959 г. После его составления в свет вышли крупные работы, обобщавшие отечественный и зарубежный опыт анализа и применения межотраслевых балансовых таблиц. Кроме того, были получены оригинальные разработки блочных, многовариантных, динамических и оптимизационных межотраслевых систем. Заметный вклад в область межотраслевых исследований внесли отечественные ученые.

Несмотря на известные успехи в области межотраслевого моделирования и проведения экспериментальных и практических расчетов, в начале 1990-х гг., после старта масштабных экономических преобразований в России, интерес к межотраслевым исследованиям вообще и в частности для целей анализа и прогнозирования стал быстро затухать. Только во второй половине 90-х гг. ХХ в. интерес к задачам прогнозирования начал быстро возрождаться.

В последние годы прошлого века и в первые годы нового столетия в России начала работать весьма крупная по перечню слагаемых система организаций (табл. 1), взявших на вооружение методы и модели прогнозирования.

В системе высшего образования России кафедры экономического профиля, а также кафедры, готовящие математиков-теоретиков и прикладников, проводят подготовку будущих специалистов в области прогнозов. Начиная с 2003 г. Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова готовит выпускников по специальности «Прогнозирование и управление» на базе экономико-математического факультета. В подготовке кадров для проведения прогнозных работ заметно также участие Государственного университета - Высшей школы экономики, МГУ им. М. В. Ломоносова, Государственного университета управления, Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Новосибирского государственного университета, Самарской экономической академии и ряда других вузов.

Теоретические и прикладные работы по прогнозированию в России развернуты в государственных, коммерческих и общественных организациях. Правовым основанием для государственных прогнозов служит Закон о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации, принятый Государственной думой в июне 1995 г. В этом законе уточняются понятия, связанные с прогнозированием, приводится примерное содержание системы прогнозов социально-экономического развития страны, дается детализированная характеристика долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, порядка их разработки, представления и публикации.

Т а б л и ц а 1 Учреждения и организации России, занимающиеся

вопросами экономического прогнозирования_

Федеральные министерства и ведомства Федеральная служба государственной статистики Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ Министерство экономического развития и торговли РФ Институт макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и торговли РФ Министерство промышленности и энергетики РФ Министерство финансов РФ Министерство образования и науки РФ Министерство сельского хозяйства РФ Министерство регионального развития РФ Министерство здравоохранения и социального развития РФ Центральный банк России Высшие учебные заведения Академия народного хозяйства при Правительстве РФ Финансовая академия при Правительстве РФ Государственный университет - Высшая школа экономики МГУ им. М. В. Ломоносова Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова Государственный университет управления Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов Самарская экономическая академия Новосибирский государственный университет

Научно-исследовательские институты Российской академии наук Институт экономики Центральный экономико-математический институт Институт народно-хозяйственного прогнозирования Институт социально-экономических проблем народонаселения Институт проблем рынка Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН Институт мировой экономики и международных отношений Вычислительный центр РАН Другие центры Институт экономики переходного периода Национальный комитет по системному анализу РАН Совет по изучению производительных сил Специальные научные центры Центр стратегических разработок Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ИНП РАН Экономическая экспертная группа Клуб экономического прогнозирования Бюро экономического анализа Центр развития Институт экономического анализа Акционерное общество закрытого типа «Аналитическая лаборатория «Веди» Леонтьевский Центр Центр экономических и финансовых исследований и разработок Институт финансовых исследований Научно-благотворительный фонд «Экспертный институт» Национальный комитет по системному анализу Другие центры Академия прогнозирования Аналитические и прогнозные подразделения коммерческих банков и корпораций

Рынок прогнозных исследований довольно насыщен, что приводит к обостренной конкуренции между производителями разнообразных продуктов, которые, порой, конкурируют друг с другом. Этот рынок представлен и государственными, и чисто исследовательскими (некоммерческими) центрами7.

Система государственного прогнозирования в России

Государственные прогнозы, рассматриваемые Государственной думой, служат основой для разработки федеральных и региональных программ, базой принятия федерального бюджета страны.

В Основных направлениях деятельности правительства Российской Федерации на период до 2008 года8 отмечается необходимость «на основе стратегий, планов и прогнозных показателей федеральных органов исполнительной власти» разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, отражающего вклад мероприятий по реализации общенациональных задач.

Еще в декабре 1999 г. в целях проведения комплексного анализа политической, экономической, социальной обстановки в России и определения стратегии развития страны был создан Центр стратегических разработок. Эта некоммерческая организация должна вносить предложения об организации фундаментальных и прикладных исследований по разработке концепции развития России, определению приоритетных направлений развития страны в области экономики, права, науки и техники, оборонного потенциала и национальной безопасности, демографии и в других областях, имеющих определяющее значение для будущего страны.

