Научная статья на тему 'О соотношении стихийности и целенаправленности в эстетическом развитии личности студента'

О соотношении стихийности и целенаправленности в эстетическом развитии личности студента Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
136
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О соотношении стихийности и целенаправленности в эстетическом развитии личности студента»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО" КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА,

Том 286 1973.

О СООТНОШЕНИИ СТИХИЙНОСТИ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

А. П. БАРОНАС (Представлена научным семинаром кафедры научного коммунизма)

Эстетическое развитие личности — это сложный противоречивый процесс, охватывающий не только воспитание и самовоспитание, но и стихийное воздействие внешней среды.

Безусловно, правы те авторы, которые утверждают, что стихийное формирование «всегда неминуемо существует и играет доминирующую роль в развитии любой личности»1). Это в полном объеме относится и к эстетическому развитию личности студента.

Особенно большое место стихийность занимает в развитии личности студента в современном капиталистическом обществе. Она обусловливается тем, что, как не раз подчеркивали классики марксизма-ленинизма, буржуазное общество постоянно сталкивается с неразрешимым противоречием: с возможностью организации планомерной, целенаправленной деятельности на уровне отдельных предприятий и анархией, стихийностью в развитии общества в целом2).

Применительно к эстетическому развитию личности студента это означает, что на массу студентов в отдельном университете может целенаправленно воздействовать более или менее целостная система эстетических ценностей. Но в рамках всего общества на отдельного студента обрушивается такая масса часто противоположных систем ценностей, что господствующая тенденция эстетического развития личности пробивается лишь как случайный результат взаимодействия стихийных и целенаправленных факторов.

Если попытаться представить общий механизм формирования эстетического сознания личности в условиях капитализма, то нетрудно прийти к выводу, что на эстетическое развитие личности студента решающее влияние оказывают те многочисленные стихийные и случайные по отношению к данной личности и ее предшествующему развитию факторы, которые воспринимаются личностью эстетически, то есть или как нечто прекрасное, возвышенное и т. д., или как нечто безобразное, низменное и т. д.

В этом смысле стихийное воздействие на эстетическое сознание личности таких факторов общественного бытия, как социальная и экономическая политика правящих классов, война во Вьетнаме, проблема: голода в мире и т. д. и т. п. в зависимости от уровня эстетической раз-

') К. К. Платонов. О системе психологии. М., 1972, стр. 176.

2) См.: Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. М., 1957, стр. 257—264.

витости личности студента и его социально-классовых симпатий закрепляет, изменяет или развивает в том или ином направлении ранее имевшиеся эстетические оценки, представления и идеалы.

Студенческие волнения и бунты на Западе со всей очевидностью показывают, что неспособность правящих классов ликвидировать пороки капитализма приводит все чаще к стихийному отрицанию не только социально-политически, но и эстетически буржуазной политики, морали и всех других буржуазных ценностей. В этом смысле одной из причин студенческих волнений выступает и эмоциональное, эстетическое отрицание капитализма.

Действительно, почти во всех студенческих требованиях на одном из первых мест можно обнаружить стихийное эмоциональное возмущение и неприятие лицемерного и безобразного капиталистического общества, которое позволяет умирать миллионам людей от недоедания и в то же время тратит огромные средства на производство атомного оружия. Кроме того, ухудшение эстетических условий жизни, учебы и быта все большей части студенчества (что обусловливается быстрым ростом в последнее десятилетие числа студентов из средних слоев и эксплуатируемых классов, ростом стоимости высшего образования, обесцениванием дипломов и т. д.) приводит к тому, что стихийно усиливается отрицательное эстетическое отношение и к порокам буржуазной высшей школы: к ограничению студенческой автономии и бюрократизации системы управления вузами, к неспособности вузов обеспечить формирование творческих компонентов личности, к росту безразличия со стороны администрации и профессорско-преподавательского состава вузов к таким животрепещущим для студентов вопросам, как изменение слишком рационализированных программ обучения, улучшение, эстетизация условий жизни и быта и др.

В условиях современного капитализма как на уровне общественного, так и на уровне индивидуального бытия на личность студента эмоционально-отрицательно воздействует то, что некоторые западные ученые называют «подавлением эстетического начала» личности. (По мнению американского экономиста Д. Гэлбрайта, под эстетическим началом надо понимать все, что «выходит за пределы механизированной жизни и не укладываются в ее рамки, все то неожиданное, удивительное и необычное (в философском смысле), что сейчас приносится в жертву нужл.мм технологии потребительства»3).

