Научная статья на тему 'О содержании понятия «Проблематизация»'

О содержании понятия «Проблематизация» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1256
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКОЕ ПОЗНАНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ / НАУКА / ПРОГРЕСС / ФИЛОСОФИЯ / ИСТИНА / ЗНАНИЕ О НЕЗНАНИИ / ПРОБЛЕМА / ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ / ВОПРОС / ВОПРОШАНИЕ / PHILOSOPHICAL COGNITION / RESEARCH / SCIENCE / PROGRESS / PHILOSOPHY / TRUTH / KNOWLEDGE OF IGNORANCE / PROBLEM / PROBLEMATIZATION / QUESTION / INTERROGATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хакуз Пшимаф Муратович, Гура Алена Юрьевна

В статье раскрыта суть понятия «проблематизация» и определена ее роль в современном познании. Проводится сравнительный анализ механизма появления проблем в философском познании и научном исследовании. Реконструкция понятия «проблематизация» позволяет сделать выводы о ее содержании и психологическом смысле, представить ее в качестве процесса нахождения проблем как источников затруднений с целью их разрешения и развития мыслительных умений высокого уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning the content of "problematization"

The article deals with the essence of the "problematization" concept and its role in the modern knowledge. The authors carry out comparative analysis of the mechanism of problems occurrence in the philosophical knowledge and scientific research. Reconstruction of the "problematization" concept allows to draw conclusions about its content and psychological meaning, to represent "problematization" as a process of finding problems as sources of difficulties in order to resolve them and develop the thinking skills of high level.

Текст научной работы на тему «О содержании понятия «Проблематизация»»

УДК 165

Хакуз Пшимаф Муратович

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Кубанского государственного технологического университета

Гура Алена Юрьевна

старший преподаватель кафедры философии Кубанского государственного технологического университета

О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ»

Khakus Pshimaf Muratovich

D.Phil. in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department, Kuban State Technological University

Gura Alyona Yurievna

Senior Lecturer, Philosophy Department, Kuban State Technological University

CONCERNING THE CONTENT OF "PROBLEMATIZATION"

Аннотация:

В статье раскрыта суть понятия «проблемати-зация» и определена ее роль в современном познании. Проводится сравнительный анализ механизма появления проблем в философском познании и научном исследовании. Реконструкция понятия «проблематизация» позволяет сделать выводы о ее содержании и психологическом смысле, представить ее в качестве процесса нахождения проблем как источников затруднений с целью их разрешения и развития мыслительных умений высокого уровня.

Ключевые слова:

философское познание, исследование, наука, прогресс, философия, истина, знание о незнании, проблема, проблематизация, вопрос, вопрошание.

Summary:

The article deals with the essence of the "problematiza-tion" concept and its role in the modern knowledge. The authors carry out comparative analysis of the mechanism of problems occurrence in the philosophical knowledge and scientific research. Reconstruction of the "problematization" concept allows to draw conclusions about its content and psychological meaning, to represent "problematization" as a process of finding problems as sources of difficulties in order to resolve them and develop the thinking skills of high level.

Keywords:

philosophical cognition, research, science, progress, philosophy, truth, knowledge of ignorance, problem, problematization, question, interrogation.

Современное познание не есть простое созерцание, это непрерывная активная деятельность по нахождению и систематизации знаний о мире. Познавать - значит обращать свой познавательный взор на неизведанное, видеть неизвестное в известном и спрашивать об этом. Каким образом организован этот процесс? Что представляет собой «поисковая машина знаний»? Каков ее «пусковой механизм»?

В философском познании мы сами «творим» истину вследствие множества преобразований и обращений к себе. Философствовать - значит вопрошать о бытии. В научном исследовании столкновение с трудноразрешимой познавательной ситуацией порождает стремление к ее преодолению. Задавая вопросы, ученые стараются избавиться от них, получить неоспоримое знание. «Спрашивание известного с тем, чтобы оно показало неизвестную сторону, отличает мышление» [1, с. 29]. Тем не менее каждая эпоха обнаруживает недостаточность наличного знания и методов его открытия, что и предопределяет потребность в нахождении иного способа получения знания о незнании.

Любое научное исследование инициализируется формулированием темы, цели и постановкой проблемы. Тема не тождественна проблеме исследования. Проблема как бы предлагает ракурс для рассмотрения темы. Тематизация предваряет постановку многих концептуальных проблем. Тема отражает часть объективной реальности, которая составляет предмет данного исследования. Проблема основана на затруднениях и противоречиях, насыщающих тему новыми аспектами рассмотрения. Проблемы не должны просто служить препятствием, они ставятся, чтобы обеспечить прогресс науки, выработать новую или переосмыслить старую методологическую позицию. И даже доказательства неразрешимости проблемы составляют ее достижения. Появление понятия «проблематизация» позволяет говорить о возможности осуществить своеобразную репрезентацию проблемы.