Таким образом, основные функции Центра стратегических разработок в плоскости определения приоритетных направлений развития РФ состоят в подготовке и проведении в жизнь задач прогнозирования развития страны в области геополитики, макроэкономики, национальной безопасности, социальной политики.

В перечне учреждений и организаций, занимающихся проблемами прогнозирования, важное место занимают звенья, которые формируют информационную нагрузку и в известной мере «обслуживают» другие звенья рассматриваемой системы. Кроме того, в эту группу входят ор-

7 Деление организаций, занимающихся прогнозами, на государственные учреждения (работающие в едином ключе с другими научными учреждениями) и чисто исследовательские центры условно. На деле все, конечно, обстоит гораздо сложнее. И государственное прогнозирование, и чисто исследовательский поиск методов решения часто неразрывно связаны между собой.

8 Одобрены 8 июля 2004 г. на заседании правительства Российской Федерации.

ганизации, обладающие крупными подразделениями, занимающиеся конкретными практическими, а также теоретическими изысканиями. Сюда следует, на наш взгляд, отнести органы государственной статистики, Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ и Центральный банк России9.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат России) является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны. Эта федеральная служба обеспечивает официальной статистической информацией не только федеральные органы государственной власти, власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, но и многочисленные организации, занимающиеся прогнозными расчетами.

К числу последних нужно отнести Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, созданный в 1993 г., который осуществляет подготовку информационно-аналитических материалов о ходе экономических преобразований в стране, отдельных регионах и секторах экономики для правительства страны. Это учреждение специализируется на наблюдении и оценке состояния экономики, краткосрочном и среднесрочном прогнозировании.

Центр экономической конъюнктуры на сегодня является ведущей организацией в России по созданию методологии и проведению конъюнктурных обследований в области деловой активности в различных секторах экономики. Он проводит мониторинг и анализ динамики основных макроиндикаторов состояния экономики и степени их соответствия задачам экономических реформ. Для этих целей в подразделениях Центра имеется свыше 20 проблемно-аналитических информационных баз данных.

Помимо подготовки информационно-аналитических комплексных докладов о состоянии экономики в России Центр проводит прогнозы макроэкономической ситуации на краткосрочную и среднесрочную перспективу и анализ динамики и структуры ВВП.

В своей деятельности Центр экономической конъюнктуры взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, министерствами, с Центральным банком РФ, органами управления субъек-

9 Справедливости ради надо отметить, что и ряд других учреждений, в том числе и ряд высших учебных заведений, имеют подразделения по сбору, хранению, коррекции и модификации информации (например, в их составе Государственный университет -Высшая школа экономики, имеющая крупномасштабный сайт в Интернете).

тов РФ, научными организациями России. Он осуществляет сотрудничество с Секретариатом ООН, международными экономическими организациями, с зарубежными исследовательскими организациями и институтами.

Практическая реализация проводимых в Центре работ в области прогнозирования связана с разработкой системы моделей, позволяющих осуществлять взаимоувязанный прогноз основных макроэкономических показателей, характеризующих социально-экономическое положение в стране. В процессе модельных расчетов выполняется согласованный прогноз валового внутреннего продукта, объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, показателей денежно-кредитной сферы, бюджетных проектировок, инвестиционной деятельности, индексов потребительских цен, валютного курса, показателей внешнеэкономической деятельности, основных социальных индикаторов.

Задачи и функции Банка России определены Конституцией РФ и федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)». Во взаимодействии с правительством РФ Центробанк разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Банк России осуществляет анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего в аспекте денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные; составляет сценарный прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием; принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации; прогнозирует ожидаемое выполнение основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году; осуществляет прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год.

Большую роль в разработке государственных прогнозов играют федеральные министерства и ведомства России, которые направляют подготовленные прогнозные материалы в правительство и Государственную думу.

Министерство экономического развития и торговли РФ

(МЭРТ) разрабатывает с участием других федеральных органов государственные прогнозы социально-экономического развития РФ, субъектов и регионов РФ, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, осуществляет прогнозные расчеты общеэкономических показателей системы национальных

счетов, прогнозирует динамику цен и индексы-дефляторы, формирует межгосударственные и федеральные целевые программы, исследует тенденции развития внутреннего и мирового рынков товаров и услуг, предоставляет федеральным органам исполнительной власти информацию о расчетных мировых ценах на важнейшие товары (работы, услуги) российского экспорта и импорта.

