Научная статья на тему 'О соотношении общественного контроля с иными формами контроля власти (конституционно-правовой анализ)'

О соотношении общественного контроля с иными формами контроля власти (конституционно-правовой анализ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-ND
110
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ВЛАСТИ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / НАРОД / СОЦИАЛЬНЫЙ / ГРАЖДАНСКИЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ДЕЛЕГИРОВАННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / СОВМЕСТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович

Настоящая статья посвящена исследованию понятия общественного контроля власти в сравнении с понятиями социального контроля власти, гражданского контроля власти, народного контроля власти, государственного контроля власти (как в части, которую можно считать общественным контролем власти, так и в части, являющейся самоконтролем государственного механизма, внутренним контролем власти). Автор исследует понятия социального контроля власти, гражданского контроля власти, народного контроля власти, государственного контроля власти, а также дает им авторские определения. В настоящей научной статье использованы следующие методы исследования: сравнительного правоведения; исторический; формально-логический; статистический; социологических исследований. В работе проводится анализ и сопоставление основных признаков понятия общественного контроля власти и дается его авторское определение. Автор отмечает, что общественный контроль власти выступает в качестве единственной внешней независимой позитивной формы контроля за властными полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления, а также иными субъектами, которым делегированы публичные властные полномочия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О соотношении общественного контроля с иными формами контроля власти (конституционно-правовой анализ)»

О соотношении общественного контроля с иными формами контроля власти (конституционно-правовой анализ)

Гончаров Виталий Викторович

кандидат юридических наук

исполнительный директор, юридическая консалтинговая корпорация "Ассоциация независимых

правозащитников"

350051, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Гаражная, 93

И niipgergo2009@mail.ru

Статья из рубрики "Государственные институты и правовые системы"

Аннотация.

Настоящая статья посвящена исследованию понятия общественного контроля власти в сравнении с понятиями социального контроля власти, гражданского контроля власти, народного контроля власти, государственного контроля власти (как в части, которую можно считать общественным контролем власти, так и в части, являющейся самоконтролем государственного механизма, - внутренним контролем власти). Автор исследует понятия социального контроля власти, гражданского контроля власти, народного контроля власти, государственного контроля власти, а также дает им авторские определения. В настоящей научной статье использованы следующие методы исследования: сравнительного правоведения; исторический; формально-логический; статистический; социологических исследований. В работе проводится анализ и сопоставление основных признаков понятия общественного контроля власти и дается его авторское определение. Автор отмечает, что общественный контроль власти выступает в качестве единственной внешней независимой позитивной формы контроля за властными полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления, а также иными субъектами, которым делегированы публичные властные полномочия.

Ключевые слова: общественный контроль власти, конституционно-правовой анализ, народ, социальный, гражданский, государственный, Российская Федерация, делегированные полномочия, совместное регулирование, ответственность

DOI:

10.25136/2409-7136.2018.9.27191

Дата направления в редакцию:

21-08-2018

Дата рецензирования:

21-08-2018

Рассмотрим понятие общественного контроля власти, сопоставив его с понятиями социального контроля власти, гражданского контроля власти, народного контроля власти, государственного контроля власти (как в части, которую можно считать общественным контролем власти, так и в части, являющейся самоконтролем государственного механизма, - внутренним контролем власти), определив соотношение данных понятий по объему и по времени.

Ряд авторов считает, что в ряду вышеупомянутых форм контроля власти наиболее общим и широким понятием является народный контроль. Так, в частности, А.И. Лапшина делает следующий вывод: «Народный контроль, является понятием более широким по сравнению с контролем общественным, и последний является его разновидностью». [1, с-

Представляется, что данная точка зрения небезосновательна и подкрепляется более чем семидесятилетним опытом существования института народного контроля в СССР (РСФСР), под которым, в частности, Закон СССР «О народном контроле в СССР» о" 30.11.1979 № 1159-х понимал сочетание «государственного контроля с общественным

контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях». Более того, Последняя Конституция СССР от 07.10.1977 прямо закрепила в статье 2 то

обстоятельство, что вся власть в СССР принадлежит народу.И, следовательно, народ вправе осуществлять свой контроль как посредством деятельности специально уполномоченных государственных органов (государственный контроль), так и общественный контроль трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях.