Было бы, конечно, неверным считать, что все стихийные по отношению к данной личности студента воздействия внешней среды с необходимостью должны вызывать определенные эстетические реакции, оценки, формировать в конечном счете определенные эстетические идеалы.

Конечная зависимость эстетического сознания от условий эстетического бытия предполагает и относительную независимость формирования сознания от бытия. А это означает, что в условиях современного буржуазного общества на личность воздействует немало и таких противоположных факторов (материальная обеспеченность и нищета, функционирование прогрессивного искусства и расцвет антиискусства, положительные и отрицательные социальные последствия научно-технической революции и т. д.), которые могут и формируют социальные типы, полностью или частично интегрированные в буржуазную систему эстетических ценностей.

Всем этим обусловливается, по нашему мнению, то, что в условиях современного капитализма стихийное многообразие воздействий и

3) Э с х а н Н е р а г х и. Молодежь в трех измерениях. Курьер ЮНЕСКО, апрель, 1969, стр. 31.

взаимодействий приводит к формированию и размежеванию в студенческой среде различных социальных типов личностей, отличающихся друг от друга не только уровнем эстетической развитости, но и, как правило, совпадающей с ней определенной зрелостью и направленностью политической, нравственной и т. д. активности.

Не имея возможности подробно исследовать вопрос об уровнях эстетической развитости различных групп студенческой молодежи в странах капитализма, мы в данной статье делаем попытку выделить лишь те социальные типы личности студента, которые, по нашему мнению, образуют в настоящее время наиболее представительные группы студенчества, возникшие, в первую очередь, под воздействием стихийных факторов.

Первая группа. Это наиболее эстетически (да и чаще всего политически, нравственно и т. д.) неразвитая часть студенчества, это сформированный буржуазным образом жизни «несоциальный», утилитарный тип личности4).

Вторая группа студенческой молодежи Запада в первую очередь характеризуется пассивно-потребительским отношением к культуре5), эстетической, а значит и в какой-то степени политической и нравственной всеядностью.

Третью группу образуют в основном те студенческие личности, которые пресытились буржуазным «образом жизни», почувствовали и болезненно переживают свою отчужденность в буржуазном обществе «массового потребления», но поднялись лишь до уровня стихийного отрицания эстетических и прочих буржуазных ценностей.

И, наконец, в четвертую, наиболее прогрессивную группу студенчества входят те студенческие личности, сформировавшие свою эстетическую культуру под влиянием прогрессивных и социалистических культурных ценностей, чья растущая эстетическая зрелость и активность опирается все чаще на марксистско-ленинское мировоззрение.

Уже эта простейшая схематизация уровней эстетической развитости основной части студенчества капиталистических стран помогает глубже понять сущность и результаты целенаправленной политики отдельных классовых сил на определенные группы студенчества. Ведь господствующая при капитализме стихийность в формировании личности не отрицает определенного, более или менее ограниченного, целенаправленного регулирования процесса эстетического развития определенных типов личности и общества в целом.

Типичным примером попытки усилить целенаправленное воздействие господствующих классов на эстетическую культуру всей молодежи может служить политика навязывания студенчеству так называемой «молодежной культуры».

Акцентируя внимание молодежи на ее естественном стремлении к новизне, необычности, внешней привлекательности и т. д., создатели и пропагандисты «молодежной культуры» стремятся привить хотя бы части студенческой молодежи такие атрибуты эстетической культуры (молодежная музыка, танцы, манера поведения, одежда, прическа, молодежные кумиры и т. д.), которые бы позволили господствующим классам буржуазного общества поймать сразу «двух зайцев»: отвлечь часть студенчества от серьезной политики и классовой борьбы насторо-

4) Э. Глаголева. Эстетика антиразума. М., 1972, стр. 107—108.

,=) На межправительственной конференции по вопросам культуры (состоялась в августе 1970 г.) многие министры культуры капиталистических стран были обеспокоены пас-сивно-потребительским отношением значительной части западной молодежи к культуре. (См.: Курьер ЮНЕСКО, январь, 1971, стр. 5—24).

не трудящихся и в то же время делать на «молодежной культуре» бизнес.

Естественно, что при такой целенаправленности «культурной» политики третий «заяц» «молодежной культуры» — ее содержание и тем более непосредственное положительное воздействие на эстетическое развитие личности мало интересуют «отцов» этой «культуры».