Кроме того, Минэкономразвития осуществляет анализ экономической ситуации в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, изучает конъюнктуру и прогнозирует тенденции развития товарного рынка СНГ, подготавливает на этой основе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложения об осуществлении с этими государствами экономической интеграции.

Институт макроэкономических исследований (ГУ ИМЭИ) при Министерстве экономического развития и торговли РФ образован постановлением правительства в июле 1994 г. ИМЭИ является фактическим правопреемником Научно-исследовательского экономического института (НИЭИ) при Госплане СССР, работавшего с июня 1955 г.

ИМЭИ является единственной в России научной организацией, официально осуществляющей разработку отчетных и прогнозных натурально-стоимостных балансов производства и распределения продукции, используемых при формировании прогнозов развития национальной экономики и ее отраслей.

Институт прорабатывает и вносит предложения по социальным проблемам, проблемам занятости, социальной защите населения, исследует вопросы, связанные с присоединением России к ВТО. Здесь готовятся проекты прогнозов социально-экономического развития РФ на очередной год, разрабатывается ряд документов, в том числе проект федерального закона РФ о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ.

Министерство промышленности и энергетики РФ является федеральным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, в области использования атомной энергии, космической деятельности и развития авиационной техники и строительства.

В круг основных задач министерства входят анализ финансово-экономического состояния промышленности и энергетики, формирование совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и обеспечение реализации единой государственной промышленной, научно-технической и инновационной политики, определение приоритетных направлений развития науки и техники, а также

составление комплексного прогноза социально-экономического развития РФ по отраслям и регионам.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга. Министерство разрабатывает и представляет в правительство проект федерального бюджета на очередной финансовый год, отчетность о его исполнении.

Минфин России выполняет функции эмитента государственных ценных бумаг, участвует от имени правительства в деятельности Парижского клуба и других международных клубов и форумов.

В начале 1994 г. для обеспечения аналитической поддержки Департамента макроэкономической политики Министерства финансов РФ была создана Экономическая экспертная группа. Это независимая группа квалифицированных экспертов, предоставляющая экономические и финансовые консультации. В ее обязанности входит проведение аналитических работ по заданиям Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, правительства, Центрального банка России, периодическое информирование инвесторов о состоянии российской экономики.

Группа предоставляет широкий спектр услуг, включая краткосрочное и долгосрочное макроэкономическое прогнозирование, прогнозирование бюджетных доходов, разработку краткосрочной и долгосрочной бюджетной и кредитно-денежной политики, выработку вариантов стратегии управления долгом.

Экспертная группа составляет рейтинги регионов, предприятий и организаций, банков; оказывает консультационные услуги по анализу финансовой политики и экономической ситуации на предприятиях и в коммерческих банках; осуществляет общие и детализированные прогнозы развития ситуации на рынках ценных бумаг.

Из других федеральных министерств, готовящих материалы к прогнозам, следует выделить прежде всего Министерство здравоохранения и социального развития (здравоохранение, социальное развитие, занятость населения и безработица, трудовая миграция, социальная защита, демографическая политика); Министерство сельского хозяйства РФ, которое, занимаясь регулированием рынков сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия, разрабатывает проекты прогнозов социально-экономического развития отраслей агропромышленного комплекса на длительную перспективу и предстоящий год; Министерство природных ресурсов Российской Федерации;

Министерство регионального развития РФ и другие центральные ведомства.

Научно-исследовательские институты в сфере экономического прогнозирования

Идеологию прогнозирования и теоретический каркас моделей, предназначенных для расчетов, многие годы разрабатывают научно-исследовательские институты Российской академии наук и другие научные комплексы.

Центральный экономико-математический институт РАН (ЦЭМИ), созданный в 1963 г., сразу стал центром создания теории оптимального управления централизованной экономикой, центром разработки математических методов, внедрения ЭВМ в практику управления и планирования. В настоящее время эта цель трансформировалась в развитие теории и методов моделирования экономики переходного периода, разработку экономико-математического инструментария и программно-алгоритмических средств анализа экономики.

С течением времени из ЦЭМИ выделились в качестве самостоятельных структурных образований Институт экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР (ныне Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН), Институт социально-экономических проблем народонаселения АН и Институт проблем рынка АН.

Отпочковавшийся в 1986 г. от ЦЭМИ Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН) был создан как головная организация по разработке социально-экономических разделов комплексных программ научно-технического прогресса СССР.

Главными направлениями научной деятельности института сегодня являются осуществление комплексных прогнозов развития экономики страны в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе; разработка стратегий развития регионов в рамках приоритетов общехозяйственного развития; прогнозно-аналитические исследования в интересах крупных хозяйствующих субъектов (РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром» и т. п.) и органов государственного управления РФ (Государственной думы РФ, Федеральной дорожной службы РФ и т. п.); совершенствование методологии и методики комплексного социально-экономического прогнозирования.