Более того, отнесение государственного и общественного контроля власти к отдельным формам народного контроля снимает и спор относительно возможности участия государства (отдельных его должностных лиц) в формировании и функционировании современных органов общественного контроля в Российской Федерации (в частности, Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации, общественных палат муниципальных образований).

В этой связи, Е.А. Огнева справедливо отмечает: «Таким образом, общественный контроль в его основных характеристиках выступает своеобразным связующим звеном между народом и властью в ее институциональном воплощении - органами государственной власти и их должностными лицами и, в конечном итоге, представляет собой важнейший инструмент влияния граждан на принимаемые органами власти решения, способствуя свободному осуществлению народом своей власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами». [4, с- 39]

Представляется, что под народным контролем власти следует понимать совокупную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, уполномоченных действующим законодательством на осуществление государственного (муниципального) контроля, а также деятельность представителей народа и их объединений по контролю за органами государственной власти и местного самоуправления, а также уполномоченными юридическими и физическими лицами, которые наделены действующим законодательством определенным набором властных полномочий, осуществляемых ими самостоятельно, либо совместно с органами государственной власти и местного самоуправления, либо от их имени и (или) по их поручению. При этом, данная деятельность должна осуществляться в установленных

действующим законодательством формах, методах и пределах.

Гражданский контроль власти, в свою очередь, ряд авторов отождествляет с общественным контролем. Так, по мнению А.И. Лапшиной: «Характеристики форм контроля общества за деятельностью органов государственной власти позволяют судить об общественном контроле и гражданском контроле как о равнозначных понятиях, под которыми понимается деятельность общественных объединений, негосударственных организаций, консультативно-совещательных общественных органов, иных институтов гражданского общества и непосредственно граждан, направленную совершенствование государственного управления, устранение выявленных нарушений, в том числе путем установления соответствия деятельности государственных органов, ее результатов нормативным требованиям, а также целям и задачам деятельности государственных

органов». с- 147-1481

Однако, данная точка зрения представляется спорной по ряду оснований.

Во-первых, понятие общества значительно шире, чем понятие гражданства, так население страны составляют не только ее граждане, но и иностранные граждане, временно или постоянно проживающие на территории государства, а также лица без гражданства. При этом, Конституция Российской Федерации в статье 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Во-вторых, акцентирование внимания ряда сторонников данного подхода на институтах

гражданского общества [5; 61 скорее обусловлено желанием формирования в Российской Федерации полноценных форм объединения граждан для защиты своих прав, свобод и законных интересов и созданием дополнительных механизмов, которые бы позволили избежать властного произвола, коррупции чиновников, обеспечить бесперебойную работу государственного аппарата и деятельности органов местного самоуправления, чем сведением объемов общественного контроля власти к деятельности институтов гражданского общества по контролю за государственным механизмом.

В-третьих, полноценный гражданский контроль власти в государстве возможен, по мнению ряда авторов, лишь при наличии устоявшейся правовой традиции участия

граждан в контроле за механизмами публичной власти, [7, с- 81-85; 8 с- 23~271 а также высокого уровня правовой культуры граждан. При этом, некоторые учёные выделяют в качестве одной из разновидностей общественного контроля личный гражданский контроль, когда такая деятельность осуществляется отдельным представителем общества. с 1481

Представляется, что под гражданским контролем власти следует понимать деятельность институтов гражданского общества по контролю за властными полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения их формирования и функционирования в соответствии с нормами и принципами действующего законодательства, а также защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Относительно соотношения понятий общественного и социального контроля власти в современной научной и учебной литературе существует несколько точек зрения.

Ряд авторов относит общественный контроль власти к разновидности социального контроля власти. [9, с 81 Например, А.И. Лапшина считает: «Функции общественного

контроля указывают на то, что он является разновидностью социального контроля, воздействующего на человеческое поведение с целью устранения его отклонений от

общепринятых норм». [1, с- 1481

Другие учёные, напротив, отождествляют понятия социального и общественного контроля, считая что в постсовременном обществе социальный контроль за властью является необходимой функцией общества по обеспечению своего сохранения и развития. [10' с- 31-381

Некоторые авторы сводят социальный контроль власти к государственному контролю (самоконтролю) власти, позволяющему, с одной стороны, сглаживать противоречия между обществом и публичной властью, а с другой стороны, адаптировать ее деятельность под постоянно изменяющиеся настроения в обществе. Так, С.И. Носов отмечает: «Контроль в системах социального управления - вид деятельности, в процессе которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Контроль выявляет соотношение фактического и должного. Он необходим для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы,

предотвращения нежелательных последствий». [11, с- 201

Однако, несмотря на то, что понятия «общности людей» и «социальной общности» являются родовыми по отношению к понятию «общество», последнее не сводится к понятию социальной общности, так как оно по своему объему более значительное и предполагает задействование всей системы социальных механизмов собственного воспроизводства и развития, а не только буквального биологического воспроизводства населения в будущем.