Вследствие этого целенаправленность воздействия «молодежной культуры», ограниченная интересами бизнеса и политики, дает молодежи в основном такой суррогат эстетической культуры, который больше развращает, чем развивает. Да и о каком серьезном формировании эстетической культуры личности может идти речь, если, по сути дела, все виды «молодежного искусства» проникнуты насилием, порнографией, сексом и вместе с тем пропагандируют стандартный тип молодежного героя стандартными методами. (По меткому замечанию одного из польских режиссеров, большинство американских прокатных (моло-„дежных— А.Б.) фильмов состоит «из 1 фунта сантиментов, 1 фунта страха, 1 '/г фунта рук и пог (лучше всего голых)• '/г фунта смеси ночного клуба и кабаре, 3 фунтов звезды (1 миллион долларов за фунт), 1 фунта юмора, 3 фунтов декораций... 1 унции сюжета»6).

Все эти «прелести» западной культуры, целенаправленно стимулируя эстетическую неразвитость части студенческой молодежи, наносят ей огромный вред.

Вот почему критика реакционной сущности «молодежной культуры» имеет возрастающее теоретическое и практическое значение (не секрет, что какая-то часть молодежи социалистических стран попадает под влияние определенных элементов западной «молодежной культуры») .

В последние годы в советской научной и периодической литературе, особенно в «Литературной газете», опубликовано большое количество интересных статей и материалов, разоблачающих несостоятельность различных буржуазных теорий о молодежи и молодежной культуре.

К сожалению, отдельные авторы прибегают к упрощенному методу -опровержения буржуазных концепций, исходя иногда из принципа: чтобы разоблачить буржуазную теорию, достаточно утверждать противоположное.

Именно на этом принципе частично построена статья писателя А. Борщаговского7) ■ В целом обоснованно опровергая вздорные утверждения западногерманского социолога И. Бодамера о том, что для современной западной молодежи характерно «стремление к антидемократическим, антилиберальным тоталитарным целям,... что ее дв-ижет не гуманный пафос, ...что обуржуазившийся рабочий (класс.—А.Б.) не станет солидаризоваться с каким-то студентом...»8) и т. д. А. Борщаго-вский, как нам кажется, все же серьезно упрощает для себя процесс опровержения буржуазных концепций о молодежи и «молодежной культуре». Ибо правильно утверждая, что нет молодежи и молодежной культуры в том виде, в каком их представляют буржуазные идеологи типа Бодамера, он приходит к неверному, по существу, выводу о том, что нет и общих понятий «молодежь», «молодежная культура».

в) См.: Вл. Баскаков. «Массовая культура: маска и лицо». «Литературная газета», 1972, 5 апреля, стр. 8.

7) А. Б о р щ а г о в с к и й. Миф о конфликте поколений. «Литературная газета», 1972, 14 июня, стр. 15.

*) И. Б о да мер. Молодежь бросает вызов... «Литературная газета», 1972, 14 июня, стр. 15.

По нашему мнению, правильное решение данного вопроса (а оно. предполагает и классовый подход) состоит в том, чтобы показать действительное противоречивое содержание понятий «молодежь», «молодежная культура», отражающих определенную реальность и несущих в различных отношениях различные смысловые и содержательные нагрузки.

Поэтому, утверждая, что понятие «молодежь» означает социально-классово-неоднородную массу, ученые-марксисты не отказываются и от общих понятий «молодежь» и «молодежная культура».

Советский социолог А. Горбовский, обосновывая научную необходимость использования понятия «молодежь», правильно указывает, «что горизонтальные связи молодежи часто бывают сильнее национальных,, религиозных и даже социальных перегородок»9).

Особенно это верно для капиталистической студенческой молодежи, которую в определенном отношении объединяет. ряд объективных (социальное бесправие, «обезлюдение заводов» и т. д.) и субъективных факторов (возвышенность идеалов, эмоциональная избыточность и др.).

Еще большего внимания и серьезного отношения заслуживают теории и концепции тех буржуазных ученых, которые обеспокоены кризисными явлениями стихийно развивающегося и сегодня капитализма и еще в большей степени его будущим, пытаются сформулировать системы взглядов, более верно отражающие назревшие потребности общественного развития10), которые должны увеличить целенаправленное положительное воздействие на формирование духовной и эстетической культуры личности.

