Научная статья на тему 'О содержании и значимости миграционного опыта'

О содержании и значимости миграционного опыта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
204
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / МИГРАЦИОННЫЙ ОПЫТ / МИГРАЦИОННАЯ ПОДВИЖНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ СЕТИ / ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / POPULATION MIGRATION / MIGRATION EXPERIENCE / MIGRATION MOBILITY / ADAPTATION / MIGRATION NETS / POTENTIAL MIGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Метелев И. С.

В статье, в рамках социологического подхода, дан анализ феномена миграции населения. Обоснована целесообразность использования результатов изучения и измерения миграционного опыта для прогнозирования миграционной подвижности населения в целях последующего управления миграционными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the content and significance of migration experience

The article analyzes the phenomenon of population migration within the framework of the sociological approach. The author argues that migration experience should be used to forecast migration mobility for the purposes of managing migration processes.

Текст научной работы на тему «О содержании и значимости миграционного опыта»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

вующих моменту социологического обследования. Это по сути одно из выражений уровня подвижности населения. С помощью определенной системы показателей можно дать оценку миграционной подвижности населения как той или иной территории в целом, так и отдельных его групп, различающихся по разным параметрам.

Мобильность, в свою очередь, зависит от числа совершенных переселений, продолжительности проживания в районе выхода или месте вселения и т.д. Она во многом связана с участием населения в других видах миграции, в частности, в туризме, маятниковой миграции и др. Сочетание различных обстоятельств может привести к тому, что лица, обладающие меньшей миграционной подвижностью, т.е. миграционной биографией или опытом, окажутся в числе потенциальных мигрантов, тогда как мигранты, имеющие за плечами опыт многих перемещений, войдут в состав постоянного населения. Тем не менее, при равных условиях жизни лица, обладающие большей миграционной подвижностью, имеют, как правило, и большую психологическую готовность к переселению. Человек, обладающий большим миграционным опытом, скорее примет решение вновь переселиться, если его не удовлетворяют условия жизни в последнем месте жительства, чем тот, кто родился в данной местности и прожил там всю свою жизнь.

Миграционная подвижность — свойство, присущее не только отдельному человеку, личности, но и всей совокупности людей, населению в целом. Повышение миграционной подвижности — процесс исторический, необратимый, как и развитие человечества. Он может быть в самом общем виде охарактеризован ростом интенсивности перемещений, в первую очередь переселений населения.

Наряду с миграционным опытом (миграционной биографией) еще одним важнейшим условием успешной адаптации мигрантов является терпимость населения принимающих стран. О значимости проблематики толерантности свидетельствует то, что 1996 год был объявлен ЮНЕСКО «годом толерантности». Актуальность этого фактора сегодня на фоне межнациональной вражды, локальных военных столкновений, преследования национальных меньшинств актуальна, как никогда прежде. Но терпимость — явление сложное, противоречивое.

Обострение межэтнических и межконфессиональных отношений чрезвычайно сложно поддается урегулированию вследствие того, что все связанное с национальной, этнокультурной идентификацией носит выраженный иррациональный и эмоциональный характер. Если достижение компромисса в разрешении политических или социально-экономических процессов, как правило, снимает проблему, то в межэтнических отношениях взаимное недоверие и обиды могут носить латентный характер и оставаться очень надолго.

Поэтому этническая толерантность оказывается в поле повышенного внимания, на что указывает ряд принятых документов. В 1995 г. была принята Генеральной Ассамблеей ООН «Декларация принципов толерантности», а также Декларация «Терпимость и многообразие — ориентиры для XXI века», принятая в сентябре 2001 г. на Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии.

В «Декларации тысячелетия» Организации Объединенных Наций (сентябрь 2000 г.) терпимость названа фундаментальной ценностью XXI в. наряду со свободой, равенством, солидарностью. В ней подчеркивается, что «при всем многообразии вероисповеданий, культур и языков люди должны уважать друг друга. Различия в рамках обществ и между обществами не должны ни пугать, ни служить поводом для преследований, а должны пестоваться в качестве ценнейшего достижения человечества. Следует активно поощрять культуру мира и диалог между цивилизациями».

В России в 2001 г. Правительством РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», где дано ее четкое определение: «Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Терпимость — это то, что делает возможным достижение мира и

ведет от культуры войны к культуре мира. Культура — это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость — это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Терпимость должны проявлять отдельные лица, группы, государства.

Проявление терпимости, которая созвучна уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной справедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Она означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».

