Научная статья на тему 'О состоянии и перспективах развития аудиторского финансового контроля в России'

О состоянии и перспективах развития аудиторского финансового контроля в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
960
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ АУДИТОРСКОГО РЫНКА / АУДИТ / АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INDICATORS OF THE AUDITOR MARKET / AUDIT / AUDITOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махонина Ирина Николаевна

В статье проанализированы основные показатели развития рынка аудиторских услуг России в основном за 2010-2011 гг. Выявлены факторы, влияющие на достигнутые показатели уровня развития, и намечены возможные пути улучшения состояния аудиторского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE CONDITION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF AUDITOR FINANCIAL CONTROL IN RUSSIA

In article the main indicators of development of the market of auditor services of Russia generally for 2010-2011 are analyzed. The factors influencing reached indicators of a level of development are revealed, and possible ways of improvement of a condition of the auditor market are planned.

Текст научной работы на тему «О состоянии и перспективах развития аудиторского финансового контроля в России»

О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ АУДИТОРСКОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

И. Н. МАХОНИНА

В статье проанализированы основные показатели развития рынка аудиторских услуг России в основном за 2010-2011 гг. Выявлены факторы, влияющие на достигнутые показатели уровня развития, и намечены возможные пути улучшения состояния аудиторского рынка. Ключевые слова: показатели аудиторского рынка, аудит, аудиторская деятельность.

Законодательство об аудиторской деятельности претерпело значительные изменения, и это повлекло за собой реформирование рынка аудиторских услуг. Принятие нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обусловлено переходом от лицензирования к саморегулированию аудиторской деятельности и направлено на законодательное обеспечение существенного снижения административного вмешательства в аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения избыточных функций по регулированию аудиторской деятельности, создание механизмов профессионального и общественного надзора за деятельностью аудиторов. Результатом принятия закона стало создание шести саморегу-лируемых организаций аудиторов, обязательное членство в которых является условием допуска к работе аттестованных аудиторов и аудиторских фирм. Причем, одна из саморегулируемых организаций аудиторского рынка (некоммерческое партнерство «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров»), которые появились всего три года назад, исключена из государственного реестра саморегулируе-мых организаций аудиторов 27 июня 2012 г. по причине внутреннего корпоративного конфликта внутри.

В целом закон 307-Ф3 не внес какие-либо кардинальные изменения в деятельность аудиторов и основы рынка аудиторских услуг [3]. Рынок аудиторских услуг в нашей стране состоялся, он достаточно стабилен, устойчиво работает. Необходимость трансформации этого рынка отсутствует. Основная задача новой редакции закона об аудиторской деятельности - учесть те изменения, которые произошли в экономической жизни страны, накопленный опыт функционирования ауди-

торского рынка, учесть опыт аудиторской профессии в других странах, международно признанные модели регулирования аудиторской деятельности. Что касается пользователей аудиторских услуг, то главная цель изменений в федеральном законе «Об аудиторской деятельности» - защита интересов широкого круга пользователей, в том числе инвесторов, акционеров, кредиторов и др. Для реализации этой цели в новой редакции закона предусмотрен ряд механизмов и институтов, направленных на повышение качества аудиторских услуг, обеспечение стабильности работы аудиторского рынка [1].

Спрос на обязательный аудит не растет, а необходимость добровольного еще до конца не осознали представители малого и среднего бизнеса. Для того чтобы удержать свою долю рынка, аудиторские компании значительно расширили спектр оказываемых услуг.

Рост спроса на аудиторские услуги в целом, по нашему мнению, незначительный, особенно в последние три года, что связано главным образом с последствиями экономического кризиса [2]. Так, динамика доходов аудиторских фирм за период с 2006 по 2011 г. включительно, отраженная на рисунке 1, свидетельствует о заметной стагнации рынка.

Если проанализировать структуру доходов аудиторских компаний (рис. 2), то рост можно отметить в сегменте аудита, в то время как спрос на сопутствующие аудиту услуги снизился. Это снижение обусловлено тем, что обязательный аудит, в отличие от консалтинга, имеет общественно значимые цели, поэтому рост на эти услуги отчасти стимулируется государством.

