Научная статья на тему 'О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ ЗАКОННОГО И УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)'

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ ЗАКОННОГО И УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ЗАКОННОЕ / УПОЛНОМОЧЕННОЕ / ИНОСТРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / TAXPAYER / REPRESENTATIVE OFFICE / LEGAL / AUTHORIZED / FOREIGN ORGANIZATION / PERMANENT ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Картоева Ф.Б.

Российская Федерация активно участвует в международных интеграционных процессах, включая сферу налогообложения. Соотношение понятий законного и уполномоченного представительства и постоянного представительства иностранной организации связано с обозначенными процессами, при этом каждое из них обладает своими особенностями. Автором исследуется соотношение понятий законного и уполномоченного представительства и постоянного представительства иностранной организации. Были использованы диалектический и логический методы. Делается вывод о том, что налоговое представительство является правовым инструментом выражения и защиты прав и интересов налогоплательщиков. Постоянное представительство - оценочное понятие, которое следует дорабатывать для более эффективного применения в сфере налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RELATION BETWEEN THE CONCEPTS OF LEGAL AND AUTHORIZED REPRESENTATIVE AND THE PERMANENT ESTABLISHMENT OF A FOREIGN ORGANIZATION (LEGAL ASPECTS)

The Russian Federation is actively involved in international integration processes, including taxation. The relationship between the concepts of legal and authorized representation and permanent representation of a foreign organization is also associated with these processes, and each type of representation has its own characteristics. It should be noted that the presence of a permanent establishment of a foreign organization affects its overall tax status and changes the content of its tax liabilities. Purpose: to investigate the features of the relationship between the concepts of "legal representative of the taxpayer", "authorized representative of the taxpayer", "permanent representative of a foreign organization". Methods: dialectical, logical. Results: a study of the relationship between the concepts of legal and authorized representation and permanent representation of a foreign organization. Conclusions: tax representation is a legal instrument of expression and protection of rights and interests of taxpayers. Permanent establishment is an evaluative concept that needs to be further developed in order to apply it more effectively in the area of taxation.

Текст научной работы на тему «О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ ЗАКОННОГО И УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)»

Ф.Б. Картоева, F.B. Kartoeva,

аспирант кафедры финансового, Postgraduate Student of Department of

банковского и таможенного права Finance, Banking and Customs Law

Саратовской государственной Saratov State Law Academy

юридической академии Agievaf@mail.ru

О соотношении понятий законного и уполномоченного представительства и постоянного представительства иностранной организации (правовые аспекты)

Аннотация: Российская Федерация активно участвует в международных интеграционных процессах, включая сферу налогообложения. Соотношение понятий законного и уполномоченного представительства и постоянного представительства иностранной организации связано с обозначенными процессами, при этом каждая разновидность представительства обладает своими особенностями. Автором исследуется соотношение понятий законного и уполномоченного представительства и постоянного представительства иностранной организации. Использовались диалектический и логический методы. Делается вывод о том, что налоговое представительство является правовым инструментом выражения и защиты прав и интересов налогоплательщиков. Постоянное представительство — оценочное понятие, которое следует дорабатывать для более эффективного О применения в сфере налогообложения.

^ Ключевые слова: налогоплательщик, представительство, законное, уполномоченное, ино-

Q. странная организация, постоянное представительство.

2

о On the relation between the concepts of legal

g and authorized representative and the permanent

^ establishment of a foreign organization (legal aspects)

Abstract: the Russian Federation is actively involved in international integration processes, including taxation. The relationship between the concepts of legal and authorized representation and § permanent representation of a foreign organization is also associated with these processes, and each type of representation has its own characteristics. It should be noted that the presence of a permanent establishment of a foreign organization affects its overall tax status and changes the content of its tax

0;

liabilities. Purpose: to investigate the features of the relationship between the concepts of "legal representative § of the taxpayer ", "authorized representative of the taxpayer ", "permanent representative of a foreign ВД organization". Methods: dialectical, logical. Results: a study of the relationship between the concepts of B^ legal and authorized representation and permanent representation of a foreign organization. Conclusions: tax representation is a legal instrument of expression and protection of rights and interests of taxpayers. Permanent establishment is an evaluative concept that needs to be further developed in order to apply it 144 more effectively in the area of taxation.