ИНП РАН поддерживает постоянные научные контакты внутри страны и за рубежом (прежде всего с исследовательскими центрами Франции) в виде проведения регулярных научных семинаров, конференций, обмена делегациями ученых.

На базе аналитической группы сотрудников ИНП РАН, занимающейся анализом экономической конъюнктуры, в 1988 г. был организован Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. В настоящее время Центр проводит интенсивные прикладные исследования в области анализа и прогнозирования воспроизводственных процессов в российской экономике. Основные сферы его деятельности - бюджет, налоги и государственные финансы, промышленное производство и конъюнктура по отраслям, банковский сектор и финансовые рынки, благосостояние домашних хозяйств, внешняя торговля.

Еще одно звено, выделившееся из ЦЭМИ в 1988 г., - это Институт социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук (ИСЭПН РАН). Главная цель его научной деятельности - разработка методологии исследований социально-экономических проблем народонаселения. Приоритеты в работе института связаны с анализом и прогнозированием демографической ситуации, разработкой принципов и направлений социальной политики, созданием эффективного механизма социальных гарантий и социальной защиты населения. Кроме того, ИСЭПН проводит исследование тенденций рождаемости, брачности и разводимости, изучение причин младенческой смертности, мониторинг процессов вынужденной миграции в Россию, анализ миграции и социальной мобильности населения.

Первым в нашей стране научно-исследовательским учреждением экономического профиля был Институт экономики (ИЭ РАН), основанный в 1930 г. Он остается одним из ведущих научных центров в области экономической теории. В настоящее время Институт экономики включает восемь научных подразделений, в том числе Центр макроэкономической стратегии, который занимается разработкой комплекса макроэкономических проблем долгосрочной и среднесрочной социально-экономической концепции, формированием вариантов народнохозяйственной политики и анализом последствий их осуществления.

Институт экономики переходного периода (ИЭПП) - один из ведущих российских центров исследований в области экономической теории, выработки стратегии экономического развития страны и рекомендаций по программам экономической политики. Он основан в 1990 г. как независимая некоммерческая организация. Приоритетные научные направления работы института - монетарные прогнозы, прогнозы инфляции.

ИЭПП осуществляет как теоретические, так и прикладные исследования в области экономики, оказывает органам государственной власти Российской Федерации различного уровня консультации в области государственных финансов, денежно-кредитной и курсовой политики,

приватизации, корпоративных финансов, институциональных реформ и проблем экономического роста. По всем названным направлениям институт имеет собственную позицию, которую активно отстаивает. ИЭПП осуществляет различные проекты для Всемирного банка, МВФ и ОЭСР, оказывает консалтинговые услуги крупнейшим российским компаниям.

Мировая экономика и международные экономические отношения - традиционные сферы приложения задач экономического прогнозирования. В Институте мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО) ведутся исследования по анализу итогов мирового хозяйственного развития, делаются прогнозы экономического и научно-технического развития мировой экономики, определяются перспективы России в мирохозяйственном комплексе будущего.

Территориальные проблемы прогнозирования являются предметом исследований во многих регионах (например, в Новосибирском научном центре и его региональных подразделениях), а также в Совете по изучению производительных сил (СОПС) и других учреждениях.

Другие исследовательские центры

В области решения задач прогнозирования важные позиции занимают исследовательские центры. Среди них одно из наиболее заметных мест принадлежит Бюро экономического анализа (БЭА), которое было создано в 1996 г. в целях проведения аналитической работы в сфере экономики и предоставления консультативных услуг.

Основной целью БЭА является выработка рекомендаций по различным аспектам экономической политики для российского правительства, а также для профессионального экономического сообщества. Его деятельность включает анализ ключевых проблем экономики России, разработку средне- и долгосрочных сценариев экономической политики.

В спектр исследований, проводимых БЭА, входят проблемы макроэкономики и экономического роста, методы и инструментарии экономического и статистического анализа, бюджетная, налоговая и социальная политика.

Сценарный прогноз развития национальной экономики включает оценки на среднесрочную перспективу доходов и расходов консолидированного бюджета, баланс доходов и расходов населения, исследование основных монетарных показателей на основе анализа тенденций, ограничений и противоречий развития сложившейся модели экономики.