млрд руб. 60

50

40

30

20

10

0

Объем оказанных услуг - всего

2006 2007 2008 2009 2010 2011

гг.

Рис. 1. Динамика доходов аудиторских организаций за период с 2006 по 2011 гг., млрд руб.

млрд руб.

70

60

50

40

30

20

10

0

61,2

42

58,8

2010

2011

Москва

2010 2011 Санкт-Петербург

2010 2011 Другие регионы

Доля доходов от проведения аудита в общих доходах за год, %

Доля доходов от оказания сопутствующих аудиту услуг в общих доходах за год, %

Доля доходов от оказания прочих услуг в общих доходах за год, %

Рис. 2. Структура доходов аудиторских организаций по региональным сегментам рынка в 2010-11 гг., млрд руб.

Довольно болезненными для аудиторских компаний оказались и изменения, внесенные в закон «Об аудиторской деятельности» и вступившие в силу 1 января 2011 г. Теперь обязательный аудит проводится лишь в том случае, если выручка организации за год, предшествовавший отчетному, превышает 400 млн руб. (в 8 раз больше, чем до 2010 г.) или сумма активов бухгалтерского баланса на конец года, предшествовавшего отчетному, больше 60 млн руб. (в 3 раза больше, чем раньше). Повышение порога выручки для предприятий, подлежащих обязательному аудиту,

привело к тому, что небольшие аудиторские фирмы, потеряв клиентов, вынуждены искать новых среди более крупных организаций. При этом единственным фактором, которым они могут привлечь новых клиентов, становится демпинговая цена. Кризис внес свои коррективы: появился новый вид заработка за счет демпинговых предложений. Сложно понять, чем руководствуются некоторые компании, снижающие цены более чем на 50 %. Сейчас, когда рынку пора восстанавливаться, ценовые войны стали серьезным сдерживающим фактором. Чаще всего на коммерческом

поле демпингом увлекаются небольшие компании, основные клиенты которых - предприятия, покупающие фиктивные заключения только для того, чтобы выполнить требования законодательства по обязательному аудиту.

Существует перечень предприятий, которые в соответствии с федеральными законами обязаны проводить обязательный аудит независимо от выручки и суммы активов. Но при этом какая-либо существенная ответственность со стороны контролирующих органов за отказ от проведения обязательного аудита не предусмотрена.

Аудиторское заключение вместе с годовым балансом необходимо сдавать субъектам, для которых проведение аудита является обязательным, в ИФНС. В случае непредставления аудиторского заключения налоговые органы могут наложить штраф, согласно ст. 126 НК РФ и ст. 15.6 Кодекса об административных правонарушениях. НК РФ предусматривает 50-рублевый штраф для фирмы за непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля. Штрафуют по этому основанию за каждый непредставленный документ. По ст. 15.6 КоАП могут оштрафовать руководителя или главбуха

фирмы на 500 руб. по тем же основаниям. Согласно ст. 108 НК РФ никто не может повторно оштрафовать за совершение одного и того же налогового правонарушения. В соответствии со ст. 4.6 КоАП 500-рублевый административный штраф для директора или главбуха фирмы может быть наложен только один раз в год. Вместе с тем, при возникновении ответственности за непроведение обязательного аудита и наложении штрафных санкций законодатель не снимает с организации обязанность по предоставлению аудиторского заключения.

Рассмотрим более подробно состав и особенности показателей деятельности субъектов рынка аудита, его динамику за последние годы.

Количество лиц, имеющих право на осуществление аудиторской деятельности, имеет тенденцию снижения на интервале с 2009 по 2010 гг., а с

2010 по декабрь 2011 г. тенденция снижения сменилась стабилизацией и даже незначительным ростом, что хорошо заметно на графике (рис. 3). Рост количества субъектов аудита обусловлен полностью за счет роста числа индивидуальных аудиторов.