В связи с этим, представляется, что понятие общественного контроля власти гораздо шире по объему, чем понятие социального контроля власти, основной целью которого является обеспечение сохранения и развития населения страны в узком биологическом смысле.

Понятие государственного контроля власти, в свою очередь, также неоднозначно трактуется учёными юристами и практиками.

Ряд авторов считают государственный контроль власти в качестве внутреннего контроля власти в государственном механизме (по сути - самоконтроля власти). [12, с-—28-331 Действительно, в рамках каждой из ветвей и уровней власти вышестоящие органы государственной власти и местного самоуправления имеют полномочия по контролю за организацией и деятельностью нижестоящих органов публичной власти. Кроме того, органы власти каждой из ветвей власти имеют полномочия по контролю за формированием и функционированием других ветвей власти. Вся эта система взаимных контрольных полномочий образует систему сдержек и противовесов, препятствующих сосредоточению власти (или ее узурпации) в руках отдельного органа публичной власти или его должностного лица.

Некоторые учёные считают, что государственный контроль власти представляет собой совокупность двух форм контроля властных полномочий публичных органов власти: внутреннего самоконтроля и общественного контроля власти, облечённого в

конституционно-правовые и законодательно закреплённые формы. [13, с- 182-1861 Однако, представляется, что вторая форма упомянутого государственного контроля власти, по сути не является общественным контролем, а представляет собой один из механизмов внутреннего государственного самоконтроля власти с участием представителей

гражданского общества.

По мнению других авторов, любая форма контроля публичной власти в стране является государственным контролем власти, так реальный ее механизм осуществления возможен только в законодательно предусмотренных формах и методах, опосредованных действиями органов государственной власти (Президента Российской Федерации,

Конституционного Суда России и т.д.).^14———2171 Однако, данная точка зрения безосновательна, так как ограничение механизма контроля за властными полномочиями публичных органов власти формами их внутреннего (государственного) контроля (самоконтроля) по сути означает, с одной стороны, признание отсутствия независимого контроля власти как такового, а с другой стороны, устранение народа, как единственного суверенного источника власти в стране от реального ее осуществления.

Представляется, что под государственным контролем власти следует понимать форму его внутреннего самоконтроля, при которой осуществляется взаимный контроль власти всеми уровнями и ветвями государственного и муниципального механизма с целью формирования механизма сдержек и противовесов и недопущения незаконного присвоения властных полномочий или узурпации власти в стране отдельными органами публичной власти и (или) их должностными лицами.

В современной учебной и научной литературе существует несколько подходов в определении понятия общественного контроля власти: 1) как формы контроля за государственной властью, реализация которой возможно только опосредованно через деятельность самого государственного механизма; [14, с- 217; 15, с- 32-401 2) как основной формы контроля власти в стране; Г16, с- 214-222; 171 3) как единственной реальной формы контроля власти в государстве; [4, с-—36-39;—18, с—72-751 4) как формы реализации гражданами и их общественными объединениями своих прав, свобод и законных интересов; ———23-26;—20———126-1311 5) как функции управления обществом и государством; [21, с—111-1151 6) как механизма взаимодействия публичной власти и общества. [22 с- 47-501

По мнению сторонников первого подхода, общественный контроль власти, хотя и является самостоятельной формой, но его реализация возможна только опосредованно через деятельность государственного механизма.

