Социальные исследования 1 (2017) 62-69
Журнал "Социальные исследования"
О соотношении агрессии и страха Фархад Назипович Ильясова *
а Независимый исследователь, кандидат философских наук по специальности «прикладная социология»
О СТАТЬЕ
АННОТАЦИЯ
Прохождение статьи: Поступила: 03.04.2017 Принята: 14.04.2017 Опубликована онлайн: 21.04.2017_
Ключевые слова: агрессия; страх; конкуренция; конфликт
В статье анализируются феномены агрессии и страха, а также связь между ними. Агрессия понимается как конкурентное поведение в условиях дефицита ресурсов, реализуемое в форме нападения, сопровождающееся переживанием определенных эмоций и имеющее целью перераспределить некий ресурс в свою пользу. Страх - это различные переживания и поведенческие реакции, вызванные угрозой потерять или не приумножить ресурсы. Стремление приумножить ресурсы детерминируется страхом столкнуться с проблемой дефицита ресурсов. Страх описывается как пусковой механизм, запускающий агрессивное поведение.
1. Введение
Агрессия, агрессивное поведение, одна из давних исследовательских тем. Признанного понимания указанного феномена в науке не сложилось, см., например обзоры и анализ разных истолкований: [Бэрон, Ричардсон, 2001; Берковиц, 2001; Шестакова, Дорфман, 2009; Козловская, 2015]. Агрессия относится к тем феноменам в социологии и психологии, которые на первый взгляд кажутся интуитивно понятными, однако при попытке понять его возникают существенные разночтения.
* E-mail: [email protected]
© 2017 Автор ISSN 2500-0020
Journal of Social Research
Целью статьи является анализ феноменов агрессии и страха, а также описание связи между ними в рамках ресурсного подхода.
2. Что есть агрессия
Приведем определение популярного словаря: агрессия - «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)» [Большой психологический..., 2003: 16].
При самом общем подходе наиболее распространенным можно признать понимание агрессии как поведения, проявляющегося в экспрессивной форме и наносящего вред, причиняющего ущерб, объектам нападения. Следует отметить, что угрозы причинения вреда, нападения, причиняющие моральный ущерб, психическую травму, также относятся к проявлениям агрессии. «Хотя почти все теоретики согласны, что агрессия — это намеренное действие, - отмечает Леонард Берковиц, - отсутствует общее понимание целей, которые преследуют агрессоры, когда стремятся причинить вред другим людям. Хотят ли нападающие главным образом причинить ущерб своим жертвам или же стараются достичь еще каких-то целей? Это один из главных вопросов научного исследования агрессии, и ученые дают на него различные ответы» [Берковиц, 2001; 15].
При понимании агрессии как стремления причинить вред другим людям, акцент делается на ущербе, причиняемом объекту агрессии, в то время как агрессия это поведение субъекта, следовательно, понимание агрессии должно основываться на характеристиках, детерминации поведения субъекта, а не на вреде, нанесенном объекту. Поэтому, соответственно, факт наличия или отсутствия намерений причинить ущерб не является определяющим. Агрессия детерминируется только стремлением субъекта агрессии «сделать себе хорошо», даже в тех случаях, когда он этого достигает, «делая объекту плохо».
В понимании агрессии преобладает феноменологический подход, акцент делается больше на внешних проявлениях, вследствие чего под агрессией понимаются несколько классов явлений: 1. поведение, направленное на
неодушевленный объект; 2. межвидовое пищевое поведение; 3. поведение, направленное на борьбу за ресурсы.
Поведение, направленное на неодушевленный предмет нельзя понимать как проявление агрессии к этому предмету, так здесь имеет место феномен переадресации агрессии. Например, у куриц жесткая иерархия, особь высокого статуса, для поддержания своего статуса клюет ту, которая ниже в иерархии. А самая низко-статусная курица, после того как ее клюнет статусом выше - клюет землю, такое ее поведение некорректно рассматривать как агрессию по отношению в земле. Проигравшее в схватке копытное бодает кусты [Дольник, 1994: 133].