Человечество было динамичным всегда: люди по разным причинам меняли свое место жительства и род занятий. Не стало исключением и нынешнее столетие. Но сегодня миграционные процессы приобрели глобальный характер. Мигранты XXI века, как правило, стремятся сменить (временно или навсегда) места привычные и родные на новые, но уже обжитые и обустроенные другими людьми. Эта особенность современных миграций таит в себе непростую проблему, от решения которой во многом зависит как положение самих мигрантов, так и будущее принимающего их общества.

Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. установила в качестве одной из приоритетных задач «привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции».

Сегодня российская экономика нуждается в труде мигрантов. При этом следует понимать как сложен процесс включения в орбиту российского социума значительных групп иностранцев, менталитет и культурные традиции которых порою значительно отличаются от исторически сложившихся этнокультурных особенностей местного населения. И, конечно, процесс этот не должен быть стихийным. Вот почему в наши дни так важна работа в области адаптации, интеграции мигрантов, формирования толерантности в нашем обществе.

Как отмечалось выше, под толерантностью чаще всего понимается терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, выражающаяся в определенной нравственной позиции и психологической готовности к соответствующим формам поведения. Успешная миграционная политика в современном цивилизованном обществе призвана выстроить такую систему взаимоотношений местного населения и мигрантов, при которой обеспечивался бы баланс на рынке труда и социальная сфера справлялась бы с реальными нуждами людей, а различные группы населения имели бы возможность и потребность (!) гармонично сосуществовать.

Поэтому очень важно сформировать у всех участников общественных отношений в сфере миграции убеждение в обоюдной ответственности и в обоюдной защищенности. Соответственно, важнейшим фактором формирования толерантности, а значит и условий для адаптации и интеграции мигрантов, является некий закон, который должен быть обязательным и обеспечивать права и интересы всех участников отношений в сфере миграции.

В постсоветский период в ряде регионов РФ активно проводилась работа, направленная на формирование толерантности: принимались и действовали различные программы, осуществлялись научные исследования. Накоплен бесценный опыт. Тем не менее, ксенофобия и экстремизм не исчезли из нашего общества. Поэтому так важно проанализировать многолетний труд ученых, педагогов, общественных деятелей в этой сфере, понять причины неудач уже реализованных проектов и взять на вооружение успешно «работавшие» методики и образовательные программы. Деятельность в сфере формирования толерантности должна быть системной, ориентированной не только на процесс (чем больше мероприятий, тем лучше), но, прежде всего, на результат: устранение не только проявлений нетерпимости в обществе, но и причин, порождающих нетерпимость.

Поистине терпимым к другим может быть человек, который сам хорошо адаптирован к своему социальному пространству, а значит осознает прошлое, настоящее и будущее социума, в котором живет, в качестве своего собственного. В этом заклю-

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

а-

чается и важнеишии аспект толерантности — неравнодушное отношение к себе самому и окружающим. Толерантность — это нравственная позиция, основанная на самоуважении и самодостаточности, дополненная психологической готовностью к поведению, не противоречащему правам и законным интересам других людей.

Действительно, человек способен уважать этнокультурную самобытность других людей только в том случае, если обладает знанием многовековых традиций своего народа, ощущает с ним неразрывную связь. Поэтому освещение примеров доброжелательного отношения к представителям других культур может значительно обогатить содержание просветительской работы в области, как патриотического воспитания, так и формирования толерантности. Не стоит забывать, что народам РФ всегда были свойственны гостеприимство и сочувствие к представителям других этносов.

Более того, сама история становления и развития российского государства демонстрирует уникальную систему включения множества народов в орбиту российского социума, позволившую им не только сохранить свой язык, самобытность, религию, но и традиционный уклад жизни. Формирование толерантности является важнейшим, но не единственным условием успешного процесса адаптации и интеграции мигрантов.

Например, если говорить о трудовых мигрантах, то им необходима предварительная подготовка еще до отъезда в РФ, в своей стране. Судя по опыту домиграционной подготовки, который существует в ряде стран, в такой работе должны участвовать как государственные структуры, так и частные и общественные организации в стране исхода мигрантов. Государства, которые получают значимую часть национального дохода за счет труда своих граждан за рубежом, обязаны помогать им, создавать предпосылки для их безопасного труда. Что для этого нужно? Знать язык, элементарные правила законного пребывания, а также культурные традиции страны приема — и уметь с уважением к ним относиться. Кроме того, известна закономерность: чем выше квалификация, которой обладает мигрант, тем комфортнее и безопаснее его труд за границей. Успешная адаптация и интеграция мигрантов невозможна без участия и заинтересованности работодателей. Именно от них зависит, будут ли у работников силы и время для посещения занятий по изучению русского языка, знакомства с миграционным законодательством, а тем более с культурными традициями и нормами принимающего сообщества.