Одной из новейших таких буржуазных теорий, претендующих на роль руководства духовно-эстетическим обновлением капитализма (которые могут оказать определенное воздействие на студенческую молодежь, все еще ищущую идеалы и ценности внутри капиталистического общества), является система взглядов американского социолога О. Тоф-флера, изложенная им в труде «Столкновение с будущим»11).

Правильно подмечая некоторые тенденции развития капитализма.,

а) что в буржуазном обществе на личность действуют различные сталкивающиеся между собой системы ценностей (корпорации, семья* вузы ит. д.);

б) что потрясающие все буржуазное общество перемены расширяют пропасть между представлениями личности и реальной действительностью, между существующими в сознании образами и тем, что они. должны представлять;

в) что по мере удовлетворения материальных нужд людей в обществе будущего все больше экономической энергии будет направляться.: на удовлетворение их «более тонких многообразных и сугубо личных, потребностей в красоте..., чувственных удовольствиях» и т. д.12). Тоффлер вместе с тем настолько идеализирует и абсолютизирует прогрессивные возможности развития капиталистической цивилизации,, что не «замечает» даже такой порок капитализма, как стандартизация, личности.

Вследствие этого основной оптимистический вывод Тоффлер а,. что супериндустриальному обществу потребуются «не люди-близнецы, словно сошедшие с одного конвейера, а люди, непохожие друг на дру-

9) А. Горбовский. К активному участию в жизни. Курьер ЮНЕСКО, апрель^, 1969, стр. 28—29.

|0) Э. А р а 6-0 г л ы. В утопическом антимире. «Литературная газета», 1972» 1 марта, стр. 15.

") О. Тоффлер. Столкновение с будущим. «Иностранная литература». 1Э72. №.&. >2) Там же. Стр. 237—241.

1С2

га, личности, а не роботы»13), верен лишь частично, ибо, пока существует капитализм, ему нужны будут и личности, и роботы. Одновременно, раскрывая роль средств массовой информации в эмоционально-психологическом механизме целенаправленного формирования в условиях современного буржуазного общества сознания личности и ее культуры, Тоффлер, по нашему мнению, весьма точно, возможно не желая того, показывает скудность идеалов и ценностей, которыми осознанно и полуосознанно вынуждены «обогащаться» молодые члены буржуазного общества.

Пользуясь тем, пишет Тоффлер, что люди отчаянно стремятся преодолеть отчуждение, страстно желают принадлежать к чему-то целому, «в мозг миллионов в виде живых образов с помощью средств массовой информации внедряются многочисленные субкульты, носителями которых, как правило, выступают реальные люди, но многократно увеличенные» (будь то простая английская девушка Твиги или бывшая мисс «Америка» и жена миллиардера Ж- Кеннеди, мужественный космонавт Джон Глен или фашистский палач Эйхман, шизофреничный лавочник Джек Руби или знаменитый философ и писатель Ж. П. Сартр14).

Сила субкультов (а значит, и возрастающая возможность их целенаправленного использования в интересах власти имущих), пишет далее Тоффлер, в том, что все «люди-заместители» служат для нас образцами поведения, разыгрывают для нас различные роли и ситуации, что они играют на самых эмоционально чувствительных сторонах психики человека (присоединяйтесь к нам и вы станете счастливее, прекраснее и т. д.), что «мы, возможно, только смутно осознаем, что смена стиля жизни сказывается на формировании нашей личности». Ибо если «человек отращивает волосы, покупает книжицу сочинений Гевары в мягком переплете, обучается рассуждать о Маркузе, усваивает особый жаргон», то он неизбежно изменяет и свой внутренний (духовный) мир15).

Уже вышесказанное показывает, что предлагаемая Тоффлером «социальная стратегия» ничего общего не имеет с революционно-классовым преобразованием буржуазного общества, ни в коей мере не снимает в целом стихийного развития капиталистического общества и поэтому, вопреки предсказаниям Тоффлера, капитализм не может создать такую среду, в которой перемены только обогащали бы (эстетически и духовно) человека, «делали бы его жизнь полнокровной»16).

Зато характеризуемая им «личная тактика», создавая иллюзию жизнеспособности, действенности и привлекательности идеалов капитализма, пытается внести определенную осознанность в формирование духовной культуры личности. Это раскрывает не только, действенность буржуазных средств массовой информации, но и способность их внести определенную целенаправленность и во многом стихийный до сих пор процесс «околпачивания» буржуазной личности. Насколько они жизнеспособны, покажет время.