Проблематизация есть «формы и методы постановки и употребления проблем в мышлении» [2, с. 801]. Проблематизация возвращает исследователя к изначально сформулированным проблемам с целью их устранения, способствует нахождению противоречий и затруднений в наличном знании. Проблематизация предстает как движение в обратном направлении, рефлексия; нахождение проблем как источников затруднений с целью их разрешения. Психологический

смысл понятия «проблематизация» проявляется в понимании и осознании невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, с помощью имеющихся знаний.

Известное, как писал Аристотель, известно не всем. Известное еще не значит познанное. Но даже во всем известном есть теневая, не просматриваемая в данный момент сторона. Например, ученые до сих пор не могут дать однозначный ответ на вопрос, как возникла жизнь на земле. Согласно некоторым подтвержденным данным первые живые организмы появились примерно 44,5 млрд лет тому назад, однако теорий происхождения жизни на земле достаточно много: от теории креационизма (сотворения) до теории биохимической эволюции.

Природа философии в отличие от науки проявляется в неоднозначности ответов и многоплановости проблемного поля, отсюда и тезис о проблематизации известного как отражении сути философии. А что же наука? Как освободиться от догм? Как увидеть в известном сокрытое? Еще древние говорили: чтобы продвинуться вперед, необходимо вернуться назад и обратиться к известному. Рефлексия и осмысление накопленного знания - путь к выявлению спорного, противоречивого, неизвестного компонента. И.Б. Ардашкин об этом пишет следующее: «Процесс познания всегда понимался как процесс получения нового знания посредством обнаружения или постановки проблем. Отсутствие "проблемы" означало, что наличное знание более или менее устраивает человека в плане объяснения тех явлений мира, для объяснения которых оно и предназначено» [3, с. 148].

В истории физики было множество ситуаций обнаружения нового знания путем проблематизации старого. Например, учеными-физиками была сформулирована четкая цель исследований: определить, является природа света волновой или квантовой. Гюйгенс как сторонник волновой теории доказывал тезис о том, что световые волны распространяются в специальной среде -эфире. Однако его доводы пошатнулись в конце XIX в., когда Майкельсон и Морли провели опыты с целью подтверждения или опровержения факта о существовании мирового эфира посредством выявления «эфирного ветра». Опыты подтвердили факт отсутствия эфирного ветра, что противоречило существующей теории и требовало ее уточнения. В итоге в связи с развитием квантовой механики была сформулирована позиция корпускулярно-волнового дуализма.

Расширение и углубление системы знаний происходит скорее как проблематизация известного, нежели как простое поэтапное накопление знаний. Авторитет здесь - недостаточный аргумент в стремлении к высшей, абсолютной ценности-истине.

Новые направления, открытия в науке возникают как результат работы недоумевающей мысли. Через проблематизацию новое дыхание приобретают многие философские мысли. Это демонстрирует знаменитое изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». В философии нет прогресса и усовершенствования старых теорий, к ней неприменима кумулятивная модель развития. Например, до XVII в. поведение человека объяснялось исключительно наличием сознания, но благодаря учению Лейбница о монадах, в недрах которого зародились представления о бессознательном, стали говорить об одной из областей души - области бессознательного знания. Существенные коррективы в представления о бессознательном внес З. Фрейд, распространив их на всю психику человека, на развитие ее личности и поведение. В итоге философские доводы, казавшиеся неопровержимыми, подвергаются критике и порождают новые проблемы и новые знания.

Философия в этом смысле - взгляд в будущее через призму прошлого. Новое знание не всегда упраздняет старое. Как «кирпичики», новые знания постепенно заполняют просвет в научной картине мира. А. Эйнштейн описывал науку как сложный процесс генерации и обновления знаний, который постигается в «рассмотрении индивидуального развития ее создателей» [4, с. 91].

Дело в том, что отсутствие проблем для науки равнозначно ее гибели. Приведем аргументы. Физика, бесспорно, фундаментальная отрасль естествознания. Со временем все сложнее открывать новые физические законы, ставить новые проблемы. В связи с утратой интереса к фундаментальному знанию необходимо искать открытия на стыке нескольких наук, междисци-плинарность становится тенденцией развития знания, актуализируется проблема логики и методов познания. Несмотря на все достижения науки, численность вопросов, на которые еще до сих пор нет ответов, только растет.

Изучение и осмысление процессов проблематизации приобретают высокую актуальность. Содержанием проблематизации как процесса, деяния, мыслительного действия является «включение известного в иной контекст, в большую целостность, в больший контекст, с целью обнаружения изъянов, неполноты признанной истины». Другими словами, это намерение, целеполага-ние, ориентированность на неполноту истины.