Так, по мнению Н.Ю. Бондаря: «Общественный контроль, реализуемый организованно и целенаправленно в рамках политико-правовой системы, через государственный механизм, позволяет разрешать возникающие проблемы между гражданами и государством вполне цивилизованно, путем использования определенных законом каналов взаимодействия и взаимной ответственности. Такой контроль служит важнейшим условием реализации провозглашенного Конституцией РФ принципа народовластия. Если нет общественного контроля за механизмом государственной власти, то никогда не будет и реального народовластия. Поэтому в современных условиях наряду с государственным

контролем значительное место должно отводиться и общественной форме контроля». с. 2171

Однако, с данной позицией трудно согласиться по ряду оснований. Во-первых, в силу статьи 3 Конституции Российской Федерации народ является единственным суверенным источником власти в стране, делегирующим свои полномочия органам государственной власти и местного самоуправления. И исполнение органами публичной власти своих обязанностей в интересах большинства населения невозможно без наличия

самостоятельного, эффективного, независимого механизма общественного контроля за делегированными полномочиями. При этом данный механизм не должен опосредоваться деятельностью самих контролируемых органов власти. В противном случае подобный контроль превращается в фикцию, а бесконтрольная власть имеет свойство сосредотачиваться в руках отдельных органов государственной власти и их должностных лиц путем присвоения властных полномочий или их узурпации в интересах узких групп населения.

В этой связи, Н.М. Добрынин справедливо полагает: «Стабильность способны гарантировать лишь институты, принятые обществом. Президент страны не может являться гарантом стабильности, он, по Конституции, гарант общественных институтов. В иных случаях реалии нынешней общественной жизни будут находиться в постоянном противоречии, в частности, с частью 4 статьи 3 Конституции, согласно которой никто не

может присваивать власть в Российской Федерации». [23, с- 871

Во-вторых, без отсутствия независимой и неподконтрольной государственному аппарату системы общественного контроля власти органы государственной власти и местного самоуправления в любой стране подвержены коррупции и не эффективны в своей деятельности. Как отмечает А. Филимонов: «Основная задача любого демократического государства - обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина. При этом власть не может добросовестно и эффективно выполнять свои обязанности при отсутствии обратной связи и контроля со стороны своего «работодателя» - общества. Власти, как и любому работнику, нужно четко ставить задачу, следить процессом и итогами ее деятельности. Бесконтрольная власть подвержена коррупции, работает нерационально и злоупотребляет инструментами принуждения. Общественный контроль -это как раз тот механизм, который позволяет обществу контролировать власть, как на этапе принятия, так и на этапе реализации решений и оценки полученного результата».

Таким образом, народ посредством механизма независимого общественного контроля власти не только контролирует недопущение присвоения и узурпации властных полномочий ему принадлежащих, но и оценивает качество их осуществления в рамках деятельности органов публичной власти.

По мнению сторонников второго подхода, общественный контроль власти является лишь одной из форм контроля власти, наряду с государственным, социальным и гражданским контролем власти. При этом, ряд авторов считает, что лишь с созданием в России Общественной палаты Российской Федерации и формированием системы общественного контроля власти наметился вектор на признание общественного контроля в качестве основной формы контроля за публичными органами власти. ———85-991 Однако, представляется, что именно общественный контроль власти является наиболее всеобъемлющей внешней формой контроля за делегированными народом властными полномочиями.

Большой интерес представляет и точка зрения авторов, относящих общественный контроль власти к форме реализации гражданами и их общественными объединениями

своих прав, свобод и законных интересов. —с:—23-26;—20—с:—126-1311 Однако, представляется, что общественный контроль власти выступает в роли механизма, гарантирующего реализацию гражданами и их общественными объединениями своих прав, свобод и законных интересов посредством деятельности органов публичной власти, а не формы подобной реализации.

Рассмотрение рядом авторов общественного контроля власти в качестве функции

управления обществом и государством [21, с 111-1151 означает, что народ (общество) посредством механизма общественного контроля управляет как непосредственно собой, так и аппаратом публичной власти, которой он делегирует полномочия.

Налицо тавтология и логическая ошибка, так как не народ управляет государством, а государственный механизм регулирует всю совокупность общественных отношений в рамках полномочий, предусмотренных действующим законодательством. При этом, народ реализует свою власть опосредованно через деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а механизм общественного контроля власти выступает в виде гарантии, с одной стороны, законности осуществления властных полномочий публичной властью, а с другой стороны, реализации прав, свобод и законных интересов граждан.