Кроме неприкрыто буржуазных теорий и концепций в последнее время на эстетическое и в целом духовное развитие студенческой молодежи пытаютсй усилить свое влияние различного рода мелкобуржуазные теории и системы ценностей, начиная от самых ультрареволюционных и кончая самыми ультрапассивными.

,3) Там же. Стр. 240. ,4) Там же. Стр. 234—242.

1о) Там же. Стр. 242.

1В) Там же. Стр. 243.

Среди них особое место занижает эстетически и эмоционально насыщенная система взглядов, которую в течение нескольких последних лет пропагандировал американский философ Г. Маркузе.

Справедливо критикуя некоторые пороки буржуазного общества, которое в условиях современной научно-технической революции все больше превращает человека в «искаженное существо в одном измерении», Маркузе, апеллируя непосредственно к эмоциональной и эстети-тической чувствительности молодежи, призывал ее взбунтоваться (не против капитализма как общественного строя. — А, Б.) «против подавляющего господства техники, чтобы вновь открыть для себя цветы и любовь»17).

Хотя студенчество и другие социальные группы молодежи капиталистических стран сегодня все более отмежевываются от идей и рекомендаций Маркузе, нельзя недооценивать развращающего влияния его взглядов на часть студенческой молодежи. Предлагаемые Маркузе способы и цели борьбы, как и затем разочарованные в них, могут привести к серьезным издержкам в духовном и эстетическом развитии личности. Тем более, что, как отмечает Л. Никитина, отойдя в какой-то степени от своих старых позиций (но не от молодежи), Маркузе и сегодня пытается с помощью теперь уже обеспеченной части молодежи «общества изобилия» создать такую «контркультуру», которая в конечном счете ], азложкт ¡'.зшпал-и?.\! изн\:гпи!6).

Однако далеко не все целенаправленные системы ценностей навязываются молодежи извне.

Возникновение движения «сердитых молодых людей», хиппи и др. является свидетельством того, что в среде определенной части студенчества могут возникать сначала стихийно, а затем более или менее осознанно системы взглядов, охватывающие духовные и эстетические сферы личности и которые в той или иной форме выражают отношение к ценностям буржуазной культуры и образу жизни.

Наиболее яркое и жизнеспособное из них, движение хиппи, является, по нашему мнению, не столько политической, сколько нравственно-эстетической формой протеста против «ценностей» буржуазного мира части студенчества, в свое время пресытившейся ценностями буржуазного мира, которая знает и чувствует, что нужно отрицать, но еще не разобралась, что надо утверждать. Отсюда болезненная противоречивость взглядов и действий хиппи.

Так, превознося цветы, природу, любовь, бескорыстность поступков и отношений и т. д., хиппи отвергают буржуазные ценности, но, отказываясь от активной борьбы, пропагандируя секс, наркотики и т. д., они сами остаются стихийными носителями этих ценностей.

Таким образом, оценивая в целом роль и место целенаправленных буржуазных и мелкобуржуазных теорий и систем ценностей в формировании эстетической культуры различных социальных групп студенчества, мы вправе сделать следующий вывод.

Целенаправленная деятельность буржуазных и мелкобуржуазных «воспитателей» студенческой молодежи лишь частично снижает стихийность в формировании личности студента и то лишь в основном в плане закрепления личности в рамках определенного стихийно возникшего социального типа, в ее стандартизации и превращении в моду, потому что их, как правило, мало интересует сущность и содержание навязываемой определенному социальному типу молодежи эстетиче-

!17) См.: Марсель Иктер. Диалог назрел. Курьер ЮНЕСКО, апрель, 1969, стр. 25.

15) Л. Никитина. Герберт Маркузе «перевооружается...» «Литературная газета»,

1972. 20 сентября, стр. 15.

■ской культуры. Для них эстетическая культура личности в конечном счете выступает лишь средством, формой достижения более корыстных и важных политических и экономических цепей. Поэтому до определенного предела буржуазным и мелкобуржуазным политиканам от культуры безразлично, какой идол и идеал сегодня в моде.

Предел, за который все предыдущие системы ценностей буржуазного общества любыми средствами стремятся не пустить студенческую молодежь,— это эстетическая культура, сформировавшаяся на основе «демократической и социалистической культуры»19) под влиянием марксистско-ленинского мировоззрения.