--Keywords: taxpayer, representative office, legal, authorized, foreign organization, permanent

establishment.

¡^ Согласно ст. 26 Налогового кодекса РФ1 (далее — НК РФ) на-

^ логоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. При этом личное участие налогоплательщика не лишает его права

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824.

иметь представителя, как и наличие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие.

Налоговое представительство применяется, например, в целях защиты прав и интересов налогоплательщиков [1, с. 127—130; 2, с. 36—41].

Что касается сущности представительства в налоговых правоотношениях, то это юридические действия, совершаемые налоговым представителем, * полномочия которого должны быть документально подтверждены, от имени о представляемого субъекта в пределах его полномочий, создающие, изменяю- 3 о щие или прекращающие налоговые права и обязанности представляемого § 3 [3, с. 68-69]. § 3 Законными представителями налогоплательщика-организации при- а | знаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Для физического лица § * таковыми признаются лица, выступающие в качестве его представителей в §§ соответствии с гражданским законодательством РФ [1, ст. 27]. § ^ Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физи- « * ческое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком пред- * | ставлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными § § органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством « § о налогах и сборах [1, ст. 29]. §2 Таким образом, конструкция такого представительства основана в том 3 ^ числе на цивилистических началах. Статья 182 Гражданского кодекса РФ1 3 § (далее — ГК РФ) устанавливает ключевые особенности представительства. § 3 Представляемый — гражданин или юридическое лицо, от имени и в ин- 2 о тересах которого представитель совершает юридически значимые действия | § — сделки. Представитель является гражданином или юридическим лицом, 2 § уполномоченным совершать юридически значимые действия в интересах ° и от имени представляемых. Гражданин как представитель должен иметь "§ я полную правоспособность [3, с. 68-69]. § ^ В налоговом праве наряду с указанным представительством для целей * 2 налогообложения применяется понятие постоянного представительства. О я В связи с этим выделяются две основные концепции налогообложения: прин- ¡¡> о цип резидентства и принцип источника [4, с. 264]. В частности, такое понятие г § введено для обложения прибыли иностранных организаций, не являющихся резидентами по российскому налоговому законодательству. Институт посто- 145

янного представительства — основа налогообложения прибыли иностранной -

организации. Непосредственно определяется в законодательстве страны, по законодательству которой создана организация, а также налоговыми соглашениями между Российской Федерацией и этим государством [5, с. 353].

Базой для определения постоянного представительства является

Модельная Конвенция Организации экономического сотрудничества и раз- 3

вития (далее — МК ОЭСР). В ст. 5 МК ОЭСР постоянное представительство § определяется как постоянное место бизнеса, через которое предприятие

в

' Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 3 августа 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301; 2018. № 32, ч. 2, ст. 5132.

осуществляет всю или часть своей коммерческой деятельности. Под местом бизнеса понимаются здания, помещения, которые предназначаются для осуществления коммерческой деятельности. При этом место для осуществления бизнеса должно быть постоянным. Только в этом случае оно будет признаваться постоянным представительством [6, с. 212—215].

Отметим, что в отличие от организаций и физических лиц постоянное представительство не является самостоятельным субъектом налогового права.

Постоянное представительство иностранной организации подпадает под регулирование нормами НК РФ (ст. 306). Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет определенные виды предпринимательской деятельности на территории России. Пунктом 3 ст. 306 НК РФ оговорено, что постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение, при этом деятель-.о ность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного пред-io ставительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение о; иностранной организации. Кроме того, в ст. 246 НК РФ тоже упоминается оа постоянное представительство. В иных статьях данный термин не исполь-оа зуется, что говорит о неполноте правового регулирования института посто-[Ъ янного представительства.

s Постоянное представительство играет значимую роль в системе между-§ народного налогообложения. Между тем понятие постоянного представи-g тельства не обладает четкостью изложения.