Деструктивное поведение, связанное с манипулированием неодушевленными объектами с целью получения ресурсов и являющееся реакцией на невозможность достичь цели (переживания фрустрации), как представляется, некорректно относить к агрессии, так как эти действия можно рассматривать как направленные на преодоление препятствий. То есть деструктивное поведение в данном случае не является самоцелью.
Признанным индикатором расположенности субъекта к агрессивному поведению является наличие у него таких переживаний как настороженность, тревога, неприязнь, раздражение, злость, гнев, ненависть, ярость, страх, и соответствующая им активность их проявления. Исходя из этого критерия межвидовое пищевое поведение не корректно относить к агрессии, так как хищник не испытывает подобных эмоций к жертве. «Когда волк ловит зайца - это не агрессия, а охота. Точно так же, когда охотник стреляет уток или рыбак ловит рыбу, это не агрессивное поведение» [Дольник, 1994: 131].
К агрессии относится только поведение, направленное на борьбу за ресурсы. Агрессия это «конкурентное поведение в условиях дефицита ресурсов, реализуемое (осуществляемое) в форме нападения (или демонстрации его угрозы), сопровождающееся переживанием определенных (свойственных агрессии) эмоций (неприязнь, раздражение, злость, ненависть, гнев, ярость, страх) и имеющее целью перераспределить некий ресурс (власть, сегмент рынка, территория и др.) в свою пользу. Или, говоря проще, агрессия есть поведение, направленное на распределение и перераспределение жизненных ресурсов (благ)» [Ильясов, 2000: 42]. Ресурсное поведение - стремление сохранить, увеличить собственные ресурсы, блага.
3. Детерминация агрессии
К пониманию детерминации агрессии существуют разные подходы. Это могут быть стимулы среды, неудача в достижении целей (фрустрация), заученный ответ [Большой толковый..., 1999: 17]. Агрессивное поведение рассматривается как «Одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния» [Большой психологический., 2003: 11].
С точки зрения предлагаемого подхода, агрессия детерминируется желанием получить (сохранить, увеличить) определенные ресурсы. Ресурсы - это «все возможные материальные, экономические и духовные (моральные, психологические) блага, то есть все объекты, свойства, обстоятельства, обладание и пользование которыми вызывает у субъекта позитивные чувства разных модальностей - комфорт, удовольствие, удовлетворение и т.д. Например, в случае с "чистой группой", ресурсом может быть психологический комфорт, получаемый от "чистого общения"» [Ильясов, 2016: 3]. Например, боль или раздражающий шум, это дефицит такого блага как комфорт.
Агрессия по уровню интенсивности может проявляться в широком спектре -от таких мягких форм как соревнование, до жестких форм типа нападение и нанесение вреда. Можно предположить, что агрессия, по основанию своей интенсивности, представляет собой единый поведенческий континуум: от соревнования, конкуренции до физического нападения и причинения ущерба. То есть агрессия и конкуренция представляют собой ресурсное поведение, выраженной с различной степенью интенсивности.
Конкуренцию-соревнование можно понимать как поведение, направленное не на перераспределение имеющихся ресурсов, а на создание, получение новых ресурсов, на получение лучших результатов, за счет активности своего поведения.
Мягкие формы конкуренции-агрессии, проявляются в виде различных типов социальной конкуренции - это могут быть, например, такие формы повышения статуса, как стремление хорошо учиться, успешно продвигаться по должностной лестнице и т. д.
Конфликт - ситуация, в которой поведение двух и более субъектов (индивидов или групп) ориентировано на перераспределение имеющихся или
предполагаемых ресурсов, при этом представления сторон конфликта о том, как будут перераспределены ресурсы, противоречат друг другу.
Агрессия-нападение есть силовое ресурсное поведение в условиях конфликта, связанное с нападением, насилием, причинением ущерба, или угрозой их применения.