Однако возрастающее влияние идей коммунизма, успехи и все большая эстетическая привлекательность социализма, возросшая социальная активность и сплоченность широких слоев трудящихся в отставании и укреплении революционных завоеваний, социально революционизирующие последствия научно-технической революции и некоторые другие объективные факторы позволяют многим коммунистическим партиям добиваться такого влияния на наиболее эстетически и политически развитую часть студенчества, которое обеспечивает их дальнейшее созревание в эстетическом, политическом и других отношениях.

Кроме того, факт сохранения и развития в капиталистическом обществе огромных общечеловеческих эстетических ценностей объективно означает, что растет масса их активных носителей и творцов, ибо «предмет искусства, а также всякий другой предмет создают публику, понимающую искусство и способную насладиться красотой»20).

Кризис, переживаемый нереалистическими направлениями искусства на Западе, приводит к тому, что студенческая молодежь все чаще отворачивается от модернистских псевдоэстетических ценностей и все больше соприкасается и формируется на прогрессивных эстетических ценностях прошлого и настоящего.

В этом смысле нельзя согласиться с теми авторами, которые, используя высказывание К- Маркса и Ф. Энгельса о том, что в условиях антагонистического деления труда «духовная и материальная деятельность, наслаждение и труд... выпадают на долю различных индивидов»21), приходят к выводу, что чем дальше развивается антагонистическое общество, тем более утопичной становится идея о всестороннем и гармоничном развитии личности, и что в эпоху империализма для ее реализации «полностью исчезает реальная почва»22), потому что такое толкование тенденций в развитии личности в условиях современного капитализма применительно к наиболее эстетически развитой и растущей части студентов-коммунистов является явно недостаточным.

Во-первых, потому, что отрицается ленинское положение о преемственности в развитии культур (но ведь чем развитей капитализм, его культура, тем большие предпосылки создаются для развития социалистической культуры, в том числе и в эстетическом отношении).

Во-вторых, потому, что оно не отражает сложных процессов классовой борьбы и усиления в конечном счете в большинстве развитых капиталистических стран антиимпериалистических и социалистических сил.

Таким образом, на основе объективного усиления позиций демократии и социализма вместе с ростом численности студентов и определенной пролетаризацией высшего образования в странах капитализма возрастают возможности целенаправленного формирования все боль-

[9) В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 24, стр. 120—121.

2;|) К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 12, стр. 718. \ ;

21) К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 30.

22) Сб. «Марксистско-ленинская эстетика». М., 1966, стр. 411.

шей части студенчества как личностей, обладающих не только высокой эстетической культурой, но и марксистско-ленинским мировоззрением.

Но поскольку в современных условиях обострения классовой и идеологической борьбы возросло стремление реакционных и мелкобуржуазных сил подчинить и приспособить студенческую молодежь к своим целям в рамках капиталистического общества, постольку возросло и их стремление целенаправленно деформировать эстетические ценности, подорвать веру в светлый идеал, исказить, сузить, ограничить эстетическое развитие студенческой молодежи.

Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что антагонистическая противоречивость стихийных и целенаправленных тенденций развития капитализма прослеживается и на эстетическом развитии студенческой молодежи.

С одной стороны, стихийно развивающиеся прогрессивные тенденции капитализма вместе с усилением позиций коммунистических партий в развитых странах капитализма создают возрастающие предпосылки для усиления целенаправленного воздействия в формировании действительно эстетически богато развитой личности студента.

С другой стороны, реакционные тенденции в стихийном развитии капитализма вместе с антиэстетической, по существу, целенаправленной политикой реакционных буржуазных и мелкобуржуазных сил деформируют, извращают и ограничивают эстетическое развитие все еще большей части студенческой молодежи.

Взаимодействие всех этих факторов и тенденций развития в реальной действительности приводит к формированию, как уже отмечалось, различных общественных типов личности студента, находящихся на различных уровнях эстетического развития и все чаще встающих па разные стороны баррикад классовой борьбы.

«Коммунизм, — писали в «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф Энгельс,— отличается от всех прежних движений тем, что совершает переворот в основе всех прежних производственных отношений и отношений общения, и впервые сознательно рассматривает все стихийно возникшие предпосылки как создания предшествующих людей, лишает их

о — 93 \

стихииности и подчиняет их мощи объединившихся индивидов»4"}.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это высказывание классиков марксизма-ленинизма имеет большое-методологическое значение и для правильного понимания соотношения стихийности и целенаправленности в духовном и эстетическом развитии личности при социализме.

На основании его можно утверждать, что развитой социализм в сравнении с капитализмом есть огромный скачок из общества «стихийности» в общество «целенаправленности».