Немаловажна в этом плане роль работодателя в формировании желания мигранта адаптироваться к условиям российского общества. Если работодатель имеет возможность «быть разборчивым», нанимая временных трудовых мигрантов, он станет учитывать не только готовность иностранного гражданина продать свой труд по демпинговым ценам, но и потребует от него определенной профессиональной квалификации, знания языка, законов и культурных норм нашей страны.

Для устранения причин, препятствующих адаптации и интеграции мигрантов, необходимо взаимодействие государственных структур и институтов гражданского общества. Немалая роль в этом важном деле должна принадлежать конструктивному диалогу с национальными и общественными объединениями, религиозными организациями, которые как никто другой знают о бедах, нуждах и чаяниях мигрантов.

В нынешних условиях тратить государственные деньги на умело разрекламированные программы, посвященные исключительно вопросам толерантности, но не учитывающие ни причин формирования ксенофобии, ни реальных нужд местного населения, самих мигрантов, работодателей и др. — не только нерационально, но и представляется непозволительной роскошью. Не принесут ожидаемых результатов и отдельные социально-экономические меры, направленные на поддержку мигрантов, но игнорирующие при этом возможную встречную реакцию местного населения.

Государственная политика в данной сфере должна быть комплексной. А это означает, что необходимо выстроить единую стройную систему действий в масштабе общества, которая, во-первых, объединяла бы усилия государства, общественности, бизнес-структур, а во-вторых, охватывала бы весь спектр общественных отношений в сфере миграции (включая потребности российской экономики, рынка труда, процессы внешних и внутренних миграций, интересы местного населения).

На основании изложенного, можно сделать вывод о необходимости системного рассмотрения феномена миграции и коллизий миграционного опыта на таких уровнях анализа, как социально-философский, макросоциологический, микросоциологический, макро- и микроэкономический. На данной основе могут развиваться различные специальные подходы к анализу миграции, а именно, культурно-антропологический, социально-психологический, урбансоциологический, вплоть до географического понимания образов освоения пространства и времени.

Литература

1. Ивахнюк И.В. Евразийская миграционная система: теория и политика //Миграция и развитие: сб. ст. Науч. сер: Международная миграция населения. Россия и современный мир / гл. ред. В.А. Ионцев. — М.: Би Эль Принт, 2007. — Вып. 20. — С. 95-114.

2. Ионцев В. А. Международная миграция населения: теория и история изучения. — М.: Диалог-МГУ, 1999. — 370 с.

3. Ионцев В.А. Международная миграция населения: закономерности, проблемы, перспективы: дисс. на соиск. уч. степ. д-ра эконом. наук: 08.00.05. — М.: МГУ, 1999. — 470 с.

4. Касавин И.Т. «Человек мигрирующий»: онтология пути и местности // Вопросы философии. — 1997. — №7. — С. 76-79.

5. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. — М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000. — С. 12-13.

6. Макушинский А. Современный «образ мира»: действительность // Вопр. философии. — 2002. — №8. — С. 121, 127, 135.

7. Манхейм К. Диагноз нашего времени: Пер. с нем. и анг. — М.: Юрист, 1994. — 700 с. (С. 303, 305-306).

8. Метелев И.С. Социальная и индивидуальная природа миграционного опыта // Вюник СевНТУ: зб. наук. пр. Вип. 115/2011. Серiя: Фiлософiя. — Севастополь, 2011. — С. 34-38.

9. Миграция населения. Вып.1. Теория и практика исследования. Приложение к журналу «Миграция в России». — М., 2001. — С.18.

10. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (Вопросы теории) — Электронный ресурс / Режим доступа: http://rybakovsky.ru/ migracia2.html

11. Юдина Т.Н. Социология миграции. — М.: Академический проект. 2006. — С.10-13.

12. Lee, Everest. A Theory of Migration // Demography. — 1966. — № 1. — Vol. 3. — P. 47-57.

13. Statistics in Focus. — 2001. — № 1.

ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КУЛЬТУРА ФИРМЫ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, СТРУКТУРА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ

В.В. Прокин,

заведующий кафедрой экономической теории Пермского национального исследовательского политехнического университета, кандидат экономических наук

В.В. Лепихин,

ассистент кафедры экономической теории Пермского национального исследовательского политехнического университета;

А.А. Шарапова,

ассистент кафедры экономической теории Пермского национального исследовательского политехнического университета

r59tihonova@yandex.ru

Статья посвящена изучению состояния здоровьесберегающей культуры и предпосылок ее формирования. Предложено определение здоровьесберегающей культуры и выделены ее уровни. Создана авторская схема ресурсной системы фирмы, ориентированной на сохранение здоровья работников. Проанализирован ресурс корпоративного здоровья фирмы.