■ Имеют право на осуществление аудиторской деятельности - всего

■ в том числе:

■ аудиторские организации

■ индивидуальные аудиторы

Рис. 3. Количество аудиторских организаций и аудиторов в Российской Федерации (по данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов)

На 1.01.09 На 1.01.10 На 1.01.11 На 31.12.11

Развитие аудиторского рынка в значительной степени зависит от состояния и уровня развития экономики страны. Следует также учитывать, что аудит является инструментом развитого рынка с хорошим инвестиционным климатом.

В настоящее время на рынке аудиторских услуг действуют, в основном, фирмы, созданные

более пяти лет назад, т. е. после принятия первого ФЗ «Об аудиторской деятельности». В то же время удельный вес количества вновь зарегистрированных фирм в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличился на 6 %, но в 2011 г. их удельный вес ничтожно мал (рис. 4).

2009

Менее года 3 %

1 -2 года 11 %

3-4 года 10 %

5 и более лет 76 %

2010

Менее года 9 %

1 -2 года 8 %

3-4 года 10 %

5 и более лет 73 %

Рис. 4. Удельный вес (%) аудиторских организаций в общем количестве с учетом количества лет ведения аудиторской деятельности по состоянию на 2009, 2010, 2011 гг.

Наибольшее количество аудиторских фирм действуют в Москве. Это и понятно, так как именно в столице находятся крупнейшие финансовые институты, которые являются потребителями услуг обязательного аудита. Региональные рынки аудиторских услуг характеризуются весьма небольшим присутствием на них аудиторских фирм (рис. 5).

В перспективе региональные рынки аудиторских услуг скорее всего будут сокращаться и сегментироваться с выделением бухгалтерских и консалтинговых фирм, которые не обязаны быть членами СРО и ограничивать себя по составу оказываемых услуг. Все экономические стимулы для этого процесса уже созданы.

Что касается индивидуальных аудиторов, то здесь наблюдаются похожие тенденции (рис. 6).

Рис. 5. Распределение аудиторских фирм по федеральным округам (по данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов) в 2011 году.

Сибирский. 9 %

Дальне- СевероВосточный Кавказский 5 % 3 %

Уральский 7 %

Центральный 43 %

Приволжский 11 %

Южный 11 %

Северо-Западный 11 %

Рис. 6. Распределение индивидуальных по федеральным округам (по данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов) в 2011 г.

Среди аудиторских фирм в зависимости от масштабов их деятельности и численности персонала выделяют крупные, средние и малые фирмы. Наибольший удельный вес приходится в количественном выражении на малые фирмы (табл. 1). Доля их в общем объеме оказанных услуг в

2011 г. по сравнению с 2010 г. сократилась на 1,9 %. Наибольший удельный вес по объему оказанных услуг приходится на крупные фирмы, причем отмечается тенденция роста объема в

2011 г. по сравнению с 2010 г. на 1,4 %. Показатели, приведенные в таблице 1, подтверждают, что

именно крупным фирмам доверяют клиенты при проведении аудита отчетности в соответствии с требованиями МСФО.

Положительно можно охарактеризовать тот момент, что увеличивается доля средних фирм в

общем количестве аудиторских организаций (на 0,2 %), одновременно с ростом их доли в общем объеме оказанных услуг и услуг по проведению аудита (соответственно увеличение на

0,5 % и 0,1 %).

Таблица 1

Распределение аудиторских организаций по масштабам деятельности в 2010 и 2011 гг., % [4]

Малые Средние Крупные

2010 2011 2010 2011 2010 2011

Доля в общем количестве аудиторских организаций 87,5 87,3 11,2 11,4 1,3 1,3

Доля в общем объеме оказанных услуг 24,2 22,3 15,7 16,2 60,1 61,5

Доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита 27 25,4 17,0 17,1 56,0 57,5

Удельный вес услуг по проведению аудита в общем объеме оказанных услуг 54,2 52,5 52,7 48,5 45,4 43,0

Доля в общем количестве аудиторских организаций, проводивших аудит отчетности по МСФО 54,2 48,9 29,1 31,5 16,7 19,7

Доля в общем количестве клиентов, отчетность по МСФО которых проаудирована, % 18,7 16,8 27,5 22,4 53,7 60,8

Итак, основные изменения на рынке аудиторских услуг обусловлены совершенствованием законодательной базы, регулирующей рынок аудиторских услуг, повышением цивилизованности российского бизнеса (сейчас аудиторов все чаще рассматривают как незаменимых помощников, добрых советчиков, профессиональных консультантов). Значительно выросло доверие к советам аудитора со стороны крупного, среднего и малого бизнеса.