Точка зрения ряда авторов на общественный контроль власти как механизм

взаимодействия публичной власти и общества [22, с- 47-501 небезосновательна. Однако, следует иметь ввиду, что взаимоотношения органов государственной власти (местного самоуправления) и народа представляет собой отношения «принципал-агент», в которых органы публичной власти лишены суверенитета и полностью подконтрольны народу. В этой связи, Н.М. Добрынин справедливо отмечает: «В соответствии со статьей 3 Конституции принципал-народ находится в агентских отношениях с органами власти и их представителями. Он передает им в качестве ресурсов часть своих властных полномочий и средства, аккумулируемые в виде налоговых поступлений. Из того, что народ и органы власти находятся в агентских отношениях, вытекает важный вывод: никакие контрольные органы, формируемые органами власти и существующие на бюджетные деньги, не являются частью данных агентских отношений! Только общественный контроль за властью является таковым и может способствовать эффективному достижению общественных целей, реализация которых поручается народом органам власти». [23, с-

861 Таким образом, речь идет не о равноправном взаимодействии органов публичной власти и народа, а об контроле последнего за надлежащим исполнением делегированных им властных полномочий как органами публичной власти, так и иными субъектами, осуществляющими властные полномочия.

В связи с вышеизложенным представляется, качестве единственной реальной позитивной характеризуется рядом признаков:

что общественный контроль выступает в формы контроля власти в государстве, и

Во-первых, общественный контроль власти - это совокупность общественных институтов, принципов и норм, облечённых в правовую форму посредством закрепления в Основном законе страны и действующем законодательстве.

Во-вторых, это деятельность, направленная на осуществления контроля за формированием и функционированием органов государственной власти и местного самоуправления, а также за деятельностью уполномоченных юридических и физических лиц, которые наделены действующим законодательством определенным набором властных полномочий, осуществляемых ими самостоятельно, либо совместно с органами государственной власти и местного самоуправления, либо от их имени и (или) по их поручению.

В-третьих, цель общественного контроля власти состоит в обеспечении реализации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также в обеспечении формирования и функционирования органов публичной власти в соответствии с действующим законодательством и недопущении присвоения власти или ее узурпации

отдельными органами власти и их должностными лицами.

В-четвертых, общественный контроль власти осуществляется посредством объединения граждан и согласования ими своих усилий.

В-пятых, участие в осуществлении общественного контроля носит добровольный характер.

В-шестых, участие в осуществлении общественного контроля предполагает его массовый характер, при котором участие в общественном контроле власти принимает значительная часть граждан, проживающих как на территории государства в целом, так и на отдельных его территориях.

Ряд авторов выделяет в качестве признаков общественного контроля власти обеспечение баланса интересов различных общественных групп и гарантирование

выполнения социальных норм государством. [4, с 90-931 Однако, представляется, что определение приоритетов в реализации интересов различных политических классов в обществе зависит от того, какой из политических классов господствует в обществе и контролирует государственный аппарат, интересам которого тот и служит. Интересы остальных классов удовлетворяются постольку, поскольку это не противоречит интересам господствующего политического класса и в той мере, в которой он это допускает.

О.А. Околеснова, в свою очередь, отмечает, что общественный контроль власти обладает еще и признаками обязательности (для объектов контроля) и информационной

открытости (самого процесса контроля). —с:-9-101 Однако, действующее

законодательство об общественном контроле в Российской Федерации, зачастую, придает решениям органов общественного контроля рекомендательно-информационный характер, а гласность в деятельности органов власти является в целом общепризнанным

принципом их организации и деятельности. [27, с 4-111

Таким образом, представляется, что общественный контроль власти - это совокупность облечённых в правовую форму принципов, норм и общественных институтов, представляющих собой объединения граждан, массовая и добровольная деятельность которых направлена на осуществление контроля за формированием и функционированием органов государственной власти и местного самоуправления, а также за деятельностью уполномоченных юридических и физических лиц, которые наделены действующим законодательством определенным набором властных полномочий, осуществляемых ими самостоятельно, либо совместно с органами государственной власти и местного самоуправления, либо от их имени и (или) по их поручению, в целях обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, формирования и функционирования органов публичной власти в соответствии с действующим законодательством и недопущения присвоения власти или ее узурпации отдельными органами власти и их должностными лицами.

Библиография

1. Лапшина А.И. Общественный контроль и иные институты контроля общества за деятельностью органов государственной власти // Правовое государство: теория и практика.-2014.-№ 2 (36).-С. 147-148.