Ключевые слова: здоровьесберегающая культура, корпоративное здоровье, институциональная среда, человеческий капитал.

УДК 651.011:331.45 ББК 51.1,7

Ценность здоровья лидирует в системе ценностей российского населения. Так по результатам всероссийского исследования Института социологии РАН в 2011-2012 гг. наиболее массовые жизненные пожелания населения составили:

• здоровье себе и своим близким (43% опрошенных);

• жизнь в достатке (39%);

• счастье для родных людей (25%) [1].

Стратегия национального, регионального и корпоративного развития должны включать здоровье как важнейшую цель человека и как фактор достижения других стратегических целей общества и организаций.

Исторически сложилось, что все знания, связанные со здоровьем, получены и относятся к медицине, которая и использует их в своей практической деятельности. По этой же причине наличие здоровья отождествляется с отсутствием болезней. Однако развитие науки и техники и внедрение их достижений в область экспериментальной и практической медицины привели к всеобщему интересу к проблеме здоровья уже со стороны представителей других наук, которые пытаются расширить наши представления о здоровье, используя подходы и методы, доказавшие свою работоспособность в других областях. В настоящее время, остро стоит проблема здоровья нации. В 2010 году президент Российской академии медицинских наук М.И. Давыдов в докладе для Общественной палаты России привёл цифры, которые шокировали всех родителей России. Среди выпускников школ, сегодня, нет ни одного абсолютно здорового ученика. Вчерашний школьник, у которого уже наметились проблемы со здоровьем, поступая в вуз, сразу попадает в группу высокого риска. Учёные констатируют: почти у всех первокурсников высокая заболеваемость органов дыхания, расстройство обмена веществ, болезни эндокринной системы и пищеварения. А повышенная степень тревожности у большинства

1 1 4

студентов первых курсов, как правило, приводит к формированию хронической патологии [2]. К окончанию университета молодой специалист уже имеет амбулаторную карту с такими серьёзными заболеваниями, как гипертония и неврозы. Затем такой специалист с «букетом болезней» устраивается на работу.

В последнее время в обществе сложился принцип, что личное здоровье человека — состояние полного физического, психического и социального благополучия — неизбежно становится фактором, всецело определяющим уровень человекоотдачи и комфортности его существования в обществе. В условиях конкуренции на рынке труда усиливается объективная необходимость обращения человека к собственному здоровью, как к первооснове своей жизнедеятельности и конкурентоспособности.

Здоровье не только представляет ценность само по себе, но и влияет на срок накопления и использования других видов человеческого капитала — образования и опыта. Категория человеческого капитала была введена Гроссманом [3]. Здоровье выступает в качестве воспроизводственного ресурса современной экономики, так как эффективное воспроизводство здоровья населения органично включено во все фазы общественного производства. В комплексе это означает производство здоровых поколений, более равномерное распределение ресурса здоровья на все возрастные циклы жизнедеятельности человека, компенсацию недостающих резервов здоровья человека на поддерживающие лекарства, более благоприятную среду обитания, регулярную профилактику, рациональное потребление здоровья, т.е. его подержание в состоянии психологического, биологического, социального благополучия.

Если человек здоров, полон сил и энергии, то данные факторы положительно сказываются на эффективности производства, что в свою очередь выражается:

© ПСЭ, 2012

ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

08-

• в росте производительности труда и улучшении качества продукции;

• в совершенствовании структуры хозяйственной деятельности и организация труда и управления;

• в улучшении использования материальных ресурсов и совершенствовании методов управления;

• в улучшении качества решений и т.п.

Но самым важным является фактор повышения уровня развития личности, который не может быть достигнут без крепкого здоровья. Для достижения этой цели необходимо формировать знания и умения, помогающие сохранять и укреплять здоровье еще в детстве, что необходимо для будущего. Если человек с детства следит за здоровьем, можно с уверенностью говорить, что в перспективе это отличный, здоровый работник.

Конкретные средства оценки здоровья в виде воспроизводственного ресурса не разработаны. Следует особое внимание уделить всем ветвям власти и оздоровлению морального климата в обществе. Утрата идеалов, социальная несправедливость и неравенство, боязнь будущего — вот что разрушает физическое и психическое здоровье человека. Для самосохранения общества необходимо решить весь комплекс проблем, связанных с поддержанием и улучшением общественного здоровья. Каждый человек обязан с уважением относиться к своему здоровью и здоровью близких и всех, кто его окружает. Общественное здоровье складывается из суммы индивидуальных показателей.