§ Таким образом, понятия «законный представитель налогоплательщика», § «уполномоченный представитель налогоплательщика», «постоянное предок ставительство иностранной организации» не тождественны. Это разные g участники налоговых правоотношений, обладающие различными налогового правовыми статусами.

^ Список литературы:

1. Попов, В.В. Отдельные аспекты защиты прав и интересов физических лиц-146 налогоплательщиков // Современное право. — 2011. — № 5. — С. 127—130.

--2. Попов, В.В. Правовые аспекты защиты прав организаций-налогоплательщиков

/ В.В. Попов, Е.Г. Тришина // Правовая политика и правовая жизнь. — 2010. 2 — № 3 (40). — С. 36-41.

^ 3. Киселева, Е.И. Представительство в налоговом праве / Е.И. Киселева,

^ С.С. Сакиев, Ю.С. Романова // Современное инновационное общество: от стагнации к развитию: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные закономерности: матер. международ. науч.-практ. конф. (27 июня 2017 г.): в 3 ч. / отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. — Саратов: Академия управления, 2017. — Ч. 1. — 125 с.

4. Васянина Е.Л. Актуальные проблемы налогового права: учебник / Е.Л. Васянина; под общ. ред. С.В. Запольского. — М.: Инфра-М, 2018. — 330 с.

5. Налоговое право: учебник для вузов / отв. ред. С.Г. Пепеляев. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 796 с.

6. Актуальные проблемы реформирования современного законодательства: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (15 декабря 2017 г., г. Уфа): в 2 ч. — Уфа: Аэтерна, 2017. — Ч. 1. — 223 с.

№ О

О

3

А.В. Чернышов, A.V. Chernyshov,

соискатель Саратовской Applicant of the Saratov State Law государственной юридической академии Academy

К вопросу о понятии судебного приказа

Аннотация: статья посвящена исследованию судебного приказа в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Рассматривается понятие судебного приказа, специфические особенности, а также его место в современном праве. Отмечается, что приказное производство действует в арбитражном, гражданском и административном судопроизводстве, вынесение судебного приказа придает динамизм процессу, повышает эффективность судебной защиты.

Ключевые слова: судебный приказ, судопроизводство, законодательство, правосудие, судебный акт, упрощенная процессуальная форма.

To the question of the concept of a court order

Abstract: the article is devoted to the study of a court order in the framework of the current legislation of the Russian Federation. Its concept, specific features, and also a place in the modern law are considered. It is noted that the order of proceedings operates in arbitration, civil and administrative proceedings, and issuing a court order gives dynamism to the process, increases the effectiveness of judicial protection. °

Keywords: court order, legal proceedings, legislation, justice, judicial act, simplified procedural form. 3

§

I

Реформы действующего законодательства, происходящие в послед- о

нее время в России, в большей степени направлены на модернизацию судебно- .

го процесса в части упрощения и ускорения его процедур. Приказное производ- 3

ство — один из его распространенных и достаточно перспективных вариантов. 3

Как показывает статистика, число судебных приказов, вынесенных в g

порядке гражданского и административного судопроизводства в 2012 г., со- |

ставило 3 млн 881 тыс.; в 2013 г. — 5 млн 998 тыс.; в 2016 г. — 9 млн 655 тыс. | [1]. За семь месяцев с момента вступления в силу Федерального закона от

2 марта 2016 г. № 47-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процес- 147

суальный кодекс Российской Федерации», закрепившего процедуру приказ- -

ного производства в арбитражном процессе, было вынесено порядка 14 тыс. ^

судебных приказов [2]. Все это свидетельствует об активном использовании со

приказного производства в рамках действующей судебной системы страны. .с

Становление приказного производства начинается еще с дореволюционного российского процесса, где приказы служили удобным способом по | разрешению большинства бесспорных дел и достаточно просто могли дать § в руки взыскателя или запрашиваемую им сумму, или исполнительный документ, если должник, не отрицая своих должностных обязательств, не исполнял их в добровольно порядке [3, с. 38]. Как указывал С.О. Вильнянский,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.