Основная задача Центра развития, созданного в январе 1999 г., -анализ экономической ситуации и экономической политики в России с упором на макроэкономический анализ и анализ банковской системы. В числе перспективных направлений научной деятельности - разработка и регулярное обновление сводного опережающего индекса для России, используемого в целях макропрогнозирования. Деятельность Центра финансируется за счет спонсорских поступлений от российских и иностранных компаний, от выполнения работ по заказам международных организаций.

С июля 1994 г. как независимая неправительственная некоммерческая исследовательская организация работает Институт экономического анализа (ИЭА). Важнейшие направления исследований ИЭА -макроэкономическая, бюджетная и социальная политика в России и других странах с переходной экономикой, проблемы экономического роста, международные и межрегиональные сопоставления.

Акционерное общество закрытого типа «Аналитическая лаборатория «Веди» - аналитический центр, способный осуществлять постоянный информационно-аналитический мониторинг общеэкономической конъюнктуры и всех сегментов финансового рынка России. Лаборатория проводит исследования по заказам отечественных и зарубежных организаций.

Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) организует широкий обмен мнениями по поводу будущего российской экономики в ближайшие 10-15 лет, координации сценариев развития институциональной инфраструктуры: государственной службы, фискального федерализма, коммерческого и некоммерческого секторов, системы образования, банковской системы и других сфер.

Институт финансовых исследований - организация, созданная в начале 1996 г. группой специалистов в области экономики и финансов. Приоритетное место в исследованиях института занимают проблемы анализа государственного бюджета и бюджетного процесса в стране, вопросы внутреннего и внешнего государственного долга России и стран СНГ, разработки принципов привлечения инвестиций в перспективные сектора российской промышленности.

В 1996 г. начал работать Научно-благотворительный фонд «Экспертный институт», который был создан еще в 1991 г. как научно-исследовательская организация Российского союза промышленников и предпринимателей.

Институт выполняет прогнозно-аналитические исследования в области макроэкономики, динамики производства, экономического поведения предприятий, стратегий инвестиций, социально-экономической и политической ситуации в регионах. В числе его основных научно-

исследовательских проектов - макроэкономический анализ ситуации в России, прогноз политического и экономического развития России в ХХ1 в., промышленная политика в России, анализ общественно-политического и экономического развития российских регионов.

Институт сотрудничает не только с российскими, но и зарубежными исследовательскими центрами, а также выполняет исследовательские проекты в различных регионах России (Чувашии, Ярославской, Ростовской, Саратовской, Ивановской, Курганской, Челябинской областях, Новгороде, Туле, Краснодаре и др.).

По инициативе мэра Санкт-Петербурга и лауреата Нобелевской премии по экономике В. В. Леонтьева в 1991 г. было положено начало работе Леонтьевского центра - международного центра социально-экономических исследований. Центр занимается организацией и координацией исследований по проблемам экономики переходного периода России и Санкт-Петербурга, оказывает консультационно-методическую помощь правительству РФ и администрации Санкт-Петербурга в разработке научно обоснованных программ, законопроектов и эффективных механизмов стратегического управления и прогнозирования, занимается разработкой информационно-аналитических систем для крупных социально-экономических проектов (включая программное обеспечение).

Работа научно-исследовательских центров по прогнозированию, безусловно, нуждается в определенной координации. С этой целью в октябре 2000 г. создан Клуб экономического прогнозирования, в который вошли представители почти всех исследовательских центров. В его функции входит регулярный обмен мнениями специалистов в области макроэкономики о сценариях и прогнозах развития на кратко- и долгосрочную перспективу, а также обсуждение экономических моделей и инструментов макроэкономического анализа.

В 2003 г. российскими учеными и представителями политических и деловых кругов был сформирован новый Фонд перспективных исследований и инициатив - неправительственная некоммерческая организация, призванная объединить усилия исследовательских групп.

Настало время планомерного стимулирования организации системы прогнозирования, создания специализированных региональных коммерческих центров прогнозирования, специализированных федеральных и региональных банков информации, услугами которых на рыночной основе могли бы пользоваться не только органы государственной власти (центральные и республиканские), но и муниципальные звенья, предприятия частного и корпоративного бизнеса, исследовательские центры. Одновременно необходимо проводить планомерную подготовку высококвалифицированных специалистов по прогнозированию в высших учебных заведениях страны.

Список литературы

1. Баранов А. О. Экономика России в период реформ: деньги, бюджет, инвестиции. Новосибирск: Наука, 2004.

2. Всемирная история экономической мысли. Т. 6. Кн. 1. М.: Мысль, 1997.

3. Попов В. А. Основы макроэкономического прогнозирования. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1996.

4. Узяков М. Н. Трансформация российской экономики и возможности экономического роста. М.: Изд-во ИСЭПН, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.