4. Страх - пусковой механизм агрессии
В науке существуют различные подходы к пониманию феномена страха, см., например, обзор различных истолкований: [Кузнецова, 2003: 19-43]. Страх определяют «как чувство, эмоцию, аффект, страсть или фрустрацию». «Многозначность и семантическая неопределенность термина "страх", - отмечает Елена Кузнецова, - является причиной методологического тупика, в котором оказалась психологическая наука. .обобщающей теории страха, при всей важности этого общественного феномена, пока еще не создано» [Кузнецова, 2003: 14-15].
Под страхом в общем случае понимают переживания, возникающие у субъекта в связи реальной или мнимой угрозой его существованию или благополучию, см., например: [Воскресенская, Мельник., 2015].
Переживания, эмоции - это «первичная» форма реагирования субъекта на оценку количества его ресурсов, их дефицит или достаточность, их получение или уменьшение, утрату. Подобные переживания имеют сложную рефлекторную (инстинктивную) и интеллектуальную (когнитивную) детерминацию.
Страх - это различные переживания и поведенческие реакции, вызванные угрозой (реальной или мнимой, актуальной или минувшей) потерять или не приумножить ресурсы. Стремление приумножить ресурсы детерминируется страхом столкнуться с проблемой дефицита ресурсов [Ильясов, 2007: 81].
При достаточности или получении новых ресурсов, возникают позитивные переживания различной интенсивности: облегчение, удовлетворение, комфорт, удовольствие, наслаждение, радость, счастье. Они порождают соответствующие переживания и отношения: симпатию, приязнь, привязанность, дружбу, любовь.
При уменьшении или дефиците ресурсов возникают негативные переживания - в зависимости от оценки величины дефицита ресурсов, возникают переживания страха дефицита ресурсов различной степени интенсивности. Эту интенсивность переживаний можно описать следующей шкалой: беспокойство ^ настороженность
1 2 ^ тревога ^ опасение ^ боязнь ^ испуг ^ страх ^ ужас . Указанные виды
переживаний могут иметь качественные отличия, но общим основанием у них
являются переживания дефицита различных ресурсов. Указанные проявления
страха порождают соответствующие переживания и отношения: раздражение,
неприязнь, вражда, злость, ненависть, гнев, ярость.
Переживания являются пусковым механизмом поведения. В случае с позитивными переживаниями субъект побуждается к действию желанием их получить. В случае с негативными переживаниями поведение детерминируется желанием избавиться от них - избавиться от ситуации страха дефицита или уменьшения ресурсов. Таким образом, пусковыми механизмами, включающими агрессивное поведение, являются переживания страха.
Литература
Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм - Еврознак. 2001. -510 с.
Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков и В. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
Большой толковый социологический словарь (Collins). Сост.: Д. Джери, Д. Джери. Пер. с англ. Т. 1. М.: Вече. 1999. - 544 с.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001. - 352 с.
Воскресенская Е. В., Мельник Е. В., Кухтова Н. В. Психология страха и тревоги в спортивной деятельности (теория и практика): методические рекомендации. Витебск: ВГУ. 2015. - 53 с.
Дольник В. Непослушное дитя биосферы. М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 208 с.
Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М.: ИМА-пресс, 2000. - 200 с.
Ильясов Ф. Н. Терроризм - от социальных оснований до поведения жертв // Социологические исследования. 2007. №6. С. 78-86.
Ильясов Ф. Н. Группа и групповое поведение // Социальные исследования. 2016. №1. С. 1-20.
Козловская Н. В. Индивидуально-психологические детерминанты агрессивного поведения подростков // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. №4 (15). С. 88-95.
Кузнецова Е. Н. Психологические особенности проявления страхов у педагогов и врачей на уровне структур обыденного сознания. Дисс. на соиск. уч. степени канд. псих. наук. Ставрополь: Ставропольский государственный университет. 2003. - 237 с.
1 Тревога понимается как степень интенсивности страха, который может быть предметным или беспредметным, объективированным или не объективированным. О тревоге подробнее см.,
например: [Мэй, 2001].