Рынок аудиторских услуг всегда характеризовался высокой конкуренцией, которая усилилась в период экономического кризиса, Конкуренция проявляется, прежде всего, в демпинге цен, что негативно отражается на качестве аудиторских услуг. К сожалению, на российском уровне, не созданы инструменты регулирования аудиторского рынка, в результате эти проблемы остаются длительное время без решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной особенностью аудиторского рынка всегда считалась сезонность - обязательный аудит законодательно привязан к дате сдачи годовой отчетности, т. е. 31 марта. Но сегодня компании стараются уйти от сезонных падений, развивая новые направления услуг. Для того чтобы избежать сезонных спадов, аудиторские компании оказывают сопутствующие услуги, в том числе бухгалтерские и консалтинговые, для которых сезонность не характерна. По-прежнему актуален бухгалтерский аутсорсинг, урегулирование налоговых споров, поскольку эффективное досудебное урегулирование может привести к снятию до 80 % доначисленных налогов. Появляется интерес к новой услуге - кадровый аудит. Это связано с ужесточением административной ответственно-

сти со стороны трудовых инспекций. Все большую актуальность приобретают аудиторские услуги в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Конечно, аудиторские компании предлагали их и раньше, формируя этот рынок, хотя спрос на эти услуги должен возрасти значительно в результате вступления в действие федерального закона о консолидированной отчетности, которая должна быть составлена в соответствии с МСФО и подтверждена аудитором.

Спадов в работе можно избежать, если разбить исполнение аудиторского договора на два этапа: промежуточный и финальный аудит. Кроме того, сроки исполнения инициативного аудита, а также сопутствующих аудиту услуг можно вынести за рамки пика сезонности.

Перспективы развития аудиторской деятельности состоят в расширении видов предоставляемых услуг и их качества, а также в специализации аудиторов на новых, востребованных рынком областях финансовых услуг.

Определенные точки роста рынка аудита должны обеспечить законопослушность организаций и их финансовые возможности. Законопослушность организаций должен обеспечить законопроект о введении административной ответственности за непроведение обязательного аудита, подготовленный рабочим органом Совета по аудиторской деятельности Минфина РФ. Что касается финансовых возможностей организаций, являющихся потенциальными клиентами аудиторских фирм, то они целиком зависят от общих благоприятных экономических условий в стране, обеспечивающих стабильное и устойчивое их

развитие на основе расширенного воспроизводства и растущей эффективности деятельности.

Литература

1. Актуальные проблемы теории и практики учета, анализа, аудита и статистики в современных условиях: монография / И. Т. Абдукаримов, И. Н. Махони-на [и др.]; отв. за вып. Н. В. Черемисина. Тамбов, 2011.

2. Махонина И. Н. Актуальные вопросы развития аудиторской деятельности в России // Теория и практика учета, анализа, аудита и статистики в России и странах СНГ: мат-лы Междунар. науч. практ. конф. 26 апреля 2011 г. / отв. ред. Н. В. Черемисина. Тамбов, 2011.

3. Об аудиторской деятельности: федер. закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.01.2009. № 1. Ст. 15.

4. URL: http://www.audit-it.ru

* * *

ABOUT THE CONDITION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF AUDITOR FINANCIAL CONTROL IN RUSSIA

I. N. Makhonina

In article the main indicators of development of the market of auditor services of Russia generally for 2010-2011 are analyzed. The factors influencing reached indicators of a level of development are revealed, and possible ways of improvement of a condition of the auditor market are planned.

Key words: indicators of the auditor market, audit, auditor activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.