Действительно, ликвидация антагонистических противоречий в нашем обществе, все большее стирание существующих различий между городом я деревней, между людьми умственного и физического труда, победа единого марксистско-ленинского мировоззрения и многие другие изменения социалистического общественного бытия и сознания делают социализм эстетически все более привлекательным. Все это вместе с успешным развитием и совершенствованием в последние годы целостной системы воспитания советского народа создает в нашей стране весьма благоприятные условия для усиления целенаправленного формирования единого социалистического типа духовно, в том числе и эстетически развитой личности.

Однако, по нашему мнению, резкое возрастание роли целенаправленной деятельности в социалистическом обществе не дает достаточных.

23) К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. М., 1935, стр. 60.

106

оснований для утверждения некоторых советских ученых о том, что уже в современных условиях мы можем непосредственно планировать духовное развитие личности.

Как показывают результаты исследования ряда советских ученых, духовное развитие личности настолько сложный противоречивый процесс, охватывающий многие объективные и субъективные материальные и духовные факторы развития личности, что любая система целенаправленного воздействия на личность (даже воспитание в самом широком смысле слова) способна охватить сегодня лишь небольшую часть факторов, формирующих духовную и эстетическую культуру личности24).

Переходя к конкретному определению соотношения стихийности и целенаправленности в эстетическом развитии личности студента, мы исходим из следующих устоявшихся в советской литературе посылок: 1) студенчество — одна из самых «эстетически» чувствительных групп общества; 2) студенчество — наиболее подготовленная группа в общеобразовательном плане к всестороннему эстетическому развитию; 3) условия учебы и жизни студентов в целом благоприятствуют их эстетическому развитию; 4) основная масса студентов эстетически развита достаточно высоко.

И все же даже при самом-общем анализе вопроса об эстетической культуре советского студенчества бросается в глаза его «растянутость» по ступенькам эстетической развитости. Конечно, расстояние между высшим и низшим уровнем эстетической развитости отдельных групп студенчества в среднем значительно меньше, чем расстояние «от богоравного Сократа до скотоподобного дегенерата», но факт неодинаковой эстетической развитости различных групп студенчества налицо25).

Чтобы получить научно обоснованное представление об общем уровне эстетического развития различных групп советских студентов, нужно, как нам представляется, при изучении их опираться не только и даже не столько на субъективное отношение студента к тем или иным произведениям искусства (как это чаще всего делается), скольки и а комплекс взаимосвязанных факторов, объективно и субъективно отражающих важнейшие стороны и уровень эстетической развитости данного типа личности.

Такими факторами, вытекающими как из марксистских методологических принципов, так и из структуры эстетического сознания личности, на наш взгляд, в первую очередь являются:

1) уровень развития эстетических потребностей, выражающих широту и активность эстетических интересов личности;

2) степень развитости эстетических способностей, характеризующих глубину чувств и суждений вкуса, а также творческие потенции создавать «по законам красоты»;

3) мировоззренческая (теоретико-эстетическая) установка, отражающая социально-классовые позиции, научные взгляды и эстетические идеалы личности.

Кроме того, поскольку в условиях развитого социализма и особенно в период развертывания коммунистического строительства преобладающим становится все более целостный в духовном, нравственном, трудовом и т. д. отношениях тип личности, а эстетическая развитость личности является своего рода завершающим моментом этой целостности, постольку по уровню эстетического развития, по нашему мнению, в значительной степени можно судить и о нравственном, и о духовном

24) См.: Г. Я- Нестеренко. Проблема сознания в марксистской социологии. М., 1972. А. Г. Хар'чев. Становление личности. М., 1972.

25) А. X а р ч е в. Как быть любимым... «Комсомольская правда», 1972, 26 февраля, -стр. 4.

облике данного типа личности. Но эстетическая развитость — не просто «шапка», завершающая сторона духовного, нравственного и т. д. облика личности, а такой его органический элемент, который пронизывает и как бы связывает все остальные стороны духовного и нравственного облика личности. И поэтому уровень эстетического развития может быть в такой же мере определен по уровню духовного и нравственного развития данного типа личности.

По нашему мнению, опираясь на накопленный теоретический и фактический материал, ориентировочно можно выделить следующие группы, отражающие различные ступени эстетического развития студенчества.

