Научная статья на тему 'О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире'

О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2840
559
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире»

Раздел III. Психология здоровья и безопасности человека

Раздел III. Психология здоровья и безопасности

человека

Александрова Л.А.

О СОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВЕ ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Сегодня человек сталкивается со все расширяющимся спектром вызовов, которые предъявляет ему жизнь. Однако, наверное, не совсем корректно обсуждать их только с медицинским уклоном и уклоном в психологию катастроф, в контексте преодоления личностью неблагоприятных условий жизнедеятельности, адаптации к сложным условиям среды,. Ведь вызовы - это еще и потенциальные возможности роста личности. И, если подходить к проблеме именно с позиций личностного роста и развития, необходимо анализировать условия, при которых она сможет преобразовать проблемы в испытания, в задачи повышенной степени сложности, а затем и в возможности саморазвития. Именно тогда, когда человек будет воспринимать свои препятствия как возможности, то есть при изменении субъективного отношения к ним, он сместит акценты - с личностного смысла проблемы на личностный смысл ее решения. А такой подход во многом сходен с техникой дерефлексии, предложенной как метод психотерапии В. Франклом. Тогда может возникнуть совершенно иной индивидуальный контекст осмысления жизненных трудностей. Р. Лазарус выделял такой подход как одну из стратегий совладания с жизненными трудностями -на наш же взгляд, это необходимое условие любого осмысленно зрелого ответа личности на вызовы жизни.

Личностный смысл, следовательно, может рассматриваться как центральный фактор жизнестойкости, ведь именно он придает жизни человека вектор и ценность. Осознавая собственную жизнь как миссию (Дж. Крамбо), человек ощущает свою значимость, причем, выходя на качественно иной уровень дерефлексии, - значимость не только для себя лично, но и для социума, человечества в целом. Однако жизнестойкость не всегда равна выживанию и адаптации, а в некоторых (чрезвычайных) условиях, прямо противоположна им. В противном случае возникает вопрос - альтруизм и жертва, подвиг - это проявления жизнестойкости личности, или нечто качественно иное?

С. Мадди, автор концепции жизнестойкости, определяет этот термин как интегральную личностную черту, ответственную за успешность преодоления личностью жизненных трудностей, которое включает: 1) вовлеченность в процесс жизни, 2) уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать, 3) принятие вызова жизни. Однако можно сформулировать иначе - это комплекс аттитюдов, определяющий готовность и способность личности к преодолению. Если рассматривать понятие жизнестойкости в рамках отечественной психологии, опираясь при этом на психологическую теорию деятельности и психологию способностей, то жизнестойкость можно рассматривать как интегральную способность человека к деятельности по преодолению жизненных трудностей, как результат развития и применения этой способности. Последнее точнее было бы назвать «мужеством быть» (П. Тиллих) или «мужеством стать». Соответственно, совладающее поведение (копинг-стратегии, выделенные Р.

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

Лазарусом) можно рассматривать как деятельность, направленную на преодоление жизненных трудностей, опирающуюся на жизнестойкость как на способность личности к трансформации неблагоприятных обстоятельств своего развития (а точнее, испытаний и задач).

Личностные ресурсы преодоления также подчинены логике смысла и деятельности. Часть из них, такие, например, как модель будущего или жизненные планы, сами могут выступать смыслом и мотивом деятельности преодоления. Одновременно жизненные планы есть результат деятельности планирования, которая сама имеет смысл и мотив. Когнитивные ресурсы дают возможность анализа и прогноза возможных вариантов развития событий, понимания, оценки их подконтрольности, а следовательно, являются инструментальными ресурсами, подчиненными смыслу деятельности преодоления. Эмоциональные ресурсы могут выступать и смыслом этой деятельности, если речь идет о ценностях переживания, и инструментальным ресурсом, «энергетически» обеспечивающим эту деятельность.

Однако представим себе человека, обладающего развитыми аттитюдами жизнестойкости, личностными ресурсами преодоления, развитыми навыками совладания с вызовами жизни, осознающего свои личные задачи в жизни или миссию, если пользоваться терминами Дж. Крамбо. Возникает вопрос о соответствии этой миссии (смысла жизни) и форм ответа общечеловеческой этики на вызовы жизни. В учебниках Новейшей истории мы можем найти, как страшные исторические примеры несоответствия, так и примеры полного соответствия, исключающие, однако, жизнестойкость «в чистом виде», например, героизм тех, кто отдал свои жизни за наши, чтобы мы могли говорить сегодня о жизнестойкости личности. Следовательно, в «структуру» жизнестойкости личности также необходимо включать гуманистическую этику, культуру, которые, будучи интериоризованными, задают своеобразный «фильтр», посредством чего личность отсекает этически неприемлемые цели, смыслы и способы их достижения. Этим «фильтром» также будут определяться способы трансформации жизненных трудностей в задачи развития и возможности.

Соответственно, в структуру жизнестойкости включаются: 1) личностные ресурсы преодоления, аттитюды жизнестойкости, выделяемые С. Мадди, которые обеспеченны на уровне реализации развитыми стратегиями совладания (Р. Лазарус); 2) смысл, предопределяющий вектор этой жизнестойкости и жизни человека в целом, так как жизнестойкость сама по себе имеет только биологический смысл выживания вида Homo sapiens, а также 3) гуманистическая этика, задающая критерии выбора смысла, пути его достижения и решения жизненных задач. При этом установка жизнестойкости, - «принятие вызова жизни» - понимается скорее как субъективное отношение к возможным препятствиям. Именно в таком расширенном понимании жизнестойкость может обеспечить психологическую безопасность личности перед лицом вызовов сегодняшнего и завтрашнего дня.

Бабаян Э.А. (Краснодар)

ОПЫТ ОБСЛЕДОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ С НЕПСИХОТИЧЕСКИМИ СОМАТИЗИРОВАННЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ ПРИ ПОМОЩИ ШКАЛЫ SCL-90

Психические расстройства боевой обстановки занимают большое место в структуре боевых поражений. Они в 3-4 раза увеличивают психическую заболеваемость в армии. Особую социальную актуальность определяет угрожающая распро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.