В современной зарубежной литературе существуют различные подходы к изучению природы здоровьесберегающего поведения, принципов ее функционирования и взаимодействия с окружающей средой. Среди них особое место занимает новая институциональная теория: она рассматривает фирму как совокупность контрактов, регулирующих отношения между собственниками ресурсов (в данном случае ресурсом выступает здоровье работника) в условиях ассиметричной информации и несовершенного производства.

В экономической теории понятие «институт» было предложено Т. Вебленом. В настоящее время институционализм придерживается наиболее распространенной трактовки Д. Норта: «Институты — это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми» [4]. Любой «институт» — экономический, социальный, культурный — есть, по определению Д. Норта, правило игры в обществе, дополненное механизмом принуждения к его исполнению [5]. О. Уильямсон, соглашаясь с определением Д. Норта, трактуя институциональную среду как правила игры, определяющие контекст, в котором осуществляется экономическая деятельность [6]. Подобное мнение высказывает американский исследователь П. Кляйн, полагая, что институциональная среда формирует рамки, в которых действует человек [7].

Функции, которые институты выполняют в обществе, можно условно разделить на элементы, характеризующие деятельность конкретных институтов, и на функции, характеризующие институциональную среду в целом (рис. 1).

Рис. 1. Функции институтов и институциональной среды [8]

Природа правил, составляющих суть институтов, позволяет разделить их на два типа — формальные и неформальные. Формальным институтам соответствуют формальные правила и санкции. Напротив, неформальным институтам соответствуют правила неформальные, и наказание за отклонение от них реализуется спонтанным образом. Здоровьесберегающая культура, являющаяся предметом исследования, относиться к неформальным институтам.

Если рассматривать преимущества неформальных институтов, то к ним можно отнести:

— возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри сообщества и иным экзогенным или эндогенным изменениям;

— возможность применения различных санкций в каждом конкретном случае.

Недостатки неформальных институтов являются продолжением их достоинств. Неформальные институты часто характеризуются неоднозначностью трактовки правил, снижением эффективности санкций, возникновением дискриминационных правил.

Попробуем разобраться, насколько современное состояние экономической культуры вообще способствует формированию здоровьесберегающей культуры. Культура здоровьесбережения включает в себя: культуру образа жизни, культуру питания, физическую, потребительскую, политическую, социальную, психологическую культуру и культуру укрепления здоровья. Можно сказать, что культура здоровьесбережения в значительной степени определяется формирующейся экономической культурой.

Как известно, культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека. Сегодня человека, практически не знающего ничего о своем здоровье и о том, как его поддерживать, можно считать малокультурным.

Использование накопленного человечеством тысячелетнего опыта сохранения и укрепления своего здоровья позволило бы жить долго и счастливо.

Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) термин «здоровье» определяется как «не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия» [9]. Такое сложное и многогранное понятие как здоровье человека изучает целый ряд научных дисциплин: медицина, физиология, психология, социология, педагогика, экономика и др. Медицина с каждым годом получает всё более подробные знания о функционировании человеческого организма и представляет внушительный арсенал средств борьбы с заболеваниями. Психология, изучая закономерности и многообразие психической жизни человека — восприятие человеком окружающего мира, мышление, чувства, формирование его психических свойств, предлагает методы воздействия на стрессоустойчивость, депрессивность, агрессивность человека. Экономика рассматривает здоровье людей, как элемент человеческого капитала. Человеческий капитал — это термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник, которые приобретаются, благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в 1960 г. По ряду показателей развития человеческого капитала — грамотности взрослого населения, средней продолжительности и качеству обучения, развитию бесплатной медицинской помощи — Россия до недавнего времени находилась в числе стран с высоким их уровнем. Однако незавершенность реформ, особенно в социальной сфере, отсутствие последовательной долгосрочной социально-экономической стратегии и эффективной социальной политики привели к тому, что основные показатели развития человеческого капитала ныне значительно ухудшились. Дальнейший ход российских реформ во многом зависит от преодоления этих негативных тенденций и создания условий для успешного развития человеческого капитала. В этом залог экономического роста страны и благосостояния населения.

В 2012 г. на ряде предприятий г. Перми проводились исследования, которые выявили факторы, влияющие на здоровье персонала. Так же респонденты высказались о здоровом образе жизни и направлениях здоровьесберегающего поведения работников современного промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.