Первая —немногочисленная группа студентов, чья эстетическая неразвитость носит ярко выраженный характер, поскольку они своим обликом, поведением, поступками и т. д. часто разрушают все действительно прекрасное. Их эстетические потребности и способности неразвиты или искажены, эстетические идеалы отсутствуют или во многом противоположны общественному. Эту группу образуют в основном люди, социально опустившиеся «на дно», и студенческая молодежь, переварившая лишь ту накипь эстетической культуры, которая рождает хамство. Все это, как правило, совпадает с духовной пустотой, нравственной распущенностью, тунеядским отношением к учебному тр;уду.

К Другой группе могут быть отнесены студенты, характеризующиеся эстетичностью своего развития. Они, как правило, не . разрушают, но и не создают прекрасное. Они равнодушны к нему так же, как и к отвратительному. Они еще не поднялись выше личных узких интересов, не выходят за рамки потребительских идеалов, во многом не совместимых с общественным идеалом нашего общества. Нетрудно представить, что это в своей целостности тип мещанина-обывателя, который, к сожалению, еще встречается среди всех социальных групп нашего общества.

Необходимость обратить внимание в первую очередь на эти группы вызвана тем, что сохранение как их неразвитости, так и стихийности их эстетического развития для нашего общества становится все более социально нежелательным фактором.

Выделение остальных групп в какой-то степени совпадает с теми стадиями развития коллективистской личности, которые обосновывает П. Егидес26).

Тогда в третью группу могут быть включены те студенты, которые уже начинают проявлять позитивную эстетическую активность. Но -их эстетические потребности и способности до конца не осознаны, часто развиты лишь на уровне обыденного сознания. Поэтому для них характерна эстетическая «всеядность». Поэтому их эстетический идеал хотя в принципе направлен в ту же сторону, что и общественный, все же развит слабо. Это совпадает с некоторой идейно-нравственной незрелостью и пассивностью, которая, однако, не противоречит личной честности и сознательности.

Четвертую группу образуют студенты, стремящиеся к осознанной эстетической деятельности и обладающие элементарно развитыми научно обоснованными эстетическими потребностями и способностями. Для них характерно стремление не только потреблять, но и сохранять эстетические ценности. Их эстетический идеал в основном совпадает с общественным, а их идейно-нравственная и трудовая активость становится все более сознательной и бескорыстной.

2У) Сб. «Личность при социализме». М., 1968, стр. 90—91.

Пятая группа студентов характеризуется широким диапазоном глубоко осознанных и научно обоснованных эстетических потребностей я творческим развитием эстетических способностей. Их эстетический идеал в полной мере совпадает с общественным, а их идейно-политическая зрелость, нравственная чистота и учебно-трудовая деятельность делают их активными борцами за общественный прогресс.

И наконец, в шестую группу должны войти те, кто достигнет всестороннего и гармонического развития своих эстетических потребностей и способностей. Для них в эстетическом идеале должно органически слиться личное и общественное. Достичь такого уровня развития «это и значит достичь уровня идейной личности, единства творца и борца»27).

Применительно к эстетическому развитию личности студента мы

считаем необходимым отметить, что «восхождение на все более высокие стадии...» возможно не только лишь при исчерпании всех положительных потенций, возможностей, заложенных в низших стадиях, но и при все большем воздействии воспитания и особенно самовоспитания. ■Однако целенаправленное изменение эстетической культуры личности, •© каком бы широком смысле мы ни понимали воспитание и самовоспитание и как бы они ни были развиты, не может превратиться сегодня в решающий фактор эстетического развития личности студента.

Зато при недостаточном развитии системы эстетического воспитания студентов, при сохранении определенных социальных издержек в развитии советского общества (некоторые отрицательные последствия урбанизации, научно-технической революции и др.), определенные недостатки в условиях жизнедеятельности советского студенчества (недостаточная благоустроенность студенческих городков, нехватка общежитий и др.), неблагоприятные условия индивидуального бытия, определенное усиление буржуазной пропаганды, в том числе и идей «молодежной культуры» — все эти и многие другие стихийные неконтролируемые факторы в конечном счете оказывают решающее отрицательное влияние на эстетическое развитие указанных выше групп студенчества.

Усиление в последние годы заботы и внимания к советскому студенчеству, улучшение материальных и килищных условий, условий учебы, развитие художественной самодеятельности, творчества, самоуправления и т. д., хотя и не устраняют стихийности как определяющего фактора эстетического развития личности, но все же значительно ослабляют их негативное влияние.

27) Там же. Стр. 9!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.