2
Подобные шкалы, характеризующие оттенки страха, могут быть различными, см., например: [Воскресенская, Мельник., 2015: 9].
Мэй Р. Смысл тревоги. Пер. с англ. М. И. Завалова и А. И. Сибуриной. М.: Класс, 2001.- 384 с.
Шестакова Е. Г., Дорфман Л. Я. Агрессивное поведение и агрессивность личности // Образование и наука. 2009. №7 (64). С. 51-66
On the correlation of aggression and fear
Farkhad Nazipovich Iliassov *
* An independent researcher. PhD in «Applied Sociology». Email: [email protected]
Abstract
The article analyzes the phenomena of aggression and fear, as well as the connection between them. Aggression is understood as competitive behavior in the conditions of a scarcity of resources, realized in the form of an attack, accompanied by the experience of certain emotions and aimed at redistributing a certain resource in its favor. Fear is a variety of experiences and behavioral reactions, caused by the threat of losing or not increasing resources. The desire to multiply resources is determined by fear to face the problem of resource scarcity. Fear is described as a trigger mechanism that triggers aggressive behavior,
Keywords: aggression; fear; competition; conflict
References
Berkowitz, Leonard. Aggression: its causes, consequences, and control. Saint Petersburg: Praim-Evroznak. 2001. 510 p. (Russ. ed.)
Bol'shoi psikhologicheskii slovar' [Large psychological dictionary], Ed. by B. Meshcheryakov, V. Zinchenko. Saint Petersburg: Praim-Evroznak. 2003. 672 p. (In Russ.)
Collins Dictionary of Sociology. David J., Jary J. (ed.). Vol. 2. Moscow: Veche - AST, 1999. 528 p. (Russ. ed.)
Baron, A. Robert, Richardson, R. Deborah. Human Aggression. Saint Petersburg: Piter, 2001. 352 p. (Russ. ed.)
Voskresenskaya E. V., Mel'nik E. V., Kukhtova N. V. Psikhologiya strakha i trevogi v sportivnoi deyatel'nosti (teoriya i praktika): metodicheskie rekomendatsii. Vitebsk: VGU. 2015. 53 p. (In Russ.)
Dol'nik V. Neposlushnoe ditya biosfery [Naughty child of the biosphere]. Moscow: Pedagogika-Press. 1994. 208 p. (In Russ.)
Iliassov F. N. Politicheskii marketing. Iskusstvo i nauka pobezhdat' na vyborakh [Political marketing. The art and science to win elections]. Moscow: IMA-press, 2000. 200 p. (In Russ.)
Iliassov F. N. Terrorism - from social grounds to victim's behavior. Sotsiologicheskie Issledovaniya [Sociological Studies]. 2007. No.6. P. 78-86. (In Russ.)
Iliassov F. N. Group and group behavior. Sotsial'nye issledovaniya [Journal of Social Research]. 2016. No.1. P. 1-20. (In Russ.)
Kozlovskaya N. V. Individual'no-psikhologicheskie determinanty agressivnogo povedeniya podrostkov. Izv. Sarat. un-ta. Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. 2015. No.4 (15). P. 88-95. (In Russ.)
Kuznetsova E. N. Psikhologicheskie osobennosti proyavleniya strakhov u pedagogov i vrachei na urovne struktur obydennogo soznaniya. Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk [Psychological features of the manifestation of fears among teachers and doctors at the level of the structures of ordinary consciousness. Thesis for the degree of Candidate of Psychological Sciences]. Stavropol': Stavropol'skii gosudarstvennyi universitet. 2003. 237 p. (In Russ.)
May, Rollo. The Meaning of Anxiety. Moscow: Klass, 2001. 384 p. (Russ. ed.)
Shestakova E. G., Dorfman L. Ya. Agressivnoe povedenie i agressivnost' lichnosti. Obrazovanie i nauka. 2009. No.7 (64). P. 51-66. (In Russ.)