«Проблематизация» - это область появления проблем. Результатом проблематизации всегда является возникновение проблемы. Если этого нет, то мы не имеем ничего, кроме бесконечной неопределенности. Так, в частности, В.С. Степин в своей работе «Теоретическое знание» постоянно ссылается на то, что «познавательный процесс сегодня не столько направлен на решение проблем, сколько проблемноориентирован» [5, с. 627]. На наш взгляд, угасание интереса

философии к «проблеме» ни о чем не говорит или говорит только о том, что какие-то «модные» темы стали доминировать.

Значимость проблемы определяется значимостью исследовательских процессов. К тому же о какой проблематизации может идти речь без проблемы, ведь проблема является итогом, результатом проблематизации? Что значит «проблематизирован» без проблемы? Проблемная ориентированность - это и есть процесс нахождения проблем. Процесс выведения новой проблемы из наличного знания составляет суть проблематизации. Именно «проблематизация» выступает «способом соотношения знания и незнания на уровне предпосылочных представлений».

«Проблематизация» расширяет горизонт познания и вызывает интерес со стороны современной эпистемологии. Это объяснимо в связи с социокультурной ориентированностью познания. Подобная зависимость предопределяет обесценивание самого концепта «наука», инициирует переосмысление основных научных критериев и принципов, например, таких как принцип эмпирической обоснованности, наглядности, доказательности и т. д. Смысл этого пересмотра не в их отмене, а в расширении доказательной базы истинности знаний. Этот процесс может быть охарактеризован как «проблематизация», в процессе которой переосмысливается надежность устоявшихся принципов. Для современных ученых и исследователей предпочтительнее создавать и применять новые принципы, проблематизировать в форме «вопрошания» предпосылочного знания науки.

Проблематизация не действует случайно, бесцельно, направлена на расширение и углубление смыслов. Механизм вопрошания способствует реализации данной цели. Итог обозначенных действий - не в совокупности альтернативных решений, а в результате, в представлении знания в каком-либо ином плане, контексте. Проблемное знание запускает динамический процесс обнаружения скрытых возможностей знания. У. Джеймс по этому поводу написал, что «пробел в сознании может быть не мертвой пустотой, а чувствительным недостатком с положительным руководящим мотивом - надо искать неизвестное» [6, с. 173]. Вопрошание выступает инструментом проблематизации. А. Страусс и Дж. Корбин отмечают, что на всех его этапах действенна одна сквозная техника - постановка вопросов. Непрерывное вопрошание позволяет «расшатать» стандартные позиции в мысли и открыть дверь оригинальности. Задача философии - «вопрошать сущее и тем самым расширить рамки бытия» [7, с. 38].

Перспективные проблемы основываются на старом знании и выдвигаются в вопросительной форме. В случае вопрошающей проблематизации постановка вопросов связана с преодолением скованности знания и достижением большей результативности. Проблематизация - это универсальный акт нахождения, «рождения» проблемы, установка на нахождение новых проблем в форме еще не прозвучавших вопросов. Вопрошающая проблематизация позволяет выходить на новые уровни развития мыслительных умений, формируя стиль современного мышления.

Ссылки:

1. Хакуз П.М., Гура А.Ю., Лакербай З.К. Вопрос как исполнение вопрошания // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, культурология». 2014. № 4. С. 19-31.

2. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998. С. 801.

3. Ардашкин И.Б. Проблема и проблематизация // Известия Томского политехнического университета. 2004. Т. 307, № 4. С. 147-150.

4. Эйнштейн А. Физика и реальность / пер., сост. и коммент. У.А. Франкфурта. М., 1965. С. 91.

5. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000. С. 627.

6. Джеймс У. Психология / под ред. Л.А. Петровской. М., 1991. С. 173.

7. Хакуз П.М., Гура А.Ю. «Легкая трудность» как конструкция педагогического процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, культурология». 2012. № 4. С. 33-42.

References:

Ardashkin, IB 2004, 'Problem and problematization', Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta, vol. 307, no. 4, pp. 147-150, (in Russian).

Einstein, A & Frankfurt, WA (comp.) 1965, Physics and Reality, Moscow, p. 91, (in Russian). Gritsanov, AA (comp.) 1998, The newest philosophical dictionary, Minsk, p. 801, (in Russian). James, W & Petrovskaya, LA (ed.) 1991, Psychology, Moscow, p. 173, (in Russian).

Khakus, PM & Gura, AY 2012, '"Easy difficulty" as a pedagogical process design', Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Regionovedeniye: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, kul'turologiya», no. 4, pp. 33-42, (in Russian).

Khakus, PM, Gura, AY & Lakerbay, ZK 2014, 'The question is how questioning execution', Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Regionovedeniye: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, kul'turologiya», no. 4, pp. 19-31, (in Russian). Stepin, VS 2000, Theoretical knowledge, Moscow, p. 627, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.