2. О народном контроле в СССР: Закон СССР от 30.11.1979 № 1159-х // Ведомости Верховного Совета СССР.-1979.-№ 49.-Ст. 840.

3. Конституция СССР от 07.10.1977 // Ведомости Верховного Совета СССР.-1977.-№ 41.-Ст. 617.

4. Огнева Е.А. Общественный контроль как основа народовластия // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.).-М.: Буки-Веди, 2015.-С. 39.

5. Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: автореферат дисс. ... докт. юрид. наук. Специальность 12.00.02-конституционное право; муниципальное право.-М., 2011.-26 с.

6. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: дисс. ... докт. юрид. наук.-М., 2009.407 с.

7. Резников Е.В. Правовой механизм контроля гражданского общества за государственной властью // Право как ценность и средство государственного управления обществом: Выпуск 4.-Волгоград, 2007.-С. 81-85.

8. Давтян Д.В. Гражданский контроль в практике местного самоуправления: экспертная оценка // Государственная власть и местное самоуправление.-2014.-№ 7.-С. 23-27.

9. Рябов А.И. Социальный контроль и его правовые формы (вопросы теории): автореф. ... дисс. к.ю.н.-М., 1995.-С. 8.

10. Честнов И.Л. Социальный контроль в постсовременном обществе // Вестник Московского городского педагогического университета.-Серия: Юридические науки.-2016.-№ 3 (23).-С. 31-38.

11. Носов С. И. Административная реформа в России: нужны новые импульсы // Социология власти.-2007.-№ 2.-С. 20.

12. Цыбулевская О.И., Милушева, Т.В. Общественный контроль как фактор ограничения власти // Право и управление. XXI век.-2008.-№ 3.-С. 28-33.

13. Полещук А.С. Общественный контроль в структуре советской власти // Вестник Московского университета МВД России.-2011.-№ 2.-С. 182-186.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Бондарь Н.Ю. Институт общественного контроля за органами государственной власти в России // Российский юридический журнал.-2009.-№ 4.-С. 217.

15. Гриб В.В. Общественная палата Российской Федерации как орган общественного контроля // Юридический мир.-2010.-№ 3.-С. 32-40.

16. Андреева Л.А., Трухина И.Н. Гражданское общество-действенный механизм общественного контроля // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС.-2017.-Т. 6.-№ 1-1 (7).-С. 214-222.

17. Арутюнян Р.Э. Конституционно-правовой статус институтов общественного контроля при органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Дисс. ... кандид. юрид. наук.-Ставропольский государственный университет.-Москва, 2011.185 с.

18. Гончаров В.В., Ковалева Л.И. Об институтах общественного контроля исполнительной власти в Российской Федерации // Власть.-2009.-№ 1.-С. 72-75.

19. Гасанова К.К., Линёв А.Н. Общественный контроль как способ реализации конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений // Вестник Московского университета МВД России.-2014.-№ 3.-С. 2326.

20. Арбузова Е.А. Общественный контроль как условие функционирования

гражданского общества Российской Федерации // Мир современной науки.-2014.-№ 6 (28).-С. 126-131.

21. Адамская Л.В., Яфаркина К.Е. Общественный контроль как функция управления обществом и государством // Муниципальная академия.-2017.-№ 2.-С. 111-115.

22. Олефиров С.Ю. Общественный контроль как механизм взаимодействия власти и гражданского общества // ФЭС: Финансы. Экономика.-2014.-№ 2.-С. 47-50;

23. Добрынин Н.М. Общественный контроль и власти: политико-правовое и историческое исследование // Российский юридический журнал.-2006.-№ 1.-С. 87.

24. Филимонов А. Общественный контроль: перспективы законодательного закрепления [Электронный ресурс!. Режим доступа: http://www.garant.ru/article/544004 (дата обращения: 01.09.2018).

25. Шленева Е.В. Общественный контроль в Российской Федерации: вектор развития, заданный федеральным законодателем // Вестник Международного юридического института.-2015.-№ 1 (52).-С. 85-99.

26. Околеснова О.А. Информационно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации: дисс. к.ю.н.-М., 2014.-С. 9-10.

27. Гончаров В.В. Принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации: дисс. к.ю.н.-Махачкала, 2005.-С. 4-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.